Социальная (культурная) энтропия





Все дети талантливы. Все дети добры (хотя есть патологии). Но потом, в школе и в жизни дальнейшей теряется талант и доброта. Происходит рассеивание таланта и добра. Социум (а может быть, культура) так устроены, что происходит энтропия таланта и добра. Всегда ли это так было? Всегда ли это так будет?

Социум и культура противостоят энтропии в природе: они идут к упорядоченности, а не к хаосу. А энтропия таланта? Что это? Возрастание хаоса или порядка? Талант - возмутитель спокойствия, поэтому он разрушает порядок. Но разрушает установившийся порядок, чтобы породить новый, который, с позиции этого таланта, отвечает каким-то требованиям более "емко", чем прежний. Здесь, с одной стороны, зарождается хаос - ломка порядка, растет энтропия, с другой - зарождается новый порядок, уменьшается энтропия. Ни культура, ни социум "не знают", будет ли новый порядок "лучше" или "хуже", но энтропии, т.е. хаосу будут противиться. Поэтому талант рассматривается как носитель хаоса, а не порядка, хотя без него не было бы никакого порядка в социуме и культуре. Поэтому, вероятно, вся инфраструктура социума и культуры нацелена на поддержку наличного порядка, а это предполагает препятствие таланту. Дети могут быть талантливыми - они дети, не могут навредить. А взрослый своими талантами может сломать существующую структуру, последствия чего не предсказуемы. Поэтому талант должен пробивать себе дорогу.

 

История

История творится дважды

Первый раз она возникает как событие в действиях человека и тогда она непредсказуема, она всегда неожиданна как действие свободного человека, разрывающего последовательность сложившейся длительности. Здесь история действительно творится, ибо рождаются ее элементы - события. И здесь нет законов, а есть творчество и свобода.

Второй раз она создается тогда, когда "пишется", когда выстраивается ряд, который привел к этому событию, когда событие пускает корни в прошлое. Тогда появляется последовательность событий и состояний и порядок этой последовательности, или закономерность.

10.08.95.

В “истории” есть только события живой жизни человека. Самой истории как какого-то процесса, потока, развития или чего-то в этом роде нет. Нет реки свершений, увлекающих человека как щепку в свой поток. В действительности именно человек, совершая поступки, своей энергией рождает этот поток. Задача для гуманитария состоит в том, чтобы вычленить “алгоритм” творения истории человеком. Этот алгоритм, или ряд их, возможно, будут одинаковыми для всех действующих индивидов. Но только одни из них будут через эти алгоритмы влиять на многих, а другие только на свою тещу. Почему? Вероятно, здесь-то и заложена тайна истории.

История - это объективированный поступок. Это сброшенная с живого тела личности форма мысли, действия, отношения. История - это следы жизни, это старая кожа, которую змея сбрасывает с себя. Эти следы сцепляются между собой, или их сцепляют историки, и тогда выстраивается История. Но эти следы, эта сброшенная оболочка действий и мыслей не могут предопределять поведение живого начала истории - личности. Последняя рождает свою оболочку, что и отличает личность от функционера. А функционер всегда влезает в старую кожу, или даже рядится в нее, не имея своего облика, своего узора.

6.07.95. 11:08.

Древние говорили: "Historia est magistra vitae". Это значит, что для них история была собранием образцов для подражания. Никто не говорил ни о какой закономерности истории, но в истории видели источник порядка, упорядоченности, т.е. законосообразности.

Потом появилось представление о том, что история это наука о прошлом, наука, которая должна открыть особый объект - прошлое. А, следовательно, у этого объекта есть свои закономерности, ибо объективность не может их не иметь. Но тогда она не просто "учительница жизни", а "руководительница" ее, она должна предсказать жизни ее путь. Так появился Гегель, Маркс. А вместе с ними остро встала проблема свободы человека. Она остро встала не только для теоретической мысли, но в условиях социализма, который руководствовался историческим законом, остро встала и в чисто экзистенциальном смысле.

Сейчас история перестала быть как magistra vitae, так и проектировщиком будущего по своим законам. Чем же она стала? Она стала полем бесчисленных ассоциаций и питательной средой для современной мысли.

12.10.96. 14:06.

Всеобщая история - общий дом человечества, а не его единое развитие. Каждый народ обустраивает в этом доме свои комнаты, свой интерьер, по-своему организует пространство своей жизни. Через его комнаты может пройти другой народ, захватить по дороге стул, стол или что-нибудь еще и утащить в свои комнаты, но это "чужое" должно быть вписано в свой интерьер. История народа - это история его собственного пространства жизни и обустройство им это пространства.

Конечно, когда-то может наступить момент, что в доме начинается всеобщее движение и интерьеры перемешиваются. Кажется, что создается единая жизнь, единая история. Но это только кажется, ибо обустройство пространства дома все равно происходит локально. Рождение новой идеи, нового уголка может быть только локально, оно вряд ли может происходить на фоне всеобщности и под знаком всеобщего преображения. Ведь даже Бог создавал мир локально - "по частям", а не весь сразу. Не было у него единого замысла. Поэтому не случайно Он говорит в конце не о том, что "Вот, получилось, то, что задумал", а оценивает созданное - "Хорошо весьма".

Всемирная история - это общая фотография обитателей дома. Все народы и культуры входят в историю со своим лицом, и чем более своеобразно, личностно и индивидуально это лицо, тем более заметно оно на общей фотографии всемирного человечества. Конечно, на этой фотографии есть персонажи, которые не живут сейчас на планете Земля, но все они живут в доме История сейчас. Никто "не вытеснен" последующими персонажами, никто не "перешел" в последующих персонажей, не "развился" в них.

История - не развертывающийся-свертывающийся свиток, когда видна только какая-то одна его часть, которая появляется из рулона будущего, а потом уходит в рулон прошлого, и, хорошо поразмыслив над движением свитка, можно выяснить "закономерности истории", закономерности раскручивания-скручивания свитка. История - деяние человеков, которое совершается всегда только здесь и только теперь. А оно как деяние неповторимо, хотя и имеет свои корни и свои последствия. Эту-то неповторимость и важно, на мой взгляд, понять как всемирную историю. Что и старался сделать А. Тойнби.

31.10.95. 13:20.

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!