Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1970-2008 гг.




Группы населения (по 20% от общего числа) Доля в общем объеме доходов населения, %
  1995 г.  
Низшая 7,8 6,1 5,1
Вторая 14,8 10,8 9,7
Третья 18,0 15,2 14,8
Четвертая 22,6 21,6 22,5
Высшая 36,8 46,3 47,9
Коэффициент Джини нд 0,387 0,423
Коэффициент фондов нд 13,5 16,8

d
e
b
c
2001г.
1991г.
М
Совокупные доходы,%
0 F1 F2 F3 F4 F5 F
Рис. 2-4. Кривые Лоренца для России в 1970г. и в 2008г.

 

 

Кривые Лоренца для России, построенные на основе этих данных (рис. 6-1), и коэффициенты Джини свидетельствуют об усилении неравенства населения в доходах.

К основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты, индексация доходов, прогрессивное и льготное налогообложение, социальные трансферты.

Минимальные государственные социальные стандарты можно определить как государственные услуги, предоставление которых гражданам гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне. Они необходимы для определения контингента населения, нуждающегося в поддержке государства, для планирования государственных расходов. К минимальным государственным социальным стандартам относятся минимальная потребительская корзина, прожиточный минимум (черта бедности), минимальная часовая ставка заработной платы или минимальный размер оплаты труда.

Минимальная потребительская корзина – это минимальный набор продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум (ПМ) – это стоимость минимальной потребительской корзины. ПМ используется для определения черты бедности.

Установление минимальной часовой ставки оплаты труда или минимального размера оплаты труда (МРОТ) призваны обеспечить минимальные гарантии восстановления рабочей силы.

Индексация доходов – это увеличение номинальных доходов в соответствии с темпами инфляции для сохранения их покупательной способности. Номинальные доходы – это денежные доходы за определенный период времени. Реальные доходы показывают, как изменится количество товаров и услуг, которое можно прибрести на номинальные доходы.

Налоги – это обязательные, принудительные, безэквивалентные платежи, взимаемые государством с фирм и домохозяйств. Прогрессивные налоги – это налоги, ставка которых увеличивается при увеличении налогооблагаемой базы.

Используя прогрессивное налогообложение, государство осуществляет перераспределение доходов с целью смягчения неравенства доходов. Так, например, ставка прогрессивного подоходного налога в Швеции колеблется в пределах ″вилки″ 16 – 65 %, в Канаде – 14,4 – 51,3 %, в США – 15 – 50 %.

В РФ прогрессивное налогообложение не используется для перераспределения индивидуальных доходов. С 2001 г. в стране действует пропорциональная система налогообложения, при которой налоговая ставка не изменяется при изменении налогооблагаемой базы.

Социальные трансферты – социальные выплаты и льготы, не связанные с результатами хозяйственной деятельности в текущем периоде (пенсии, стипендии, льготное или бесплатное здравоохранение, образование и т.п.)

 

Ограниченность государственного регулирования рыночной экономики. Разгосударствление и приватизация. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

Система государственного регулирования экономики несет в себе неустранимое противоречие. С одной стороны, провалы рынка, его недостаточная экономическая эффективность и неспособность решать социальные проблемы требуют правительственного вмешательства. С другой стороны, деятельность правительства часто ведет к распространению неэффективности и неравенства даже на тех рынках, которые могли бы хорошо функционировать и без государственного регулирования.

Причины неудач правительства двояки. Во-первых, действует закон непреднамеренных последствий. Во-вторых, возникают явления, которые называют провалами правительства.

Закон непреднамеренных последствий - это свойство действий правительства приносить неожиданные отрицательные эффекты в дополнение к тем положительным, которые были целью этих действий. Выплата пособий по безработице, например, имеет ожидаемый полезный эффект - помощь безработным, но может иметь также и непреднамеренный отрицательный эффект - рост числа безработных из-за снижения их активности в поиске работы. В силу взаимной противоречивости исходных задач государственного регулирования практически любое действие правительства обязательно приведет одновременно как к позитивным, так и к негативным последствиям.

Ситуации, при которых политика правительства ослабляет эффективность использования ресурсов в сравнении с рыночным механизмом, усиливает социальную напряженность в обществе, называют провалами правительства. К провалам правительства относятся:

1) Рентоискательство, популистская озабоченность депутатов толкает их к защите программ, дающих заметный сиюминутный результат, к принятию решений, чьи положительные последствия наиболее понятны рядовым избирателям, а отрицательные последствия неочевидны. Ярким примером является ваучерная кампания 1992-1994 гг. в России.

2) Б юрократизм – постоянное увеличение государственного аппарата, рост числа чиновников

3) Л оббизм - "проталкивание" небольшими, но сплоченными группами хозяйственных законопроектов (например, норм налогообложения), выгодных именно этим группам, но безразличных или даже вредных широким массам рядовых избирателей. Таким образом, хотя государственное регулирование составляет необходимый элемент современного рыночного хозяйства, оно тоже имеет свои отрицательные стороны. Есть сферы экономики, где рынок малоэффективен, но есть и сферы, которым вмешательство государства принципиально противопоказано.

4) Коррупция (от. лат. corruptio - подкуп) - прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения. Как правило, сопровождается нарушением законности.

Общее требование к государственному регулированию в развитом рыночном хозяйстве формулируется следующим образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного механизма, но не стремиться подменить его.

Разгосударствление – сокращение сферы и объемов государственного вмешательства в экономику. Разгосударствление может осуществляться через либерализацию рынков и приватизацию.

Либерализация рынков есть система мер по стимулированию конкуренции, по переводу государственных предприятий на рыночный режим. Она включает:

-дробление крупных предприятий; - поощрение диверсификации (расширение ассортимента) производства; -поощрение импорта, - поддержка малого и среднего бизнеса

Приватизация в широком смысле слова - это преобразование государственной собственности в частную и другие формы собственности.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: