Дополнительная общеразвивающая программа
«РИТОРИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(Разработана к.п.н. Романовой И.В., старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка» на концептуальной основе научно-риторической школы профессора Т.А. Ладыженской)
Возраст дошкольников - для детей от 4 до 7 лет.
Срок реализации Программы - от 1 до 3 лет.
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………3
2. Содержание Программы………………………...7
3. Учебный план ……………………………………11
4. Методическое сопровождение …………………12
5. Организация работы ……………………………13
6. Методическое обеспечение……………………...14
Пояснительная записка
Направленность программы – социально- педагогическая. Назначение - создание условий для социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками) в тесном взаимодействии педагогов и родителей.
Актуальность программы. Свободная, творческая личность, обладающая чувством собственного достоинства и проявляющая уважение к людям, формируется всю жизнь, но основы ее закладываются в дошкольном возрасте. Вопросы, связанные с нравственным воспитанием и коммуникативным развитием, для педагогической науки всегда были важными, но в течение последних двадцати лет они стоят наиболее остро. Дошкольное образование – это первая ступенька общественной социализации ребенка, где закладываются нравственные ценности и нормы культурного поведения, развивается формирующаяся личность маленького гражданина России [1]. Эффективное коммуникативно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России в течение всей жизни может обеспечить система непрерывного риторического образования, которая является неотъемлемой составляющей общей системы образовательного процесса (от предшкольного и до послевузовского включительно) [6]. Вслед за З.И. Курцевой, мы понимаем риторическое образование как многоуровневую теоретико-прагматическую систему, основной целью которой является обучение общению, коммуникативное развитие и нравственное воспитание функционально грамотной личности, способной успешно взаимодействовать и самореализоваться в современном социуме.
Результат развития, воспитания и образования ребенка на этапе дошкольного детства ‑ это подготовка к успешному обучению в школе. Целью подготовки к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др., то есть формирование предпосылок универсальных учебных действий.
Предлагаемая программа призвана дополнить пропедевтический курс риторики, который представлен в комплексной программе «Детский сад 2100» рабочей тетрадью для дошкольников «Ты – словечко, я – словечко…» [7] и обеспечить систематическую целенаправленную работу по обучению детей общению на начальной ступени общего образования.
Цели программы:
1. Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Развитие у детей дошкольного возраста осознанного отношения к оценке речевого поведения с точки зрения нравственных ценностей.
3. Развитие у дошкольников чувства коммуникативной целесообразности высказывания.
Задачи программы:
1. Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения) и основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
2. Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
3. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, с учетом ситуации общения, адресата, соотношения вербальных и невербальных средств выразительности речи.
Отличительные особенности и адресат дополнительной образовательной программы:
Программа «Риторика до школы» предназначена для детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), посещающих учреждения общего и дополнительного образования.Курс программы состоит из 36 тематических встреч с детьми, вариативен для использования, так как предполагает реализацию:
- в течение одного года ‑ (предшкольная подготовка),что составляет 36 недель, то есть одна тематическая встреча в неделю;
- в течение двух лет ‑ (старшая и подготовительная группа), ежегодно 36 недель, тематические встречи проводятся через неделю;
- в течение трех лет – начиная со средней группы, по упрощенному варианту учебно-тематического плана программы первого года обученияначиная со второй половины года.
В старшей и подготовительной группах (по плану первого и второго года обучения соответственно) ‑ тематические встречи проводятся через неделю.
Возможные формы проведения тематических встреч с детьми: игра, путешествие, сказка, экскурсия, конкурс, викторина, творческий вечер, концерт, праздник и др.
Возможные формы организации деятельности детей на тематических встречах: групповая; индивидуальная; индивидуально-групповая; работа в парах и т.д.
Планируемые результаты освоения Программы:
Формирование социально-коммуникативных умений развивает способность ребенка к общению, которая проявляется на трех качественных уровнях:
«Я ХОЧУ» ‑ потребность и желание вступать в общение с окружающими;
«Я ЗНАЮ» ‑ знание норм и правил, которым нужно следовать при общении;
«Я УМЕЮ» ‑ умение организовать общение со взрослыми и сверстниками.
К ожидаемым результатам, при соблюдении требований к условиям реализации дополнительной образовательной программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ», на завершающем этапе ее реализации можно отнести следующие целевые ориентиры:
- Ребенок умеет строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств, способен строить конструктивные взаимоотношения с участниками по совместной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ‑ игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
- Ребенок способен определить степень вежливого поведения, умеет оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения (так вежливо – так невежливо; так говорить можно – так говорить нельзя; так верно выражена мысль – так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь – так плохо звучит речь и т.п.).
- Ребенок способен ориентироваться в различных ситуациях общения и строить речевое высказывание, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам в разных видах деятельности, старается разрешать конфликты.
- Ребенок достаточно хорошо владеет средствами выразительности устной речи: способен владеть своим голосом, понимает, когда нужно говорить громко-тихо, быстро-медленно, с какой интонацией и т.п.
- Ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства и реагирует на речь говорящего в общении со взрослыми и сверстниками.
Формы педагогической диагностики.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. [2].
При реализации программы «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей [2].
Формы оценки индивидуального развития ребенка:
- наблюдение за проявлениями социально-коммуникативного поведения дошкольника в различных видах деятельности,
- анализ продуктов детской речевой деятельности (выступления на публике, текстопорождение и словотворчество),
- анкетирование родителей по вопросам сформированности у ребенка социально-коммуникативной компетентности, которая подразумевает развитие следующих умений:
1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём.
2. Умение получать необходимую информацию в общении.
3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
5. Умение спокойно отстаивать своё мнение.
6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
7. Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать и т. д.)
8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
9. Умение принимать и оказывать помощь.
10.Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Результаты фиксации освоения Программы. Ожидаемым результатом работы по программе является социально-коммуникативное развитие дошкольника на основе формирования у него системы базовых нравственных ценностей (представлений ребенка, которые закрепляются через опыт общения со взрослыми и сверстниками). Этот процесс достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребенка, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Программа «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» разработана на основе концептуальных положений научно-риторической школы Т.А. Ладыженской [8], поэтому носит практико-ориентированный характер и предполагает только продуктивные виды детской деятельности.
Возможным итогом работы по программе (то есть внешним результатом деятельности) может быть создание накопительной папки - портфолио дошкольника на тему «По дороге к волшебной стране «Риторика» (в котором хранятся фотографии публичных выступлений; рисунки и поделки; придуманные ребенком и записанные на различные носители тексты сказок и рассказов, чистоговорок и считалок, и пр.).
Содержание Программы.
Тематическое планирование первого года обучения.
№ п/п | Тема | Количество встреч |
1. | «Общение» | |
1.1. | «Острое словечко колет сердечко» (Что такое общение?) | |
1.2. | «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» (Устное общение). | |
1.3. | «Что написано пером – не вырубишь топором» (Письменное общение.) | |
1.4. | «Вежливости открываются все двери» (Зачем быть вежливым?) | |
1.5. | «Лучше друг верный, чем камень драгоценный» (Поделись игрушкою своей!) | |
1.6. | «Испокон века книга растит человека» (Говорит она беззвучно…) | |
2. | «Речевой этикет» | |
2.1. | «Добро того учит, кто слушает» (Благодарность) | |
2.2. | «Попросишь красиво - будешь очень милой» (Как обратиться с просьбой) | |
2.3. | «Каков привет, таков и ответ» (Здравствуйте!) | |
2.4. | «Много говорить — голова заболит» (Правила общения). | |
2.5. | «Красна речь слушаньем» (Какой ты слушатель?) | |
2.6. | «Слово жжет хуже огня» (Не забудь извиниться). | |
3. | «Техника речи» | |
3.1. | «Будь своему слову господин» (Каким тоном?) | |
3.2. | «Лучше ногой запнуться, чем языком» (Твой голос) | |
3.3. | «Не скупись на улыбки, каждый делает ошибки» (От улыбки стало всем светлей…) | |
3.4. | «Кто языком штурмует, не многое навоюет» (Тихо или громко?) | |
3.5. | «Слово за словом вперебой идет» (Не сломай язык!) | |
3.6. | «Где слова редки, там они вес имеют» (Отгадай, что я сказал!) | |
Всего |
(Прим. автора: в скобках даны соответствующие темы по рабочей тетради для дошкольников «Ты – словечко, я ‑ словечко…» (Курцевой З.И.) комплексной программы «Детский сад 2100»).
Тематическое планирование второго года обучения.
№ п/п | Тема | Количество встреч |
1. | «Общение» | |
1.1. | «Хорошая беседа не хуже обеда» (Для чего люди общаются?) | |
1.2. | «Друга нет – не мил белый свет» ( Для дружбы нет расстояния). | |
1.3. | «Книгу читаешь, как на крыльях летаешь» (Говорит она беззвучно…) | |
1.4. | «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги» ( Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много). | |
1.5. | «Правду говорят двое: тот, кто рассказывает, и тот, кто слушает» (Кто? Кому? Зачем? Как?) | |
2. | «Речевой этикет» | |
2.1. | «Бывает, что одно и то же слово терзает одного, целит другого» (Не забудь извиниться!) | |
2.2. | «Без привета нет ответа» (Здравствуйте!) | |
2.3. | «В чем проговорился, с тем и простился» (До свидания!) | |
2.4. | «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди» (Благодарность) | |
2.5. | «Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай» (Правила общения). | |
2.6. | «Говорить, не думая, — что стрелять, не целясь» (Как обратиться с просьбой). | |
2.7. | «Лошадь узнают в езде, человека — в общении» (Разговор по телефону) | |
2.8. | «Жить в соседях — быть в беседах» (Приглашение) | |
3. | «Техника речи» | |
3.1. | «Доброе слово дом построит, а злое разрушит» (Каким тоном?). | |
3.2. | «Язык болтает, а голова отвечает» (Мирись, мирись, мирись и больше не дерись!) | |
3.3. | «Сказанное слово — серебряное, несказанное — золотое» (Когда хорошо молчать как рыба?) | |
3.4. | «За её языком не поспеешь и босиком» (Поспешишь – людей насмешишь!) | |
3.5. | «Слов много, а дела мало» (Отгадай, что я сказал!) | |
Всего |
(Прим. автора: в скобках даны соответствующие те мы по рабочей тетради для дошкольников «Ты – словечко, я – словечко…» (Курцевой З.И.) комплексной программы «Детский сад 2100»)
Содержание программы является пропедевтическим курсом школьного риторического образования концепция и программа которого разработаны профессором Т.А. Ладыженской.
Программа «РИТОРИКА ДО ШКОЛЫ» служит дополнением к уже существующему курсу «Ты ‑ словечко, я ‑ словечко» для дошкольников З.И.Курцевой – цели, задачи и разделы программ совпадают, и, не смотря на то, что каждый раздел имеет свою специфику, свою воспитательную и образовательную ценность, тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга.
Раздел «Общение»
Содержание раздела:
Общение, его значение для человека. Общение бывает разным (письменное и устное). Речевая ситуация (Кто? Кому? Зачем? Как?). Риторика уважения к собеседнику (правила общения и слушания).
Цель:
Показать дошкольникам значимость общения в жизни каждого человека и подвести к пониманию того, что слово является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми. Дать понятие о риторике и чему она учит.
Задачи:
1. Формирование у детей бережного отношения к слову, понимания того, что слово является средством воздействия на воображение и поведение людей.
2. Знакомство с основными коммуникативными целями общения в типовых для ребенка ситуациях общения.
3. Развитие у дошкольников умения строить диалог и монолог с использованием разнообразных языковых средств.
Раздел «Речевой этикет»
Содержание раздела:
Приветствие. Прощание. Благодарность. Извинение. Разговор по телефону. Правила и нормы речевого этикета.
Цели:
1. Познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами.
2. Формирование представлений о нормах и правилах речевого этикета, развитие умения пользоваться ими в зависимости от ситуаций общения.
Задачи:
1. Формирование представлений о речевых жанрах приветствия/прощания, благодарности/извинения, уместного их употребления с учетом адресата и ситуации общения.
2. Знакомство детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора.
3. Развитие умения оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, учитывая ситуацию общения.
Раздел «Техника речи»
Содержание раздела:
Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Средства речевой выразительности (речевое дыхание, дикция, интонация, голос и его свойства).
Цель:
Формирование представлений дошкольников о коммуникативных качествах речи и средствах ее выразительности – мимика, жесты, телодвижения, голос.
Задачи:
1. Знакомство детей с несловесными средствами общения (жесты, мимика, телодвижения).
2. Работа над интонацией, голосом и формированием речевого дыхания.
3. Развитие умений детей пользоваться разнообразными средствами речевой выразительности, соотносить вербальные и невербальные средства общения, владеть своим голосом.
Содержание программы в тематическом плане каждой возрастной группы распределяется с усложнением:
Раздел программы | Возраст детей | ||
от 4 до 5 лет | от 5 до 6 лет | от 6 до 7 лет | |
ОБЩЕНИЕ | виды общения, невербальные средства общения (мимика, жесты, телодвижения) | + компоненты речевой ситуации, коммуникативные цели общения | + правила общения |
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ | приветствие, прощание, благодарность, извинение | + просьба, отказ | + разговор по телефону |
ТЕХНИКА РЕЧИ | скороговорки, считалочки, чистоговорки | + пословицы, поговорки, | + скороговорочные рассказики, сочинение чистоговорок. |
Вариативность организации детской деятельности с учетом особенностей дошкольного образовательного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых на тематическую встречу по данной программе.
Предполагается самостоятельный выбор и творческое использование педагогами программы – ее объема и форм подачи информации, дидактического материала, необходимого для социально-коммуникативного развития дошкольников, с учетом имеющегося времени, уровня развития детей и собственной подготовки. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут, для детей от 5до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут [3].
3. Учебный план Программы.
Период обучения | Раздел Программы | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Общая длительность | ||||
сентябрь-ноябрь | ОБЩЕНИЕ | портфолио «По дороге к волшебной стране «Риторика» | ||||
декабрь-февраль | ТЕХНИКА РЕЧИ | |||||
март-май | РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ |