Тема «Денежное обращение»




Государственное образовательное учреждение СПО

Ярославской области

«Ярославский градостроительный колледж»

Пособие по самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работе студентов

По дисциплине

«Финансы, денежное обращение и кредит»

по специальностям

Земельно-имущественные отношения

 

по программе базовой подготовки

 

 

Идентификационный номер ¾ ДСМК-2.4 ЗИ ПД. 03

 

       
  Номер экземпляра:    
       
  Место хранения:    
       

Ярославль 2012 год

Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры ФЭД и БУ

Протокол № __ от _________

Руководитель кафедры:

___________ Л.Н.Сафронова

 

Составитель:

преподаватель Гусева В.Н.

 

 

Аннотация

Пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит» предназначен для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальностям 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) и 120714 «Земельно-имущественные отношения» по программе базовой подготовки.

В пособии представлены практические задания, которые требуют от студентов способности размышлять, грамотно излагать свои мысли и отстаивать свое мнение. По отдельным темам студентам необходимо решать задачи, используя знания, полученные на теоретических занятиях. При изучении отдельных тем (например, «Денежные фонды предприятий») обучающиеся должны выполнять задания, требующие от них знаний, полученных при изучении дисциплины «Экономика организации», «Экономическая теория». В конце каждой темы студентам предлагается самостоятельно расшифровать основные понятия по изучаемой теме. Также, в качестве самостоятельной подготовки, студентам предлагаются задания для самостоятельной работы.

Данное пособие не является кратким курсом лекций и не заменяет лекционный материал. Оно может использоваться лишь в качестве дополнения для самостоятельной работы студентов (как индивидуальной и коллективной).

 

 

Содержание

Тема «Деньги» стр. 4

Тема «Денежное обращение» стр. 7

Тема «Инфляция» стр. 11

Тема «Финансы» стр. 14

Тема «Управление финансами в Российской Федерации» стр. 16

Тема «Финансы предприятия» стр. 19

Тема «Бюджет» стр. 22

Тема «Кредитная система РФ» стр. 25

Тема «Финансово-математические основы кредитования» стр. 27

Тема «Ценные бумаги» стр. 31

Тема «Фондовая биржа» стр. 37

Тема «Валютная система» стр. 39

Тема «Международный кредит» стр. 42

Литература стр. 43

 

 

Тема «Деньги»

Казалось бы, каждый человек с детских лет знает, что такое деньги, зачем они нужны и какую роль играют в экономике и жизни. Между тем исчерпывающе ответить на этот вопрос затрудняются ответить даже видные ученые-экономисты.

Деньги – это всеобщий товарный эквивалент, который выражает стоимость всех товаров и служит посредником в их обмене. Деньги прошли долгий путь развития.

Первоначально, когда шло зарождение рынка, людям необходимо было найти общепризнанный эквивалент, с помощью которого можно было измерять стоимость всех без исключения товаров. Таким эквивалентом стали деньги.

 

ЗАДАНИЕ 1

Сформулируйте определение денег, которое, по Вашему мнению, наиболее точно отражает их сущность. Объясните ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Деньги также можно охарактеризовать по тем функциям, которые они выполняют:

Средство обращения. Экономические системы, основанные на денежном обращении, отличаются от экономических систем, где обмен производится с помощью бартера. В условиях экономики бартера вы должны найти человека, который имеет то, что хотите вы, и хочет то, что у вас есть. В денежной же экономике люди могут продать то, что у них есть, любому и использовать вырученные деньги для покупки необходимого. Деньги поэтому являются средством, которое делает обмен более простым.

Мера стоимости. Деньги дают нам возможность выразить стоимость чего-либо в терминах, которые понятны каждому. Можно сказать, что дюжина яиц стоит 26 руб. Это намного проще, чем подсчитать, сколько молока, мяса или одежды потребуется за дюжину яиц.

Средство накопления. Деньги позволяют использовать стоимость того, что продано сегодня, для оплаты какой-либо покупки в будущем. Например, продавец яиц может отложить деньги от дневной продажи для оплаты обучения в колледже в следующем году. Немало трудностей вызовет сбережение яиц для этой цели.

Средства платежа. С помощью денег осуществляется продажа в кредит, в долг.

Мировые деньги. Деньги выполняют роль средства осуществления международных деловых операций.

Средство власти. Деньги позволяют влиять на решения и поведение других людей.

 

ЗАДАНИЕ 2

Определите, какие функции денег используются в следующих случаях:

1) предприятие оплачивает поставленную продукцию- ______________________________

2) фирма выдает работникам заработную плату - ___________________________________

3) предприятие подсчитывает эффективность новой техники - ________________________

4) предприятие погашает ссуду - _________________________________________________

5) фирма покупает машины - ____________________________________________________

 

В экономике различают два вида денег.

1. Действительные – это деньги номинальная стоимость которых соответствует стоимости металла из которого они сделаны. Они делятся на:

- золотые;

- серебряные;

- медные.

2. Знаки стоимости (заместители действительных денег) – деньги, номинальная стоимость которых выше реальной. Они делятся на:

- бумажные деньги (казначейские билеты) – средства платежа и средства обращения. Они изготавливаются из специальной бумаги и выпускаются государством для покрытия своих расходов.

- билонные монеты.

- кредитные. Они возникли в связи с выполнением деньгами функции средства платежа, когда с развитием товарно-денежных отношений купля – продажа товаров стала осуществляться с рассрочкой платежа (в кредит). К кредитным деньгам относятся: вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

 

ЗАДАНИЕ 3

Подумайте, почему золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4

Предположим, что все наличные деньги исчезнут из обращения. Как Вы полагаете, перестанут ли они после этого выполнять функцию средств обращения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 5

Сделайте вывод, за какими деньгами будущее? Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 6

Как Вы считаете, если уровень цен на товары и услуги сократится на 50%, то ценность денег удвоится?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 7

Предположим, что имеется пять потенциальных партнеров для обмена и 20 товаров, которыми эти партнеры желали бы обменяться. Сколько операций обмена должно быть произведе­но в условиях бартера? Если бартерные сделки будут заменены на товарно-денежные, какова будет достигнутая при этом эко­номия издержек обращения?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 8

В 70-х годах в СССР в условиях острого дефицита товаров, в том числе телевизоров, можно было сдать старый телевизор (или несколько) в счет частичной оплаты нового телевизора. Вы­полнял ли старый телевизор в данном случае роль денег в функ­ции средства обращения или платежа? Можно ли назвать дан­ный порядок обмена старого телевизоров на новый бартерной сделкой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сформулируем краткие выводы по теме

Здесь и в дальнейшем Вам будут предлагаться положения, которые Вы должны самостоятельно дополнить и расшифровать. Таким образом, Вы сможете проверить, насколько хорошо запомнили материал, и при необходимости повторить его.

1. Деньги – это ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Деньги обладают следующими качествами ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Деньги выполняют следующие функции ________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Деньги делятся на:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Масштаб цен – это __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Выделяют следующие типы денежных систем ___________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Денежная эмиссия – это ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы

1. Предположим, что имеется пять потенциальных партнеров для обмена и 20 товаров, которыми эти партнеры желали бы обменяться. Сколько операций обмена должно быть произведе­но в условиях бартера? Если бартерные сделки будут заменены на товарно-денежные, какова будет достигнутая при этом эко­номия издержек обращения?

2. В вашем портмоне уже целый месяц лежат 500 ден. ед. Под­считайте издержки такого хранения денег на момент решения данной задачи. Какие макроэкономические показатели необхо­димо использовать, чтобы ответить на этот вопрос?

3. Индекс цен увеличился со 101,9 до 111%. Как изменилась покупательная способность денег?

4. Какие функции выполняют деньги в перечисленных ниже экономических операциях:

а) возврат взятой ранее ссуды;

б) оплата товара в магазине;

в) оплата коммунальных платежей;

г) выплата процентов по ссуде;

д) внесение денег на сберегательный вклад;

е) покупка долларов;

ж) деньги положены в сейф?

5. Составьте ряд из перечисленных активов в порядке убыва­ния их ликвидности: золото, акция, казначейский вексель, бан­ковский вексель, облигация, банкнота, ценные бумаги прави­тельства, здания, сооружения, банковское оборудование, офис­ная мебель.

6. Объясните, каким образом с введением денег в качестве сред­ства обращения преодолеваются трудности бартерного обмена.

7. Почему золото и серебро «вытеснили» товарные деньги в виде соли, слоновой кости, мехов и т.п.?

8. В каких основных сферах золото как товар с уникальными природными свойствами и со специфическими особенностями бывших денег находит применение сегодня?

9. Проанализируйте ситуацию, когда деньги используются:

а) как мера стоимости, но не как средство обращения;

б) как средство обращения, но не как мера стоимости;

в) как средство обращения, но не как средство накопления.

10. Предположим, что уровень инфляции в стране составил 20% годовых. В последующий год он возрос до 30%. Как это скажется на выполнении деньгами их функций?

11. Предположим, что люди начинают покупать более дорогие, но более качественные товары. Как это скажется на покупатель­ной способности денег?

12. Возможно ли говорить о повышении цен в условиях нату­рального хозяйства? Обоснуйте вашу позицию.

13. В 70-х годах в СССР в условиях острого дефицита товаров, в том числе телевизоров, можно было сдать старый телевизор (или несколько) в счет частичной оплаты нового телевизора. Вы­полнял ли старый телевизор в данном случае роль денег в функ­ции средства обращения или платежа? Можно ли назвать дан­ный порядок обмена старых телевизоров на новый бартерной сделкой?

 

 

Тема «Денежное обращение»

Деньги находятся в постоянном движении. Непрерывно протекающий во времени оборот денег представляет собой денежный поток.

Денежное обращение – движение денег в стране. Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.

Денежное обращение подчиняется определенному закону, который определяет количество денег (денежную массу), необходимое в каждый момент для обеспечения товарного обращения в стране.

Закон денежного обращения гласит: масса денег прямо пропорционально сумме цен проданных товаров и услуг и обратно пропорционально скорости оборота денежной единицы. При этом учитывается система взаимозачетов и взаимоплатежей, наличие кредитов, что в каждый данный момент увеличивает или уменьшает денежную массу.

Формула денежного обращения выглядит следующим образом:

Д= (Р – К + П – В)/О, где

Д – количество денег (денежная масса);

Р – сума цен товаров (работ, услуг), подлежащих продаже;

К – сумма цен товаров (работ, услуг), проданных в рассрочку срок оплаты по которым еще не наступил;

П – сумма цен товаров (работ, услуг), сроки платежа по которым уже наступили;

В – сумма взаимопогашаемых платежей;

О – скорость оборота денег за данный период.

 

ЗАДАНИЕ 1

Определите величину денежной массы, если:

- сума цен товаров (работ, услуг), подлежащих продаже – 4500 млрд руб.;

- сумма цен товаров (работ, услуг), проданных в рассрочку срок оплаты по которым еще не наступил – 42 млрд руб.;

- сумма цен товаров (работ, услуг), сроки платежа по которым уже наступили – 172 млрд руб.;

- сумма взаимопогашаемых платежей – 400 млрд руб.;

- среднее число оборотов денег за год – 10.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2

Определите количество денег, необходимых для безынфляционного обращения денег в экономике страны. Сумма цен реализованных товаров и услуг – 450 млрд. руб., платежи по кредитам – 55 млрд. руб. Товары, проданные в рассрочку, срок оплаты по которым еще не наступил – 85 млрд. рублей. Взаимопогашаемые платежи 15 млрд. рублей. Рубль совершает 10 оборотов за год.

Как изменится количество денег в обращении, если: а) сумма продаж возрастет на 30%; б) число оборотов рубля сократится до 7 за год; в) взаимопогашаемые платежи составят 35 млрд. рублей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Денежная масса – сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа, обслуживающая экономические связи и принадлежащая гражданам, хозяйствующим субъектам, государству.

При оценке количества денежной массы важную роль играет скорость оборота денежной единицы за определенный период времени. Скорость оборота денег измеряется числом оборотов рубля за единицу времени, т.е сколько раз рубль используется для оплаты товаров (работ, услуг) в течение определенного периода времени (обычно год).

Для расчета скорости обращения денег используются два показателя:

- скорость движения денег в кругообороте стоимости валового внутреннего продукта (ВВП)

О = ВВП / Д,

где:

О – скорость оборота денег;

ВВП – валовый внутренний продукт;

Д – денежная масса.

 

- оборачиваемость денег в платежном периоде (сумма денег на банковских счетах / среднегодовую величину денежной массы в обращении).

 

ЗАДАНИЕ 3

Рассчитайте скорость оборота денег, если денежная масса составляет 600 млрд рублей, а валовый национальный продукт – 3600 млрд рублей.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В экономически развитых государствах для анализа динамики изменения денежной массы используются денежные агрегаты.

Денежный агрегат – показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единице).

Центральный Банк РФ ведет расчеты следующих денежных агрегатов.

1. М0 – наличные деньги (банкноты в обращении, монеты в обращении, остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций).

2. М1 – наличные деньги + средства на всех расчетных счетах юридических лиц (организаций) + средства страховых компаний + депозиты населения «до востребования» в Сбербанке + депозиты в коммерческих банках.

3. М2 – М1 + срочные вклады населения в Сбербанке (денежная масса).

4. М3 – М2 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги.

 

М2 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги
М1 + срочные депозиты населения в Сбербанке  
М0 + средства на расчетных счетах юридических лиц + средства Госстраха + депозиты «до востребования» в Сбербанке + депозиты в коммерческих банках  
Банкноты в обращении Монеты в обращении Остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций  
М0 М1 М2 М3

 

Чтобы денежное обращение не нарушалось, денежные агрегаты должны находиться в определенном равновесии. Условие такого равновесия, как показывает практика, можно определить следующим образом

 

М2 > М1 и (М2 + М3) > М1

 

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный.

 

ЗАДАНИЕ 4

Наличные расчеты удобны продавцу и покупателю, но неудобны государству. При расчетах наличными деньгами возникает много проблем у государства. Назовите их.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 5

Одной из особенностей денежного обращения в России является высокий уровень наличных денег в обращении, который с трудом поддается снижению. Почему?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 6

Проанализируйте, какие качественные и количественные изменения происходят в организации денежного обращения при внедрении и распространении «электронных» денег.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 7

В чем экономический смысл установления Центральным банком норматива обязательных резервов для коммерческих бан­ков.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 8

Предположим, что в связи с качественными преобразова­ниями в организации денежного обращения в стране скорость обращения денег, как и ожидалось, возросла. Если Центральный банк, способный контролировать массу денег в обращении, бу­дет поддерживать предложение денег на неизменном уровне, то произойдут ли, по вашему мнению, изменения в объеме произ­водства и ценах? Должен ли Центральный банк стремиться к тому, чтобы масса денег в обращении оставалась неизменной, или нет?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сформулируем краткие выводы по теме

1. Денежное обращение – это ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Формула денежного обращения _______________________________________________

3. Закон денежного обращения гласит ____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Денежная масса – это ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Денежный агрегат – это ______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Наиболее ликвидным денежным агрегатом является агрегат _______________________

_____________________________________________________________________________

7. Основными инструментами денежно-кредитной политики являются _______________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы

1. Предположим, что экономика находится в состоянии эко­номического спада. Какие меры в области денежно-кредитной политики для преодоления спада в экономике предложили бы кейнсианцы, а какие — монетаристы?

2. Предположим, что Центральный банк решает увеличить де­нежное предложение на 3%. Обсудите вероятные способы реше­ния этой экономической задачи и последствия реализации этой политики.

3. Предположим, что правительство поставило задачу добить­ся в следующем году роста реального объема производства на 3%. Какие меры мог бы предпринять Центральный банк страны, чтобы «запустить» такое оживление деловой активности, не пре­вышая 5% годового роста инфляции?

5. Центральный банк осуществляет широкомасштабную про­дажу государственных ценных бумаг на открытом рынке. На что направлена эта мера, являющаяся одним из инструментов де­нежно-кредитной политики?

6. С начала 90-х годов до середины 1994 г. Центральный банк РФ постоянно увеличивал учетную ставку процента, затем нача­лось ее постепенное, но стабильное снижение. Какие цели преследовал Центральный банк при повышении процентной ставки и затем при ее последовательном снижении?

7. В национальной экономике страны А наблюдаются:

а) длительная инфляция, отличающаяся высоким уровнем;

б) падение уровня производства;

в) падение курса национальной валюты по отношению к доллару;

г) рост безработицы.

Определите основные направления денежно-кредитной по­литики в различных случаях.

8. Как вы понимаете выражение «сжатие денежного предложе­ния»? Какие инструменты денежно-кредитной политики Цент­рального банка РФ регулируют «сжатие денежного предложения»?

 

 

Тема «Инфляция»

В переводе с латинского языка инфляция – это «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция – это устойчивое повышение общего уровня цен на фоне снижения покупательной способности денег. Инфляция процесс двусторонний. С одной стороны она вызывает обесценивание денег, с другой – рост цен.

Однако не всякий рост цен является инфляцией. При условии повышения покупательной способности денег из-за снижения общего уровня цен, можно говорить о дефляции.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам.

В условиях инфляции цены, как правило, повышаются крайне неравномерно: некоторые товары дорожают очень быстро, цена других товаров (услуг) остается неизменной, а цена третьих может даже упасть.

Однако инфляция не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться стабильными, а другие падать. В период инфляции цены поднимаются неравномерно, скачками.

 

ЗАДАНИЕ 1

Назовите причины появления инфляции.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды инфляции:

А) по темпам роста различают

- умеренную или ползучую (не более 10% в год).

- галопирующую (10% - 500%).

- гиперинфляцию.

Б) по формам проявления

- открытая.

- скрытая.

В) по степени сбалансированности роста цен выделяют

- сбалансированную.

- несбалансированную.

Г) также экономисты рассматривают

- ожидаемую.

- неожидаемую.

 

ЗАДАНИЕ 2

Как Вы считаете, существовала ли инфляция в СССР? Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень инфляции измеряется с помощью индекса цен, который отражает процент увеличения за данный период времени стоимости потребительской корзины.

Индекс цен = Цена потребительской корзины в данном году * 100%

Цена потребительской корзины в базовом году

Уровень инфляции = индекс цен данного года – индекс цен базового года * 100%

индекс цен базового года

Например, индекс цен в 2000 году составил 100%, а в 2001 году – 120%. Таким образом, уровень инфляции составил ((120 – 100) / 100) * 100% = 20%.

ЗАДАНИЕ 3

Рассчитайте темп инфляции для каждого года в соответствии со следующими данными.

Год Индекс цен Темп инфляции, %
     
     
     
     

Процесс взаимозависимого роста цен и заработной платы, при котором рост цен обуславливает необходимость повышения заработной платы, а ее повышение приводит к росту цен называется инфляционной спиралью.

 

ЗАДАНИЕ 4

Назовите социально-экономические последствия инфляции.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 5

В России индекс потребительских цен в 1992 г. составил 2610%, а в 1993г. – 940%.

Как эти уровни инфляции могли повлиять на стремление людей отдавать деньги в банк для их сбережения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 6

Предположим, что уровень инфляции в стране составил 20% годовых. В последующий год он возрос до 30%. Как это скажется на выполнении деньгами их функций?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 7

Возможно ли говорить о повышении цен в условиях нату­рального хозяйства? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 8

Индекс цен увеличился со 101,9 до 111%. Как изменилась покупательная способность денег?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сформулируем краткие выводы по теме

1. Инфляция – это _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Причины инфляции __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Индекс цен –это_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Инфляционная спираль - это___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Антиинфляционная политика – это _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания для самостоятельной работы

1. Как изменится реальный доход, если номинальный доход увеличится на 10%, тогда как стоимость жизни возрастет на 15%.

2. Номинальный доход в размере 800 тыс. повысился в отчет­ном году до 1200 тыс. по сравнению с базисным годом, в то же время индекс стоимости жизни достиг 250%. Рассчитайте изме­нение (увеличение или падение) номинального дохода, реально­го дохода в процентах, процентное изменение покупательной спо­собности денег.

3. Какова сегодняшняя ценность 1 рубля из зарплаты, кото­рая будет выплачена через месяц, если темп инфляции составля­ет 2% в неделю? 2% в месяц?

4. Каков будет уровень инфляции в нынешнем году, если ин­декс цен в прошлом году был 220, а в этом году — 245?

5. Предположим, что ВНП увеличился с 10 000 до 12 000 ден. ед., а дефлятор ВНП — со 125 до 150. Чему будет равна величина реального ВНП при данных условиях?

6. Если за год номинальный ВНП увеличился с 3000 до
3300 млрд. ден. ед., а цены за тот же период возросли на 10%,
как изменился реальный ВНП?

7. Возможна ли инфляция в условиях натурального, т.е. бар­терного обмена? Что означало бы высказывание, что в таком обществе все цены поднялись на 20%?

8. Финансирование дефицита государственного бюджета мо­жет осуществляться посредством займов в Центральном банке или займов правительства на частном кредитном рынке. Как ука­занные способы финансирования дефицита государственного бюджета повлияют на инфляцию в стране?

9. В России наряду с национальной валютой широкое хожде­ние имеет доллар. Долларовая масса в стране растет. Как это сказывается на экономике нашей страны и на экономике Сое­диненных Штатов?

10. В условиях СССР существовала подавленная инфляция. В чем смысл этого термина? Чем характеризуется подавленная инфляция? Каким образом она проявляется?

11. С точки зрения внешнего проявления различают откры­тую и скрытую инфляцию, а с точки зрения ее динамики — пол­зучую и ускоренную (галопирующую) инфляцию. Приведите при­меры всех видов инфляции в прошлом и в наше время.

12. Существует ли взаимосвязь между инфляцией и безрабо­тицей? Может ли безработица способствовать инфляции?

13. Оцените, как на каждого из перечисленных людей будет воздействовать неожиданная 10%-я инфляция:

а) служащий универсального магазина;

б) фермер, имеющий задолженность;

в) независимый владелец универсального магазина в небольшом городе;

г) железнодорожный рабочий на пенсии.

14. Когда в обществе наблюдаются высокие темпы роста цен, начинается бегство от денег. Куда лучше вкладывать имеющиеся сбережения в современной России?

 

Тема «Финансы»

Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятие «финансы» определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов.

Финансы – это система образования, распределения и использования денежных ресурсов (фондов денежных средств) в процессе общественного воспроизводства.

Фонды денежных средств бывают:

- централизованные;

- децентрализованные.

ЗАДАНИЕ 1

Укажите централизованные фонды денежных средств.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий и финансы физических лиц.

 

ЗАДАНИЕ 2

Укажите источники формирования финансовых ресурсов государства.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ЗАДАНИЕ 3

Укажите источники формирования финансовых ресурсов предприятия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Финансы выполняют следующие функции:

- распределительную.

- контрольную.

- аккумулирующую.

- стимулирующую.

- регулирующую.

ЗАДАНИЕ 4

Раскройте содержание функций финансов.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сформулируем краткие выводы по теме

1. Финансы – это _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Предпосылки появления финансов _____________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Выделяются следующие виды финансовых отношений____________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Государственные финансы включают__________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Финансы предприятий включают _____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Финансы населения включают ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: