Право в системе нормативного регулирования поведения




(право и иные соц. нормы)

 

 

I. Понятие социальных норм

Норма от лат. «норма», т.е. мера, правило, образец, стандарт.

Нормы бывают разные: естественные, технические, социальные.

Чел-а могут касаться и естественные нормы, н-р, норма температуры человеческого тела.

 

Нормы указывают на границы, пределы, в кот-ых тот или иной объект сохраняет свою ф-ию, сам себя.

 

Соц. нормы – это правила, регулирующие поведение людей в общ-ве (социально-значимое поведение).

 

Черты соц. норм:

1) социальность, т.е. их общественный хар-р, общественная природа

2) объективность, т.е. соц. нормы складываются исторически, закономерно, возникают как рез-т нормативного обобщения, фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми, т.е. закрепляют соц.-полезные варианты поведения, являются средствами их воспроизведения

3) нормативность, т.е. эти нормы действуют как типовые регуляторы поведения, их адресаты не конкретны, а имеют типовые признаки (н-р, возраст, вменяемость). Нормативность проявляется в неоднократности действия соц. норм – всякий раз, когда возникает типовая ситуация-условие её действия – юр. факт.

4) соц. нормы это меры свободы S-та, его полит. активности, соц. экспансии

5) обязательность, т.е. наличие санкций

6) процедурность, т.е. наличие детально регламентированного порядка, последовательности совершения актов поведения

7) санкционированность, каждый нормативный регулятор имеет свои механизмы обеспечения

8) системность, т.е. внутренняя организованность (может быть ярко выражена как у правовых или менее выражена как у обычаев)

II. Виды соц. норм

Обычаи выделяются как вид, хотя это больше способ сохранения других видов.

Эта тема (соц. нормы) важна для указания на взаимодействие права с др. соц. нормами, путём сравнения видов соц. норм лучше понимается право, его черты.

Параметры для сравнения:

  1. это ист-ки формирования соц. нормы, их содержание
  2. предметы регулирования
  3. хар-р и степень внутренней орг-ции (степень системности норм)
  4. формы выражения/объективирования
  5. регулятивные особенности/механизмы/формы санкционирования

Соц. нормы можно по содержанию делить на: политические; нормы культуры (поведения); эстетические; игровые нормы.

Традиционно выделяют:

1) обычаи – это правила поведения, складывающиеся исторически в силу данных фактических отн-ий и в рез-те многократного повторения вошедшие в привычку. Характерные черты:

- живут в общественном сознании, т.е. речь идёт об общественной психологии

- с точки зрения регулятивных особенностей обычаи проникают в сферу индивидуального сознания, даже глубже, чем нормы морали; им меньше всего присуще внешне предписывающее поведение

- складываются спонтанно, т.е. развитие происходит в силу внутренних механизмов, самопроизвольно

- обычаи как нормы конкретны, детализированы, представляют собой точные модели поведения

- каждый обычай имеет соц. основание, кот-ое может быть и утрачено, но обычай в силу привычки действует (н-р, подача руки – знак отсутствия оружия)

- локальная сфера действия (по S-там, местности)

- в качестве средств обеспечения выступает сила привычки и общественное мнение (нарушение àнегативная реакция)

- в масштабе общ-ва не представляют собой целостного образования, т.е. не являются системой

От других соц норм они отличаются особ-тями формирования и механизмом действия, поэтому они могут быть формой иных норм, в т.ч.и правовых (правовые обычаи).

Традиции. Традиции могут сознательно организовываться (в отличие от обычаев). Традиции в большей степени опираются на поддержку общественного мнения. Разновидность обычаев – деловые обыкновения – это обычаи, выработанные в процессе деят-ти органов гос-ва, а также в деловой, хоз, коммерч. деят-ти, действуют как правило в единстве с юр. нормами. Право и обычаи взаимодействуют. Право может вытеснять неугодные вредные обычаи (обычай кровной мести).

2) Нормы общественных орг-ций (корпоративные нормы) – это правила поведения, установленные негос., общественными орг-циями, распространяющиеся на членов данной орг-ции и поддерживаемые мерами организационного воздействия. Схожие с нормами права черты:

- закрепляются в письменных нормативных актах-док-тах (Уставах, положениях)

- внутрисистемны (т.е. они различны, но внутрисистемны)

- имеют чётко выраженный предоставительно-обязывающий хар-р, т.е они действуют через механизм предоставления прав и возложения обяз-ей

- обладают фиксированным набором средств обеспечения, реализации своих предписаний, т.е. речь идёт о наборе санкций

Отличия от права:

Выражают волю и интересы членов орг-ции и на них распространяются

Регулируют внутриорганизационные отн-ия

Санкционированы специфическими для каждой орг-ции мерами воздействия

Взаимодействие права и корпоративных норм:

право создаёт нормативную базу для функционирования корпораций (ст.13, 30, 35 КРФ)

III. Технические нормы

16.09.08

Природа технических норм:

- это соц. нормы

- особ-ть тех.норм – они не относятся к соц. нормам. Аргументы: их содержание определяется з-нами природы, техники, а не социума. Эти нормы регламентируют не отношения между людьми, а отн-ия между объектами природы и техники, их меры обеспечения – негативные последствия, наступающие в случаи нарушения тех. правил и естественных правил.

 

Не все тех. нормы следует признавать социальными. Тех. нормы содержаться, н-р в инструкции к прибору. С др. стороны, к тех. нормам относятся экологические нормы (правила отн-ия чел-а к природе).

По поводу аргументов (2ого) – этот аргумент несостоятелен, так как право регулирует социально-значимое поведение.

 

Док-вом того, что тех. нормы могут признаваться социальными, является существование технико-юр. норм – это тех. норм, кот-ая по содержанию имеет особую значимость, поэтому она наделяется пр. санкцией. Технико-юр. норма это норма правовая.

 

Технические нормы – это особые соц. нормы, содержание кот-ых определяется закономерностями природы и техники, и которые регламентируют социально-значимую деят-ть чел-а по поводу природных и технических объектов.

 

Наиболее значимые тех. нормы, снабжаясь пр. санкциями, становятся технико-юридическими нормами – это тех. нормы, которые санкционированы гос-вом, т.е. официально признаны им и наделены возможностью гос.-принудительной реализации.

IV. Право и мораль

Право и мораль это основные регуляторы поведения людей в общ-ве. Можно было бы назвать и религиозные нормы, но только в их нравственной составляющей.

 

В прикладном (практическом) аспекте, в юриспруденции термины «право» и «мораль» можно считать синонимами. В теории специалисты усматривают различия.

Гегель: право, мораль и нравственность – 3 последовательные ступени в развитии объективного духа.

 

Лат. mores – нравственность.

 

В науке мораль – это форма общественного сознания, отражающая соц. действительность в виде специфических исторически обусловленных представлений о добре и зле, кот-ые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общ-ва как целого.

 

В этике (теории морали) трудно произвести различие между моралью как моральным сознанием и моралью как соц. регулятором, что объясняется тем, что мораль как форма общественного сознания и как система норм существуют в общественном сознании, а в праве различие между правом и правосознанием произвести легче – право закреплено в источниках.

 

Характеристика соотношения права и морали нужно проводить с учётом общих черт, различий и взаимодействия.

Общие черты:

1) принадлежат к соц. нормам и обладают общим сво-вом нормативности

2) являются основными регуляторами поведения

3) имеют общую цель – регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общ-ва как целого (как некоего организма, формы бытия чел-а)

4) базируются на справедливости как на высшем нравственном принципе

5) выступают мерой свободы индивида, определяют её границы

Различия:

A. мораль формируется ранее права, правосознания и гос. орг-ции общ-ва. Мораль появляется вместе с общ-вом, а право с гос-вом, хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития; ранее соц. регулятор был единым (сочетание различных норм)

B. в пределах одной страны, одного общ-ва может существовать только одна пр. система (право - это единая общегос. система), но несколько моральных систем (разных классов, соц. групп, профессиональных групп, отдельных индивидов, н-р, профессиональная этика врача, юриста)

C. нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной соц. среде, общ-ве взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и др. категориях этики. Т.е. содержание моральных норм определяется представлениями в общ-ве по этическим категориям, основные категории морали – добро и зло, без них невозможна какая-либо моральная оценка. При этом процесс формирования моральных систем идёт спонтанно, в недрах общественного сознания. Процесс правообразования на конечном этапе требует офиц. деят-ти гос-ва или народа.

D. форма существования морали – общественное сознание, право же имеет чёткие официальные формы закрепления – источники. Хотя ту или иную моральную систему можно кодифицировать, н-р, в советский период на 22 Съезде КП СССР был принят Моральный Кодекс Строителей Коммунизма.

E. Не совпадают предметы регулирования норм права и норм морали. Их предметы регулирования пересекаются (н-р, в области семейного права много норм с нравственным содержанием). Но есть сферы, кот-ые регулируются только правом, кот-ые нейтральны по отношению к морали, н-р, необходимость соблюдения правил техники безопасности. Есть сферы, регулируемые только моралью, что связано с особ-тями механизма деят-ти: право-внешний регулятор, который требует контроля соблюдения своих норм; у морали регулирование на основе внутренних психологических механизмов (сюда относят дружбу, любовь и т.д.)

F. С т. зр. внутренней орг-ции моральные регуляторы не обладают столь же жёсткой структурой как право, они менее системны

G. Право и мораль различаются посредством и методом обеспечения реализации своих норм (право – возмож-ть гос. принуждения; нормы морали – обеспечиваются силой общественного мнения, негативной реакцией общ-ва на аморальное поведение). Истинное моральное поведение имеет место, когда этические нормы исполняются в силу внутренних убеждений (им руководит совесть).

Взаимодействие:

В каждом конкретном социуме есть господствующее мораль, формой её осуществления является право, формой реализации общечеловеческих моральных ценностей (записанных в нагорной проповеди Христа). С др. стороны, мораль даёт оценку противоправному поведению как безнравственному. Нормы морали важны в правотворческой деят-ти и в реализации права (при расследовании дел, разбирательстве в судах должна даваться хар-ка личности обвиняемого, подсудимого)

 

Не исключены и противоречия между правом и моралью. Н-р, аморальна норма, в соответствии с кот-ой родственники подозреваемого должны донести на него.

 

 

V. Право и справедливость

Справедливость это категория этики.

Основная позиция: право неотделима от справедливости, кот-ая является её сердцевиной.

Справедливость как основной принцип естественного права внутренне присуща праву, кот-ое должно быть не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости.

Jus и юстиция (древнирим.) – справедливость.

 

Справедливость тесно связана с сущностью права. В основном этот критерий используется для установления соответствия позитивного и естественного права, для правовой оценки з-на.

 

По своей сущности право есть справедливый соц. компромисс.

? Почему нужно принуждать, если право справедливо? «справедливость, не поддержанная силой, немощна» (Паскаль).

 

Всегда существует потенциальная опасность отступления сторон от компромиссного решения. Все индивиды не могут реализовать свой интерес. Реализация такого интереса и является правонарушением.

 

Развернутую теорию справедливости как основы права создал ещё Аристотель, различая уравнивающую (люди руководствуюьтся при обмене ценностями и возмещении ущерба) и распределяющую справедливость (признание справедливым как равного, так и неравного распередления между различными лицами в зависимости от их вклада (вторично перераспределение)).

Марк Туллий Цицерон уделял внимание этой проблеме.

Формулы римского права: Право есть искусство добра и справедливости.

Работы Геннадия Васильевича Мальцева (монография 1877), профессор Акимов Анисим Иванович (1980).

 

Противоречия между правом и справедливостью также встречаются.

Сырых Владимир Михайлович «Логические основания общей теории права»: справедливость и право это вещи разные. Право это формальный регулятор поведения, в нём заложена основа для противоречий между правом и справедливость уже на стадии правотворчества, на стадии реализации права.

 

VI. Право и экономика

Экономика – «искусство ведения домашнего хоз-ва» (с греч.)

Экономика это определённая соц. сфера, т.е. некое диалектическое сочетание соц. отн-ий и соц. деят-ти, связанных с про-вом, обменом, распределением и потреблением материальных благ.

 

Опеределяющая роль в эк-кеà отн-ия собст-ти.

 

Марксистская теория соотн-ия права и эк-ки: разделение базиса и надстройи как эк. отн-ий, право, гос-во – это надстройка. Базис (эк-ка общ-ва) определяет необх-ть права как явления:

- его возникновение обусловлено прежде всего эк. причинами

- эк. отношения определяют тип права

- эк-ка определяет конкретные черт права. Маркс: право никогда не может быть выше, чем эк. строй и обусловленное им культурное развитие общ-ва.

С др. стороны право влияет на эк-ку – может и способствовать эк. развитию, и тормозить его. Правовое регулирование эк-ки имеет свои особенности, пределы.

Право только тогда успешно регулирует эк-ку, когда з-ны учитывают эк. закономерности.

Исторически шел поиск оптимального соотн-ия между эк. свободой и эк. равенством людей, решение этого вопроса определяло степень вмешательства гос-ва в эк-ку

Адам Смит, Джон Стюарт Миль, Джон Локк - свобода

Жан Жак Руссо – равенство

Это тесно связано с идеей соц. гос-ва.

 

Задачи права в условиях рынка и переходы к рыночной эк-ке:

1) определение целей эк. развития

2) закрепление равноправия всех форм собственности

3) определение круга S-тов рыночных отн-ий

4) вытеснение порочных средств ведения хоз-ва и коммерции

5) продуманная налоговая политика

6) формирование пр. механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере эк-ки (н-р, деят-ть арбитражных судов)

7) установление юр. санкций за эк. правонарушения

 

Соотношение и взаимосвязь права и э-ки в современном общ-ве характеризуется 2мя задачами:

  1. создание пр. средствами условий для нормального развития рыночной эк-ки
  2. обеспечение справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общ-ва через систему налогов, гос. бюджет, специальные соц. программы

Н-р, в РФ ст.8 КРФ.

VII. Право и политика

Термин «политика» появился в Древней Греции («полис» - город-гос-во)

Мицкевич Алексей Валентинович: понятие политики зародилось именно для хар-ки государственности Др. Греции и Рима.

Политика – это соц. сфера, в кот-рой сталкиваются, борются, реализуются интересы, прежде всего, эк., материальные интересы больших соц. групп, классов, народов, нац., религ., профессиональных сообществ и др. соц. общностей.

 

Т.е. политика как явление возникает вместе, как следствие соц. дифференциации общ-ва: различные группы с антагонистическими (несовместимыми) интересами.

Возникает потребность в особой форме орг-ции общественной жизни, т.е. в гос-ве – особая форма орг-ции и управления общ-ва, в особой нормативной системе регуляции, т.е. в праве. Т.е. право и гос-во были признаны сохранить целостность общ-ва в его новом, а именно политическом состоянии. В этом проявляется политическая природа права и гос-ва, они явления политики. Гос-во – главный политик, центральный S‑т политической орг-ции общ-ва, оно призвано направлять, координировать полит. деят-ть, борьбу всех др. участников.

 

Среди S­-тов политики идёт постоянная борьба за рычаги гос. власти. Но в истории общ-ва может возникать ситуация, когда гос-во становилось «собственностью» отдельной группы, партии (узурпация гос. власти, основа деспотии и тоталитарии).

 

Политика может быть и антигосударственной. Ленин:

– политика есть участие в делах гос-ва (не только деят-ть со знаком +).

- политика есть концентрированное выражение эк-ки. Политика посредствующее звено между эк-кой и правом, право может быть формой реализации политики, но не всякой. Право нельзя считать инструментом политики, так как если гос-во будет его использовать вопреки его природе, то гос-во может остаться только с бессодержательной формой права.

Не следует говорить о служебной роли права по отн-ию к политике, это больше относится к з-ну, но не к праву (Мушинский В.О).

VIII. Соц. нормы первобытного общ-ва. Происхождение права

В российской учебной лит-ре вопросы происхождения гос-ва и права ставят на первое место.

 

3 подхода к изучению явления:

субстанциональный: хар-ка сущности, понятия, содержание, форма

функциональный: хар-ка ф-ий

гЕнезисный: проблематика происхождения, закономерности возникновения

Фридрих Энгельс: Присхождение семьи, частной собственности и гос-ва

«Дебаты по поводу з-нов о краже леса»

23/08/08

Гос. образования появились примерно 5 тыс. лет назад, соц. эволюция чел-а – 40-50 тыс. лет назад.

Т.е. задолго до существовали соц. управление, власть, нормативное регулирование. Их становление происходило как естественно-исторический процесс.

 

Формой человеческой общежития в то время был род или первобытная родовая община. Род – объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собст-ти на орудия труда и продукты деят-ти.

Всё это определяло равенство членов рода и нераздельность их интересов. Управление родом было по своей природе естественным самоуправлением, т.е. органы власти, которыми были Собрание взрослых членов рода, вожди, старейшины и др., были включены в сам объект управления, не были от него отчуждены – особенность самоуправления.

Гос-во организовано по принципу разделения S‑та и объекта управления

Характерные соц. регулирования в первобытном общ-ве:

1. естественно-природный хар-р, исторически обусловленный процесс формирования

2. действие на основе механизма обычая

3. сенкретичность, т.е. единство, нерасчлененность норм, составлявших единый регулятор (религия, обряды и т.д.) Российский этнограф Першиц назвал их мононормами.

4. предписания мононорм не имели предоставительно-обязывающего хар-ра, т.е. их требования не оценивались как правило и обяз-ть, они были единым требованием. Ф. Энгельс: «внутри родового строя не существует никакого различия между правами и обяз-ми». Мононормы – это соц. нормы первобытного общ-ва, представляющие собой единый соц. регулятор и не имеющие предоставительно-обязывающего хар-ра.

5. доминирование, т.е. преобладание запретов преимущественно в форме табу (непререкаемый запрет, нарушение кот-ого жестоко карается сверхъестественными силами; первый табу – запрет кровнородственных)

6. распространение комплекса соц. норм только на данный родовой коллектив, т.е. нарушение обычая – родственное дело

7. нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания.

8. специфические санкции. В основном это было осуждение нарушающего поведения со стороны коллектива, применялись также телесные наказания. В случае совершения особо тяжкого проступка виновный подвергался остракизму – это наказание, существующее при первобытно-родовом строе и заключающееся в изгнании из рода. Остракизм это наказание по существу равноценное смертной казни. Высказывание – «без роду и племени».

9.

Формирование права и гос-ва с одинаково, вызывают одни и те же процессы.

Современные авторы объясняют генезис права так называемой неолитической революцией, в частности в уч-ке Венгерова Анатолия Борисовича. «Неолит» - новый каменный век. Неолитическая революция происходила примерно в 8-3 тысячелетии до н.э. Суть её заключается в переходе от присваивающей эк-ки к производящей, а поэтому возникает потребность в регулировании про-ва, распределения, обмена товаров, согласовании интересов слоев населения, устранения классовых противоречий.


Формирование права проявлялось:

1. в записи обычае, в становлении обычного права

2. в доведении текстов обычаев до всеобщего сведения

3. появление спец. органов, отвечавших за (и отвечают до сих пор) наличие справедливых всеобщих правил, их официальное закрепление в ясных и доступных формах и обеспечение их реализации

В связи с этими процессами возникает принципиально новая регулятивная система – право, отличающаяся от первобытных норм по:

- содержанию правил

- способам воздействия на поведение людей

- формам выражения (объективирование во вне)

- механизмам обеспечения

Нормы права

I. Понятие нормы права

Наряду с термином «норма права» могут употребляться термины «юр. норма», «пр. норма» - одно и то же юр. явление.

 

Правовая норма это исходный эл-т, из кот-ого строится всё право.

 

Объективное право и пр. норма соотносятся как целое и часть, как система и её эл-т.

Нельзя ставить знак равенство между сво-вами права и сво-вом отдельной нормы.

 

Общие сво-ва права и нормы обусловлены их общей юр. природой. Сво-ва пр. нормы определяются 2мя началами:

 

- принадлежность пр. норм к соц. нормам. Это обусловливает следующие качества:

А) норма право это правило поведения людей в общ-ве – типовая модель, программа, масштаб, образец, призванный направлять поведение, поступки людей в соответствии с содержанием нормы

Б) обладает качеством нормативности, т.е. является типовым масштабом (эталоном, образцом поведения), что находит выражение в:

a. Круг адресатов определён типовыми признаками

b. Рассчитана на неограниченное число однотипных случаев («неисчерпаемость действия»)

c. Вступает в действие периодически, т.е.всякий раз когда возникает ситуация, предусмотренная её гипотезой

 

На важность нормативности указывали ещё древнеримские юристы. Ульпиан: права уст-ются не для отдельных лиц, а общим образом. Павел: законодатели обходят то, что происходит лишь в одном ил 2ух случаях.

 

- юр. природа норм права, т.е. их видовые особенности:

v Нормы права непосредственно исходит от гос-ва или санкционируется им. Может, конечно, формироваться и путём референдума.

v Представляет собой гос.-властное веление.

v Охраняется силой гос-ва, возможностью реализации на основе гос. принуждения.

v Норма права – общеобязательное правило поведение (для всех её адресатов).

v Норма права обладает качеством формальной определённости, т.е. она определена внутренне, по содержанию, внутренней орг-ции и в качестве внешней формы, т.е. закрепление в официальных ист-ках (формах) права.

v Норма права действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения. Т.е. норма права до воплощения в поведении, проходит через сознание и волю людей.

 

Общий механизм формирования правомерного поведения:

- специально-юр-ий – это взаимодействие

- психологический – раскрытие механизма познания норм, воздействие на волю S­та. Петражицкий Лев Иосифович – психологическая теория права.

- общесоц-ый

 

Право и норма выражают волю общ-ва, гос-ва, есть связь и с индивидуальной волей, и с общей.

 

v Нормы права, кот-ые непосредственно регулируют поведение, имеют предоставительно-обязывающий хар-р, т.е. действуют через предоставление Sтам права юр. прав и возложение на них юр. обяз-ей.

v Качество системности (как и права в целом). Т.е. норма имеет свои элементы и структуру (т.е. целесообразные связи между эл-тами).

 

Нормы права как гос.-властное явление нужно отличать от индивидуальных гос.-вл. Явлений (предписаний), кот-ые содержатся в индивидуальных юр. актах, в основном в актах применения права (н-р, приговоры и решения).

 

Нормы права и веления обладают противоположными признаками.

Сво-ва индивидуальных гос.-вл велений:

1) рассчитаны на определённый конкретный случай

2) являются велениями однократного действия. Т.е. их сила исчерпывается наступлением предусмотренных последствий

3) они как правило персонифицированы, т.е. обращено к поименно указанным лицам

Индивидуальное гос.-вл. веление – это исходящее от гос-ва веление однократного действия, рассчитанное на конкретный случай и обращённое к конкретно-определённым лицам.

Норма права – это нормативное, формально определённое государственно-властное веление, регулирующее социально-значимое поведение S-тов права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: