Приостановление операций по счету (блокировка счета)
Законная блокировка счета банком возможна только в одном единственном случае:
Если владелец этого счета внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Этот перечень иногда называют “черным списком”, размещен он на официальном интернет – сайте Росфинмониторинга.
Во всех остальных случаях решение о полном блокировании счета может принять только Росфинмониторинг или суд.
Росфинмониторинг вправе «заморозить» счет на срок до 30 суток и только в случае, если имеется информация о причастности владельца счета к террористической деятельности. На более длительное время счет может быть заблокирован только по решению суда.
Если банк блокирует весь расчетный счет, а компания или ИП не числятся в перечне Росфинмониторинга, то такие блокировки считаются незаконными.
Приостановление проведения конкретной финансовой операции
П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства. На период получения ответа от клиента и его обработки банк приостанавливает операцию, которую считает сомнительной.
Какие документы могут запрашивать банки?
Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. Обычно это открытый перечень, т.е пополняемый.
Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов?
ЦБ рекомендует сроки от 3 до 7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают.
Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?
Если банку не предоставить вовремя все документы, то операция по счету не будет проведена. Если подобная ситуация повторятся, и клиент снова пытается совершить сомнительную операцию, банк вправе расторгнуть договор (абз. 2 п. 5.2 ст. 7 закона № 115-ФЗ).
Отказ проведения конкретной финансовой операции
Право банка отказать в проведении операции по счету предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ. В проведении операции может быть отказано в двух случаях:
1. если клиентом по требованию банка не предоставлены запрошенные документы, касающиеся подлежащей проведению финансовой операции
2. если у работников банка при выполнении контрольных процедур возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом банк не обязан объяснять компании причины отказа (ст. 4 Закона № 115-ФЗ).
Что происходит в жизни?
На практике доходит до того, что коммерческие банки блокируют все операции по расчетному счету с момента отправки запроса по представлению документов и информации, до момента получения и обработки ответа. Причем, зачастую это случается с совершенно добросовестными клиентами, которые никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег.
Иногда, объем запрашиваемых банком документов настолько велик, что в обозначенные сроки чисто физически не получается предоставить необходимый объем запрашиваемой информации.
По данным «Деловой России», почти полумиллиону предпринимателей заблокировали банковские счета. И далеко не все из них реально были задействованы в отмывании денег и пособничестве терроризму. Попавшим в “черный список”, новый счет не откроют. На Восточном экономическом форуме в сентябре 2017г, предприниматель пожаловался на это главе «Сбербанка» Герману Грефу и услышал в ответ, что малый бизнес — «фабрика по отмыванию доходов».
Напрашивается вопрос:
Как выжить бизнесу в текущих условиях, и не стать жертвой банков?
Для добросовестных бизнесменов мы подготовили несколько советов. Применять их или нет, решать вам. Конечно же, все зависит от конкретной ситуации.
1 совет:
Поступите так, как велит Закон № 115 – ФЗ. А именно:
предоставьте все документы и пояснения, которые попросит банк. Это поможет снять с вас подозрения и докажет благонадежность. Если вы предоставите должные доказательства и банк их рассмотрит, то платежные операции, которые вы пытаетесь совершить, не будут отнесены к подозрительным в соответствии с п.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. Если же банк, принял документы, но не рассматривает их, как показывает практика, это довольно частое явление, то в Вашем распоряжении совет 2 и 4.
2 совет:
Возможно, вы уже предоставляли, и не один раз, пояснения и документы по аналогичным операциям, которые банк каждый раз считает сомнительными? Перечень документов в запросе все увеличивается и увеличивается, создавая непреодолимые проблемы? Каждая ваша операция рассматривается под увеличительным стеклом. Вам отключили клиент-банк и заставляют каждую платежку лично приносить в банк, давать пояснения по ней и предоставлять подтверждающие документы. Официальных решений вам пока никаких не предъявляют, но основательно требую уйти по-хорошему самим? Не спешите закрывать ваш расчетный счет и переходить в другой банк! Разберитесь с ситуацией в текущем банке, а потом решайте, что делать дальше. Пишите официальную жалобу в Центральный банк, ваша цель – получить официальное решение от банка, чтобы в дальнейшем использовать полный механизм вывода из “черного списка”, прописанный в изменениях 115 ФЗ от 30.03.2018года. Более подробно об изменениях читайте в статье: