Упражнения проводятся в различных темпах.




Тема: «РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ».

Ход занятия:

Речевая разминка.-15 мин.

Артикуляция.-15 мин.

Гласные фонемы.-15 мин.

4. Согласные фонемы.=15 мин.

Скороговорки. Отработка отдельных проблемных звуков.-30 мин.

I. «Разминка». Элементы аутотренинга.

Цель: Подготовить организм к работе, освободить от мышечных зажимов для ощущения полной свободы мышц, участвующих в процессе дыхания, звукообразования, артикуляции.

Упр.1. «Вспомнить – вообразить»

а) Вспомнить и вдохнуть запах моря (работает нижняя часть лёгких);

б) Вспомнить, представить, вообразить запах луга, клевера и т.д. (средняя часть лёгких);

в) Вспомнить (вообразить!) и вдохнуть запах гор (верхняя часть).

Упр. 2. «Сломались – растаяли»

а) Зажали ступни ног, голень, бёдра, подтянули ягодицы, напрягли мышцы рук, позвоночник и шею, лицо, после этого на вдохе руки через сопротивление пошли вверх, затем сразу «сломалось» одновременно с выдохом всё тело. При выдохе можно использовать звук «ха!»;

б) То же самое сначала, только на выдохе не «сломались», а «растаяли».

(Упр. Выполняется 5-6 раз).

Упр.3. «Разминка рук»

Всевозможные плавные манипуляции как кистей рук, так и работа рук «от локтя» и от «плеча». Работа и пластика пальцев рук связана с подвижностью голосовых связок!

Упр. 4. «Магнит» (2 варианта)

1.Работа в парах – один «магнит», другой – «кусочек железа». «Магнит» вытянутыми руками пытается «железо» заставить двигаться в различных положениях: сначала голова (освобождаем мышцы шеи), затем всё тело (вверх, вниз, в стороны).

2. То же самое выполняется с группой. Руководитель – «магнит», остальные – «кусочки железа» или гвозди.

Упр.5. «Булочник»

Исходный звук «М». Работа в парах.

Один садится на пол «тесто» - тело совершенно свободно, лёгкое, воздушное, как тесто, и «булочники» начинают месить», а потом уже и «лепить» человека. Затем меняются местами. Можно подключить звук «М». Следить за тем, чтобы челюсти были разомкнуты, но рот закрыт.

Упр. 6 «Шарик»

Исходный звук «Х»

У вас внутри шарик, куда он движется, та часть тела выпирает со звуком «Х» (при движении шарика тренируется длинный выдох со звуком, при остановке – короткий).

Упр. 7. «Водоросли»

Исходный звук – любой из сонорных.

Лежите на полу, руководитель даёт команду – идёт волна сбоку, сзади, спереди и т.д. Руки, ноги, тело реагируют на течение волны.

Упр. 8. «Свечки »

Исходный звук «Л» (раскрепощение плечевого пояса).

На ладошках воображаемые свечки. Не погасив их, выворачиваем руки вперёд, назад, в стороны со звуком «Л». Поднося к лицу, делаем короткий вдох и пробуем задуть их со звуком «Ф».

Упр.9. «ЭТАЖИ»

Плечи «подняли» на 1 этаж, 2, 3, 4, 5 в различных вариантах и различной последовательности, в дальнейшем можно подключить звук (сонорный) или любое звукосочетание с обильными гласными (алга, амма, анна)

Упр. 10 «ПРЕВРАЩЕНИЯ»

Даётся задание: «Я превращаюсь» в

- лакированный ботинок;

- рваный тапочек:

- хрустальную вазу;

- Ваньку-встаньку;

- Матрёшку деревянную;

- Варежку- накрывашку на заварник;

- мыльный пузырь и т.д.

Задача: почувствовать внутреннее состояние предмета и выразить его в пластике.

II. АРТИКУЛЯЦИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

1. Опускание нижней челюсти «АМ »;

2. «Обезьянки» - челюсть вперёд – назад;

3. «Пила» - челюсть вправо- влево (плавно и медленно);

4. «Жернова» - круговые движения челюсти;

Велосипед» - челюсть вперёд, вниз, вверх (по кругу), имитирующее движение педалей велосипеда.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1. «Арлекин» - губы в трубочку, затем в стороны «на улыбку»;

2. «Маятник» - губы в трубочку вперёд, затем отвести в сторону до предела, зафиксировать, затем в другую сторону;

3. «Мельница » - губы трубочку, круговые движения в одну, затем в другую сторону;

4. «Птенец » - одними губами, вытянутыми вперёд, произнести «Пить»;

5. «Бабушка» - натянуть губы на зубы, расслабить, снова повторить.

6. «К носу – к подбородку» - поочерёдно: верхняя губа к носу, открыть зубы, нижняя к подбородку – открыть зубы.

7. «Хоботок» - вытянуть губы хоботком, напрячь, затем расслабить. Подражаю я слону – губы хоботком тяну, А теперь их опускаю и на место возвращаю.Губы не напряжены и расслаблены.

8. «Лягушки» - движение губ соответствует артикуляции звука «и». Тянем губы прямо к ушкам,

Потяну – перестану и нисколько не устану!

Губы не напряжены и расслаблены.

9. «Орешек» - представим, что разгрызаем орешек, крепко сжаты зубы, челюсти напряжены. Разжать челюсти, рот приоткрыть, всё расслабить.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. «Жало» - резко высунуть и спрятать кончик языка;

2. Круговые движения по альвеолам в одну стороны;

3. «Уколы» щёк языком;

4. «Стук» - со звуком Т постучать о стенки зубов, убыстряя удары;

5. «Леденец» - кончиком языка проводим от верхних зубов по нёбу до горла;

6. «Цокот» - пощёлкать языком;

7. «Трубочка – чашечка – ребро» - поставить соответственно язык;

8. «Зевающий лев» - высунуть язык полностью, чтобы потянулся корень языка и спрятать;

9. Пожевать язык;

10. Кончиком языка своё имя;

11. «Детский сад»- произвольное «болтание» языком со звуком.

III. ГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

ТАБЛИЦА ГЛАСНЫХ

И – Э – А – О – У – Ы

И – Е – Я – Ё – Ю – И

И – Руки в стороны, ладони вверх -

Губы растянуты в улыбке, зубы обнажены, между зубами меньше мизинца, кончик языка у нижних зубов.

Э - Ладони в стороны, как бы раздвигают - Е

Губы растянуты меньше, форма овала, зубы слегк обнажены, между ними большой палец, кончик язык у нижних зубов.

А - Ладони показывают круг, но не сомкнуты

Я Челюсть слегка опущена, между зубами два пальца, язык лежит плоско, кончик у нижних зубов.

О - Ладони показывают круг, сомкнуты

Ё Губы чуть выдвинуты вперёд и закруглены кончик языка слегка отходит от нижних зубов.

У- Ладони вверх и руки выбрасывают их вверх

Ю Губы сильно выдвинуты вперёд, закруглены виде воронки, язык ещё больше отходит назад.

Ы - Руки в стороны, ладони вверх

И -Речевой аппарат, как при И, но язык отходит от нижних зубов.

СКОРОГОВОРКИ НА ГЛАСНЫЕ

И - С родной земли, умри – не сходи.

- Лихо не лежит тихо.

- Хвались, да не поперхнись.

- Знали, кого били, потому и победили.

Э – Энэ-бэнэ-рэц, квэнтэр-мэнтэр-жец,

Энэ-бэнэ-раба, квэнтэр-мэнтэр-жаба.

- Электрик, этаж, эклер, экипаж.

А – Не красна изба углами, а красна пирогами

- Рыбак рыбака видит издалека

- На чужой каравай рта не разевай

- Ума палата, да разума маловато.

- Наш Архип совсем охрип.

О – У осы не усы, не усищи, а усики

- Видит кот молоко, да рыло коротко.

- Врёт, что блины печёт

- Не вызнав броду, не суйся в воду

У – Для друга – всё не туго

- Сух сук нёс барсук

- Не сиди сложа руки, так не будет скуки

- Кукушка кукушонку купила капюшон,

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон

Ы – На безрыбье и рак рыба

- Каков Мартын, таков у него и алтын.

IV. СОГЛАСНЫЕ ФОНЕМЫ

Б – Подушечки пальцев ударяются друг о друга

(по типу молоточков ладони круглые пальцы напряжены)

П – Хлопок в ладоши

Д – Т – Быстрые крепкие удары кулака в ладонь

В – Коротко оттолкнуть ладонями от себя

Ф – Отталкивание более интенсивное (на прямых руках)

Г – К - Крепкие смыкания большого и указательного пальцев за головой (с растягиванием рук в стороны)

З – Крепкое смыкание большого пальца и мизинца (руки перед собой)

С – Удары указательного и большого пальцев друг о друга

Р – Ввинчивающее движение руками перед собой

Л - Ввинчивающее движение руками над головой

(ввернуть лампочку)

М – Поглаживание рукой от плеча до кисти.

Н – Ладонь «красит», отводящие движения слева направ тыльной стороной ладони и справа налево ладонью.

Ж – Собрать ладони перед собой в кулак ВНИЗ.

Ш – Собрать ладони перед собой в кулак ВВЕРХ.

Ч – Крепко собрать руки в кулак перед собой

(захватывающие движения).

Щ – Вытягивающие движения руками снизу вверх.

Ц – Руки в стороны, ладони в кулак,

как бы «растягивают резинку»

Х - Руки крест накрест со взмахом.

СКОРОГОВОРКИ

Б – П - Маланья болтунья молоко болтала-болтала, выбалтывала- выбалтывала, да не выболтала.

- Пётр Петру пёк пироги.

Д - Т - От топота копыт пыль по полю летит.

- Течёт речка, печёт печка

- Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

У двора на траве коли дрова

- Тётя Тина купила тмина.

В – Ф - Водолаз вёз воду из водопровода.

- Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

К – Г - На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

- Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…

Коля колет колья.

- Гога гнал гусей на гору, гнал Егор гусей под гору.

- Заяц косой сидит за осокой-травой. Смотрит косой, как девушка с косой косит траву косой.

З – С - Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках, санки скок, Сенька с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб – все в сугроб.

- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек не ссорясь строчат.

Сорок сорочек прострочены в срок. Сразу поссорились сорок сорок.

- У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

- У Саши в каше сыворотка из-под простокваши.

Р – Л – Проворонила ворона воронёнка.

- Корабли лавировали – лавировали, лавировали-лавировали,

да не выловировали.

М – Н - На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы на линя.

- Мам, мёду нам!

Ж – Ш – Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже, ужица съест ужа на ужин.

- Жужжит жужелица, жужжит – кружится.

- Сшила Саша шапку Саше, Саша шапкой шишку сшиб.

– Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,

Ж - Ш, Ч – Щ.

Ч – Щ – Поезд мчится скрежеща – Ж - Ш, Ч – Щ, Ж - Ш, Ч – Щ,

Ж - Ш, Ч – Щ.

– Щели, щёлочки и щёчки. – Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

- У четырёх черепах по четыре черепашонка.

Ц – Х - - Жили-были три японца: Як, Як-Цедрак, Як-Цедрак- Цедроне.

Жили-были три японки: Циппи, Циппи- Дриппе, Циппи- Дриппе-

Лямпомпоне. Поженились: Як на Ципе, Як-Цедрак на Циппи-

Дриппе, Як-Цедрак-Цедроне на Циппи-Дриппе-Лямпомпоне.

Родилось у них по сыну; у Яка с Ципой - Шах, Як-Цедрак и

Циппи- Дриппи – Шах - Шахмон, у Як-Цедрак-Цедроне и Циппи-

Дриппе-Лямпомпоне – Шах- Шахмон- Шахмоне.

Упражнения проводятся в различных темпах.

Для устранения картавости проводится аукцион слов на букву «Р», для выработки чёткости звучания – аукционы на другие буквы: «Ч», «Ж», «З», «С». Тренировка ведётся в двух темпах: медленном и среднем, используется игра «Испорченный телевизор», т.е. преподаватель при помощи «переключателя» пытается исправить телевизор. Для правильного дыхания все скороговорки, пословицы, поговорки произносятся вместе с движением рук, ног, головы.

Например:

Слова Движения

«Наш» рукой показывают на себя

«Полкан» ладонями изображают ушки на голове собаки

«попал» прыжок вперёд

«в капкан» из рук делаются «зубы»

Малышам предлагается играть «в снежки», бросая их друг в друга, произнося при этом звук «бац», погоняться за комаром на звук «з», накачать колесо на сменяющиеся звуки «з», «с», натереть пол на сменяющиеся звуки «ж» и «ш», жонглирование звуками «гик», «гэк», «гак».

Звук «Р» При произнесении сложного звука «Р», нужно заставить кончик языка вибрировать. Иногда, в сложных случаях, мы просим студента приподнять кончик языка гладким и округлым концом зубной щетки и, совершая быстрые движения влево и вправо, произносить «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д». Это упражнение мы называем «Пулемет». Оно часто используется в логопедической практике и, практически, всегда помогает студентам. Особенно сложно произносить звук «Р» в сочетании с звуками «Ж» и «Ш». Поэтому мы рекомендуем обратить на эти сочетания более пристальное внимание и чаще их исполь «РЬ». Начинать нужно с соединения звука «Р» с таблицей йотированных гласных: РИ – РЕ – РЯ – РЕ – РЮ – РИ. Затем усложняем произношение за счет добавления мягкого знака: РЬИ – РЬЕ – РЬЯ – РЬЕ – РЬЮ – РЬИ. После этого имеет смысл усложнить упражнение следующим образом: РЬ – РЬ – РЬИ, РЬ – РЬ - РЬЕ, РЬ – РЬ – РЬЯ, РЬ – РЬ – РЬЕ, РЬ – РЬ – РЬЮ, РЬ – РЬ – РЬИ. Для тренировки звуков «Р» и «РЬ» мы используем такие упражнения: прокручиваем двумя руками перед собой воображаемый огромный руль и произносим звук «Р». Затем поочередно то одной, то другой вытянутыми вперед руками начинаем ввинчивать воображаемые маленькие винтики «РЬ – РЬ – РЬ – РЬ…». Или такое упражнение. Представляем, что мы берем одной рукой вверху плотную резиновую ленту и, протягивая с усилием ее вниз, произносим «Р». Затем быстрым движением протягиваем эту ленту слева направо, произнося «РЬ». Звук «Л» Существует несколько видов недостатков произношения звука«Л»:замена его на «Ы», «В» и «У». Например: вместо «слово» произносят «сыово», «свово»,«суово». Самым простым способом постановки этого звука является следующее упражнение: прикусить кончик языка и тянуть звук «Ы». Потом нужно произносить АЛ – АЛ – АЛ, ЛА – ЛА – ЛА, ЫЛ – ЫЛ – ЫЛ, ЛЫ– ЛЫ–ЛЫс прикусыванием языка на звуке «Л». Затем нужно перенести язык в зазубное положение, крепко прижать его к альвеолам и повторить произнесение всех слогов. Так же полезно максимально вытягивать язык изо рта, прикусывая его по всей длине и произнося долгий звук «Л». При замене звука на «У» и «В» нужно карандашиком придержать в первом случае уголки рта, во втором – нижнюю губу.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: