ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ




ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ, ВЫРАВНИВАНИЕ ПО СЕРЕДИНЕ, ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, ЖИРНЫМ ШРИФТОМ, БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕРЕНОСОВ, КАВЫЧЕК, ПОДЧЕРКИВАНИЯ И ТОЧКИ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Выполнил студент _________ группы __3__ курс обучения__6__ семестр

Очной формы обучения

_____________________________________ _________________

(И.О. Фамилия) (Подпись, дата)

 

Научный руководитель:

______________________________________ _________________

(ученая степень, должность, И.О. Фамилия) (Подпись, дата)

 

 

Дата защиты _____________________

 

Оценка _________________________

зачтено / не зачтено

 

Красноярск, 2017


■3 Часть I

Раздел А

Глава 1

Параграф а)

Рубрики более высоких номеров тоже нумеруются насквозь, а более низкие или насквозь или в пределах параграфа (пример 3).

■4 Глава 1 Глава 1

§1 §1

1) 1)

2) 2)

3) 3)

§2 §2

4) 1)

5) 2)

Глава 2 Глава 2

§3 §1

6) 1)

7) 2)

Индексационная нумерация применяется при дробной рубрикации и удобна в ссылках. Форма индекса - арабские цифры, разделенные точкой (Прим. 5-7). Примером является также нумерация этой работы. Можно использовать сочета­ние арабских и римских цифр, а также строчных букв русского алфавита (высшие рубрики отмечаются римской цифрой.

■5 1. ■6 I. ■7 А.

1.1. I.1. А.1.

1.2. I.2. А.2.

1.3. I.3. А.3.

1.3.1. I.3.1. А.3.1.

1.3.2. I.3.2. А.3.2.

1.4. I.4. А.4.

2. II. Б.

2.1. II.1. Б.1.

 

В курсовых и дипломных работах наиболее крупные части работы (главы, разделы) начинают с новой страницы, а параграфы продолжают текст работы на той же странице, на которой окончился предыдущий параграф данной главы.

 

2.3. Абзацы, перечни

Абзац - часть текста, объединенная одной мыслью. Он всегда начинается с абзацного отступа - красной строки (4х интервалов). Следующий абзац должен со­держать другую мысль. Не рекомендуется делать абзацы слишком большими или слишком маленькими.

Часто необходимо составлять различные перечни понятий, названий, поло­жений и т.п. Как это делать? Для наглядности элементы перечня выделяют каким-либо образом (нумеруют, литеруют или отмечают графически, чаще всего знаком тире).

По структуре перечни подразделяют на два вида: а) внутриабзацные, со­стоящие из одного или нескольких слов; б) с элементами — абзацами, представ­ляющими развернутое многословное предложение или несколько предложений.

Перед внутриабзаиным перечнем, после обобщающего слова или словосо­четания ставят двоеточие. Элементы перечня пишут со строчной буквы и нуме­руют (литеруют) арабскими цифрами (строчными буквами русского алфавита), отделяя круглой скобкой. Между элементами перечня ставят запятую, если эле­менты простые (Прим. 8), или точку с запятой, если они сложные (многословные, со знаками препинания внутри, Прим. 9).

■8 Н нн ннннн: а) ннн ннннн, б) нннннн, в) ннннинннн.

■9 Н нннннн нн: а) ннннннн, нннннн, нннннн; б) ннннн; в) ннннн, ннннн,

ннннннн; г) ннннннннн.

Эти правила распространяются и на перечни с элементами-абзацами (Прим. 10,11). Дополнительно следует учесть, что если абзацы сложные, состоящие из нескольких предложений, то их начинают с прописной буквы, отделяют друг от друга точкой и нумеруют римскими цифрами с точкой или прописными русскими буквами с точкой (Прим. 12,13). Элементы перечня - абзацы - можно выделить и графически. Для этого перед ними ставится тире. Если они начинаются со строч­ной буквы, то их разделяют запятой или точкой с запятой, а если с прописной, то точкой (Прим. 14,15).

■10 Нннн нннн нннн: ■11 Ннннн инннн ннн:

1) ннн нннн нннн нннннннн, а) ннн нннн нннн нн нннннн,

2) ннн нннн нннн нннннннн, б) ннннннн ннннн ннн,

3) нн нннн ннннннн. в) нннн ннннннннннн.

■12 Нннн нннн нннн: ■13 Нннн ннннн нннннн:

I. Ннн нннн нннн нннннннн. А. Нннн ннннн ннннннннннн.

II. Ннн нннн нннн нннннннн, Б. Ннн нннн нннн ннннннннн,

III.Ннн ннннн нннннннннннн. В. Нннн нннн нннннн нннн.

■14 Нннн ннннн нннн: ■15 Нннннн ннннн нннннн:

- Ннн нннннннн нннн нннннннн, - нннн нннннн ннн нннннн,

- Ннн нннннн нннн иннниини. - нннннн ннн нннннннн,

- Ннн нннн нннн нннннннн. - н ннн нннннн ннн нннннн.

 

2.4. Сокращения

В текстовой части работы разрешаются сокращения слов и словосочетаний при условии соблюдения некоторых правил. Необходимо выдержать во всей ра­боте единообразие их использования.

Сокращения при перечислении (и др., и пр., и т.д., и т.п.) применяются в конце предложения. Допустимо их использование и в середине предложения, если далее нет согласуемого с ним слова.

■ 16 "Рисунки, чертежи и т.п. оформляют...". Но: "... книги и тому подобные

издания".

Сокращения слова "имени" - им. - используется в названиях учреждений (например: МГУ им. М.В. Ломоносова). Сокращение слова город (г.) недопусти­мо использовать в начале предложения, а сокращенное слово область (обл.) ставится после названия области, при написании его в скобках (Рязанская обл.). Широко используемые сокращения гл., рис., табл., с, п., пп. применяются при ссылках и всегда только с цифрами (Прим. 17).

■17 "На рис. 9 показано... "; "как уже ранее упоминалось (С.34)...".

Но "Как видно из приводимой таблицы...".

Перед ссылками на главу, страницу и т.п. используется слово «смотри» (см.), а перед библиографической ссылкой дополнительно с двоеточием (см.:).

■18 см. гл. 6: см.: Иванов И.И., 1988.

Сокращения слов год (г.), года (гг.), век (в.), века (вв.) указываются при датах (в 1993 г.; в течение 1986-1990 гг.).

Сокращения млрд и млн пишутся вместо нулей в круглых цифрах без точ­ки в именительном и винительном падежах (1 млрд жителей, 34 млн клеток) и с точкой после цифр в остальных падежах (2 млн., 16 млрд.). Сокращение слова тысяч (тыс.) пишется после цифр вместо нулей и всегда с точкой (12 тыс. проб, на 2 тыс. проведенных опытов). Нельзя сокращать эти слова при употреблении перед цифрами и при отдельном употреблении от цифр (Прим. 19).

■19 Верно: Примерно тысяч 40, около 40 тыс.
Неверно: Четыре млн, тыс. 40.

Общепринятые аббревиатуры (МГУ, ЛГУ, ЭВМ и др.) и специальные, но широко распространенные в определенной области науки (ДНК, РНК, ВНД и др.), не требуют специальной расшифровки в тексте.

Если применяемые аббревиатуры мало известны, то при первом упомина­нии в тексте приводят полное название, а рядом в скобках дают буквенную аб­бревиатуру и далее уже используют только ее.

Если сокращенное слово относится к нескольким числам, названиям, на­именованиям и т.п., то его указывают один раз - перед перечислением либо после него (в табл. 5,6 и 9; в 1988,1989 гг.).

 


2.5. Числа и знаки

 

2.5.1. Числа

Числа в тексте могут быть написаны в виде цифр (13, XIII), слов (трина­дцать, тридцать семь) или в буквенно-цифровой форме (13-й, 5%-ный). Чаще все­го в тексте цифры используются как количественные и порядковые числитель­ные, а также при задании пределов изменения величин.

Количественные числительные. Их пишут в основном в цифровой или бук­
венно-цифровой форме арабскими цифрами без наращений падежных окончаний.
Однозначные числа и количественные числительные в начале предложения сле­
дует писать словом (Тремя опытами установлено...; Три образца...). Числитель­
ные, обозначающие число томов, частей, карт и т.п., в библиографическом описа­
нии и в тексте пишут с наращением падежных окончаний (в 5-ти частях; наиболее
соответствует этим требованиям 2-ое издание).

Числительные при наименовании единиц физических величин и денежных единиц рекомендуется писать в цифровой форме (длина образца-стимула дости­гает 50 мм).

Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже (17,5 метра, но не 17,5 метров).

Порядковые числительные. Пишут арабскими цифрами с падежным окон­чанием, которое должно быть:

а) однобуквенным, если последней букве предшествует гласная,

■20 Правильно: Неправильно:

6-й (шестой), 6-я (шестая), 6-м (шестым) 6-ой, 6-ая, 6-ым

50-е годы (пятидесятые) 50-ые годы

б) двухбуквенным, если последней букве предшествует согласная.

■21 Правильно: Неправильно:

6-го (шестого), 6-му (шестому) 6-ого, 6-ому

20-ми (двадцатыми) 20-ыми

Если более двух порядковых числительных, обозначенных арабскими циф­рами, разделены запятой, то наращивание падежного окончания делают только для по­следнего. Но если два порядковых числительным разделены не запятой, а союзом, то падежные окончания наращивают у обоих.

■22 Ученики 6,7,8-ых классов. Ученики 6,7-ых и 8-х классов.

Если два порядковых числительных разделены знаком тире, и падежные окончания у них одинаковые, то окончание пишется только у второго, а если рав­ные, то у обоих.

■23 60-70-е годы; но начало 70-х - 80-е годы.

Не наращивают падежные окончания у числительных, обозначающих номера страниц, глав, томов, иллюстраций, рисунков, приложений и т.п., если родовое название предшествует им, и наращивают, если они предшествуют ро­довому названию.

■24 в т.5, на с.24, см. рис<8, но 6-м томе, на 24-й странице.

Порядковые числительные пишут римскими цифрами при номере съезда, конференции, конгресса, века, квартала, месяца. С римскими цифрами никогда не употребляется наращивание падежных окончаний.

■25 XII Международный зоологический конгресс, I Всероссийская конференция,

XX век, П квартал, 6/ТУ.

Пределы величин в тексте обозначают предельными числами, между ко­торыми ставят тире, многоточие или предлоги "от" и "до". Первым обычно ста­вится меньшее число.

Знак тире не применяется, если одна или обе величины числа отрицатель­ные. В таких случаях рекомендуется употреблять предлоги.

■26 Правильно: Неправильно:

При температуре от-5 до+10 С° При температуре -5 - +10 С°

При температуре от -5 до -10 С При температуре -5 - -10 С°

Не рекомендуется опускать нули при обозначении нижнего предела. Но возможно не ставить у этого числа обозначения тыс., млн. и т.п., которые пишутся только один раз.

■27 Правильно: Неправильно:

Частота вращения центрифуги Частота вращения центрифуги

15 000-20 000 об/мин 15 - 20 000 об/мин

Частота вращения центрифуги Частота вращения центрифуги

15 - 20 тыс. об/мин 15 тыс. - 20 тыс. об/мин

Частота вращения центрифуги Частота вращения центрифуги

от 15 до 20 тыс. об/мин 15 тыс. до 20 тыс. об/мин

Предельные отклонения и средний размер величины должны быть приведе­ны в одинаковых величинах (20±2 мм).

 

2.5.2. Части речи с числительным в составе

Сложные существительные и прилагательные с числительным в составе следует писать в буквенно-цифровой форме (через дефис).

■28 150-летие, 90-летний, 45-процентный.

Не разрешается к написанной буквами части сложного существительного
или прилагательного присоединять окончание числительного.

 

■29 Правильно: Неправильно:

25-километровый 25-тикилометровый

17-процентный 17-типроцентный

Допускается замена прилагательного, образованного от единиц физических величин, сокращенным обозначением этих величин.

■30 15-км расстояние, 12-мм рассеивание.

Рекомендуется в сложных прилагательных, в состав которых входит слово "процентный", заменять его знаком (%), либо с окончанием "-ный", л-ного", "-ному", либо даже без этого окончания.

■31 15%-ный раствор, 15% раствор, к 15%-му раствору, к 15% раствору.

Важно соблюдение единого написания сокращений во всей работе.

 

2.5.3. Даты

Учебный, хозяйственный и финансовый годы пишут через косую линию. В остальных случаях между годами ставят тире, причем второй год тоже пишут полностью. Слова "год", "годы", "век" и "века" при числах сокращаются (г., гг., в.,вв.).

■32 Правильно:в 1988/89 учебном году, в 1925-1927 гг.;

Неправильно: 1980-81 гг.

Слово "год" не ставится при датах, взятых в круглые скобки. Обычно эти даты означают: годы жизни (стоят рядом с фамилией какого-либо лица); год из­дания произведения (после названия книги), элемент библиографической ссылки (на произведение печати, приведенное в списке литературы), дату исторического события.

■33 Ч. Дарвин (1809-1882), наблюдая...

В работе И.П. Мой "Волевые процессы" (1984) показано...

Исследованиями Власик установлено... (Власик, 1978)

 

2.5.4. Знаки

Знаки № (номер), § (параграф), % (процент), %о (промилле), ° (градус),'
(минута), " (секунда), С° (градус Цельсия) в тексте ставятся только при цифрах и
в заголовках таблиц.

■34 Правильно: Неправильно:

№ 5, в § 12, № пять, в § двенадцать,

угол 10°15'23\. угол десять °...

при температуре 20 С°, при температуре двадцать С0

Знак № не ставится перед порядковыми номерами таблиц, рисунков, глав, страниц и т.п.

■35 табл. 3, рис. 24, на с. 17

Знаки №, %, § и т.п. при нескольких числах не удваивают и ставят только один раз до или после ряда чисел.

■36Правильно: Неправильно:

№ 1,2,3,4; § 8,13,14; № 1, № 2, № 3, № 4; § 8, § 13, § 14;

50, 60 и 74%; от 40 до 65 %; 50%, 60%, и 74%; от 40% до 65%;

между № 10 и 14. между № 10 и № 14.

Математические обозначения =, //, <, > и др. применяют только в формулах и при цифрах в таблицах. В тексте их передают словами "равно", "параллельно", "меньше", "больше".


ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЧАСТИ

3.1. Таблицы

Таблица - результат систематизации цифрового и текстового материала.
Слова, обозначающие предметы, явления и процессы, которые характеризуются
таблицей, располагаются в ее верхней строке (головке) или левом столбце (боко­вике) таблицы (Прим. 37), а характеризуемые данные занимают остальную ее
часть (прографку). В приведенном примере головка таблицы характеризует раз­
личные параметры перемещения, а боковик - разные возрасты личинок.
37
Заголовок таблицы (нумерационный и тематический)

Таблица 1 – Уровень выраженности параметров родительского отношения матери к младшим школьникам

           
     
 
 

боковик таблицы головка таблицы

           
Ф.И. ребенка Л Принятие- отвержение Кооперация Симбиоз Авторитарная гиперсоциал.
А. Андрей          
А. Маша          
       
   
 

Б.Петр

       

прографка

Каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным этой графы, а каждый заголовок строки - ко всем данным этой строки. Это очень важ­ный принцип, который нельзя нарушать.

Данные таблицы должны быть сопоставимы, т.е. выражены в одинаковых величинах. Таблица должна легко читаться и быть экономично построена. Каж­дая таблица должна быть построена так, чтобы для ее понимания не нужно было привлекать разъяснения из текста или других таблиц.

Таблицу помещают в тексте по ходу изложения материала сразу после ссылки на нее. Большие таблицы помещают на отдельных листах, сразу за стра­ницей, на которой помещена ссылка, а очень большие таблицы и таблицы исход­ных данных - в "Приложениях". Расположение таблиц, несомненно, решение ис­следователя, но нужно помнить, что они должны конкретизировать текст работы. С точки зрения этого принципа, вынесение всех таблиц в "Приложение" не может быть признано эффективным.

Таблицы состоят из заголовка, головки, боковика, прографки, примечаний.

3.1.1. Заголовок

Состоит из двух частей - нумерационной и тематической.

Нумерационная часть заголовка нужна для связи с текстом, для удобства ссылки на таблицу. Наиболее распространенная форма - слово "Таблица" и порядковый номер арабскими цифрами (без знака № и точки на конце). Предпочтительней сквозная нумерация таблиц в тексте. Если таблица единственная, ее не нумеруют (но все равно подписывают). В приложении таблицы могут нумероваться римскими цифрами для того, чтобы отличать их от таблиц в основном тексте.

Тематическая часть заголовока определяет тему и содержание таблицы и помеща­ется вслед за нумерационным заголовком, в той же строке, через знак «-». Печатается как отдельное предложение с заглавной буквы и без точки.

Если заголовок оказывается длиннее ширины таблицы, то оно переносится под левый край.

Заголовок должен отражать то, какие цифровые данные приведены в этой, конкретной таблице. Обезличенные названия таблиц пригодные для целого ряда других таблиц, и не отражающие специфику данной таблицы, - наиболее часто встречающаяся ошибка. Несомненно, умение составить хороший тематиче­ский заголовок таблицы придет со временем. Но с самого начала следует пом­нить принцип озаглавливания: сначала - какие числовые данные содержатся в прографке таблицы (о чем эти числа, какой признак они характеризуют), а затем у кого, где, когда и т.д.

 

3.1.2. Головка

Головка таблицы должна быть составлена лаконично. В ней не допускаются сложные словосочетания.

В зависимости от сложности головки таблицы подразделяют на одноярус­ные (Прим. 37) и многоярусные (Прим. 38).

38

 

 

Частота встречаемо­сти, дети Учащиеся
младшие школьники подростки
мальчики девочки мальчики девочки
         

Порядок расположения граф в головке многоярусной таблицы в зависимо­сти от смысла таблицы может быть различным. Обычен либо систематический порядок, т.е. от большей значимости к меньшей (Прим. 38), либо расположение сопоставимых граф рядом (Прим. 39).

 

39

Испытуемыеые Факторы Примечания
    личностные cитуационные    
    А Б В Г Д Е    
1.              

Важным моментом является правильное написание заголовков. В одноярус­ной таблице все заголовки пишутся с большой буквы. В многоярусной, если они грамматически связаны, все заголовки, подчиненные главному, пишутся со строчной буквы. Если же они не связаны грамматически, то подчиненные заго­ловки пишутся с прописной буквы.

При написании заголовков граф рекомендуется использование единствен­ного числа. Возможно использование и множественного числа, если в прографке данные тоже приведены во множественном числе.

Элементы заголовка одного столбца располагают в следующем порядке: словесное определение показателя, кодовое обозначение показателя (если оно есть), обозначение единиц его измерения, указание об ограничениях (от, до, не более, не менее), номер графы в таблице.

40

Объем внимания, V, баллы Концентрация внимания, К, баллы Устойчивость внимания, У, баллы Переключение внимания, Пр, баллы Распределение внимания, Рп, баллы
         

Обозначения единиц физическим величин пишут в соответствии с обще­принятыми сокращениями (м, кг, с, мин и т.п.).

Графа "Номер по порядку" употребляется, если в тексте есть ссылка на строки таблицы. Занимает крайний левый столбец (№ п/п).

Нумерация столбцов таблиц используется в том случае, когда в тексте име­ются ссылки на них (Прим. 41).

Если таблица не помещается на одной странице, она продолжается на сле­дующей, для чего необходимо повторить головку таблицы (Прим. 41)

 

41

Таблица 4 – Параметры внимания у учащихся 4х классов

Объем Концентрация Устойчивость Распределение
     

На следующей странице

Продолжение таблицы 4

Объем Концентрация Устойчивость Распределение
     

 

На следующей странице

Окончание таблицы 4

Объем Концентрация Устойчивость Распределение
     

При повторе, в больших статистических или систематических таблицах, разрешается печатать не всю головку таблицы, а лишь номера ее граф (Прим. 41А).

41А

Таблица 4 – Параметры внимания у учащихся 4х классов

Объем Концентрация Устойчивость Распределение
     

 

На следующей странице

Окончание таблицы 4

     

После составления таблицы следует еще раз отредактировать заголовки граф, до­биваясь их упрощения. Рекомендуется сократить лишние слова и снизить, по воз­можности, ярусность таблицы.

 

3.1.3. Боковик

Заголовки боковика, как и головки, должны быть предельно лаконичны. Поэтому все общие слова выносят в заголовок над боковиком, т.е. в головку. Са­ми же заголовки боковика подразделяют на: а) одноступенчатые, т.е. без подчиненных заголовков (Прим. 42) и б) многоступенчатые (Прим. 43).

42Одноступенчатые 43 Многоступенчатые

Факторы интеллекта
Генетические:
генные хромосомные
Средовые:
семейные
социальные

 

Виды проекций
Прол
Иол
Дл
Дло
Лд

 

С какой буквы, прописной или строчной, писать заголовки боковика? Заго­ловки первой или единственной ступени пишут с прописной буквы, а заголовки 2-й и последующих ступеней - со строчной. Исключение составляют случаи, когда заголовки являются образцами для написания (Прим. 44, название генов не подлежит изменению).

44

Действующие гены у A. viniposus
Ah-1
aro C
Sys C

Заголовки обычно ставятся в именительном падеже единственного числа. Возможны изменения падежа или числа у зависимых заголовков, если этого тре­буют правила грамматики.

Если в нижестоящем заголовке повторяются слова вышестоящего заголов­ка, то их заменяют кавычками по числу замененных слов.

45

Признак
Цвет глаз
--- «--- волос
--- «--- кожи

 

Сроки учета фактора
До опыта в течение 30 дней
В опыте ---- «----- 15 – «--
После опыта ---- «----- 30 – «--

 

В конце заголовка знаки препинания не ставятся. После старшего заголовка, которому подчинены нижерасположенные заголовки, связанные с ним граммати­чески, ставится двоеточие (Прим. 43). Внутри текста заголовка знаки расставля­ются по общим правилам пунктуации.

 

3.1.4. Прографка

В этой части таблицы содержатся фактические данные, и поэтому она должна быть лаконичной и четкой. В целях упрощения, данные, общие для пока­зателей всей таблицы, выносят в тематический заголовок, а для всех показателей столбца (графы) - в заголовок графы или же проставляются только в первой строчке данного столбца.

46

  Длительность фиксации ч - мин
  2 15
  3 43
  3 57

 

  Длительность фиксации
  2ч 15мин
  3 43
  3 57

 

 

При отсутствии данных в соответствующей ячейке прографки проставляет­ся многоточие (...) или словосочетание "нет свед.". При отсутствии явления ста­вится тире. Оставлять ячейку пустой не рекомендуется.

Однотипные числовые данные в одной графе следует приводить с одним
уровнем точности, т.е. с одинаковым числом значащих цифр (Прим. 47). Распола­гать числа в ячейке следует так, чтобы их одинаковые разряды находились друг-
под другом (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). (Прим. 47).
Если сравнивается размах значений, то выравнивание идет по знаку тире (Прим.
48). При неоднородности числовых данных различные значения выравнивают по­
середине графы (Прим. 49).

47 48 49

Высота, см Вес, г Длительность, час
136,7 50-100 0,5-2,5
76,4 100-200 5,0
104,9 5-67 3,0-10,0
67,2 20-23 12,0

 

При написании чисел из 4 и более цифр их разбивают на группы, разделяя
последние пробелом. Ставить точку между группами запрещается.

50 Правильно: Неправильно:

3 345 6 543,87 3 345 3.345

2 487 12 345,36 423 2.487

2 758 987,67 5 123 5.657

Если в прографке присутствует текст, то каждый раз его пишут с большой буквы. Точку в конце фразы не ставят. Текст в ячейке прографки должен соответствовать заголовку и быть связан с ним грамматически. При повторении слов их заменяют кавычками по числу заменяемых слов, а при повторе целых фраз идет замена на словосочетание "то же". Однако одинаковые числа, цифры и знаки не заменяются и пишутся полностью.

 

3.1.5. Примечания

Таблица может сопровождаться примечаниями (внутритабличными и подтабличными). Первые выделяются в последний столбец (графу) таблицы, если большинству ее строк необходимы пояснения и для этого есть место (Прим. 39. С. 18???). Подтабличные примечания делаются, если они требуются лишь для не­скольких строк, для отдельных ячеек таблицы или слишком велики по объему (Прим. 37. С. 16???). Для их оформления под таблицей пишут слово "Примечание" или "Примечания", ставят двоеточие, а затем по порядку (используя арабские цифры с круглой скобкой) даются пояснения.

 

3.1.6. Связь с текстом

Таблица является составной частью текста, и ссылка на нее в тексте обяза­тельна. Анализируя таблицу, следует сформулировать ее основную идею и вывод, из нее следующий, обратить внимание на особенные данные, сопоставить их. Не следует повторять тематический заголовок таблицы или пересказывать ее содержание.

Ссылка на таблицу идет по любому из двух правил (Прим. 51). Если табли­ца удалена от места ссылки на нее, то можно указать номер страницы, на кото­рой она расположена (Прим. 51)

51 Данные, приведенные в табл. 3, показывают, что...

Налицо существенные внутрисуточные колебания (табл. 2, С. 23).

 

3.2. Формулы

Обычно в тексте приводятся математические и химические формулы. Если графический редактор не позволяет внести их в текст, то они аккуратно впечатываются или вписываются (черные чернила, паста или тонкий фломастер черного цвета) в текст. Рассмотрим написание математических формул.

 

3.2.1. Математические формулы

При их записи используются буквы греческого и латинского алфавитов. Следует соблюдать правильность написания этих символов.

Формулы располагаются на строке с отступом с обоих краев (втяжка). Если в тексте несколько формул и на них есть ссыпки, то формулы нумеруются общей сквозной нумерацией. Номером является арабская цифра, заключенная в круглые скобки и стоящая справа от формулы (Прим. 52).

52

Y= аХb, (1)

Где: X - длина тела, V - вес тела, а и b - эмпирические коэффициенты.

Существует порядок проставления скобок при написании формул. Сначала используются (), затем [ ], потом { }, и лишь после того как все предыдущие ис­пользованы, применяются угловые < >.

Перенос длинных формул разрешается в первую очередь на знаках сравне­ния =, <, >, затем на знаках арифметических операций +, — а если и это невоз­можно, тогда разрешен перенос на знаке умножения.

Знаки препинания у формул ставятся после формулы и перед номером, ис­ходя из построения фразы, к которой данная формула относится. Если формулой фраза заканчивается, тогда ставят точку, если заканчивается главное предложе­ние, то запятую (Прим. 52). Двоеточие ставят в случае, если этого требует пре­дыдущая часть фразы (Прим. 53). Если друг за другом следуют несколько фор­мул, то их разделяют точкой с запятой (Прим. 53).

53 Для формулы (1) понадобятся следующие коэффициенты:

а = 3,76;

b=1,43.

Коэффициенты в формулах пишут впереди букв и выражений слитно с ними (Прим. 54).

54 Правильно: Неправильно:

(h1-h2) (h1-h2)

Q= 15----------- Q= ----------- * 15

d d

Обозначения единиц физических величин подставляют в формулу тогда, когда в ней уже стоят числовые значения (Прим.55)

55 Правильно: Неправильно:

С = КRТ=1,5*100*300 м/с = С = КRТ м/с = 1,5*100*300 м/с =
= 45 000 м/с = 45 000 м/с

Расшифровка приведенных в формуле буквенных обозначений (экспликация) должна содержать все обозначения. Она отделяется от формулы запя­той (Прим. 52, С.19),

Дополнительные сведения о написании формул, как математических, так и химических, можно найти в литературных источниках, сведения о которых приведены в разделе "Библиографический список" [2,3].

 

3.3. Иллюстрации

К иллюстрациям относятся рисунки, фотографии, схемы, графики, чертежи, диаграммы и т.п. Без них немыслимо полноценное восприятие, а следовательно, и оформление работы.

 

3.3.1. Обозначения и нумерация иллюстраций

Любые иллюстрации обозначаются одним словом "рисунок" (рис.). Нуме­рация их может быть: а) сквозной (через всю работу), б) поглавной (гл. 1: рис.1, рис 2,...; гл. 2: рис.1, рис 2,... и т.д.) и в) поглавно-индексационной (гл. 1.: рис. 1.1, рис 1.2,...; гл. 2: рис. 2.1, рис. 2.2,... и т.д.). В курсовых и дипломных работах предпочтительней сквозная нумерация. Номер иллюстрации пишут арабскими цифрами без знака №. Иллюстрации в приложениях можно нумеровать римскими цифрами в отличие от иллюстраций основного текста.

 

3.3.2. Надписи и обозначения на иллюстрациях

3.3.2.1. Графики

На графиках указывают следующие данные (Прим. 56):

1. Наименования и единицы измерения величин, изменяющихся по осям, пишут
над осью ординат (вертикальной) и на правом краю оси абсцисс (горизонталь­
ной).

2. Числовые значения этих показателей отмечают под осью абсцисс и слева от оси
ординат.

Линии графика могут быть выделены различной плотностью (утолщенные, прерывистые, прерывистые с точкой, прерывистые с крестиком и т.п.) или отме­чены фигурами различной конфигурации (точка на линии, треугольник на линии, прямоугольник на линии, ромб на линии и т.п.).

■5 6

Наименования величин заменяются буквенными выражениями, а единицы измерения пишутся сокращенно в соответствии со стандартами. Однако если со­кращения малоизвестны, то они расшифровываются в подписи к рисунку или же в тексте. В последнем случае в подрисуночной подписи пишется "Пояснения в тек­сте".

Если обе шкалы начинаются с одной величины (например единицы), то цифра на их пересечении ставится один раз (Прим. 56). Если шкалы начина­ются с разных величин, то у начала каждой шкалы ставится своя величина.

 

3.3.2.2. Подпись

Наличие подписи к иллюстрации обязательно. Основные требования к ней -четкость и ясность, краткость, соответствие тексту и иллюстрации. Полная под­пись состоит из (Прим. 57):

а) сокращенного слова рисунок (Рис.);

б) порядкового номера (арабская цифра без знака №);

в) темы изображения (является основной подписью);

г) пояснения частей иллюстрации (экспликации) или справочных данных
о документальной иллюстрации (легенде);

д) примечаний (дополнительной информации об иллюстрации).
■57 Рис. 2. Схема строения рефлекторной дуги:

а б в

г 1 — афферентный путь; 2 — центральное звено; 3 - эфферентный путь.

д Схема цит. по Годфруа (1988)

 

Подпись к иллюстрации (Прим. 58) начинается с прописной буквы, и в конце ее точка не ставится. После порядкового номера ставится точка, если сле­дующая за ней основная подпись начинается с прописной буквы. После тематиче­ской части подписи либо не ставят точку, если подпись на этом заканчивается (Прим. 58), либо ставят двоеточие, если далее следует экспликация или легенда (Прим. 57).

 

■58 Рис. 4. Схема опыта

 

Экспликацию (легенду) начинают со строчной буквы. Ее элементы нуме­руются (арабские цифры) или литеруются (строчные буквы русского алфавита) в соответствии с иллюстрацией. Номер (буква) отделяется от соответствующего ему (ей) пояснения знакомтире. Элементы экспликации отделяются друг от дру­га точкой с запятой. В конце экспликации (легенды) точка или ставится, если да­лее следуют примечания, или не ставится, если она является последней частью подписи.

Если на иллюстрации приведено несколько рисунков, то следует пронуме­ровать или пролитеровать каждый из них и отразить это в экспликации. Если та­кой рисунок имеет свои составные части, отмеченные буквами или цифрами, то-это тоже следует отразить в экспликации. Причем сначала полностью описыва­ется первый рисунок, затем ставится точка с запятой, и после этого следует опи­сание второго рисунка.

Если иллюстрация взята из литературного источника, то следует указать это в подписи. Вот как выглядит подпись к иллюстрации, взятой из работы, автор ко­торой в свою очередь позаимствовал ее из другого литературного источника.

■59 Рис. 13. Схема социальных влияний (из Артемова,1987, по Егаsant, Brand,

1983)

 

3.3.3. Связь с текстом

 

При комментировании иллюстрации в тексте на нее делается ссылка по установленному образцу.

60 "как видно из рис.5...", "... сходные данные (рис.5).

Ссылку, удаленную от иллюстрации, делают дополнительно, указывая страницу, на которой находится иллюстрация.

■61 (см. рис. 5, с. 34)

При ссылке на рисунок, являющийся частью иллюстрации и обозначаемый дополнительной буквой (цифрой), после написания номера рисунка ставят запя­тую и пишут дополнительный номер или букву.

■62 На рисунке 8 б показано...; (рис. 10 в)

 

3.4. Латинский и иностранный текст

 

В ряде работ невозможно обойтись без использования латинского текста, поскольку требуется указывать названия иностранные термины или фамилии иностранных авторов. Если нет возможности внести ее используя текстовый редактор, то латинский текст аккуратно вписывается от руки (черные чернила, пастовый карандаш, тонкий фломастер черного цвета) в основной текст. Если термин может быть переведен, то при первом упоминании пишется его оригинальное название и в скобках - перевод на русский язык. В дальнейшем возможно упоминание только русского названия (Прим. 63, 64).

■63 Слово бихевиоризм берет начало от английского bechevior (с англ. поведение). Сейчас бихевиоризм....

■64 По данным Ашер (Асhег) эта закономерность отмечена только для младших

подростков. Однако дальнейшие исследования Ашер привели к...




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: