А. де Токвиль «Демократия в Америке».




ИСТОКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Вопросы к коллоквиуму 11.04.2018

 

 

Дж. Локк. Два трактата о правлении

1. Как определяет Локк «политическую власть»?

2. Какие две важнейшие черты естественного состояния выделяет Локк?

3. Каким законом управляется естественное состояние, каким первейшим правом обладает человек в естественном состоянии, каков источник этого и иных прав?

4. Какие два права существуют в естественном состоянии? Какое из этих прав относится к праву само сохранения, а какое - к праву сохранения всего человечества?

5. В чем суть возражений против теории естественного состояния, предлагаемой Локком, и как сам Локк эти возражения пытается опровергнуть? В чем суть отличия естественного состояния от состояния войны?

6. В чем смысл отличия естественной свободы от свободы в обществе?

7. Является ли частная собственность вечным состоянием? В чем источник собственности, по Локку?

8. Чем отличается собственность от имущества?

9. Почему тот, кто присваивает землю благодаря своему труду, не уменьшает, а, напротив, увеличивает общий запас, имеющийся у человечества?

10. Почему прежде всего люди, а не земли составляют богатство страны? Кто и почему является «великой основой собственности»?

11. Что дало изобретение денег?

12. В чем, по Локку, относительность тезиса «все люди по природе равны»?

13. Что такое «закон в подлинном смысле» и какова его цель?

14. В каком смысле Локк утверждает, что «там, где нет закона, нет и свободы»?

15. В чем источник и относительность (не-абсолютность) власти родителей (и в особенности, отца) над детьми?

16. За что критикует Локк понятие отцовской власти? Можно сказать, что мать или отец обладают законодательной властью над своими детьми?

17. В каком отношении находятся отцовская и политическая власти? Различны они или тождественны? Может ли считаться право правления в большой семье политическим обществом?

18. Почему рабы не являются частью гражданского общества?

19. Что является главной целью гражданского общества?

20. Почему абсолютная монархия не совместима с гражданским обществом?

21. Нужно ли для создания сообщества как единого политического организма согласие всех его членов или достаточно только большинства?

22. Всегда ли необходимо для действия политического организма иметь согласие каждого члена или достаточно решения большинства?

23. Можно ли связывать себя договором с сообществом и не подчиняться решению большинства его членов?

24. Рождается ли человек подданным какой-либо страны, если его отец и мать - ее подданные?

25. В чем разница между выраженным и молчаливым согласием с властью, как они соотносятся?

26. Может ли человек, давший посредством явного волеизъявления свое согласие быть членом какого-либо государства, в любой момент по собственному желанию отказаться от своих прав и обязанностей как подданного данного государства?

27. Если человек подчиняется законам какой-либо страны, пользуется привилегиями и защитой этих законов, делает ли это его подданным данного государства?

28. Какими двумя видами власти обладает человек в естественном состоянии?

29. Что такое форма правления? Как соотносятся понятия государство и форма правления?

30. Что является первым и основным положительным законом всех государств?

31. В чем границы верховной власти, по Локку?

32. Что значит абсолютная деспотическая власть? И почему она - худшее состояние, чем естественное состояние?

33. Как звучит у Локка принцип неприкосновенности частной собственности? Значит ли неприкосновенность принципа частной собственности, что в условиях военного положения офицер имеет права заставить солдата выполнить самый абсурдный и самоубийственный приказ, но не имеет права взять хотя бы копейку из его кармана без его согласия?

34. Что такое принцип разделения законодательной и исполнительной властей, и зачем он нужен в хорошо устроенном государстве?

35. Какую и почему власть труднее строить по постоянным положительнымзаконам: исполнительную или федеративную? Следует ли разделять или не разделять (и почему) исполнительную и федеративную власти?

36. Кому принадлежит верховная власть в обществе: народу или законодательному органу? Когда одно лицо можно назвать «верховным» как носителем верховной власти?

37. Что такое «состояние войны с народом», когда это состояние возникает, и как на него вправе реагировать народ?

38. Обладает ли, по Локку, исполнительная власть правом созывать и распускать законодательный орган? И если да, то даёт ли это ей верховенство над законодательной властью, хотя бы временное?

39. Что должно быть важнее для исполнительной власти при созыве законодательного органа: правильная пропорция или форма представительства?

40. Как исторически менялась роль и место прерогативы в управлении государством? Как правильнее определить прерогативу: как «беззаконие во имя общественного блага» или как «творение общественного блага без закона»?

41. В каком смысле деспотическая власть есть продолжение состояния войны? Почему абсолютная власть далека от того, чтобы быть видом гражданского общества?

42. Обладает ли справедливый победитель властью над имуществом справедливо побежденных?

43. Что такое узурпация и как она соотносится с понятием тирании? Присуща ли тирания только монархии, как об этом говорили Платон и Аристотель?

44. В чем состоит различие между распадом общества и распадом системы правления?

45. Что такое народная революция, и как она выглядит, по Локку?

46. Кто является, по Локку, «истинными мятежниками»?

 

Литература:

Локк Дж. Два трактата о правлении. Книга вторая. Гл. I - Х // Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т. 3. М.: Мысль, 1988. С. 262-396.

 

А. де Токвиль «Демократия в Америке».

1. Как происхождение англоамериканцев сказалось на их будущем?

2. Что является основополагающей особенностью общественного строя англоамериканцев?

3. В чем выражается эгалитаризм американского общества и какие есть два способа, которыми можно достичь равенства в политической сфере?

4. За что критикует Токвиль европейское понимание «воли народа»?

5. В каком смысле в Америке «общество действует вполне самостоятельно, управляя собой само»?

6. Как сочетаются формы прямой и представительной демократии в Америке?

7. Как действует принцип прямой демократии на уровне общин? Кто такие select-men, и что такое town-meeting?

8. Почему община Новой Англии столь любима теми, кто в ней живет? Что такое общинный дух, который поддерживает общину и придает ей «живительную силу»?

9. Каким образом и почему в американской общине все заботятся о«рассредоточении власти»?

10. Почему в Соединенных Штатах любовь к родине есть «своего рода культ»?

11. Почему в Америке «рука, управляющая общественным механизмом, неизменно сокрыта от глаз»?

12. Какие у нации есть два способа ослабить силу власти?

13. Почему «распространение судебной власти на мир политики должно находиться в прямой связи с расширением выборности органов власти»?

14. Какие существуют два «совершенно различных типа централизации, которые не следует путать»? Почему централизация административной власти может быть опасной для народовластия?

15. Чем отличаются «граждане» страны от ее «поселенцев»?

16. Почему некоторые люди и целые народы могут проявлять чудеса героизма, защищая свое отечество, в котором они живут словно чужеземцы?

17. Что может заставить самых различных граждан в течение долгого времени сообща стремиться к общей цели?

18. На чем основывается утверждение, что «в Соединенных Штатах страной управляет народ»?

19. В каком смысле Токвиль утверждает, что «великие партии потрясают общество, малые его будоражат; первые раздирают его на части, вторые его развращают»?

20. Почему «в стране, где открыто признается суверенитет народа, цензура не только опасна, она абсурдна»?

21. Какое зло, рождающееся вместе со свободой печати, нужно уметь принимать сторонникам народовластия?

22. Почему «единственное средство нейтрализовать влияние газет — это увеличить их количество»?

23. В каком смысле «политическое объединение обладает большей силой, чем пресса»? Почему неограниченную свободу ассоциаций не следует смешивать со свободой печати?

24. Почему независимость прессы — это «фундаментальное составляющее свободы как таковой»?

25. Почему «единственными историческими памятниками в Соединенных Штатах являются газеты»?

26. Почему Токвиль приходит к выводу, что «в воле, выраженной целым народом, заключена колоссальная сила»?

27. Почему американцы уважительно относятся к закону?

28. Почему Токвиль утверждает: «Я не знаю ни одной страны, где в целом свобода духа и свобода слова были бы так ограничены, как в Америке»?

29. В каком смысле Токвиль пишет о «тиранической власти (деспотии) большинства» в Америке?

30. Почему «всесилие большинства таит в себе самую большую опасность для американских республик»?

 

М. Вебер «Политика как призвание и профессия».

1. Понятие политики и государства с точки зрения социологии. Три основы легитимности политической власти.

2. Выделение двух типов государственных устройств в зависимости от отношения штаба управления к средствам управления. Определение специфики современного государства.

3. Политический вождизм и профессиональные политики как специфические феномены Запада.

4. «Жить для политики» и «жить за счет политики» как два способа профессионализации политического участия.

5. Разделение на «чиновников-специалистов» и «политических чиновников» как эффект превращения политики в «предприятие».

6. Основные типы «профессиональных политиков»: клирики, грамматики, придворная знать, «джентри», юристы.

7. Политически беспристрастное управление как добродетель чиновников вообще и политических чиновников, в частности. Система «господства чиновников».

8. Западный политик-вождь как демагог. Демагогия и журналистика. Политика и пресса: тенденции взаимодействия. Журналист как тип профессионального политика.

9. Фигура партийного чиновника в контексте эволюции европейских политических партий от «клуба уважаемых людей» до «плебисцитарной партийной машины». Фигура партийного «босса».

10. Три решающих качества политика. Отличие политика-профессионала от «стерильно возбужденного политического дилетанта».

11. Проблема реального отношения между (христианской) этикой и политикой. Пацифизм и милитаризм. Этика убеждения и этика ответственности.

Литература:

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 644-706.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: