Высшая нервная деятельность




По нормальной физиологии на педиатрическом факультете


Введение

1. Физиология, ее место в системе медицинского образования.

2. Адаптация организма и ее виды. Понятие о стрессе (общий адаптационный синдром) и его фазах.

3. Основные этапы развития физиологии как науки. Выдающиеся открытия в области физиологии.

4. * Понятие о физиологической функции.

5. * Понятие об управлении в живых организмах (принципы, способы, механизмы, средства и формы управления).

6. * Понятие о саморегуляции физиологических функций и ее механизмах (прямая и обратная связь).

7. Принцип функциональных систем в саморегуляции функций организма. Аппараты управления и основы взаимодействия функциональных систем.

8. Возрастные периоды развития ребенка.

Возбудимые ткани

1. Строение и функциональные особенности клеточных мембран и ионных каналов.

2. Общие свойства возбудимых тканей (раздражимость, возбудимость).

3. Методы исследования возбудимых тканей.

4. Потенциал покоя и его происхождение. Особенности в раннем онтогенезе. Активный и пассивный транспорт веществ через мембрану. Натрий-калиевый насос.

5. Потенциал действия, его фазы и механизм их происхождения. Динамика возбудимости клетки в различные фазы потенциала действия. Особенности в раннем онтогенезе.

6. Функциональные изменения при действии постоянного и переменного электрического тока на возбудимые ткани. Понятие об электротоне, аккомодации, полярном действии тока.

7. Понятие о хронаксии и лабильности, их особенности у детей.

8. * Нейрон его строение, классификация нейронов, физиологические функции и свойства нейронов.

9. Функциональная характеристика афферентных, вставочных и эфферентных нейронов.

10. Нейроглия, ее виды и физиологическая роль. Пульсация глиоцитов и ее значение.

11. Синапсы, их классификация. Механизм формирования и физиологическая роль ВПСП и ТПСП в синапсах ЦНС.

12. Классификация мышечных волокон. Скелетные мышцы, их функции и физиологические свойства.

13. Механизм мышечного сокращения и его этапы. Роль Са2+.

14. Режимы мышечного сокращения. Одиночное мышечное сокращение и его периоды. Суммация и тетанус, их механизмы. Особенности мышечного сокращения у детей.

15. Строение нервно-мышечного синапса. Механизм образования ПКП и его роль в передаче возбуждения.

16. Работа и мощность мышцы, их энергетическое обеспечение. Теплообразование при мышечном сокращении.

17. Методы исследования функционального состояния мышечной системы человека.

18. * Гладкие мышцы, их физиологические свойства и функции. Особенности иннервации.

19. Понятие о секреции. Механизмы регуляции секреторной функции гландулоцитов.

20. Понятие о рефлексе. Рефлекторная дуга и ее части. Классификация рефлексов.

21. Понятие о нервных центрах. Физиологические свойства нервных центров.

22. Принципы интеграции и координации в деятельности ЦНС. Доминанта, ее свойства и физиологическая роль.

23. Физиологическая роль гематоэнцефалического барьера и цереброспинальной жидкости. Особенности гематоэнцефалического барьера у детей.

24. Механизм, особенности, скорость распространения возбуждения по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам. Изменение скорости в процессе онтогенеза. Законы распространения возбуждения по нервным стволам.

25. Торможение в центральной нервной системе (И.М. Сеченов), его виды и роль. Тормозящие синапсы и их медиаторы. Механизм возникновения ТПСП.

Ц Н С

1. Методы изучения функций центральной нервной системы.

2. Спинной мозг, его морфофункциональная организация. Нейроны серого вещества и их характеристика.

3. Проводящие пути спинного мозга и их физиологическая роль.

4. Рефлекторные функции спинного мозга, их изучение в эксперименте. Понятие о спинальном шоке и его механизмах. Соотношение тонуса мышц сгибателей и разгибателей у детей в возрасте 4-5 месяцев.

5. Особенности морфофункциональной организации продолговатого мозга и моста, их проводниковые, сенсорные и рефлекторные функции.

6. Средний мозг, его морфофункциональная организация, проводниковая, сенсорная и рефлекторная функции. Децеребрационная ригидность и механизм ее возникновения.

7. Ретикулярная формация, характеристика ее нейронного состава, восходящие (Г.Мэгун, Д.Моруцци) и нисходящие (И.М.Сеченов, Д.Моруцци) влияния на функции других структур мозга.

8. Таламус, его физиологическая роль. Морфофункциональная характеристика ядерных групп таламуса и их связей с корой.

9. Морфофункциональная характеристика коры и подкорковых систем мозжечка. Его афферентные и эфферентные связи со структурами мозга.

10. Роль мозжечка в регуляции двигательной активности и вегетативных функций организма. Функциональные взаимодействия мозжечка и коры головного мозга.

11. Лимбическая система, особенности морфофункциональной организации (круг Пейпеса и др.). Роль в организации эмоционально-мотивационной и других видов деятельности организма.

12. Гипоталамус, морфофункциональная организация. Роль в регуляции вегетативных функций.

13. Базальные ядра. Роль хвостатого ядра, скорлупы, бледного шара и ограды в регуляции мышечного тонуса, сложных двигательных реакций и условно-рефлекторной деятельности организма. Формирование основных двигательных навыков у детей.

14. Кора головного мозга, ее нейронный состав, особенности морфофункциональной организации (шестислойное строение, экранный принцип функционирования, вертикальные функциональные единицы).

15. Локализация функций в коре больших полушарий (сенсорные, моторные, ассоциативные области).

16. * Электрическая активность коры больших полушарий (электроэнцефалограмма, вызванные потенциалы, сверхмедленная биоэлектрическая активность). Особенности электроэнцефалограммы у детей.

17. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Особенности ее формирования у детей. Концепция доминантности, способы межполушарных взаимодействий.

18. Координация движений. Характеристика объектов управления (суставов, мышц), сил немышечного происхождения, программ и типов управления. Роль различных отделов ЦНС.

19. Методы изучения движений человека.

20. Характеристика двигательной реакции при ходьбе, беге и в процессе работы.

21. Особенности координации в процессе обучения двигательной активности. Утомление, влияние на координацию движений.

22. Функциональная структура автономной нервной системы (рефлекторная дуга, рецепторы, преганглионарные нейроны и волокна, эффекторные нейроны).

23. Характеристика структурных элементов симпатической, парасимпатической и метасимпатической части автономной нервной системы. Особенности у новорожденных.

24. Тонус центров автономной нервной системы, его характеристика и происхождение. Динамика в процессе онтогенеза.

25. Механизмы синаптической передачи возбуждения в автономной нервной системе.

26. Влияние автономной нервной системы на функцию органов и тканей. Характеристика висцеральных рефлексов.

27. Адаптационно-трофическое влияние симпатической части автономной нервной системы на органы и ткани.

28. Центры регуляции висцеральных функций, их структурный уровень и физиологическая роль.

Железы внутренней секреции

1. Общие принципы регуляции желез внутренней секреции. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Роль рилизинг-факторов (либерины и статины).

2. Понятие об эндокринных железах и диффузной эндокринной системе. Методы исследования желез внутренней секреции.

3. Гормоны аденогипофиза и их физиологическая роль.

4. Морфофункциональные связи гипоталамуса с нейрогипофизом. Гормоны нейрогипофиза и их физиологическая роль. Динамика соматотропного гормона в онтогенезе.

5. Гормоны щитовидной железы и их роль в регуляции обмена веществ и энергии, влияние на процессы роста и развития организма. Регуляция деятельности щитовидной железы.

6. Роль щитовидной и паращитовидной желез в регуляции обмена кальция и фосфора в организме.

7. Гормоны поджелудочной железы и их роль в регуляции углеводного, жирового и белкового обмена. Регуляция эндокринной функции поджелудочной железы.

8. Надпочечники. Гормоны коркового и мозгового вещества, их физиологическая роль. Регуляция функций надпочечников. Роль половых гормонов надпочечников в онтогенезе.

9. Физиологическое значение вилочковой железы.

10. Роль мужских и женских половых гормонов в регуляции функций организма. Регуляция деятельности половых желез. Влияние температуры на дифференцировку половых желез.

11. Роль эпифиза в процессах полового созревания.

12. Механизмы синтеза различных гормонов и его регуляция.

13. Секреция гормонов, их транспорт и механизмы действия на клетку.

14. * Эндокринные функции эндотелия.

Кровь

1. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость) и ее значение. Понятие о гомеостазе.

2. Система крови и ее основные функции. Количество крови в организме и ее состав. Масса крови и гематокритный показатель у детей раннего возраста.

3. Физико-химические свойства крови, их особенности у новорожденных.

4. * Состав плазмы крови. Характеристика белков, их количественные показатели, функциональное значение, особенности у детей. Альбуминово- глобулиновый коэфициент, его величина.

5. * Эритроциты, их форма, строение, цитометрические показатели, количество и функции. Возрастная динамика количества эритроцитов у детей. Методы подсчета эритроцитов.

6. * Понятие о гемопоэзе. Эволюция органов кроветворения у плода и детей раннего возраста. Эритропоэз и факторы его обеспечивающие. Значение цитокинов. Виды физиологического эритроцитоза. Понятие об эритроне.

7. * Гемоглобин, его виды, свойства и функции. Функциональные особенности гемоглобина плода и новорожденного. Соединения гемоглобина с газами. Методы определения количества гемоглобина. Количество гемоглобина у новорожденных. Цветовой показатель крови. Гемолиз и его виды.

8. Лейкоциты, их значение и количество. Физиологический лейкоцитоз и его виды. Методы подсчета лейкоцитов. Характеристика лейкоцитарной формулы. Возрастная динамика лейкоцитов у детей.

9. Виды лейкоцитов, их физиологическая роль. Возрастные изменения лейкоцитарной формулы у детей.

10. * Лейкопоэз и факторы его обеспечивающие.

11. * Неспецифическая резистентность организма и ее механизмы. Фагоцитоз, его стадии и механизмы. Система комплемента и ее состав и функции.

12. * Понятие об иммунитете и его видах. Иммунный ответ (первичный и вторичный). Роль антигенов и антител.

13. * Взаимодействие клеток иммунной системы в иммунном ответе.

14. * Иммуноглобулины, их классификация. Функциональное значение различных видов иммуноглобулинов в иммунитете.

15. * Регуляция иммунного ответа. Роль иммунной системы в регуляции физиологических функций

16. * Цитокины, их свойства и функциональное значение.

17. Тромбоциты, количество, физиологическое значение. Тромбоцитарные факторы, их роль в гемостазе. Регуляция тромбоцитопоэза.

18. Группы крови системы АВО и системы резус (Rh - hr). Значение для переливания крови. Понятие о резус-несовместимости плода и матери. Становление в процессе онтогенеза групповых свойств крови.

19. Понятие о гемостазе. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз.

20. * Процесс свертывания крови. (коагуляционный гемостаз). Плазменные и клеточные факторы свертывания. Механизм свертывания крови и его фазы. Особенности процесса свертывания у детей.

21. * Первичные и вторичные естественные антикоагулянты, их физиологическая роль.

22. Понятие о фибринолизе и его механизмах. Регуляция фибринолиза.

23. Лимфа, ее образование, состав. Движение лимфы и факторы, его регулирующие.

24. * Мануальные и автоматические методы клинического анализа крови.

Кровообращение

1. Морфо-функциональная характеристика системы кровообращения. Значение кровообращения для поддержания жизнедеятельности организма.

2. Кровообращение плода. Изменение в системе кровообращения после рождения.

3. Электрическая активность клеток миокарда и ее ионные механизмы.

4. Проводящая система сердца, ее функциональные особенности. Градиент автоматии. Частота сокращения сердца у плода, новорожденного и детей разного возраста. Скорость проведения возбуждения. Роль нексусов.

5. * Электрофизиологические особенности инициации очага возбуждения в синоатриальном узле в условиях внутрисердечного и центрального ритмогенеза.

6. * Феномен сердечно-дыхательного синхронизма у человека его характеристика и значение.

7. Изменения возбудимости миокарда в различные фазы сердечного цикла. Экстрасистола и компенсаторная пауза.

8. Электрокардиограмма, механизм формирования, методы регистрации, принципы анализа. Особенности ЭКГ у новорожденных и детей первого года жизни. Значение для клиники.

9. Нагнетательная функция сердца. Наполнение сердца кровью.

10. Фазы сердечного цикла, их продолжительность и функциональная характеристика. Изменение давления и объема крови в полостях сердца.

11. * Сердечный выброс (систолический и минутный объемы, сердечный индекс), его величина. Методы определения. Влияние физической нагрузки на минутный объем. Сердечно-легочный препарат.

12. Механические и звуковые проявления сердечной деятельности, методы их регистрации (кинето-, баллисто-, динамо- и фонокардиография).

13. * Современные методы исследования функций сердца: зхокардиография, магнитно-резонансная томография, радионуклидные методы.

14. * Эхокардиографические исследования в М- и В- режимах, их значение для оценки деятельности сердца и состояния его структур.

15. * Эхокардиографические показатели конечно-систолического и конечно-диастолического (КСР и КДР) размеров левого желудочка.

16. * Принципы определения по данным эхокардиографии величин КСО, КДО, УО и ФВ.

17. * Способы расчета массы миокарда левого желудочка (ММЛЖ) по данным эхокардиографии.

18. * Общее периферическое сопротивление сосудов (ОПСС), его величина в зависимости от пола и возраста. Методы расчета ОПСС в абсолютных и условных единицах. Зависимость МОК от величины ОПСС.

19. Внутрисердечные, внутриклеточные и межклеточные регуляторные механизмы. Внутрисердечные периферические рефлексы.

20. Внесердечные регуляторные механизмы. Характер влияния парасимпатической и симпатической нервной системы. Исследования И.П. Павлова. Химическая природа передачи нервных импульсов. Становление тонуса блуждающего нерва в онтогенезе.

21. Интеграция механизмов формирования ритма сердца. Представление о «внутрисердечном» и «центральном» генераторах ритма сердца.

22. Рефлекторная регуляция деятельности сердца. Роль сосудистых рефлексогенных зон.

23. Условнорефлекторная регуляция деятельности сердца.

24. Гуморальная регуляция деятельности сердца. Эндокринная функция сердца.

25. Основные законы гемодинамики. Функционально-морфологическая классификация сосудов. Особенности сердечно-сосудистой системы у детей.

26. Артериальное давление, факторы его определяющие. Величина у детей. Максимальное, минимальное, пульсовое и среднее давление. Методы их определения. Ширина манжетки тонометра для определения артериального давления у детей разного возраста. Фазовые колебания величины артериального давления.

27. * Система краткосрочной регуляции артериального давления и ее механизмы (баро-, хемо- рецепторные рефлексы).

28. * Пресорные и депресорные механизмы системы долгосрочной регуляции артериального давления.

29. * Перераспределительные реакции в системе кровообращения при различных физиологических состояниях. Изменение деятельности сердечно-сосудистой системы в условиях физической нагрузки.

30. Артериальный пульс, его происхождение, свойства. Методика пальпации пульса. Сфигмография, особенности у детей. Анализ кривой артериального пульса. Скорость распространения пульсовой волны в сосудах эластического и мышечного типа у детей.

31. Объемная скорость кровотока, значение в кровоснабжении органов, методы ее определения. Величина кровотока в отдельных органах.

32. Движение крови в капиллярах. Артерио-венозные анастомозы, их значение. Понятие о микроциркуляции, ее роль в обмене жидкостью и другими веществами между кровью и тканями.

33. Особенности движения крови в венах. Венный пульс.

34. Линейная скорость кровотока. Время кругооборота крови.

35. Регуляция сосудистого тонуса. Центральные и местные механизмы регуляции. Понятие о базальном тонусе.

36. Иннервация сосудов. Роль симпатической нервной системы в регуляции тонуса сосудов. Понятие об a- и b-адренорецепторах сосудов. Вазоконстрикция и вазодилятация.

37. Сосудо-двигательный центр и его роль в регуляции сосудистого тонуса.

38. Рефлекторная регуляция сосудистого тонуса, роль сосудистых рефлексогенных зон. Функциональные особенности этих зон у детей. Роль коры.

39. Гуморальная регуляция сосудистого тонуса. Характеристика сосудосуживающих и сосудорасширяющих факторов.

40. Местные механизмы регуляции кровообращения. Роль тканевых метаболических факторов и продуктов деятельности эндотелиоцитов (простациклина, тромбоксана, эндотелина, оксида азота) в регуляции тонуса сосуда.

41. * Влияние гемодинамических факторов на функцию эндотелиоцитов. Понятие о напряжении сдвига, его влияние на продукцию эндотелием биологически активных веществ.

42. Регуляция объема циркулирующей крови. Кровяные депо, их физиологическая роль.

43. Особенности регуляции мозгового, коронарного и легочного кровотока.

Дыхание

1. Значение дыхания для организма. Биомеханика дыхательных движений (вдоха и выдоха). Роль инспираторных, вспомогательных и экспираторных мышц. Значение движения ребер и диафрагмы. Дыхательные движения плода, их значение. Пневмография.

2. * Изменения давления в легких. Характеристика альвеолярного, плеврального и транспульмонального давления, механизмы их формирования, величина и значение для движения воздуха. Понятие о пневмотороксе.

3. Легочные объемы и емкости. Их характеристика, величины у взрослых и детей, факторы их определяющие. Методы определения. Жизненная емкость «крика» у новорожденных.

4. * Характеристика вентиляции легких. Альвеолярная вентиляция. Понятие об анатомическом и альвеолярном мертвых пространствах, их влияние на эффективность альвеолярной вентиляции.

5. Газовый состав атмосферного, альвеолярного и выдыхаемого воздуха у детей. Минутный объем дыхания. Максимальная вентиляция легких. Частота дыхания у новорожденных.

6. * Эластичность и растяжимость легких, их величина и значение поверхностного натяжения. Роль сурфактанта. Эластичность грудной клетки.

7. Сопротивление дыхательных путей току воздуха и факторы его определяющие. Работа дыхательных мышц. Методы ее расчета. Влияние на величину работы глубины дыхания.

8. Диффузия газов через аэрогематический барьер. Характеристика барьера: площадь, толщина, строение. Общие закономерности диффузии газов. Закон Фика. Понятие о диффузионной способности и диффузионном сопротивлении легких. Особенности у грудных детей.

9. Газообмен и транспорт кислорода кровью. Роль гемоглобина. Кривая диссоциации оксигемоглобина, влияние на нее различных факторов. Кислородная емкость крови, коэффициент утилизации кислорода.

10. Газообмен и транспорт диоксида углерода (СО2) кровью. Особенность диффузии СО2 через аэрогематический барьер, коэффициент растворимости, величина концентрационного градиента. Роль карбоангидразы. Механизмы транспорта СО2 и их количественная характеристика.

11. Дыхательный центр, его локализация и основные функции. Особенности деятельности дыхательного центра в раннем онтогенезе.

12. Дыхательные нейроны продолговатого мозга, их функциональная классификация, связь биоэлектрической активности с фазами дыхания. Подразделение на группы в зависимости от их локализации и проекции аксонов.

13. Дыхательные нейроны варолиева моста и спинного мозга, их функциональная характеристика.

14. Механизм генерации дыхательного ритма. Фазы активности дыхательных нейронов, их физиологическое значение.

15. Рефлекторная регуляция дыхания, роль механорецепторов. Рефлексы слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи и бронхиол. Рефлекс Геринга-Брейера.

16. Роль периферических и центральных хеморецепторов в регуляции дыхания, их функциональная характеристика. Механизм первого вдоха новорожденного. Влияние на вентиляцию легких гипоксии и гиперкапнии.

17. Координация дыхания с другими функциями организма.

18. * Фазовый характер изменения дыхания при физической нагрузке. Понятие об анаэробном пороге и критериях его наступления. Дыхание при увеличенном барометрическом давлении.

19. Механизмы защитных функций дыхательной системы. Метаболизм биологически активных веществ в легких

Пищеварение

1. щ.жгюФизиологические основы голода и насыщения. Понятие о пищевом центре, его структура и функции. Значение аппетита.

2. Значение пищеварения для организма. Типы питания и пищеварения у эмбриона, плода и детей различного возраста. Конвейерный принцип организации пищеварения.

3. Физиологическая характеристика секреторной и моторной функций пищеварительного тракта. Всасывание, морфо-функциональная характеристика всасывающей поверхности, механизмы всасывания макро- и микромолекул.

4. * Периодическая деятельность органов пищеварения.

5. Экспериментальные (И.П. Павлов) и клинические методы исследования секреторной, моторной и всасывательной функций пищеварительного тракта.

6. Пищеварение в полости рта. Жевание, его характеристика, механизмы регуляции. Значение слюноотделения, состав и свойства слюны. Физиологическая роль слюны у грудных детей. Особенности парасимпатической и симпатической регуляции слюноотделения.

7. Сосательный рефлекс, механизм сосания, роль слюны.

8. Глотание, его фазы, их механизмы и значение.

9. Секреторная функция различных видов желудочных желез. Состав и свойства желудочного сока, его значение в пищеварении. Защитная роль слизи. Желудочное пищеварение у детей разного возраста.

10. Механизмы регуляции желудочной секреции. Фазы желудочной секреции, влияние пищевых режимов.

11. Характеристика основных видов движения желудка, их значение. Регуляция двигательной активности, роль автономной нервной системы

12. Эвакуация содержимого желудка в 12-перстную кишку, механизмы ее регуляции. Динамика величины рН содержимого 12-перстной кишки. Рвота.

13. Состав и свойства сока поджелудочной железы, роль пищеварительных ферментов. Регуляция секреторной функции поджелудочной железы. Фазы секреции. Влияние пищевых режимов на секрецию.

14. Значение желчи в пищеварении, ее состав. Процессы желчеобразования и желчевыделения, их регуляция.

15. Кишечный сок, его продуценты, состав и свойства. Роль в пищеварении. Особенности регуляции кишечной секреции. Кишечное пищеварение у детей разного возраста.

16. Полостное и пристеночное пищеварение, их особенности и регуляция.

17. Типы двигательной активности тонкой кишки, их роль в пищеварении. Механизмы регуляции моторной функции тонкого отдела кишечника.

18. Механизмы всасывания воды, минеральных солей, продуктов гидролиза белков, жиров и углеводов. Роль различных отделов желудочно-кишечного тракта. Особенности всасывания у детей.

19. Морфофункциональная характеристика илеоцекального сфинктера, его физиологическая роль. Роль толстой кишки в пищеварении. Особенности двигательной функции, ее регуляция. Акт дефекации, его рефлекторные механизмы.

20. Микрофлора пищеварительного тракта, ее состав, происхождение и физиологическая роль. Микрофлора толстой кишки у грудных детей.

21. Функции печени и их роль в процессах пищеварения.

22. * Участие желудочно-кишечного тракта в выделительных процессах, водно-солевом обмене и инкреции ферментов.

23. Эндокринная функция пищеварительного тракта и ее физиологическая роль.

24. Иммунная система пищеварительного тракта, ее механизмы и значение.

25. * Роль гастроинтестинальных пептидов и аминов в регуляции деятельности пищеварительного тракта.

26. * Влияние гипер- и гипокинезии на пищеварительные функции человека.

Обмен веществ и энергии

1. Понятие об обмене веществ. Обмен белков, их физиологическая роль и биологическая ценность. Азотистый баланс, его виды, особенности у детей. Регуляция обмена белков.

2. Липиды, их физиологическая роль. Образование и распад жира в организме. Регуляция обмена жиров. Физиологическое значение фосфатидов и стеринов. Возрастная динамика содержания холестерина в плазме крови.

3. Углеводы, их физиологическая роль. Динамика углеводов в организме. Регуляция обмена углеводов.

4. Обмен воды и минеральных солей, его особенности у детей. Витамины, их физиологическая роль.

5. Превращения энергии в процессе обмена веществ. Методы исследования обмена энергии (прямая и непрямая калориметрия). Понятие о дыхательном коэффициенте. Исследование валового обмена.

6. Основной обмен, его величина и факторы ее определяющие. Особенности основного обмена у детей. Правило поверхности. Специфическое динамическое действие пищи. Механизм регуляции обмена энергии.

7. * Величина энергозатрат в зависимости от пола, возраста и физической активности. Понятие о профессиональных группах населения и коэффициентах физической активности. Энергозатраты у детей и подростков.

Питание

1. Пищевые вещества и другие компоненты пищи, их суточная потребность, качественный состав и биологическая ценность.

2. Особенности питания ребенка грудного возраста. Последствия раннего прикорма и искусственного вскармливания.

3. * Теория сбалансированного и адекватного питания.

Терморегуляция

1. Температура тела человека, понятие об изотермии. Динамика температуры тела новорожденного. Температура «ядра» и «оболочки». Суточные колебания температуры.

2. Роль химической терморегуляции в поддержании температуры тела. Особенности у детей первого года жизни.

3. Роль физической терморегуляции в поддержании температуры тела. Особенности у детей первого года жизни.

4. Нервные и гуморальные механизмы регуляции изотермии. Центр терморегуляции, его влияние на физическую и химическую терморегуляцию. Гипо- и гипертермия.

Выделение

1. Значение процесса выделения для организма. Органы выделения. Функции почек, методы их изучения.

2. Морфо-функциональная характеристика нефронов. Особенности у новорожденного. Характеристика почечного кровотока. Юкстагломерулярный аппарат и его значение.

3. Клубочковая фильтрация. Особенности строения фильтрующей мембраны, влияние на состав фильтрата. Механизм фильтрации, значение эффективного фильтрационного давления. Особенности фильтрации у новорожденного. Понятие об ультрафильтруемой фракции. Суточный объем ультрафильтрата.

4. Измерение скорости клубочковой фильтрации, ее удельная величина у мужчин и женщин. Понятие об инулиновом клиренсе и экскретируемой фракции.

5. Канальцевая реабсорбция, ее значение в образовании мочи. Особенности реабсорбции отдельных веществ в разных частях канальцевой системы. Понятие об облигатной и факультативной реабсорбции воды.

6. Механизмы канальцевой реабсорбции. Характеристика активного и пассивного транспорта. Механизмы реабсорбции ионов натрия, глюкозы, аминокислот и белка. Определение величины реабсорбции в канальцах почки.

7. Механизм канальцевой секреции. Секреция парааминогиппуровой кислоты, холина, ионов К+ и других веществ. Определение величины канальцевой секреции. Синтез веществ в почках.

8. Осмотическое разведение и концентрирование мочи. Значение поворотно-противоточной системы, водного баланса организма и АДГ. Особенности концентрационной функции почек у детей.

9. Гомеостатические функции почек (регуляция объема крови, осмотического давления, ионного состава и кислотно-основного состояния).

10. Экскреторная, инкреторная и метаболическая функции почек.

11. Регуляция реабсорбции и секреции веществ в клетках почечных канальцев. Нейрогуморальные механизмы регуляции деятельности почек.

12. Диурез, его величина у взрослых и у детей различного возраста, зависимость от времени суток. Состав и свойства мочи. Мочеиспускание, его регуляция, значение объема мочи. Понятие об энурезе.

Репродуктивная функция

1. * Понятие о репродуктивной функции. Половая дифференцировка созревания и поведения.

2. * Беременность. Нейрогуморальные механизмы, обеспечивающие взаимоотношения между организмом плода и матери. Адаптация к беременности. Методы оценки состояния плода.

3. * Физиология родов и послеродового периода. Адаптация новорожденного к условиям внеутробной жизни.

Сенсорные системы

1. Механизмы переработки информации в сенсорных системах. Адаптация сенсорной системы. Взаимодействие сенсорных систем. Понятие о функциональной мобильности.

2. Строение и функция оптического аппарата глаза. Механизм аккомодации. Аномалии рефракции глаза. Особенности рефракции у детей.

3. Цветовое зрение. Цветовое ощущение и цветовая слепота. Восприятие пространства. Особенности у детей раннего возраста.

4. Структура и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Механизм слуховой рецепции.

5. Особенности электрической активности проводниковой части и центров слуховой системы. Слуховые функции и ощущения, особенности у детей. Бинауральный слух.

6. Вестибулярная система, ее строение и функции.

7. Кожная рецепция, характеристика рецепторов, механизмы возбуждения и адаптации. Свойства тактильного восприятия.

8. Болевая рецепция (ноцицепция). Биологическое значение боли. Отраженные боли. Зоны Захарьина-Геда. Антиноцицептивная система.

9. Мышечная и суставная рецепция. Роль мышечных веретен, сухожильных и суставных рецепторов.

10. Обонятельная система, ее рецепторы, механизм восприятия пахучих веществ. Электроольфактограмма. Характеристика центральных отделов обонятельной системы.

11. Вкусовая система, ее рецепторы, функциональные особенности у новорожденного. Механизм восприятия вкусовых ощущений. Проводящие пути и центры вкуса. Пороги восприятия и ощущения.

12. Висцеральная система, характеристика ее рецепторов, проводящих путей и центров. Особенности висцеральных ощущений.

Высшая нервная деятельность

1. Условный рефлекс, его биологическое значение. Механизм, условия и стадии образования условного рефлекса. Особенности условных рефлексов у детей первых месяцев жизни.

2. Методы изучения условного рефлекса (И.П. Павлов). Классификация условных рефлексов.

3. Торможение условных рефлексов. Виды коркового торможения. Динамика процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Динамический стереотип.

4. Типы высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Классификация типов у детей. Роль воспитания в их формировании.

5. Память, ее виды, механизмы образования. Особенности памяти у детей.

6. Эмоции, их биологическая роль. Теории формирования эмоциональных состояний. Особенности эмоциональных реакций у детей.

7. Сон, его виды и стадии. Функциональное значение отдельных стадий сна. Сновидения. Их физиологическое значение. Продолжительность сна у детей первых лет жизни.

8. Гипноз, теории гипноза.

9. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальной системах. Формирование речи у детей

10. Нейрофизиологические основы психической деятельности. Роль второй сигнальной системы. Понятие о психонервной и рассудочной деятельности. Теория отражения.

11. * Понятие о хронофизиологии. Биологические ритмы, их значение и классификация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: