Россия – президентская республика.




Лекция 11

Тема: Россия и мир в 1990-е годы.

Становление новой российской государственности

 

План:

1. Опыт цивилизаций (США и Китай).

2. Становление новой российской государственности. Россия – президентская республика.

3. Экономические реформы: переход к рыночной экономике.

4. Уровень жизни россиян.

Опыт цивилизаций

Проблемы:

- перенаселенность планеты (1987 г. – 5 млрд.); темпы роста огромны: только за последние 36 лет население почти удвоилось; причем в развивающихся странах рост населения в 2,5 раза опережал его рост в экономически развитых странах.

- нищета миллиардов людей (в целом доходы самых богатых и самых бедных находятся в соотношении 74:1; Россия среди 174 стран – на 60-м месте. В 60—70-х гг. мы были на 2-м).

К началу 90-х гг. социальные проблемы решались на основании двух подходов: либерального – свободного рынка, исключающего вмешательство государства, и социал-демократического – социально-ориентированной рыночной экономики, с усилением роли государства в организации производства и распределения.

В США — свободный рынок - максимальная прибыль - отчисления на социальные нужды.

В 90-е гг. – беспрецедентный экономический подъем. НО! в 1993 г. число бедных достигло 36,9 млн. чел., составив 16 % населения.

1992 г. - Президент Клинтон - общенациональная экономическая программа под названием «Главное — это люди».

Идея: Именно социальные проблемы определяют экономические успехи и политическую стабильность.

Задача – инвестировать средства в человеческий капитал на всех стадиях жизни. Клинтон заботился о каждом американце, имея идеалом американскую мечту. С тремление к стандарту: семья из двух взрослых и двух детей, два автомобиля, большой дом с белым частоколом, окружающим зеленую лужайку, и собака.

Демократы и их президент Клинтон стремились к повышению бюджетных расходов на социальные нужды за счет увеличения налогов на более обеспеченные слои населения и корпорации.

Да, там широко распространена философия свободного рынка. Но, на деле государство активно воздействует, управляет такими процессами, как обеспечение экономического роста, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни и образования, укрепление научно-технического потенциала, национальной безопасности, сохранение лидерства в мировой экономике.

Государство управляет технологическим развитием, которое считает двигателем экономического роста, инструментом повышения качества жизни

Вот как отчитывался перед страной Б. Клинтон за свое президентство в два срока, с ноября 1992 по ноябрь 2000 г.:

— Было создано 22 миллиона новых рабочих мест, резко сократилась безработица и бедность.

— Бюджет на 2001 г. достиг 2,1 триллиона дол., что позволяет одновременно увеличивать социальные расходы, снижать налоги и увеличивать военный бюджет. По результатам опроса Института Гэллапа, в 2000 г. 73% американцев считают, что живут лучше, чем в 1992 г. и 80% считают, что дела в стране идут хорошо.

С 2001 г. - республиканец Дж. Буш-младший.

 

Китай. Взаимодействие государственно-административной системы и рынка своеобразно в Китае. КНР образовалась в 1949 г. С конца 70-х гг. шла смена всего социально-экономического курса. Была разработана тактика осуществления реформы с учетом китайской специфики.

Суть реформы — отход от командно-административных рычагов управления и замена их рыночными отношениями с одновременной переориентацией промышленности на отрасли, обеспечивающие повышение уровня жизни населения. Строительство «социалистической рыночной экономики». Для успешного осуществления реформы необходимы:

идеология (Ден Сяопин) - три главных принципа: единство нации, сила нации, богатство нации. Во-первых, он, призвал китайцев исходить из того, что все они в совокупности — прежде всего нация. Осознать себя одной нацией, ставить национальные приоритеты и интересы выше всех прочих, в том числе и классовых, групповых, личных. Единство китайцев в прошлом, настоящем и будущем — вот первый принцип нации, и это главное.

Во-вторых, идеология призывала соотечественников обеспечивать мощь китайского государства, сделать Китай сильным, настолько сильным, чтобы никто в мире не мог и помыслить обидеть их страну. Сила и мощь государства — таков второй принцип нации.

В-третьих. В качестве главной задачи внутренней жизни страны идеология призывала к достижению уровня зажиточности для всех китайцев. Богатая жизнь для каждого человека — третий принцип нации.

финансы (крупные капиталовложения, не ставящие, однако, страну в кабальную зависимость от иностранных инвесторов); Внутренние источники лишь дополнялись международными капиталовложениями. Причем характерно, что в отличие от большинства азиатских стран, где ведущую роль среди иностранных инвесторов играет Япония или США, инвестиции в китайскую экономику проистекали из стран, в которых этнические китайцы либо составляли большинство населения, либо занимали ведущие позиции в экономической и финансовой деятельности (Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины). Особенность отказ от иностранный займов.

технология развития реформ: государственное управление экономическими и социальными процессами; не допустить в ходе реформ понижения существующего уровня производства, чтобы сами реформы отождествлялись в массовом сознании с постоянным улучшением условий жизни.

Этапы реформ:

1 - 1978—1991 гг. существовавшая система не разрушалась, а дополнялась элементами рыночного регулирования, привлечением иностранного капитала. Прошло несколько волн «малой приватизации» в розничной торговле. Технология реформирования сначала отрабатывалось в экспериментальном порядке на отдельных предприятиях в отрасли, городе, провинции и лишь потом переносилась на масштабы страны.

В сельском хозяйстве делалось все для того, чтобы своими силами обеспечить население продуктами питания: деколлективизация и переход на семейный подряд (более 95% семей) Позже, лишь через 6 лет, начали реформировать промышленность.

2. В 1992 г. был провозглашен курс на переход к рыночной экономике (XIV съезд КПК, октябрь 1992 г.). Его суть состоит в переходе к «социалистической рыночной экономике» и интеграции в мировой рынок.

Предусматривается на этом пути:

— резко расширить права предприятий во всех сферах, «вытолкнуть» их на рынок;

— провести акционирование предприятий;

— либерализировать цены;

— изменить систему управления (сократить число министерств, вместо директивного планирования — создание рыночного механизма).

Результаты: Крестьяне. В Китае 80% населения живет в деревне. Страна добилась самообеспечения зерном (в 1995 г. было произведено 455 млн. т, в 2000 г. — 500 млн.). И это при условии, что Китай имеет всего 7% мировых пахотных площадей при населении 1,2 млрд. чел. (21% населения мира).

Рабочие, инженеры. От 30 до 40% промышленных предприятий госсектора были к началу реформ убыточными. Сектор в ходе реформ уменьшился с 70 до 40% прежде всего за счет этих предприятий. В результате 14 тыс. госпредприятий приспособились постепенно к рынку. Росло количество рабочих мест и заработки. Темпы экономического развития – до 13—14% в год, причем среднегодовые доходы населения выросли у сельских жителей в 3 раза, у городских в 2,5 раза.

Ради интересов населения:

— отказались от «шоковой терапии»;

— Китай опроверг расхожий постулат, что сначала нужно разрушить до основания старую систему хозяйствования, а затем рынок чуть ли не автоматически сам «построит» новую экономику.

Проблемы: работают хорошо, зарабатывают мало — себестоимость продукции ширпотреба низкая — конкурентоспособность на внешнем рынке высокая; коррупция, рэкет, наркомания...

Как видим, если вызовы времени для большинства стран идентичны, то пути решения аналогичных проблем сугубо индивидуальны.

Механическое перенесение «победных» действий одних на другую национальную почву дает не всегда ожидаемые результаты.

 

  1. Становление новой российской государственности в 1990-е гг.

Россия – президентская республика.

1990-е гг. – переходный период: Стремительный переход от стопроцентной государственной собственности с плановым управлением экономическими и социальными процессами – к господству частной собственности с рыночной системой хозяйствования; от диктатуры коммунистической партии в многопартийной системе. В России «реформы» и «рынок» в это десятилетие признавали практически все. Но содержание и темпы реформ виделись в двух противоположных измерениях.

Одни видели переход к рынку под полным контролем государства: с плюрализмом форм собственности, с организацией честной конкуренции государственного, частного, кооперативного секторов, с государственной ответственностью за каждого члена общества (право на труд, на достойный образ жизни).

Другие считали, что свободные от всяких управленческих пут рыночные законы сами расставят все на свои места. Главное для государства – не мешать, создавать и защищать равные для каждого условия конкурентной борьбы.

Это десятилетие вошло в память россиян как «эпоха Ельцина». Начинал он в 1991 г., а в предновогоднюю ночь 2000 г. прозвучало его обращение к жителям России «Главное дело своей жизни я сделал».

Вот строки из текста этой досрочной самоотставки:

«Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку.

...Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.

Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не сбылись.

Одним рывком не получилось. В чем-то я оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными. Мы продирались вперед через ошибки, через неудачи. Многие люди в это сложное время испытали потрясения.

Я ухожу. Я сделал все, что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем...».

У историков имеется один почти безусловный критерий для анализа значения и роли того или иного лидера в истории своей страны — служение ее национальным интересам, интересам каждого ее гражданина. Б. Ельцин принял страну в 1991 г. в плохом состоянии, но оставил ее своим преемникам в еще худшем. Уровень жизни российских граждан ухудшился, число людей, живущих в условиях крайней нужды, превысило 50 % населения. «… Массовая бедность стала восприниматься как норма».

Вот какими словами заканчивается программная статья Владимира Путина «Россия на рубеже тысячелетий». Она была опубликована на сайте кабинета министров в Интернете за два дня до отставки Ельцина.

«...Россия переживает один из самых трудных периодов своей многовековой истории. Пожалуй, впервые за последние 200—300 лет она стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств мира. Чтобы этого не произошло, необходимо огромное напряжение всех интеллектуальных, физических и нравственных сил нации».

Американские экономисты приводят данные статистики: «В период Второй Мировой войны валовой внутренний продукт в СССР сократился на 24 %, в период Великой депрессии в США ВВП сократился на 30,5 %, в период с 1992-го по 1998 год в России он сократился на 44 %, а промышленное производство уменьшилось на 56 %». Производительность труда во всех приватизированных отраслях упала в 2 – 3 раза… Ни модернизации, ни внедрения новой техники, ни использования передовых достижений науки - ничего этого, как правило, не было.

Доходы от приватизации в России составили 7.998 миллиарда долларов, что всего лишь в 2,5 раза больше, чем в крошечной Латвии (3.315 миллиардов), и в 1,6 раза меньше, чем в Венгрии (12.676 миллиардов долларов).

В России в 1990-е годы в общественном мнении сформировалось негативное, точнее сказать, даже враждебное отношение и к ценностям свободы, и к самому понятию «демократия». Оно стало синонимом воровства и коррупции, а либеральная идея оказалась настолько скомпрометированной в общественном сознании населения нашей страны, что уже к концу 1990-х… появилось агрессивное неприятие либеральных и демократических ценностей».

Потери при переходе к новой системе управления в России 90-х столь велики, прежде всего, в связи с поспешностью перехода от государственной собственности в кратчайший срок к частной; сменой в связи с этим идеологических, моральных ориентиров, полным отсутствием какой-либо подготовки к этим коренным изменениям.

Хронология событий 90-х гг.:

1991 г. КПСС предпринимала ряд попыток самореформирования.

Радикалы, возглавляемые Б. Ельциным, требовали резкого прорыва в рыночные отношения по программе «500 дней».

1991 г., 17 марта. Большинство населения 9 республик высказалось за сохранение СССР. «Да» сказали Россия (71,3%) и Украина (70,2%).

1991 г., 12 июня. Б. Ельцин одержал уверенную победу (57,3% голосов) на первых президентских выборах в России. Он обещал проводить радикальные реформы без ухудшения жизни народа, дать республикам, входящим в состав РСФСР, столько суверенитета, «сколько они сумеют взять».

1991 г., 19 августа. По решению ГКЧП (Государственный комитет чрезвычайного положения) в Москву были введены войска. Россияне не приняли заговора и поддержали Б. Ельцина. - ЦК КПСС заявил о самороспуске.

1991 г., сентябрь. Референдумы на Украине, в Белоруссии - большинство (70%) высказалось уже за полную независимость.

1991 г., 8 декабря. В Беловежской пуще руководители Белоруссии, РСФСР и Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик как единое государство, субъект международного права прекратил свое существование - катастрофа

1992 г., январь. Первая решительная мера реформаторов — разовое введение свободных цен. Радикальный курс Е. Гайдара обострил противоречия со Съездом народных депутатов (зак. вл.)

1993 г., январь. Правительство возглавил В. Черномырдин. Противоречия усиливались. Кризис власти. Непрерывного падения производства, неуплату налогов, дефицитный бюджет, социальные проблемы.

1993 г., 3—4 октября. Конфликт был решен в жесткой форме: Белый дом был взят штурмом. Руководство Верховного Совета было арестовано.

1993 г., 7 октября. Опубликован указ Президента РФ «О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота ».

1993 г., 12 декабря. На референдуме одобрена Конституция РФ, состоялись выборы в Федеральное собрание.

Новая власть получила полную свободу действий.

1994 г., январь. Приватизация предприятий. Реформы набирали темп.

Лето 1995 г. Избирательная кампания в новую думу. Депутатские мандаты Госдумы поделили между собой КПРФ, ЛДПР, «Наш дом — Россия» и «Яблоко».

Президентские выборы (в два тура) свели в противостоянии в основном уже две политические силы: оппозицию президенту и правительству составили национально-патриотические силы во главе с Геннадием Зюгановым.

Второй тур выборов 3 июля 1996 г. принес победу Б. Ельцину. За него проголосовало 53,55% избирателей, за Г. Зюганова — 40,55%. Нация оказалась расколотой.

1996, июнь. Первая чеченская война не была поддержана российским обществом. В январе 1995 г. лишь 23% были «за» и 55% против военных действий. К началу 1996 г. против этой войны высказывалось 80—90% населения.

1997 г., февраль — март. Президент России Б. Ельцин вернулся в Кремль после продолжительной болезни, операции на сердце.

1997 г., 6 марта. Б. Ельцин выступил в Кремле, представил свое ежегодное послание Федеральному собранию. Оно было названо «Порядок во власти — порядок в стране ».

1997 г., июнь — июль. Законодательные органы десятков областей РФ поддержали инициативу депутатов Государственной думы об отрешении Б. Ельцина от должности Президента РФ: «За годы пребывания Б. Ельцина на посту президента страна подвергается невиданному в мире разорению и унижению. Глубокий кризис охватил все сферы жизни страны. К ответу! За Беловежский сговор, за развал Союза, за бойню в Чечне, за геноцид народа, за развал экономики, за невыплату зарплат...»

1998 г., 23 марта. Б. Ельцин объявил об отставке правительства В. Черномырдина. Б. Ельцин впервые за последние шесть лет взял на себя управление правительством. Министр топлива и энергетики С. Кириенко был назначен временно исполняющим обязанности Председателя Правительства.

1998 г., 18—21 мая. С. Кириенко обнародовал основные принципы новой экономической стратегии своего кабинета: существенно сократить социальные расходы бюджета, сделать российский рынок более доступным для Запада, получить кредиты Всемирного банка и МВФ, проводить курс на масштабную приватизацию всего того, что еще сохранилось у государства.

1998 г., 17 августа. Рубль обесценился. Индекс акций 50 крупнейших российских компаний резко упал, а их совокупная биржевая стоимость снизилась до 11,5 млрд. дол. Это означало, что любой западный миллиардер средней руки мог скупить на корню всю российскую промышленность, энергетику, связь...

1998 г., 11 сентября. Председатель Правительства – Е. Примаков, заявивший, что его кабинет будет строить социально-ориентированную экономику, а не ту которая дает выгоду от перехода к рынку лишь отдельным лицам.

1998 г. МВФ продолжал диктовать свои требования. Все, что делалось в России в последние годы, было предписано западными советниками. Немецкая газета «Вельт» 18 сентября констатировала, что со времени начала реформ в России побывало более 30 тыс. иностранных советников.

1998 г., 7 октября. День протеста россиян против проводимой в стране экономической и социальной политики. Экономические требования в колоннах демонстрантов уступали место политическим: «Президента — в отставку», «Смена курса реформ»... Протест выражался забастовками, митингами, демонстрациями... Данные профсоюзов, основных организаторов акции протеста, и аппарата Президента о количестве протестующих разошлись десятикратно: от 1,5 млн (администрация) до 20 млн. (профсоюзы). В эти дни были опубликованы данные о стоимости (в долларах) часа рабочей силы: в Германии он составлял 31,8 дол., Швейцарии — 28,3, Голландии — 23,9, Франции — 19,3, Италии — 18, в России — 0,41 дол. По западным меркам это почти бесплатный труд, да еще с многомесячной задержкой оплаты.

1998 г., ноябрь. Истекала отсрочка по выплате внешних долгов, зафиксированная правительством С. Кириенко. Предстояло расплачиваться. Брали и государство, и банки, и частные российские компании. Сумма скопилась астрономическая — 213,8 млрд. дол. Займы брались бесконтрольно.

1998 г., 11 декабря. Вышел президентский указ о награждении писателя, лауреата Нобелевской премии Александра Исаевича Солженицына высшим российским орденом Святого апостола Андрея Первозванного. В этот день А. Солженицыну исполнилось 80 лет. Он отказался принять награду... «Я при нынешних обстоятельствах, когда люди голодают за зарплату и глядят в пустые кастрюли, я принять орден не могу... От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я награду принять не могу. Не та обстановка в стране».

1999 г., сентябрь. Начало Второй чеченской войны. Основная масса россиян не видела альтернативы силовым действиям. Вторжение чеченских боевиков в Дагестан, террористические акты против мирных жителей Москвы, Волгодонска, Буйнакса, Волгограда и др. привели к тому, что 83% опрошенных россиян считали чеченцев виновными, 60% высказались за бомбовые удары, 82% за закрытие границы с Чечней.

2000 г., Стране нужен был молодого, энергичного, ответственного политика, целенаправленного на решение сложнейших социальных проблем российского общества: Россия потеряла за 8 лет в 90-е годы половину экономики, пережила страшный дефолт, половина населения была опущена за черту бедности.

 

  1. Экономические реформы: переход к рыночной экономике.

История знает два основных типа хозяйственных систем — свободный рынок и планово-централизованное хозяйство. В мире тенденция последних лет — движение от этих крайностей к «центру», к социально ориентируемой, в разумных пределах управляемой государством рыночной экономике. В русле этой тенденции одна из задач системы хозяйствования и ее правительства — организовать нашу работу, сделать выгодным энергичный, честный, эффективный труд. В России этого пока не удавалось в предыдущие десятилетия в условиях планового социалистического хозяйства, не удавалось и в начале 90-х гг. при переходе к рыночному хозяйству.

Действия власти усиливали неверие большинства в возможности честно заработать высокий уровень жизни. В начале реформ не были созданы мотивационные механизмы, стимулирующие к честному эффективному труду и личность, и производство в целом.

России нужна была новая стратегия экономического развития. Практически все соглашались с необходимостью перехода к рынку.

С июня 1991 г. по декабрь 1992-го правительство осуществляло экономическую политику под руководством Б. Ельцина и Е. Гайдара. «Неолиберальная модель», предполагающая «шоковую» терапию при ускоренном переходе к рыночному хозяйству (абсолютизацию частной собственности, ограничение государственной собственности, сознательное разрушение государственного регулирования, в том числе резкое сокращение социальной функции государства).

Действия в рамках «шоковой терапии»:

— введение свободных цен (январь 1992 г.). Эта мера должна была определить рыночную стоимость товаров, насытить рынок, «запустить» механизм конкуренции, заставить людей хорошо работать, зарабатывать;

— освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли;

— либерализация торговли. Она должна была ускорить товарооборот и отечественных, и импортных товаров;

— приватизация предприятий и жилья. С целью создания класса собственников и стимулирования интереса к труду, личной инициативы. В 1992 г. планировалось приватизировать более 50% предприятий легкой промышленности, пищевой, строительной, общественного питания и бытового обслуживания;

— плюрализм форм собственности должен был доказать все преимущества частного сектора;

— бездефицитный бюджет должен был подтвердить правильность курса.

Экономисты-рыночники, составившие новое правительство (Е. Гайдар, А. Шохин, А. Чубайс), были поддержаны президентом, который считал, что «хуже будет всем примерно полгода, затем — снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».

Радикально-либеральная модель реформ предусматривала немедленный демонтаж, разгром всей предыдущей системы управления.

Практика «шокотерапии» привела к колоссальным потерям для России. Приватизаторы успевали продавать за бесценок в частные руки по 30 тыс. госпредприятий ежегодно (1991—1992). Вместо монополии государственной мы получили монополию частной собственности. Три источника происхождения частных состояний в России создавали особенно мощные финансовые группы: это финансы, торговля и такое сырье, как лес, газ и нефть. Полной несбалансированностью систем цен.

Уже в 1991—1993 гг. невыгодно было производить товары. Доходность операций в сфере обращения капитала составляла до 1000%, а в производственной сфере не поднимались выше 20—30%. К 2001 г. до нулевой отметки снизилась доходность в сельском хозяйстве и на транспорте и до 5—10% в большей части обрабатывающей промышленности.

Уже за год реформ спад производства достиг 35%, произошло резкое падение курса рубля, росла инфляция, наблюдался небывалый рост социальной напряженности в обществе...

Новым премьер-министром России был назначен В. Черномырдин.

Внесенные коррективы предусматривали:

— некоторое замедление темпов приватизации;

— поддержку за счет средств государственного бюджета убыточных предприятий;

— предоставление дешевых кредитов для развития топливно-энергетического комплекса;

— стабилизацию выплаты заработной платы бюджетникам, индексирования их тарифных ставок...

На практике продолжалось падение производства, ухудшение жизни россиян при громадном росте доходов околоправительственных чиновников и многочисленных авантюристов (холдинг-компаний МММ).

В промышленности под влиянием «шокотерапии» шел процесс явной деиндустриализации экономики России: массовая остановка предприятий машиностроения, приборостроения, электротехнической промышленности.

Были осуществлены многие планы радикалов: в стране к 1994 г. появилось более 110 тыс. негосударственных предприятий. Реальная экономическая власть переместилась при этом не к 40 млн формальных собственников, а к 5—6% новой экономической элиты. Причем, по данным МВД РФ, около 40% предприятий (из этих 110 тысяч) в 1994 г. принадлежали криминальным группировкам.

У власти в условиях рыночной экономики и плюрализма форм собственности появляются реальные возможности:

— еще в ходе приватизации власть могла «сделать не по Чубайсу» и оставить в руках государства 51% акций всех основных производств (как это сделали в Татарской Республике);

— в ряде стран по Конституции нормируется присутствие иностранного капитала в национальной экономике (Франция — до 12% акций, иначе иностранным инвесторам предлагается срочно продать излишек до этого порога);

— власть может потребовать на предприятиях всех форм собственности соблюдения трудового законодательства страны (уровень минимальной оплаты труда выше прожиточного минимума и своевременность ее выплаты, нормирование продолжительности рабочего дня и достойные условия труда, обеспечение жильем, соцкультбытом...). Так было предусмотрено при НЭПе при сдаче предприятий в аренду частникам, и такая государственная политика исторически себя оправдала;

— власть может национализировать и передать в народную собственность данный производственный объект (тем более приобретенный частным капиталом за бесценок, путем мошенничества).

В сельском хозяйстве к концу 1994 г. 85% сельхозугодий уже находилось в собственности отдельных граждан и коллективов. Эти действия «шокотерапии» привели к зависимости России от импорта продуктов питания более чем на 30%, а Санкт - Петербурга и Москвы на 60—70%.

Массовая алкоголизация и наркомания, внедрение средствами массовой информации культа насилия, жестокости и наживы разрушали духовный потенциал нации, особенно у молодого поколения.

Усиливались сепаратистские настроения, Российская Федерация постепенно превращалась в конфедерацию регионов, возникла реальная угроза сохранению территориальной целостности страны.

Главный итог проводимых реформ обрисовался к 1998 г. ужасающе просто: впервые в истории России власть имущие не нуждаются в человеческом труде. Уникальность такой ситуации объясняется невероятным богатством России. Наша страна из мировых запасов имеет: угля — 30%, нефти — 40, газа — 45, железных руд — 44, редкоземельных металлов — 40, мировой добычи алмазов — 28, драгоценных камней — 30%. Благополучие власть имущих создается под прикрытием реформ распродажей этих богатств. Такой курс перестает служить национальным интересам всего общества, интересам россиянина.

В июне 1998 г. правительство С. Кириенко предложил стране «Программу стабилизации экономики и финансов». Программа состояла из двух частей: мобилизации доходов и сокращения расходов. Предлагалось увеличить доходы на 10 млрд руб., сократить расходы — на 40 млрд. руб. Это означало, что всей своей тяжестью сокращение расходов ложится на социальную сферу — полностью прекращается индексация зарплаты и пенсий, резко урезаются расходы на здравоохранение, образование, армию, правоохранительные органы... Практически полностью сокращаются субсидии промышленности, сельскому хозяйству, транспорту. Это неминуемо вело к окончательному свертыванию экономики страны.

Такая политика вызвала массовый протест. Шахтеры в 1998 г. первыми выдвинули политический лозунг, требуя отставки и президента, и правительства. Они бастовали, перекрывали транспортные магистрали, высадили десант в Москве у Дома правительства...

Закономерным итогом неизменного курса, начатого в 1992 г., стало к лету 1998 г. невероятное падение промышленного производства, крах рубля, разрушение банковской системы, развал пирамиды ГКО, обнищание ограбленного государством населения России.

Военные расходы страны сократились в 4—5 раз, расходы на науку и образование — более чем в 10 раз. Средняя зарплата, особенно после 17 августа 1998 г., снизилась примерно в 3 раза, пенсии и пособия — в 5 раз; относительная налоговая нагрузка на экономику возросла примерно вдвое. Куда все это ушло? Произошло «перекачивание средств из государственного бюджета и производственного сектора экономики в карманы власть имущих чиновников и экономической элиты с последующим переводом их за рубеж».

В то же время бюджет страны пытались удержать за счет внешних заимствований. Напомним: долги СССР к 1987 г. составляли 19 млрд. дол. США, к 1991 г. (доля М. Горбачева) — 109 млрд., к 1998 г. (доля Ельцина — Гайдара — Черномырдина) — 130,8 млрд. дол.

В результате такой политики в 1997—1998 гг. Россия переступила качественную черту в кредитных отношениях, после которой новые кредиты идут не на развитие экономики, продвижение экономических реформ, а используют в основном на погашение ранее полученных кредитов.

С сентября 1998 г. вырвать страну из провального финансового, экономического, политического, духовного кризиса предстояло новому правительству во главе с Е. Примаковым.

Усиливалось государственное влияние на экономику страны:

— курс доллара жестко держали на «привязи»;

— увеличили подоходные налоги до 45%;

— оказывалась кредитная поддержка сельскому хозяйству страны;

— были заморожены попытки либералов провести непопулярную пенсионную и жилищно-коммунальную реформы;

— власть в регионах взяла в свои руки процедуру регистрации, лицензирования предприятий экономики всех форм собственности, осуществляя контроль рычагами рыночной экономики.

Правительство не взяло на Западе ни цента, сократив одновременно внешний долг на 10 млрд. дол.

Был остановлен экономический спад (впервые с начала реформ) и начался подъем в большинстве отраслей.

На этом фоне отставка правительства во главе с Е. Примаковым была полной неожиданностью. Так решил Б. Ельцин.

С мая по август 1999 г. правительство возглавлял А. Степашин. С августа 1999 г. по март 2000 г. — В. Путин. После избрания В. Путина Президентом РФ правительство возглавил М. Касьянов.

 

  1. Уровень жизни россиян.

В 2002 г. ряд ученых говорит о демографической катастрофе, о страшной угрозе вымирания, и прежде всего русского народа.

Их аргументы:

 Если смертность превышает рождаемость хотя бы на 0,1% на 1000 чел. в течение ряда лет — это уже тревога, требующая срочных мер. В России убыль населения происходит в катастрофических масштабах: 6,3% на 1000 чел. в 1999 г.; 6,6 — 2000 г.. Страна ежегодно теряет более 800 тыс. граждан.

Низкая рождаемость. Коэффициент фертильности (число детей, рождаемых в среднем одной женщиной в возрасте от 15 до 45 лет). Для простого воспроизводства населения (сохранения его численности) коэффициент фертильности должен равняться не менее 2,3, т. е. быть вдвое выше, чем в России к 2001 г. (1,171).

 Рост смертности, особенно мужского населения, притом в самом активном возрасте — от 20 до 55 лет. Средняя продолжительность предстоящей жизни 58 для мужчин и 63 года для женщин (1993 г.).

В начале 1991 г. население РСФСР составляло 148,5 млн. чел., из них 109,8 млн. (74%) — горожане, 38,7 млн. (26%) — сельское население.

Число пенсионеров постоянно увеличивалось: 1990 г. — 28,2 млн чел.; 1995-й — 30,2; 1999-й — 30,5 млн. чел. А количество молодежи до 30 лет постоянно сокращалось: 66,4 млн. чел. в 1985 г. и 60 млн. чел. в 1999 г. Почти в два раза сократилось количество браков, увеличилось число разводов.

Россияне были застигнуты врасплох развалом СССР. Вернуться в Россию стремилось до 25 млн. русских из стран нового зарубежья, из них 4—5 млн. чел. уже в ближайшее время. Ехали (бежали) особенно в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Подмосковье, создавая там конкуренцию на рынке жилья, труда, потребительском рынке. Появлялись новые очаги этносоциальной напряженности, но уже на территории России.

К 1 декабря 1994 г. в стране находилось 669,2 тыс. беженцев и вынужденных переселенцев, из которых 577,7 тыс. (86%) прибыли из стран ближнего зарубежья. Почти все они находились в бедственном состоянии.

А. Солженицын сокрушался: «Мы в национальном обмороке. Мы равнодушны к судьбе своих соотечественников — у нас отрезали 25 млн. человек, а мы и не охнули».

И из России уезжали — в страны дальнего зарубежья. Это в основном высококвалифицированные рабочие и специалисты, ученые, которые в условиях кризиса экономики не находят достойного приложения сил на внутреннем рынке труда.

1990—2000 гг. характеризуются небывало стремительной поляризацией населения, резким размежеванием на богатых и бедных. Доходы богатых превышают доходы бедных в 11 раз (5 лет назад всего в 3,5 раза).

Бедные. «Шоковая терапия» в основном легла на плечи трудящихся.

Инфляция. Сравнение стоимости стандартного набора из 19 продуктов питания в ценах января 1990 г. и ценах марта 1995 г. свидетельствует о росте цен более чем в 5 тыс. раз. С марта 1990 по март 1995 г. средняя зарплата выросла всего в 1200 раз. Нетрудно подсчитать, что покупательная способность зарплаты семей, которые живут только на зарплату, с 1990 по 1995 г. сократилась в 3 раза.

До 90% зарплаты тратилось на продовольствие. За чертой прожиточного минимума оказалось 9/10 населения России. В мирное время такого падения уровня жизни история не знала.

Среди бедных были не только бомжи, бессильные инвалиды, алкоголики... но и «новые бедные» — люди в трудоспособном возрасте, порою в расцвете сил и способностей. Даже имея полноправную штатную работу, многие получают столь низкую зарплату, что ее не хватает на сколько-нибудь приличное существование. Они столкнулись с замораживанием зарплаты, длительными задержками ее выплат, с вынужденными «административными отпусками», с вынужденным переходом на сокращенную рабочую неделю, с массовым сокращением кадров.

Бюджетников к середине 1998 г. в стране было около 15 млн. — чуть ли не каждый четвертый трудящийся. Треть из них — работники образования, четверть — здравоохранения, пятая часть — жилищно-коммунальной сферы, десятая — деятели науки и тридцать третья — деятели культуры. Это те, кто в развитых странах составляет основу среднего класса. С лета 1997 г. правительство решило, что бюджетников можно просто сокращать (вместо того, чтобы отдавать им долги по зарплате). Тогда собирались уволить сразу 5% (775 тыс. чел.), затем еще 200 тыс. и так далее. Сокращения обрушились на науку (40%), на культуру, образование (до 30%)... Весь этот разгром мозга нации велся по планам Международного валютного фонда.

Радикальная «ломка» общества с неизбежностью привела к трансформации сложившегося ментали



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: