П О Л О Ж Е Н И Е
О ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ
ФГОС СПО
Санкт-Петербург
Год
Общие положения
1. Положение о планировании и организации внеаудиторной работы студентов Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромеханический техникум железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова» (далее – Положение) является Локальным актом.
2. Положение о планировании и организации внеаудиторной работы студентов Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромеханический техникум железнодорожного транспорта им. А.С. Суханова» (далее – СПб ГБ ПОУ ЭМТ ж.д. транспорта им. А.С. Суханова) разработано на основе:
- Закона «Об образовании в РФ» (2012, № 273 - ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
- Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) по образовательным программам СПО;
- Устава СПб ГБ ПОУ ЭМТ ж.д. транспорта им. А.С. Суханова.
3. В соответствии с ФГОС СПО программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее ППКРС) реализуется в СПб ГБ ПОУ ЭМТ ж.д. транспорта им. А.С. Суханова в том числе и через внеурочную деятельность. Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
ФГОС СПО в части требований к ППКРС регламентирует максимальный объем учебной нагрузки обучающегося и объем обязательной учебной нагрузки, как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам дисциплин.
|
|
Объем внеаудиторной нагрузки по каждой дисциплине, междисциплинарному курсу учебного плана составляет 50% от общего количества часов обязательной аудиторной нагрузки, за исключением дисциплины Физическая культура, по которой в соответствии с требованиями ФГОС СПО предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
Время на внеаудиторную работу по практике (учебной и производственной практике) ФГОС СПО не предусмотрено.
4. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение:
· в рабочем учебном плане в целом по теоретическому обучению, по каждому из циклов, по каждой дисциплине и МДК;
· в рабочих программах дисциплин и МДК.
5. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента регламентируется календарным графиком.
6. Во время самостоятельной подготовки студенты должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
7. В учебном процессе СПб ГБ ПОУ ЭМТ ж.д. транспорта им. А.С. Суханова выделяют два вида самостоятельной работы:
- аудиторная;
- внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине, МДК выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
|
|
Внеаудиторная работа студентов – это планируемая самостоятельная учебная работа обучающихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, обобщение и систематизация, формирование и развитие умений, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Цели, задачи, принципы организации внеурочной работы
Внеурочная работа студентов - организационная форма обучения, система педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся или деятельность обучающихся по освоению знаний и умений учебной и исследовательской деятельности без посторонней помощи.
2.1. Целями внеурочной работы студентов СПб ГБ ПОУ ЭМТ ж.д. транспорта им. А.С. Суханова являются:
- содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
|
|
- развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- формирование общих и профессиональных компетенций;
- развитие исследовательских умений.
2.2. Основные задачи внеаудиторной работы - привитие и развитие навыков обучающимся самостоятельной подготовки и формирование потребности в самообразовании:
· освоение содержания дисциплины, МДК в рамках тем, выносимых на самостоятельное изучение;
· осознание основных положений курса в ходе конспектирования материала на уроках, на практических и лабораторных занятиях;
· использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельной работы, занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании письменных экзаменационных работ, для эффективной подготовки к зачетам, дифференцированным зачетам и экзаменам.
2.3. Процесс организации внеаудиторной работы студентов включает в себя следующие этапы деятельности преподавателя:
· Подготовительный этап: определение целей, составление задания, подготовка методического обеспечения.
· Основной этап: использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний; фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы.
· Заключительный этап: оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда, текущий и итоговый контроль; индивидуализированный контроль.
2.4. Основные требования к организациивнеаудиторной работы:
· каждая самостоятельная работа имеет конкретную цель;
· каждый студент знает порядок и приемы выполнения работы;
· сочетание разнообразных видов работы и осуществление управления процессом работы;
· содержание работы, ее формы должны вызывать интерес, желание выполнить работу до конца;
· внеаудиторная работа должна соответствовать учебным возможностям студентов;
· согласование планов внеаудиторной самостоятельной работы студентов (виды и темы заданий, сроки представления результатов).
2.5.Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
|
|
для овладения знаниями:
- чтение текста дополнительной литературы;
- составление плана текста;
- графическое изображение структуры текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- ознакомление с нормативными документами;
- учебно- исследовательская работа;
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции (обработка текста);
- повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- изучение нормативных материалов;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов, тематических кроссвордов;
- тестирование и др.;
для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариативных задач и упражнений;
- выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ;
- решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
- подготовка проектов;
- экспериментально - конструкторская работа;
- опытно - экспериментальная работа;
- упражнения на тренажере;
- упражнения спортивно - оздоровительного характера;
- рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
2.6. Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
2.7. Организация самостоятельной работы.
При организации самостоятельной работы преподаватель дисциплины, МДК:
· Информирует студента об организации внеурочной деятельности в семестре;
· Организует проведение аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, а также планирует этапы контроля этой работы.
С целью оказания помощи в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы студентам и при необходимости, преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.
При организации самостоятельной работы мастер производственного обучения, закрепленный за группой:
· Контролирует выполнение внеурочных самостоятельных работ студентами, а также совместно с преподавателем планирует этапы контроля этой работы;
· Проводит анализ и устраняет объективные причины перегрузок обучающихся в течение семестра по своей дисциплине, не превышая выделенных на каждую неделю плановых затрат;
· Проводит консультирование, оказывает помощь в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы студентом.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
2.8. При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением студентами внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает формулирование целей задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины, МДК.