Важной характеристикой личности являются также ее способности — индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Принято разделять задатки и способности. Задатки определяются как врожденные, физиологические особенности человека, которые служат природной основой развития способностей.
- По критерию вида психических функциональных систем способности разделяют на:
- сенсомоторные;
- перцептивные;
- аттенционные;
- мнемические;
- имажитивные;
- мыслительные;
- коммуникативные;
- По критерию основного вида деятельности на:
- научные (математические, лингвистические и пр.);
- творческие (музыкальные, литературные. художественные);
- инженерные и т.д
- Кроме того, различают общие и специальные способности. Общие способности связаны с выполнением ведущих форм человеческой деятельности, а специальные — с отдельными деятельностями. Среди общих способностей большинство исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность к творчеству) и, реже, обучаемость. Высшей степенью развития способностей личности, выражающейся в творчестве, является гениальность.
- Психологическая труктура деятельности.
Психологическая Структура Деятельности - целостное единство психических свойств субъекта деятельности и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность. Когда мы говорим о структуре деятельности, мы имеем в виду абстрактную деятельность как предмет изучения.
(микроструктура)
В структуру деятельности входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия и в том числе навыки, (как способы достижения общей цели), и психические акты, в них включенные, и результаты деятельности.
Действие — это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.
Каждое действие также имеет свою психологическую структуру: цель действия, мотивы, операции и психические акты, конечный результат. По доминирующему в их структуре психическому акту различают:
Эмоциональные,
Мыслительные,
Психомоторные,
Мнестические
Волевые действия.
Рабочие действия по своим целям делятся на:
Ориентировочные,
Исполнительские,
Корректировочные
Завершающие
Ориентировочные действия — это определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Ориентировочные действия бывают двух видов: теоретические и практические.
Теоретические ориентировочные действия имеют целью получение необходимых для деятельности сведений, отвечающих на вопросы: что делать? Как делать? Какие условия необходимы и как их создать? Какие средства потребуются и где их взять? В какой последовательности целесообразно действовать в процессе деятельности. На основе ответов вырабатывается рабочая гипотеза, определяющая цель, процесс и результат деятельности.
Практические ориентировочные действия включаются в исполнительные действия с целью оценки процесса деятельности, его соответствия общей цели. При этом на каждом этапе деятельности изыскиваются ответы на вопросы: как получается? Соответствует ли замыслу? Что не получается? Почему не получается? Что надо сделать, чтобы получалось лучше?
Исполнительские действия всегда начинаются после теоретической ориентировки и заключаются в последовательном выполнении намеченных (спроектированных или определенных технологией) действий по осуществлению общей цели деятельности. Для успешной исполнительской деятельности нужны знания, навыки, умения, привычки и способности. Однако и при этом они не могут быть вполне успешными без корректировочных действий.
Корректировочные действия — это внесение поправок, уточнении и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обратной информации о неточностях, ошибках, отклонениях и неудачах.
Чем сложнее и ответственнее деятельность, тем лучше должна быть обратная связь и тем больше требуется корректировочных действий в процессе исполнительской деятельности. Только при этом условии могут быть успешными завершающие действия.
Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам. Это уже оценка достижения цели деятельности: достигнуто ли то, что намечалось? Какими средствами и издержками? Какие уроки извлечь из этой деятельности? Как целесообразнее осуществлять ее в будущем?
Любой вид деятельности — весьма сложный информационный процесс, в который включаются и как-то используются все психические процессы и свойства личности. И от того, насколько закономерно осуществляется информация сообщений, сколь тщательно вырабатывается командная информация и как функционирует обратная связь, зависит успех деятельности.
(из интернета, что нашла)
Психологическая структура деятельности может быть представлена в виде такой цепочки:
ПОТРЕБНОСТЬ — МОТИВ — ЦЕЛЬ — ВЫБОР СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ — ДЕЙСТВИЯ — КОРРЕКЦИЯ ДЕЙСТВИЙ
ПОТРЕБНОСТЬ обычно не осознаваема, скрыта от самого носителя.
МОТИВ, располагаясь между неосознаваемой ПОТРЕБНОСТЬЮ и осознаваемой ЦЕЛЬЮ, находится в ПРОМЕЖУТОЧНОЙ роли (частично не осознаваем, частично — осознаваем, хотя воспринимается носителем как осознаваемая причина) — им человек как бы «объясняет» себе, зачем ему достижение такой цели.
(из учебника Гиппенрейтер)
Макроструктура деятельности:
Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение: