Работа с исторической картой




Давайте поработаем с картой и обозначим на ней важные внешнеполитические мероприятия Владимира.

 

Обозначим на карте зелеными стрелками направления военных походов Владимира – против Волжской Булгарии, печенегов, Польши. Обозначим на карте синим цветом укрепления, возведенные в степном приграничье против нашествий печенегов («богатырские заставы»). Владимир вошел в устное народное творчество – былины, посвященные этой борьбе, как Красное Солнышко. А его соратники – былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович сражаются против Змея, Соловья-разбойника – собирательных образов кочевников.

 

Теперь красным цветом отобразим на карте события, связанные с Крещением Руси.

987 год – война на Дунае с мятежным византийским военачальником Вардой Фокой.

988 – поход на Херсонес (центр Византийских владений в Крыму). Попутно была покорена Тамань, здесь возникает самое южное русское княжество Тмутаракань. Здесь же, в Херсонесе (Корсуни) Владимир, видимо и принял христианство вместе с дружиной.

 

Поставим здесь символический крест. Затем был крещен и Киев.

И, обозначим зеленым цветом присоединенные к Киевской Руси земли – Тмутаракань и Червонную Русь. Мы продолжаем практиковать наши умения ориентироваться на исторической и географической карте.

 

Следует отметить, что реформа не встретила однозначной поддержки племенных союзов, подвластных Киеву. Новгород, согласно летописи, крестили «огнем и мечом», в летописи еще примерно 150 лет встречаются упоминания восстаний во главе с волхвами – языческими жрецами. Язычество сохранилось во многих праздниках – Коляды, масленицы; в двойных именах князей – Ярослав (языческое) / Георгий (Юрий) – христианское.

Что изменила эта важнейшая в истории страны реформа?

Итак, у молодого государства Киевская Русь появилась собственная идеология – православное христианство. Это еще один тот фактор, который будет решающим образом влиять на все развитие историческое России. В XV веке молодое Московское государство примет на себя миссию главного защитника православия, утвердив теорию «Москва – Третий Рим» в качестве собственной идеологии. Даже когда православная церковь будет подчинена государству при Романовых – Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, православие будет признаваться официальной властью как скрепляющий единство общества фактор. Последняя официальная идеология империи – «теория официальной народности» графа Уварова будет выражаться в формуле «Православие, самодержавие, народность». Православие на первом месте! Да и в Первую мировую войну Россия вступит, защищая братское славянское православное государство – Сербию.

Создание Русской Правды

Одним из обязательных признаков государства является наличие собственной системы законов. Жизнь славянских племен регулировали обычаи – например, активно применялась кровная месть за обиженного родственника. Мстить могли все родичи, а каждая месть приводила к ответным действиям обиженных. Учитывая, что даже византийские историки описывают славян как буйный народ, вооруженность общества – каждая мелкая стычка потенциально приводила к небольшой гражданской войне. В условиях христианского государства подобное было не приемлемо, что понимал один из выдающихся государей Киевской Руси и Восточной Европы, сын Владимира Ярослав Мудрый.

Ярослав Мудрый. Реконструкция облика по методу Герасимова.

Русь нуждалась в новой системе законов, основанных на христианской морали и утверждавшей главенство воли государства. Ярослав Мудрый заложил, а его преемники продолжили создание Русской Правды – первого закона Русского государства. Посмотрим на его структуру.

 

Предположительно в 1019 году, взойдя на киевский великокняжеский стол после очередной усобицы, Ярослав вводит «Правду Ярослава». Кровная месть ограничивалась небольшим кругом близких родственников. Мстить могли отец, сын, брат, дядя, племянники. При их отсутствии или не желании мстить, государство взимало с нарушителей штраф – виру. Насилие в славянской среде сразу серьезно сократилось.

В 1067 году на границах Руси появились новые враги – половцы. Киевляне при их приближении и нежелании сыновей Ярослава Мудрого сражаться потребовали вооружить их. Ответом на отказ князей стало первое Киевское восстание. Горожане разгромили княжий двор, усадьбы и хоромы бояр, купцов, грабили имущество. Ответом на этот вызов после подавления восстания стало введение первого дополнения к Правде Ярослава. Ярославичи вводят серьезную ответственность за покушение на имущество князя, бояр, нарушение прав собственности, межевых границ.

В 1113 году, в разгар очередных усобиц, результатом которых стало разрушение Древнерусского государства, к власти в Киеве пришел Владимир Мономах, последний сильный князь единой Руси. Поводом для его приглашения киевлянами стало второе восстание, вызванное смертью непопулярного князя Святополка II, покровительствовавшего ростовщикам. Как свидетельствует летопись, значительное число киевлян за время его правления попало в долговую кабалу (рабство). Мономах освобождает кабальных холопов, устанавливает верхнюю планку ссудного процента в 20%, объявляя кредит на иных условиях мошенничеством. Социальный конфликт был погашен.

Подробнее о законодательстве Киевской Руси здесь Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. Москва: Издательство Московского Университета, 1953.

Если для юриста «Русская Правда» является первым сборником нормативных актов в праве нашей страны, то для историка это важнейший источник по истории Киевской Руси. Прежде всего, он дает представление о структуре населения Руси XI- XII вв., социально-политических отношениях. Общество уже расслоено, выделяются богатые и бедные, знать и неполноправные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: