Чувство вины, чувство стыда как вины или чувство стыда как ошибки/промаха.




Основания

Человек в своей основе хороший.
Некоторые люди хотят себя исправить.

Условия для успешного процесса

а) Согласие человека, что причины страдания кроются в нем.
б) Человек работает над собой по своей воле и для себя, а помощник ему в этом помогает. Это путешествие/исследование самого человека, а не проводимое помощником «лечение». Помощник - лишь помощник (поддержка, страховка) в путешествии человека по осознанию себя.
в) Откровенность.
г) Человек должен хорошо понимать процесс.
д) Неиспользование каких либо воздействий на организм или сознание в период процесса без согласия помощника. (Лекарства, наркотики, диеты, медитации и т.д, и т.п.)
е) Выполнение условий по режиму, питанию, поведению.1
ж) Помощник должен сохранять в тайне все, что узнает от человека во время сеанса.

Если какой-то из этих пунктов не выполняется, то успеха в процессе не будет. 2

 

Структура процесса

Шаг 1 - Определить актуальное страдание/трудность/проблему/задачу у человека. - "С какой проблемой или задачей ты хотел бы разобраться?"
Шаг 2 - Направить внимание человека на чувство/состояние, которое порождает данная проблема/трудность/страдание/ или задача. Для этого задаются вопросы: «Какое у тебя чувство в связи с этим?», «Что ты чувствуешь в связи с этим?».
Шаг 3 - Когда у человека появится хороший контакт с чувством, следует попросить человека рассматривать данное чувство «Оно как если … (что)?». То есть, как некую идею, концепт, модель, событие или метафору. Он должен это делать до тех пор, пока не будет удовлетворен точностью описания своего чувства.
Шаг 4 - Если шаг 3 не принес полного облегчения, то в этом случае задается вопрос «Что в этом есть приятного или правильного?» или «Какой разумный смысл в этом?».

Описание процесса

Шаг 1 - Определить страдание/трудность/проблему/задачу у человека.
Только сам человек решает, что в нем не так. Только то, что сам человек в себе считает неверным доступно к исправлению. Если человек считает, что ему не с чем в себе работать, то проведение процесса приведет к отрицательному результату.
Очередность, в которой человек обрабатывает свои проблемы, индивидуальна и оптимальна для него. Не пытайтесь решать за человека, что ему надо исправить или в какой последовательности, иначе Вы получите отрицательный результат. Человек сам постепенно захочет все в себе исправить.
Вопрос можно задать любой, который поможет человеку начать говорить о своей проблеме. – «Как дела?», «Как жизнь?», «Рассказывай…», «Есть ли какая-то проблема/задача с которой хочешь поработать?», «Есть ли что-то, с чем ты хочешь разобраться?», …
Пусть назовет проблему, если знает. Если не знает, то пусть просто посидит и посмотрит внутрь.
Если человек не может определить проблему, то пусть хотя бы определит – «Из какой области жизни эта проблема?».
Если не находится проблема, то спросите о целях/мечтах/задачах. «Что бы тебе хотелось улучшить в жизни?», «О чем ты мечтаешь?» и т.п. Цель/мечта/задача тоже является проблемой, если есть препятствия в их реализации.

Рассуждение о целях/мечтах/задачах может пойти по двум путям – по позитивному и по негативному. Если пошло по негативному, и человек обнаружил проблемы, то переходим к шагу 2. Если пошло по позитивному пути, и человек заговорил о хорошем, то надо поддержать эту линию. Действуйте так, как если человек сразу перешел к четвертому шагу процесса.

Если при рассмотрении хорошего внимание перешло на плохое, то рассматриваем плохое «как если, что?».

У человека бывает три типа проблем – а) физическая боль или ощущения; б) эмоциональное чувство или состояние; в) умственные идеи и мнения, представления.

Бывает, что сразу несколько тем находятся во внимании человека, и он не может выбрать, с чем работать. В таком случае ему предлагается смотреть на все сразу. Даже если темы очень разные. Через некоторое время какая-то из тем становится приоритетной. «Смотри на все сразу и скажи, когда что-то станет более интересно».

Помощник не выбирает, что будет рассматривать человек на сеансе. Только сам человек определяет, что для него важнее.

Шаг 2 - Направить внимание человека на чувство/состояние, которое порождает данная проблема/трудность/страдание/ или задача. Нужно направить внимание на само чувство, а не на проблему, порождающую его. Для этого задаются вопросы: «Какое у тебя чувство в связи с этим?», «Что ты чувствуешь в связи с этим?». Если внимание человека уходит на физическое ощущение, то просим человека посмотреть, какое у него чувство в связи с этим. Побуждайте клиента удерживать физическое ощущение в том случае, если оно для него выглядит как психическое напряжение и поможет ему открыть и понять чувство.

Если смотрение на что-либо проявляет или усиливает физические ощущения, то на это надо продолжать смотреть и пытаться понять какое там кроется психическое чувство.

Помогите человеку перевести внимание с проблемы/ситуации, на чувство, испытываемое по отношению к данной проблеме/ситуации.
Иногда человек долго определяет, что он чувствует. Чувство может казаться непонятным. Надо помочь человеку не спешить - «Не спеши, просто посиди столько, сколько надо, присмотрись к чувствам».

Бывают люди, которые могут утверждать, что проблема есть, они ее знают, но ничего не чувствуют. Т.е. никаких чувств/страданий/душевной боли якобы нет. На это можно спросить человека «Почему ты решил, что это проблема?». Надо понимать, что проблем без страдания не бывает. Только то, что сопровождается страданием, человек считает проблемой. Иначе это задача, забава, цель и т.п.

 

Иногда почти весь сеанс до окончательного результата может состоять из этого шага, когда человек просто смотрит на чувство, идентифицируя его. Т.е. для человека окончательным результатом будет понимание того, какое чувство он испытывает.
Иногда (забегая вперед), вопрос третьего шага помогает идентифицировать чувство.

Шаг 3 - Когда человек определил, какое у него чувство (и даже если он не может его назвать, но чувствует), то нужно задать следующий вопрос – «Это чувство как если … (что)?». Т.е. как некую идею, концепт, модель, событие или метафору. Это может быть реальный случай из прошлого человека или картинка, идея, метафора, аллегория, фантазия человека, которая появляется «сама» и полностью прямо или иносказательно описывает его чувство/состояние.
Для упрощения процесса для человека, вопрос можно задавать в более мягкой форме - «По возможности, поглядывай, это чувство как если что?».
Вопрос в такой форме можно применять и на втором шаге, когда человек уже чувствует, но не может назвать/обозначить/идентифицировать чувство. Идентификация чувства произойдет в процессе ответа на вопрос - «Это чувство как если что?».
Человек может озвучивать много различных «оно как если… (метафор или реальных случаев прошлого)» И, он должен это делать до тех пор, пока не будет удовлетворен точностью описания своего чувства.
Если в процессе чувство меняется, мы возвращаемся к шагу 2 – определению чувства.
Если мы видим, что человек много рассказывает, но складывается впечатление, что он не контактирует с чувством, мы просим его посмотреть на чувство молча. Ничего не делая с этим чувством, не пытаясь его понять. Можно сказать человеку – «Просто наблюдай это чувство… Не пытайся понять это чувство, просто наблюдай его… Ничего не говори, просто наблюдай…».

Рассказывать или рассматривать молча, выбирается в зависимости от того, как лучше контактируется с чувством, что помогает большей драматизации. - «Рассказывай или рассматривай молча, в зависимости от того, что тебе лучше помогает контактировать с чувством».

Надо следить, чтоб человек не втянулся в долгий рассказ без чувств. На этапе разрядки материала, рассказ нужен не для того, чтоб передать содержание, информацию или смысл, а для того, чтоб лучше контактировать с болью. НО если рассказ поднимает боль, то такой рассказа нам и нужен. Бывает, что человек рассказывает медленно и долго, но мы видим, что он смотрит на свое чувство, значит это то, что надо. В процессе его рассказа, Вы можете поддерживать его контакт с чувством, периодически спрашивая – «И какое чувство у тебя в связи с этим?» или «Чувствуешь боль в связи с этим?».

Т.е. одних людей мы останавливаем от рассказов, и даже просим молча смотреть на чувство, рассказы других поддерживаем. Наша цель - открыть страдание.

Если не видно «как если что?», то следует просто продолжать смотреть на чувство, ничего с ним не делая, до тех пор, пока не появится какая-либо идея об этом чувстве, а идеи могут быть самые неожиданные и невероятные. При появлении идеи, надо ее в подробностях рассмотреть и проверить совпадает ли она с чувством/состоянием. Если не совпадает или совпадает недостаточно, то продолжаете смотреть на чувство до появления новых идей.

Если Вы на сеансе прорабатываете определенную тему, то после описания каждого обнаруженного чувства имеет смысл спросить – «Как это чувство связанно с нашей темой?». Нахождение связи каждого чувства с темой, может добавить понимания.

На этом шаге тоже нередко бывает окончательное достижение. Человек находит ответ «…как если … (что)?» и напряжение исчезает.

Бывает так, что в процессе рассматривания чувства «…как если … (что)?», что-то меняется, и человек это даже и не осознал, но чувствует значительное удовлетворение и некую положительную пустоту там, где перед этим было нечто и на чем держалось его внимание. Это ощущение того, что проблема исчезла, и она на данный момент времени уже не беспокоит человека. И если на этом интерес человека сейчас уже отсутствует, то можно закончить сеанс.

Шаг 4 - Иногда, после тщательного выполнения 3го шага – создания точного описания своего чувства, человек доволен тем, как описание или метафора в точности соответствует его чувству или страданию, но облегчения нет. Или облегчение не удовлетворяет человека, или сохраняется интерес к материалу. В этом случае задается вопрос - «Что в этом (плохом/страдании) чувстве/состоянии есть приятного или правильного?» или «Какой разумный смысл в этом (плохом) чувстве/состоянии?». Если человек не видит ответов на эти вопросы, то его можно поддержать, подсказав - «В этом чувстве/состоянии есть какая-то твоя правота», или «Ты в этом чем-то прав», или «В этом есть какой-то смысл». Человек ищет ответ, пока у него не наступит окончательное или удовлетворяющее его облегчение по данной теме.
В страдании человека всегда есть какая-то правильность, приятность, смысл для данного человека, есть правота, которая придает смысл его страданию. И не думайте, что этот смысл глупый или приятность примитивная. Они значительны настолько, что человек продолжает их удерживать, одновременно находясь с этим в противоречии.
Но, если человек досконально понимает положительный смысл или эстетику своего якобы неправильного усилия, то усилие перестает быть автоматическим (независящим от человека).
Если человек находит это, то его просят держать во внимании это хорошее до удовлетворения, до окончательного результата или до появления интереса еще к какому-либо чувству. Если удовлетворение усилилось и развилось в достижение для человека, то сеанс заканчивается. Этот этап может длиться достаточно долго и сопровождаться дополнительными открытиями. Может длиться и полчаса и дольше, но это не всегда необходимо. Человек сам чувствует, интересно ли ему еще держать внимание на достижении. Пусть держит, если это ему приятно, и он не жадничает.
Если внимание человека переходит еще на какое-то чувство, то опять задается вопрос: «И, что ты чувствуешь в связи с этим?» - продолжается процесс.

Если смотришь «что приятного или правильного?» и не видишь, то возвращайся на предыдущий шаг «как если что?».

Бывает, что человек понимает, что дело не в чем-то собственном приятном или правильном, а он «срисовал» свое напряжение у кого-то в прошлом – «У кого ты мог «срисовать» это чувство/состояние?»

Понятия и определения

Метафора «правильная»

Бывает, что человек подбирает метафоры, рассмотрение которых не приносит понимания чувства. Например: «Чувство как если справа, что-то квадратное, а слева круглое, а сверху зеленое и в голову гвоздь забит» И он смотрит, и смотрит на эту «сцену» и не получает облегчения. Спросите его: «И, что ты чувствуешь в связи с этим?» или «Какое чувство у тебя в связи с этим?».
Если подобранная метафора чувства не «психоактивна», т.е. в процессе смотрения на нее не происходит изменений в состоянии и облегчения, то надо направить внимание на чувство испытываемое человеком по отношению к этой метафоре.
Метафоры типа: «Чувство, что в сердце иголку втыкают!...», скорее всего, не даст понимания чувства и облегчения. Надо переводить внимание человека на его чувство в связи с этой картинкой. Когда он опишет свою картинку, спрашиваем – «И что ты чувствуешь в связи с этим?». Чувства могут оказаться самые разные – страх, радость, удовольствие, возмущение,… т.е. любые.
Т.е. мы должны отличать метафоры, которые производят изменения в состоянии, а которые нет.
Пример:
- Плохо себя чувствую.
- Это чувство как если что?
- Как если давит что-то.
- Опиши это.
- Зеленое справа… … … (И много всякого.) (Но видно, что «выброса» нет, а есть топтание на месте.)
- И что ты чувствуешь в отношении этого?
- Злость.
- И это чувство как если что?
- Как если … … … (И видно, что есть контакт с эмоциями, интерес человека. Значит, будет облегчение. А если человек опять уйдет в не дающие облегчения метафоры, то опять спрашивается – «И что ты чувствуешь по отношению к этому?»)

Окончательный результат

Окончательным результатом можно назвать удовлетворение человека либо в понимании себя, либо в изменение состояния, либо любое другое улучшение, которое человек считает улучшением или достижением.
Некоторые люди, желая побыстрее избавиться от страдания полностью, не признаются себе в том, что на сеансе что-то улучшилось – отрицают небольшие изменения. Со временем это проходит и человек с удовольствием начинает отмечать даже незначительные улучшения.
Чтобы такой человек не вымучивал себя бесконечными сеансами до полной потери сил, помощник должен взять на себя ответственность, и, наблюдая за изменением состояния человека, определить окончание сеанса. Это можно сделать сказав – «На сегодня мы будем заканчивать. Все, что мы не доделали, мы сможем продолжить в следующий раз».
Но, чаще всего, когда Вы видите, что состояние человека улучшилось, и вы предложили на сегодня сеанс закончить, то, как правило, человек будет согласен и даже рад, что Вы это предложили. «Я предлагаю на сегодня закончить процесс» или «Согласен ли ты на сегодня закончить процесс?» или «На сейчас ты удовлетворен достигнутым?»
И, конечно же, если человек сам обозначает достижение как конец сеанса, и Вы видите, что его состояние улучшилось, то Вы поддерживаете его и завершаете сеанс.
Не скупитесь хвалить человека за его достижения. При этом не обозначайте конкретику, чтоб не создать ложных ценностей. – Можете сказать – «Ты молодец!» или «Я рад за тебя», но не говорите «Ты молодец, что понял это» или «Я рад за тебя, что у тебя так…!»
Когда предполагаешь, что человек что-то понял, или если он чувствует хоть какое-то удовольствие от чего-то, что можно понять как достижение в процессе, пусть человек смотрит на это. Так же, если состояние резко изменилось в лучшую сторону, а человек не понял то, что хотел понять, или не понял, что дало изменение, то не надо продолжать смотреть на отрицательное, а лучше подержать внимание на хорошем чувстве от этого изменения. Помощник предлагает: “Просто посмотри на это положительное изменение/достижение/облегчение». При этом может появиться дополнительная информация об этом изменении, и достижение станет понятнее, ярче и прочнее. Так же, часто чувство изменения досматривается без какой-либо логики. Как будто просто довыветривается напряжение без дополнительного понимания. Это нормально. В дальнейшем, при желании, будет и понимание.

Бессознательность

Если человек во время процесса уходит в бессознательность (похожую на сонливость), то не надо пытаться его «вытащить». Можно просто спросить, как это состояние связано с его чувством/проблемой/темой? Если это не поможет, то можно попросить человека просто смотреть на его состояние, не пытаясь с ним справиться. И «По мере возможности поглядывай, это чувство как если что?» Не торопите человека, даже если он внешне совсем в бессознательности, то внутри он продолжает процесс. А если это затягивается, то можете предложить ему перерыв на чай и через некоторое время продолжайте сеанс.
Но до сеанса (очень важно) человек должен быть стопроцентно уверен, что он выспавшийся и отдохнувший.
Процесс не проводится лежа, чтоб не провоцировать засыпание. Если человеку хочется встать и походить по комнате, то нет причины ему препятствовать.

Чувство вины, чувство стыда как вины или чувство стыда как ошибки/промаха.

Не надо рассматривать, что человек сделал или в чем он виноват. Надо рассматривать то чувство, которое предшествовало совершению поступка.

Если просить человека просто смотреть на чувство вины или стыда, то он тоже постепенно все поймет и перестанет страдать. Но это может происходить значительно дольше, чем описано выше.

На практике получается гораздо быстрее, если направить внимание человека на чувство, которое его побудило действовать и найти правоту в этом чувстве. Т.е. рассматривать не чувство вины или стыда, возникшее после совершения проступка, а искать его правоту, дающую смысл или удовольствие в совершении им действия, до того как он совершил проступок.
Как вариант, когда человек обозначает в каком-то виде свою вину или стыд, то его можно спросить: «Какое чувство было до совершения поступка?» или «Какое чувство было побуждающим совершить тот поступок?» То есть, чтоб вернуть его внимание от чувства вины или стыда, к чувству, побудившему его совершить то, что он считает проступком или ошибкой/промахом. Чувство вины или стыда вторично, и не дает нужного эффекта при рассмотрении, без рассмотрения первичного состояния побудившего человека на поступок - состояния, которое имеет положительную основу – оно может быть чем-то приятно, правильно, иметь смысл и т.п. А обнаруженное чувство, если необходимо, рассматривается как в шагах 3 и 4.
На первый взгляд, такой метод рассмотрения вины и стыда может показаться неконструктивным. Якобы, человек начнет придумывать себе дополнительные оправдания. Но на практике, как только человек осознает положительную основу своего проступка (которая, всегда присутствует), он тут же начинает оценивать свой поступок трезво. Он отделяет положительную цель своего поступка от использованного ошибочного средства.

Если присутствует стыд как неудача, которая произошла без участия человека. Например, птица нагадила прилюдно на голову. В этом случае ищется хорошая цель/смысл не в поступке (которого нет), а в чувстве. Т.е. работается, как и с другими проблемами в шагах 3 и 4.

Если чувства вины или стыда существуют несвязанно с реальными для человека ситуациями, то находится метафора, а с метафорой работается тем же способом, как с реальными ситуациями. Ищется чувство, которое могло бы стать основанием для описанного в метафоре. - «Какое чувство могло быть до совершения такого поступка?» или «Какое чувство могло быть побуждающим совершить такой поступок?»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: