Организация и методика проведения экспериментального исследования гиперактивности старших дошкольников




С целью предварительного анализа изучаемой проблемы мы провели анкетирование педагогов образовательного учреждения, работающих в группах старшего дошкольного возраста, и родителей дошкольников. В анкеты были включены вопросы, направленные на выявление следующих параметров, выступающих внешними признаками гиперактивности: повышенная подвижность, неусидчивость, говорливость, отвлекаемость, невнимательность и отсутствие стремления к достижению цели в любой, даже очень привлекательной деятельности. Отвечая на вопросы анкеты, педагоги опирались на медицинские показатели (группа здоровья, медицинские заключения), степень выраженности и устойчивости признаков сверхактивности, импульсивности, нарушений внимания, пассивности, замедленности.

При обработке результатов анкетирования мы основывались на диагностических критериях гиперактивноси (Гарбузов В., Гаспарова С., Кольцова М.):

- чрезмерная активность;

- отвлекаемость, невнимательность;

- импульсивность;

- неспособность доделать работу до конца;

- быстрый темп деятельности;

- бесцельная двигательная активность;

- быстрая утомляемость;

- повышенный уровень агрессивности.

Наше исследование проводилось в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап.

На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:

1. Изучить особенности внимания гиперактивных дошкольников: продуктивность, устойчивость, концентрация внимания, способность ориентироваться в пространстве.

2. Изучить проявления агрессивности и импульсивности гиперактивных дошкольников.

3. Выявить показатели моторной активности старших дошкольников с гиперактивностью.

Для решения поставленных задач было проведено психологическое обследование детей, с целью выявления выраженности показателей гиперактивности.

На формирующем этапе исследования нами бала разработана и реализована коррекционно – развивающая программа, направленная на создание возможностей для самовыражения гиперактивных дошкольников, обучение приёмам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, развитие лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире а самим собой, развитие мыслительных операцй, коррекцию дифицитарных функций (внимания, волевой регуляции), развитие потенциальных возможностей гиперактивных дошкольников, отреагирование внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшение чувства вины.

На контрольном этапе исследования осуществлялось выявление эффективности формирующего воздействия по тем же методикам, что использовались на констатирующем этапе.

В научно – методический инструментарий исследования вошли следующие психодиагностические методики: «Запомни и расставь точки» (Локалова Н.П.), «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.), «Карты оценки индивидуально-типологической активности ребенка» (Чиркова Т.И.).

Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровневых параметров.

Методика диагностики внимания «Запомни и расставь точки» (Локалова Н.П.)

Цель проведения: диагностика продуктивности, устойчивости и концентрации внимания, способности ориетироваться в пространстве.

Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка

Процедура проведения: лист с точками мы предварительно разрезали на 8 малых квадратов, которые затем складывали в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее мы последовательно, на 1–2 сек, показывали каждый из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагали воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время мы давали ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

При оценке результатов основным критерием выступала правильность расположения точек (в строгом соответствии с образцом).

Выводы об уровне развития продуктивности, устойчивости и концентрации внимания:

высокий уровень – работа выполнена без ошибок.

средний уровень – ребенок допустил не более 4 ошибок.

низкий уровень – ребенок допустил 5 и более ошибок.

 

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)

Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описания жизни животного. Метод исследования построен на теории психомоторной связи.

Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка).

Процедура проведения: методика проводится по стандартной процедуре. Вначале мы установили доверительный контакт с ребенком и лишь потом сообщили ему о характере задания. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием». Мы уточнили, что нежелательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят. Время рисования не ограничивается. Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро заточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги стандартный, белый, но не глянцевый.

После рисования мы проводили с ребенком беседу о животном, уточняли: как животное называется, какой у него характер, чем питается, с кем дружит. Анализируя рисунок ребенка, мы получили информацию об индивидуальных эмоциональных реакциях ребенка, степени его эмоциональной зрелости и психической уравновешенности.

Для исследования особую ценность представляют особенности рисунка, которые характеризуют агрессивные тенденции личности. Такие как, рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Импульсивность ребенка диагностируется по характеру линий рисунка – прерывистые линии, резкие штрихи, линии, выходящие за контур рисунка, сильный нажим. Интерпретация рисунков проводилась на основе данных критериев.

Нами были выведены уровни агрессивности и импульсивности:

Высокий уровень - наличие нескольких выраженных агрессивных деталей у животного: рога, копыта, клыки; линии рисунков прерывистые, резкие, выходят за контуры рисунка; большое количество острых углов при рисовании животного; образ жизни животного носит агрессивный характер, направленный против другого объекта (против людей).

Средний уровень - наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного; образ жизни животного не носит агрессивного характера или имеет защитный характер; ряд линий прерывистые, резкие, в сочетании с плавными линиями, не всегда выходящими за контур рисунка;

Низкий уровень - отсутствие агрессивных деталей в изображении животного, все линии рисунка имеют плавный характер.

Поскольку гиперактивность не влияет в особой степени на интеллектуальную и коммуникативную активность детей, мы ограничились диагностикой по карте оценки моторной активности детей.

Организация исследования предполагала максимальную приближённость экспериментальных условий к таким, в которых изучаются показатели активности в дифференциальной психологии. Так, интенсивность и склонность к продолжению деятельности (эргический показатель) мы измеряли в ситуациях свободного выбора приёмов и способов деятельности, а скоростной показатель – на основании предоставленной возможности использовать свой темп выполнения действий.

Карты индивидуальной активности мы заполняли на основе наблюдений и простых экспериментальных занятий с детьми, в ходе которых ребёнок проявляет свою активность, способность вариативного выполнения.

В карте мы отмечали степень выраженности показателей. Поскольку цифры с левой стороны шкалы свидетельствуют о повышенной активности, при обработке они учитываются со знаком +. Цифры справа свидетельствуют о пониженной активности, соответственно при обработке они учитываются со знаком -. Например, цифра 3 с левой стороны – яркое проявление быстроты движений, цифра – 2 значительная скорость, а цифра 1 – выраженная скорость; 0 – разделительная графа, за которой идёт уже степень выраженности противоположного показателя. Цифра 3 справа обозначает выраженную медлительность, цифра 2 – медлительность значительную, а цифра 1 – незначительную медлительность.

Выводы об уровне моторной активности дошкольников:

Высокий уровень – от 30 до 28 баллов

Средний уровень – от 27 до 10 баллов

Низкий уровень – от 9 и ниже баллов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: