Психология как наука.
Это не правда,т.к. это общефилософский подход ко всей науке(!): Психология изучает факты, закономерности, законы и механизмы психического.
Появление собственного пр-та изучения делает науку наукой.
В зеркале меняется спин (направление движения)
Психология изучает мистику. Ей присуща двойственность.
Психология изучает субъективное отражение объктивного мира. Это и есть психика. Как по-разному преломляется событие и как его воспринимает каждый человек.
Противоречие (нестостыковка) м/у действительностью и нашми восприятием и есть П.
Инфузория-туфелка в трубочке. К одному концу подносят лампочку. Она ползет к ней, т.к. там тепло. Она могла жить без тепла, но там лучше-это П.
Психика присутствует во всех живых организмах, как индивидуальное отражение объективной реальности.
П наука двойственности: одноврем присутствует и материальное и идеальное
Материальное и идеальное – 2 стороны одного и того же процесса.
Наука назыв наукой только тогда когда она имеет свой предмет изучения.
Принципы психологии.
Принципы психологии:
1. единство сознания и деятельности
2. Историзма (генетический)
3. Детерминизма
1. Сознание поддерживает деятельность, а деятельность развивает сознание.
Сознание = соучастие в знании.
Пример с новорож ребенком (погремушка)
Хаотич движения развитие сознания более сложные движения развитие сознания еще более сложные виды деят-ти.
Т.о. Сознание не может развиваться без деятельности, деятельность не может развиваться без сознания.
2. Блонский в свое время развивал эту тенденцию. Любое даже самое кратковременное психическое явление необходимо рассмотратривать в динамике, во всех основных его фазах: зарождение, развитие, действие//реализация, угасание, окончание // возврат в начало.
|
Скорость реакции (55 миллисекунд) тоже можно рассм - исторический процесс(фазы)
3. Детерминизм(предопределенности), [вольный период]. Все что происходит, имеет определенную причину, просто так, само о себе ничего никогда не происходит.
Место психологии в системе наук.
Одной из особенностей П явл то, что люди, которые никогда не интересовались и не изучали Псих-ю в какой-то момент начинают читать книги по П.
Келдыш рассмотрел психологию следующим образом:
Взаимодействуют все с психологией и между собой:
П тесно связанна с точными науками (нужна математич обработка данных), но она не явл-я точной наукой.
П-естественная наука, она выросла из физиологии, медицины, но не сведена к естеств наукам.
П описательная наука, т.е. по признакам, по способу описания, подходит под гуманитарные науки, но не полностью отнесена к ним.
П единственная наука, которая имеет не только опред предмет исследования, но и изучает самого творца(человек) науки и сам процесс создания этих наук.
Методы исследования в психологии.
Все методы П д-б максимально объективны, чтобы получить точный рез-т.
Все методы в психологии делятся на 2 основных направления:
1) экспериментальные
2) не экспериментальные
К экспериментальным относятся лабораторные эксперименты
К не экспериментальным все остальные методы исссл-я: наблюдение, изучение продуктов деятельности – всё к чему прикасается чел; тесты, рейтинги.
|
Правила для проведения эксперимента:
- испытуемый знает о проведении эксперимента
- контроль за всеми зависимыми перемеменнными.
- Эксперимент может повторяться в одних и тех же усл-х неогр-ое число раз.
В не экспер-х методах испытуемый может не знать о проведении исследования.
Лазурский придумал новый метод (направление) изучения личности – естественный эксперимент, который не входит ни в экспериментальный и ни в не экспериментальный. Он работал психологом в дет доме и заметил, что дети каждый день назначаются дежурными, проблема сходить в темный сарай за дровам возникает у некот-х детей, а у др-х нет. Они не говорят открыто, что боятся, а придумывают отговорку.
Особенности:
1. испытуемый не знает о проведении эксперимента
2. эксперимент может быть проведен только 1 раз
3. эксперимент проводится в обычных условиях.
Лазурский обосновал, разработал, опубликовал…
Курт ЛевИн стал пользоваться его методом. Он заводил студента к себе в кабинет, сажал его за свой стол, в этот момент по плану заходили
и звали его к тел, он выходил, оставляя чл-а одного, а сам подсматривал в дверной проем. Каждый брал колокольчик, книгу читали начало-конец, смотр в бинокль, и т.д.
Напр, студенту предложили покушать перед большой аудиторией.
Индивидуально – психологические особенности личности.
Экстраверт – это легкие на подъем люди. Они активны и любят заниматься делами, любят все делать сами. Легко и быстро реагируют на внешние события, их внутренний мир слаб. Он мотивирует внешние события другими людьми. Требует информацию извне. Они веселы и жизнерадостны.
|
Интроверт – это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.
Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Психотизм – это склонность к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.
Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.
Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.
Понятие о темпераменте.
ТЕМПЕРАМЕНТ– это природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Были выделены темпераменты 4 вида: сангвиника (“кровь”), флегматика (слизь-“флегма”), холерика (”желчь”), меланхолика (“черная желчь”).
Флегматик. Силь-й,уравновеш,инертный. Неспешен, невозмутим, имеет устойч-е стремления и настр-ие, внешне скуп на проявл-е эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик. Сильный,неуравновеш,подвижный. Возбуждение сильнее торможения. Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник. Сильный уравновеш,подвижный. Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик. Слабый,чувствительный. Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.