Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Мировая экономика»
Смирнова С.Н.,
доц., к.э.н.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
МАКРОЭКОНОМИКА
Направление подготовки: 080100 "Экономика"
Профили подготовки: Мировая экономика,
Финансы и кредит,
Налоги и налогообложение,
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры мировой экономики
Протокол № 7 от 30 августа 2011 г.
Зав. кафедрой МЭ В.И. Белоцерковский
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ.. 4
ТЕМА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОМ ХОЗЯЙСТВЕ. 22
ТЕМА 3. ИЗМЕРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 31
ТЕМА 4. МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ «СОВОКУПНЫЙ СПРОС - СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» 40
ТЕМА 5. ПРОБЛЕМЫМАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ.. 48
ТЕМА 6. МОДЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ «СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ– СОВОКУПНЫЙ ПРОДУКТ» 58
ТЕМА 7. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА.. 75
ТЕМА 8. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА.. 84
ТЕМА 9. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО.. 94
ТЕМА 10. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. 112
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 122
ТЕМА 1 ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИКУ
1.1. Предмет, функции и методы макроэкономики. Макроэкономические цели и инструменты. Особенности макроэкономического анализа Макроэкономическая статика и динамика. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Агрегирование экономических субъектов и экономических показателей Актуальные проблемы современной макроэкономики
1.2. Основные этапы развития макроэкономики. Конкурирующие школы и направления в макроэкономике.
1.3.. Модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов в смешанной экономике
1.4. Потребности. Экономические блага и их классификации. Общественные блага. Квазиобщественные блага. Потребности и благосостояние.
1.5. Ресурсы и их классификации. Экономическая эффективность
1.6. Экономические ограничения: кривая (граница) производственных возможностей. Структура экономики. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики. Межотраслевой баланс. Прогрессивная отраслевая структура национальной экономики.
1.7. Основные типы экономических систем.
Предмет, функции и методы макроэкономики. Макроэкономические цели и инструменты. Особенности макроэкономического анализа Макроэкономическая статика и динамика. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Агрегирование экономических субъектов и экономических показателей Актуальные проблемы современной макроэкономики
Современная экономическая теория изучает:
1) экономические (производственные) отношения – это отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Участники экономических отношений называются экономическими агентами (субъектами). Различают следующих основных экономических субъектов:
- в закрытой экономике - домохозяйства (индивиды), фирмы, государство;
- в открытой экономике к ним добавляется внешний мир.
Для изучения экономических отношений в экономике выделяют укрупненные группы экономических агентов: домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир.
Домохозяйство – это физическое лицо или группа физических лиц, имеющих обособленный бюджет. Домохозяйство владеет ресурсами, продает их на рынке ресурсов, получает за их продажу доходы и расходует их на потребление благ или сберегает.
Фирма – экономический агент (физическое или юридическое лицо или группа лиц), который покупает ресурсы, использует их для производства продукта, его продажи и получения прибыли.
Государство – это совокупность организаций, учреждений, обеспечивающих правовую инфраструктуру, «правила игры», производство общественных благ, перераспределение произведенных экономических благ.
2) пути эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения безграничных потребностей людей;
3) пути решения основных экономических проблем: Что, как и для кого производить?
Разделы экономической теории:
- микроэкономика изучает поведение отдельных фирм, домохозяйств, рынки отдельных товаров. К микроэкономике относятся теория рыночного спроса и рыночного предложения, теория фирмы, теория потребительского поведения и т.п.
- макроэкономика изучает национальную экономику как целое и мировую экономику, особая роль отводится изучению роли государства.
- мезоэкономика изучает подсистемы национальной экономики, отдельные отрасли;
- мегаэкономика изучает мировую экономику как целое.
Макроэкономика как наука и как метод государственного управления экономикой ставит перед собой конкретные цели и использует соответствующие инструменты.
Система макроэкономических целей включает в себя:
1. Экономический рост – долгосрочная тенденция увеличения реального ВВП или ВВП в расчете на душу населения.
Номинальный ВВП – это ВВП данного периода, рассчитанный в текущих ценах, т.е в ценах данного периода.
Реальный ВВП – это ВВП данного периода, рассчитанный в сопоставимых ценах, т.е. вы ценах базового периода, с которым ведется сравнение.
Деление экономических показателей на номинальные и реальные в экономической теории называется принципом классической дихотомии.
Темпы экономического роста рассчитываются по формуле:
Реальный ВВП данного периода
Темпы экономического роста = ------------------------------------------------ 100
Реальный ВВП предыдущего периода
Реальный ВВП данного периода
Темпы экономического прироста = --------------------------------------------------100 - 100
Реальный ВВП предыдущего периода
Различают экономический рост экстенсивный и интенсивный.
2. Экономическая стабильность: сглаживание циклических колебаний, уменьшение уровня безработицы и инфляции, достижение полной занятости ресурсов.
3. Социальная стабильность: обеспечение определенного стандарта уровня и качества жизни, уменьшение неравенства в доходах.
4. Равновесие платежного баланса (в открытой экономике).
Под инструментами макроэкономической политики понимают экономические переменные, находящиеся под контролем государства и способные воздействовать на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Наиболее важными макроэкономическими инструментами являются:
1. Налогово-бюджетная политика (фискальная), в том числе внешнеторговая политика (это регулирование государственных расходов и налогов для достижения поставленных целей);
2. Кредитно-денежная политика (монетарная), в том числе валютная политика – это регулирование денежной массы в обращении, процентных ставок и курсов валют для достижения поставленных целей).
Виды макроэкономической политики
1. Стабилизационная - система мер по борьбе с экономическими циклами, безработицей, инфляцией
2. Структурная (в том числе промышленная) – система мер по обеспечению сбалансированной структуры экономики.
Функции макроэкономики:
1. Познавательная (экономические законы, макроэкономические категории)
2. Практическая
3. Идеологическая
4. Методологическая
Макроэкономика делится на
- позитивную - описание фактов, анализ функционирования системы (как есть)
- нормативную – оценки, рекомендации, прогнозы (как должно быть)
Макроэкономика как и экономическая наука в целом использует формально-логические (формальная логика – изучение мысли с позиций структуры, формы) методы, общие для всех наук, в их числе методом абстракции, сочетанием анализа (разделение целого на части) и синтеза (соединение частей в целое), индукции (от частного к общему) и дедукции (от общего к частному), методами сравнения (метод, определяющий сходство и различия явлений и процессов) и аналогии (перенесение свойств известного явления на неизвестное).
Использование метода абстракции (обобщения) позволяет сформулировать экономические категории - научные понятия, характеризующие сущность, важнейшие стороны экономических явлений (цена, конкуренция, спрос, инфляция, безработица, экономический рост, структура экономики и т.д.).
Помимо формально-логических методов, экономисты, как и представители других общественных наук, широко используют диалектический подход, который предполагает изучение экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и развитии.
Важнейшими диалектическими приёмами являются:
1) восхождение от абстрактного к конкретному (раскрытие системы экономических отношений от простейших, сущностных элементов до реальной хозяйственной практики в ее многообразии);
2) единство исторического и логического (исследование закономерностей развития экономических отношений через конкретные исторические события, которые очищаются от случайного, второстепенного).
Развитие экономикс с начала ХХ века характеризуется усилением роли такого метода как экономико-математическое моделирование.
Экономическая модель – это формализованное (в виде системы уравнений, графика или схемы) описание экономического процесса или явления, отражающее главные его характеристики (например, кривая производственных возможностей).
Экономисты используют также методы экономическое экспериментирование. Экономическое экспериментирование - это искусственное воспроизведение или изменение экономического явления с целью достижения ожидаемых результатов. Например, экономические эксперименты на микроуровне – это новые системы организации труда и оплаты труда Ф. Тейлора, Генри Форда, попытки внедрения хозрасчета, бригадного подряда в СССР, "кружки качества" в Японии и т. д. Если эксперимент оказывается удачным, то он становится повседневной хозяйственной практикой.
Экономическое экспериментирование на макроуровне (уровне отдельного государства или группы государств) практически сливается с государственной экономической политикой, которая заключается в том, чтобы сознательно воздействовать на хозяйство, стимулируя полезные для общества изменения. Например, «шоковая терапия» Е. Гайдара.
Несмотря на диалектическое единство и общие с микроэкономикой идеи и методы исследования, макроэкономика использует свои, отличающиеся от микроэкономических, показатели и модели.
В макроэкономике используются агрегированные (совокупные) показатели: уровень цен, реальный ВВП, совокупные спрос и т.п.
Экономические показатели делятся на потоки и запасы. Потоки характеризуют изменения за определенный период, например, объем ВВП за год, объем инвестиций за год, изменения числа безработных за месяц и т.п.
Запасы рассчитываются на определенную дату, например, величина денежной массы на определенную дату, объем госдолга на 01.01.2008. и т.д.
При построении макроэкономических моделей важно определить экзогенные и эндогенные переменные. Эндогенные (внутренние) – переменные, которые определяются в результате решения модели. Экзогенные (внешние) – определяются вне данной модели.
Основные этапы развития макроэкономики. Конкурирующие школы и направления в макроэкономике.
Как самостоятельный раздел экономической теории макроэкономика формируется в 1930е гг. в работах выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Его главный труд «Общая теория занятости, процента и дене г» (1936), хотя отдельные элементы макроэкономического анализа содержатся в работах представителей более ранних экономических школ.
Таблица 1-1