Выбор допускаемых напряжений на кручение




Проектный расчёт валов редуктора выполняют только по напряжениям кручения (как при чистом кручении), то есть при этом не учитывают напряжений изгиба, концентрации напряжений и переменности напряжений во времени (циклы напряжений). Для компенсации этих факторов значения допускаемых напряжений на кручение выбирают весьма заниженными в пределах [τ]К = 15...30 МПа (Н/мм2). Меньшие значения [τ]К - для быстроходных валов, большие значения [τ]К - для тихоходных валов.


Рис. 12 - Типовые конструкции валов одноступенчатых редукторов: а – быстроходный – цилиндрического; б – быстроходный – конического; в – тихоходный; ( - в коническом редукторе)


Конструирование валов.

4.1. Определение поперечных и продольных размеров ступеней вала.

Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей (рис. 12).

Проектный расчёт ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: её диаметр d и длину l (см. табл. 2).

 

Таблица 2. - Определение размеров ступеней валов одноступенчатых редукторов, мм

Ступень вала и её параметры: d, l Вал-шестерня коническая (рис. 12, б) Вал-шестерня цилиндрическая (рис. 12, а) Вал колеса (рис. 12, в)
1 – под элемент открытой передачи или полумуфту d1 , где Т − крутящий момент, Н∙м
l1 l1 = (0,8...1,5) d1 − под звёздочку; l1 = (1,0...1,5) d1 − под шестерню; l1 = (1,2...1,5) d1 − под шкив; l1 = (1,0...1,5) d1 − под полумуфту
2 – под уплотнение крышки с отверстием и подшипник d2 d2 = d1 + 2t - только под уплотнение d2 = d1 + 2t
l2 l2 » 0,6d4 - только под уплотнение l2 » 1,5 d2 l3 » 1,25 d2
  5 – под резьбу d5 d5 под резьбу определить в зависимости от d2 Не конструируют d5 = d3 + 3f; ступень можно заменить распорной втулкой
l5 l5 » 0,4 d4 l5 определить графически
3 – под шестерню, колесо d3 d3 = d4 + 3,2r возможно d3 = d2 + 3,2 r возможно ; при d3 > da1 принять d3 = da1 d3 = d2 + 3,2 r
l3 l3 определить графически на эскизной компоновке
4 – под подшипник d4 d4 = d5 + (2...4) d4 = d2
l4 l4 определить графически l4 = B − для шариковых подшипников; l4 = B − для роликовых конических подшипников

Примечания:

1. Значения высоты t заплечика (буртика) и f величины фаски ступицы колеса и координаты фаски rmax подшипника определяют в зависимости от диаметра ступени d по следующей таблице:

d 17...24 25...30 32...40 42...50 52...60 62...70 71...85
t   3,5 3,5 4,0 4,5 4,6 5,6
rmax 1,5 2,0 2,5 3,0 3,0 3,5 3,5
f     1.2 1.6     2,5

2. Диаметр d1 выходного конца быстроходного вала, соединённого с двигателем через муфту, определить по соотношению d1 = (0,8...1,2) d1 (дв), где d1 (дв) − диаметр выходного конца вала ротора двигателя.

3. Диаметры d2 и d4 под подшипник округлить до ближайшего стандартного диаметра внутреннего кольца подшипника dп.

4. Диаметры ступеней (кроме d2 и d4) округлить до ближайшего стандартного значения из ряда Ra40 (см. табл.3).

 

Таблица 3 - Нормальные линейные размеры, мм (из ГОСТ 6636 – 69)

3,2 5,6                
3,4 6,0 10,5   34/35 60/62        
3,6 6,3       63/65        
3,8 6,7 11,5     67/70        
4,0 7,1       71/72        
4,2 7,5                
4,5 8,0     45/47          
4,8 8,5                
5,0 9,0     50/52          
5,3 9,5     53/55          

Примечание: под косой чертой приведены размеры посадочных мест под подшипники качения.

 

4.2. Предварительный выбор подшипников качения

Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы редуктора весьма сложен и зависит от целого ряда факторов: передаваемой мощности редуктора, типа передачи, соотношения сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца подшипника, требуемого срока службы, приемлемой стоимости, схемы установки.

Таблица 4. - Предварительный выбор подшипников

Передача Вид Тип подшипника Серия Угол контакта Схема установки
цилиндрическая косозубая Б радиальные шариковые однорядные при aw 200 мм средняя (лёгкая) с одной фиксир. опорой
Т при отношении осевой силы Fa, дей-ствующей на подшипник, к радиаль-ной реакции в опоре – радиальные шариковые однорядные лёгкая (средняя) враспор
при – роликовые конические типа 7000 лёгкая α = 12...16°
коническая Б роликовые конические типа 7000 при n1 1500 об/мин лёгкая (средняя) α = 12...16° врастяжку
радиально-упорные шариковые типа 46000 при n1 1500 об/мин α = 25...29°
Т роликовые конические типа 7000 или 1027000 лёгкая α = 29° для типа 1027000 враспор

Примечания: Б – быстроходная ступень; Т - тихоходная ступень


Предварительный выбор подшипников для каждого из валов редуктора проводят в следующем порядке:

1. В соответствии с рекомендациями табл. 4 определяют тип, серию и схему установки подшипников.

2. По справочнику-каталогу выбирают типоразмер подшипников по величине диаметра внутреннего кольца подшипника, равного диаметру d2 и d4 ступеней вала под подшипники.

3. По выбранному из каталога типоразмеру определяют основные параметры подшипников: геометрические размеры - d, D, B (T, С); динамическую Сr и статическую Сr0 грузоподъёмности. Здесь D - диаметр наружного кольца подшипника, В - ширина шарикоподшипника; T и С - осевые размеры конического роликоподшипника.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: