В памяти сигнал задается извне, а в мышлении каждый из нервных центров направляет свои сигналы в разные стороны.
Связи складываются и разрушаются (Скорость с которой сигнал доходит до головного мозга 30 м/с)
В какой-то момент движение сигнала соответствует правильному решению задачи, мозг запоминает этот сигнал.
Чем больше часть мозга задействована, тем эффективнее он работает.
Человеч мозг придумал прогностику Прогностика - предсказание будущего (стал предсказывать, прогнозировать ситуации).
Антиципация// предсказание // предвосхищение рез-та.
Если речь идет о реке, скорости, течении, то мозг понимает, что кг, тонны и др подобные характеристики тут не причем и отключает часть мозга.
Мозг отключает какую-то часть д/работы, искать нужно в др. части мозга(рис зачеркнутый)
Мозг научился предвосхищая конечн рез-тат, увеличивать эффективность. Предвосхищать значит не имея точных данных предполагать, что в каких-л районах мозга ответ искать бессмысленно.
Но решение задачи может лежать в совершенно неожиданной области.
Вместе с ненужными, можно выкл-ть и нужные части
Подсказка-не дает ответа на вопрос, она направляет к ответу.
Чем необычней будет мышление, тем лучше реш задача.
Операции мышления
Все операции мышления – интериоризированное действие, предметное взаимодействие с миром.
Если я никогда не бью, не пинаю, то я никогда не научусь мыслить.
В человеч-м мышлении min 8 операций. (Пары в диалектич единстве, антонимы, одна без др-й существовать не может.)
Все мышление построено на 1 принципе: принципе перехода во внутрь(интериоризация)
Интериоризация: Действие сворачивается и залезает во внутрь, сидит готовое повторить свое идеальное действие.
|
Самая сложная содержит в себе все простые.
Пара операций. Анализ-синтез.
А-разделение целого на части. Отделение одного от другого.
С-объединение частей в некот-е целое.
Оно делается нашим мозгом в плане идеального.
Напр, мальчики игрушки не ломают, а разбирают, отделяют одну деталь от другой (происходит анализ) Но вот с синтезом(собрать обратно) тяжело. Мальчики хорошо анализируют проблему. Проблема физического переходит в психическую. Операция превращается из физической в идеальную - интериоризируется. Действие руками многократно повторенного свернулось и перешло в операцию. Анализирует лучше ♂, а синтезирует лучше ♀.
Синтез – обратная операция анализа. Напр, девочки шьют одежду куклам (объединение кусочков ткани не явл-я суммой кусочков, а являться новым целым)
Пара операций. Сравнение и противопоставление.
С-выделение общих, схожих черт и особенностей.
П- выделение различий, отличающих одно от др-го.
Мы не можем сравнивать не прибегая к помощи анализа. В самом анализе скрыто сравнение, а в сравнении – анализ. И так связаны все операции.
Напр, пирамидка, детей учат сравнивать, через ручные сравнения, накладывая части пирамидок др на др. В рез-те к 10 годам формируется отдельная операция сравнения
Когда есть похожие(стол-стол) вещи, то лучше их противопоставлять, а если разные(стол-стул), то сравнивать.
Срав-против-е – крайне важный процесс. Чтобы мыслить нужно науч сравнивать и противопоставлять.
Пара операций. Абстрагирование- конкретизирование.
Абстр-выделение отд-й части(св-ва, стороны) предмета// явления. (обычно д/отдельного рассмотрения)
|
Конкр- приписывание св-в, кач-ва, части целому. Это позволяет лучше понять мир.
Напр, женщина рассм кольцо целостно, а мужчина выделил что-то, абстрагировал и рассматривает часть, один составляющий элемент системы (посмотри какой камень, смотрит только на камень, на резьбу кольца не обратит внимания)
Пара операций: Обобщение и классификация.
Об - объединение в группы по какому-л признаку.
Кл – разделение на группы в соотв-ии с уменьшением // увеличением признаков.
Напр, ботаники классифицируют деревья на листовые, хвойные и т.д.
От общего разделяем к частному.
Т.к. мы можем упорядочивать какие-л явления, у нас появляется некоторая иерархия, к которой мы можем применить все предыдущие операции.
4 пары-8 операций – есть результат интериоризирования, т.е. переведенное во внутрь способ совершения деят-ти.
Виды мышления.
Предметно- действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.
В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).
Наглядно – образное мышление – это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и, отчасти, для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов и явлений (писатели, художники). Использование наглядно – образного мышления учеников.
Абстрактное мышление – это мышление понятиями. Развитие абстрактного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно – действенное и наглядно – образное мышление перестает развиваться или исчезает. Наоборот, эти первичные и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.