Технология изготовления декорационного оформления 7 глава




Громоздкие, неразборные элементы декораций неудобны в работе, занимают много места на сцене и в складах, при перевозках нерационально загружают транспортные средства. В то же время излишнее дробление декораций на разбираемые элементы снижает их прочность и долговечность, а главное, требует большого количества времени на сборку и разборку. Время, отведенное на сборку спектакля, проведение перестановок во время антрактов, весьма ограничено, и не учитывать его нельзя.

Несмотря на то что театральные мастерские современного театра обладают разнообразным станочным оборудованием и квалифицированными мастерами, простота изготовления элементов декорационного оформления сохраняет не только практический, но и экономический смысл.

И наконец, вопрос художественного качества декораций. Никакие ссылки на легкость, портативность, простоту не могут быть приняты во внимание, если это ухудшает внешний вид декораций. Профессионально грамотное выполнение декорационного оформления спектакля заключает единство всех указанных качеств.

¶Театральные декорации разделяются на два вида — жесткие и мягкие. Жесткие декорации могут быть объемными, полуобъемными и плоскими. Кроме этого, они делятся на обыгрываемые и не обыгрываемые. Обыгрываемыми элементами оформления называются те, которые используются актерами во время действия, — это декорационные станки, лестницы, перила, деревья, дверцы шкафов и т. д.

Мягкие декорации бывают живописными, аппликационными, драпированными и гладкими. Отдельную группу мягких декораций составляет одежда сцены.

Основным материалом, из которого изготавливаются жесткие декорации, является древесина хвойных пород. Древесина относительно дешева, легко поддается механической обработке, окраске, оклейке. Она не обладает остаточными деформациями при ударах и кратковременных изгибах, легка и пластична. Но в ряде случаев древесина заменяется металлическим прокатом различного профиля. Изготовление ажурных плоскостных и объемных контуров сложного рисунка, декорационных станков со сквозными пролетами, легких лестниц на тонких тетивах и многих других элементов декораций зачастую просто невозможно без применения тонкостенных стальных или дюралюминиевых труб. Нередко декорации, сделанные на металлической основе, гораздо легче деревянных.

Мягкие декорации шьются из самых разных материалов — холста, тика, тюля, бархата и многих других. Широкое применение здесь находят синтетика, нетканые материалы, технические ткани.

Практика театра выработала определенные приемы и правила изготовления декораций, многие из которых не потеряли своего значения и по сей день. Стандартная декорационная рама, разработанная более ста лет тому назад, до сих пор является основой для конструктивного решения почти всех жестких декораций: стен павильонов, станков, потолков и пр. Классический способ изготовления бутафории из папье-маше (несмотря на все достижения в области применения пластических масс) все еще не теряет своего значения и является технологической базой бутафорского производства. Правила пошивки задников, кулис, половиков также остались почти неизменными.

Невозможно описать все способы производства театральных декораций. Процесс изготовления декораций далек от стандарта. Поточное производство здесь неприменимо. Это всегда творческий поиск, всегда разработка особенных художественно-технологических приемов. Но как бы ни были разнообразны конструктивные и технологические решения, в их основе всегда лежат главные принципы, справедливые для всего театрального производства.

Глава 1

ЖЕСТКИЕ ДЕКОРАЦИИ

¶Павильонные декорации

Павильонные декорации состоят из отдельных рам, затянутых холстом. Декорационные рамы или, иначе говоря, стенки собираются из брусков и делятся на глухие, с проемами, одинарные и складные.

Процесс изготовления павильона начинается с вычерчивания мелом на полу мастерской всех его стенок в натуральную величину «лицом» вниз. В чертеже-шаблоне проводятся линии складов и стыков отдельных стенок, размечаются оконные и дверные проемы и пр.

Затем по линиям чертежа раскладываются и обрезаются по размерам бруски, из которых собирается рама. Сечение брусков выбирается из конструктивных соображений, зависящих от величины стенки, режима эксплуатации, предполагаемого срока службы и т. д. Самым рациональным сечением, принятым всеми театрами, является 2,5X6 или 3x7 см. Большее сечение нецелесообразно, так как только увеличивает вес декораций, не влияя решающим образом на их прочность.

Рама стенки вяжется вполдерева или, как еще говорят, в лапу. При этом соединении концы брусков «выбираются» в половину их толщины, а на расстоянии от края — в ширину соединяемых брусков. Соединение покрывается жидким столярным клеем и пробивается двумя или тремя гвоздями с обязательным загибанием концов, выступающих на лицевую сторону. Поэтому длина гвоздей должна быть на 15—20 мм больше толщины брусков. Помимо этого, угловые соединения укрепляются фанерной косынкой, тоже с применением клея и гвоздей. Для того чтобы рама была прочной и жесткой, в ее кон-

Рис. 53. Конструкция декорационной рамы: 1 — раскос; 2 — ручник; 3 — средник; 4 -косынка; 5 — контур (закрой)

88

¶струкцию вводятся дополнительные бруски, называемые ручниками, средниками и раскосами (рис. 53). Все эти бруски прибиваются к основной раме только внакладку, без врезки. Бруски, прикрепленные к раме в одной плоскости с основными, в процессе эксплуатации быстро проступят сквозь холст и испортят вид декорации.

Ручники прибиваются на высоте 70 см от низа рамы. Они не только раскрепляют стенку, но и служат как бы ручками, за которые берутся при переноске декораций.

Количество средников зависит от высоты рамы. На стенки высотой до 3 м ставится один средник, до 5 м — два средника. Более высокие декорации имеют по три соединительных бруска. Основное назначение средников — придание жесткости вертикальным брускам.

Для жесткого фиксирования углов рамы недостаточно фанерных косынок. Бруски-раскосы, схватывающие две стороны угла, надежно закрепляют угол, препятствуя его расшатыванию. Верхние концы нижних раскосов прибиваются к вертикальному бруску рамы под ручником, образуя по отношению к нему угол, равный примерно 45°.

Все вспомогательные бруски прибиваются к раме двумя гвоздями на каждом соединении. Сечение этих брусков может быть несколько уменьшено по сравнению с брусками обвязки. Перед установкой средников и раскосов производится проверка точности углов рамы. Для этого рейкой замеряются диагонали рамы. Если они равны, то все углы связаны под углом 90°.

При соединении отдельных рам между ними образуется стыковочный шов, видимый из зрительного зала. Для маскировки этого шва к одной из стенок прикрепляется так называемый закрой или, иначе, контур.

Закрой — это узкая полоса фанеры или полосовой стали, прибиваемая, по всей высоте вертикального бруска с выпуском за его пределы на 2—3 см. Эта полоса прикрывает щель между стенками. Закрой обычно ставится на той стенке, которая находится ближе к порталу, т. е. направляется от зрителя. При таком положении он наименее заметен. Холст, покрывающий стенку, закрывает контур и приклеивается с его обратной стороны.

В стенках с дверным проемом по всей высоте рамы, в соответствии с шириной проема, пропускается два вертикальных бруска (рис. 54). Внизу соединение производится вполдерева, а наверху встык. Стыковое соединение обязательно подлежит усилению косынкой. Высота проема ограничивается горизонтальным бруском, пропускаемым по всей ширине рамы. Этот брусок прибивается к раме внакладку и одновременно служит раскрепляющим средником. Так как он выходит из плоскости рамы, к нему на ширину проема прибивается дополнительный брусок. Этот брусок заполняет перепад высот, выравнивая

¶бруски проема в одну плоскость. Такие выравнивающие бруски называются выстилками.

Нижний брусок обвязки рамы в месте проема заменяется металлическим порогом, изготавливаемым из полосовой стали шириной 25 мм. К концам порога привариваются скобы крепления. В широких проемах вместо полосы применяют стальной уголок минимального сечения — 20x20, поставленный «домиком».

Оконные проемы делаются аналогично дверным, с той лишь разницей, что рама проема имеет не один средник, а два. Средники, идущие по всей ширине рамы, соединяются вертикальными брусками, образующими боковые границы проема.

При определении размеров каждой стенки необходимо учитывать определенные нормы, диктуемые условиями транспортных перевозок. Предельная ширина стенок, как и всех прочих декораций, равна 220 см (при условии, что их высота больше этого размера), а высота ограничивается 7 м. Поэтому стенки больших размеров делаются либо складными, либо разборными. В основном стенки делаются двухскладными и, гораздо реже, трехскладными. Трехскладные стенки имеют большой вес и не очень удобны при работе на сцене, поэтому к ним прибегают лишь в крайне необходимых случаях.

Складные рамы стенки соединяются между собой глухими шарнирными петлями. Петли устанавливаются на наружной


Рис. 54. Декорационная рама складная с проемами

90

¶стороне стенок, так, чтобы обе створки складывались внутрь, лицом к лицу. Это позволяет обтягивать обе створки единым куском холста, закрывающим место стыка двух рам. Стенки высотой до 3,5 м скрепляются тремя петлями, остальные че-. тырьмя и даже пятью. Крайние петли устанавливаются на расстоянии 10—15 см от верхней и нижней кромки рамы. Остальные равномерно распределяются между ними. Для предохранения лицевого холста от ржавчины петли обиваются кусочками холста.

Трехскладные стенки имеют так называемый поворотный брусок (рис. 55). Этот брусок необходим для того, чтобы все три створки в сложенном виде плотно прилегали друг к другу. Ширина поворотного бруска соответствует толщине двух складываемых створок.

Складные стенки при изготовлении сначала вяжутся целиком, одной рамой, у которой по линии склада пропускаются два вертикальных бруска. После установки всех креплений рама распиливается на две части. Такой способ гарантирует точную подгонку обеих створок.

В практике театра применяется еще один способ изготовления складных стенок — на мягких петлях. К нему прибегают в тех случаях, когда створки стенки, обтянутые цельным холстом, должны образовывать прямой угол, выходящий на публику, или поворачиваться относительно друг друга в разные положения.

Для того чтобы в развернутом виде стенка образовывала прямой угол, сплошь затянутый холстом, крайние бруски обеих рам стесываются под углом 45° или на прямые бруски набиваются рейки треугольного сечения (рис. 56). Соединение створок производится холщовыми или брезентовыми петлями, расположенными в шахматном порядке. Каждая полоска ткани прибивается к внутренней стороне рамы, пропускается в щель


Рив. 55. Трехскладная рама:

1— средник; 2 — брусок рамы; 3 — поворотный брусок; 4 — петли

Рис. 56. Соединение рам расхесным углом:

1 — брусок рамы; 2 — средник; 3 — брусок второй рамы;

4 — мягкая петля; 5 — холст

¶91

¶между створками и закрепляется на внешней стороне бруска второй рамы. По краям и в середине стенки ставится по четыре петли. Ручники и средники прикрепляются при помощи деревянных бобышек, так как половина ширины брусков срезана на угол. Расстояние между концами горизонтальных брусков необходимо для беспрепятственного разворота стенки в рабочее положение. При переноске стенка складывается, как обычно, холстом внутрь. Соединение стенок со стесанными кромками получило название «стенка с растесным углом».

Мягкие петли, соединяющие обычные рамы с прямоугольными брусками, позволяют устанавливать створки под любым углом и складывать их в любую сторону. Поперечные бруски этих рам не должны выступать из плоскости рамы, и поэтому все они присоединяются только встык с дополнительным раскреплением деревянными бобышками (рис. 57). Такие стенки особенно выгодны для изготовления выгородочных репетиционных ширм.

Стенки высотою более 7м делаются разъемными. 7м — это предельный размер для перевозки декораций в закрытых железнодорожных вагонах. Но даже и в этом случае вертикальные бруски приходится сращивать по длине, так как по государственному стандарту длина досок не превышает 6,5 м. Таким образом, в стенках, высота которых больше 7 м, линия разреза проходит на расстоянии 6м от низа рамы.

Соединение разъемных частей производится на деревянных шипах (см. рис. 67). К высокой части стенки прибиваются карманы, состоящие из двух параллельных брусков, расставленных на ширину шипа и зашитых сверху фанерой. Шипы прибиваются к меньшей части стенки. При соединении шипы входят в пазы карманов. Для того чтобы не произошло произвольного разъединения, обе части стенки скрепляются двумя расшпиль-ными петлями.


Рис. 57. Соединение рам мягкими петлями 1 — мягкие петли

Рис. 58. Соединение разъемных декораци

онных рам:

а — соединение рам веревкой через ко

былку; б — соединение расшпильными пет

лями;

1 — закидная веревка; 2 —кобылка; 3-

ручник; 4 — шпилька; 5 —петля; 6— бру

сок рамы

¶Шиповое соединение производится только в стенках большой ширины. Если стенка узкая и не очень тяжелая по весу, шипы заменяются глухими петлями по принципу складной рамы.

После окончания работы по изготовлению рам производится предварительная монтировка и установка необходимых креплений. Соединение отдельных стенок производится двумя основными способами: при помощи деревянных кобылок и рас-шпильных металлических петель. Кобылка — это особой формы брусок, вырезанный из доски (рис. 58а). При изготовлении кобылки необходимо учитывать направление слоев древесины. Они должны быть параллельными внешней стороне кобылки.

Кобылки прибиваются с обратной стороны стенки на расстоянии 50 см от верха. К другой стенке точно на такой же высоте прикрепляется закидная веревка, рабочая длина которой равна высоте стенки. Веревка прибивается сбоку вертикального бруска рамы и выводится на его плоскость. При установке павильона веревку забрасывают на кобылку, пропускают через ручники обеих стенок; туго натянув, завязывают двойным узлом. Этот способ обеспечивает прочное, а главное — очень быстрое соединение стенок любой высоты.

Расстановка кобылок и закидных веревок определяется двумя основными правилами. Издавна в театре примыкание отдельных стенок под углом производится по незыблемому принципу: задняя стенка всегда сзади. Иными словами, стенка, расположенная глубже, всегда перекрывается стенкой, расположенной ближе к порталу. Второе правило предусматривает прикрепление кобылки с правой стороны, а веревки с левой (если смотреть на обратную сторону стенки), так как бросать веревку удобнее слева направо, а не наоборот.

В некоторых случаях монтировка стенок производится на разъемных или, иначе, расшпильных петлях. Расшпильная петля отличается от глухой тем, что ось шарнира заменена вставной металлической шпилькой. Таким образом, петля распадается на две половины, каждая из которых прикрепляется к одной из соединяемых деталей (рис. 58б). Расшпильные петли являются главным средством многих театральных соединений. Но для вертикально стоящих стенок петлевое соединение неудобно и отнимает много времени.

Затяжка рам холстом производится после предварительной монтировки павильона в мастерской. Предназначенный для обтяжки холст раскраивается с припуском 5—6 см по всему периметру рамы, так, чтобы направление швов было вертикальным. Независимо от величины и количества проемов холст шьется целиком на всю площадь стенки. Вырезка проемов производится после окончания натяжки.

Сначала сшитый холст накладывается на раму и закрепляется в ее углах. Натяжку холста начинают от середины

¶каждой стороны, закрепляя его гвоздями, забитыми не до самого конца. Затем раму переворачивают «лицом» вниз, кромки холста приклеивают к брускам и окончательно пробивают рядом гвоздей. По окончании натяжки не забитые гвозди предварительной натяжки удаляются.

Есть и еще способ, при котором сначала к обратной стороне рамы приклеивают и прибивают одну из кромок холста, а затем процесс идет так же, как это было описано выше. Этот способ позволяет сильнее натянуть холст, что особенно важно, если в стенке имеются проемы. Для предохранения холста от перетирания он обрезается вровень с нижней кромкой рамы, без подворачивания на обратную сторону. Приклеенный к бруску холст пробивается двойным рядом гвоздей.

Для того чтобы предупредить обвисание холста в процессе эксплуатации, задняя его сторона обычно оклеивается двумя-тремя слоями бумаги. Оклейка производится холодным крахмальным клейстером. Теплый клейстер может проступить сквозь холст и испортить живопись или фактуру. Рекомендуется также предварительная грунтовка холста этим же крахмалом.

Лекальные стены изготавливаются из ряда поперечных лекал, соединенных продольными прямыми брусками. Лекала выпиливаются из доски согласно радиусу стенки. Соединение отдельных частей производится внакладку с косым резом (на ус). Скошенные плоскости смазываются клеем и пробиваются гвоздями. Для большей прочности иногда поверхности лекал обшиваются фанерой.

Заготовленные лекала служат верхней и нижней обвязкой стенки и ее средниками. Боковые и вспомогательные бруски прибиваются в стык и закрепляются фанерными косынками (рис. 59). Ручники и раскосы могут быть частично врезаны в вертикальные стойки.

Обшивка лекальных стен производится фанерой. Так как фанерный лист имеет стандартные размеры (примерно

¶150x150 см), то в месте стыков должны быть предусмотрены лекала или вертикальные бруски. В силу большой тяжести и значительных габаритов ширина лекальных стен никогда не достигает допустимого предела — 2,2 м. Обычно она ограничивается 1,5 м или немногим больше. После затяжки фанерой стенка оклеивается холстом.

Бревенчатые стены имитируются рельефными каркасами, обшитыми картоном, фанерой или тонкими досками. Для изготовления тесаных бревенчатых стен на декорационную раму набиваются тонкие рейки со скошенными краями (рис. 60). Величина скоса и расстояния между рейками выбираются в соответствии с толщиной «бревна». Сверху парные рейки зашиваются фанерой, которая либо прокрашивается анилиновыми красителями, выявляющими текстуру натурального дерева, либо оклеивается холстом. В пазы вклеивается распущенная пеньковая веревка, имитирующая конопатку. Одновременно она закрывает щели между рейками, сквозь которые может быть виден свет осветительных приборов, стоящих за кулисами.

Стенки с полукруглыми бревнами изготавливаются по такому же принципу, только вместо реек на раму набиваются полукруглые обрезки досок, а иногда и тонкие торцы бревен, с вырезанными в них пазами для продольных реек. Толщина вырезанных торцов не превышает 2,5 см, а сечение реек—1x2,5 или 1x2,5 см. Сверху каркас обшивается картоном, обрезками настоящего горбыля, фанерными полосками. Каркас, обитый картоном или фанерой, оклеивается холстом и прописывается клеевыми красками. Для получения фактуры старых, растрескавшихся бревен холст при наклейке собирается тонкими морщинами или поверх холста прокладывается аппликация из марли. Имитация бревен хорошо получается при набивке на раму соответствующим образом профилированных листов термопласта.

Двери, применяемые в театре, отличаются от обычных более облегченной конструкцией. Дело в том, что на сцене двери, как правило, открываются в глубину, от зрителя, они перекрывают закулисное пространство, не показывая обратную сторону дверного полотна. Поэтому филенки, раскладки, все, что украшает двери, делаются только с лицевой стороны. Такие двери называют односторонними. Двери, открывающиеся внутрь павильона, встречаются крайне редко. Их избегают не только из-за необходимости двусторонней обработки, а главным образом потому, что зрителям не видна коробка, имитирующая толщину декорационных стен.

Основа двери — обвязка собирается из досок толщиной 2,5 см. Ширина доски зависит от характера двери и определяется чертежом. Угловые соединения обвязки требуют большой чистоты, и поэтому вяжутся в шип (рис. 61). Готовая обвязка с задней стороны зашивается фанерой. К внутренним

¶кромкам обвязки прибиваются профилированные (калеванные) рейки. Для получения накладных филенок на фанеру набиваются калеванные бруски, покрытые сверху соответствующим куском фанеры.

Обвязка толстых массивных дверей, для уменьшения веса, собирается из тонких брусков сечением 4x1,5 см, поставленных на ребро (рис. 62). Между собой бруски соединяются встык с применением деревянных бобышек. Полученный каркас обшивается с обеих сторон фанерой. Раскладки и филенки делаются обычным способом. Конструкция двухсторонних дверей отличается от односторонних тем, что фанера вставляется в середину обвязки и закрепляется к ней калеванными раскладками.

В зависимости от задания двери окрашиваются анилином, сохраняющим фактуру настоящего дерева, покрываются клеевыми красками или оклеиваются тонкой бязью для последующего окрашивания маслом. Последний способ дает наилучшие результаты при точном воспроизведении бытовых дверей. Не менее убедительно выглядят двери, отформованные по натуральным моделям из различных термопластических пленок.

Конструкция дверных коробок зависит от их ширины. Коробки шириной до 12—15 см сколачиваются из досок толщиной 2,5 см. Для обеспечения необходимой жесткости коробки вертикальные доски пропускаются выше проема на 20—30 см и раскрепляются либо врезными раскосами, либо накладными установочными брусками. Таким же образом производится соединение с нижней доской (рис. 63).


Рис. 61. Конструкция простой двери: 1— обвязка двери; 2— фанера; 3 — калеванный брусок: 4 — угловое соединение обвязки

Рис. 62. Конструкция двусторонней двери:

1 — фанера; 2 — обвязка; 3 — калеванный брусок

96

¶Коробки большей ширины собираются из рамок, зашитых фанерой. Рамки вяжутся из брусков сечением 2,5X6 см. Средники рамок ставятся заподлицо с основными брусками в местах стыков фанерной обшивки. Нижняя доска может быть заменена металлическим порогом.

Изготовленные таким образом коробки называются приставными, так как они приставляются к стенкам с задней стороны. Крепление коробок к стенке производится при помощи кобылок и веревок или расшпильными петлями. Приставные коробки имеют существенный недостаток: между ними и проемом стенки, как бы плотно они ни были прижаты друг к другу, всегда остается видимой стыковая щель. Разница в фактуре обтяжки стенки и дверной толщинки еще более подчеркивает место стыка. Поэтому в ряде случаев применяются коробки вставного типа,



Рис. 63. Дверная коробка

(приставная):

1 — порог; 2 — раскос; 3

петля; 4 — кобылка

Рис. 64. Дверная коробка

(вставная):

а — общий вид; б — коробка

из брусков (деталь);

1 — доска; 2 — наличник; 3

уголок; 4 — дверь; 5 —

фальц; 6 — порог

¶т. е. коробки с прибитыми к ним наличниками, которые вставляются в проемы с внешней стороны стенок.

Конструкция вставных коробок отличается от приставных тем, что рамы, образующие их габарит, не могут иметь выступающих частей. Это затрудняет систему креплений и ослабляет жесткость устройства. Вставная коробка собирается из трех досок или рамок, обшитых фанерой (рис. 64). Доски скрепляются между собой гвоздями и металлическими угольниками. Внизу прибиваются две полосы стального порога. Средники рамок крепятся встык, а ручники врезаются вполдерева, для того чтобы за них можно было пропустить веревку, идущую от кобылки. К внешней стороне коробки намертво прибиваются наличники.

Для того, чтобы двери не проскакивали внутрь коробки более чем на размер толщины и не застревали, заклиниваясь между боковыми частями толщинки, прибегают к двум приемам. Либо по аналогии с бытовыми устройствами, отступая от края на толщину двери, внутри коробки прибивается доска, образующая так называемый фальц, либо размер дверей делается равным не внутренним размерам проема, а внешним. Таким образом, в первом случае дверь останавливает фальц, а во втором она находится не внутри коробки, а сзади нее. Последний способ гарантирует безотказную работу дверей даже при значительной деформации коробки.

В зависимости от размеров и веса дверных створок их навеска к коробкам производится на глухих расшпильных и навесных петлях. В наглухо навешенных дверях от тяжести дверного полотна довольно быстро происходит разбалтывание петель. Расшатанные петли приводят к перекосу дверей, отчего они


Рис. 65. Оконные коробки (приставные):

а — коробка прямоугольная; б — коробка с лекальным верхом;

1 — коробка; 2 — рама стенки; 3 — закидная веревка; 4 — кобылка; 5 — рама окна; 6 — раскос; 7 — фанера; Р — лекало; 9 — косынка

¶98

¶перестают нормально открываться и закрываться. Поэтому при больших размерах предпочтительнее расшпильные или навесные петли. Для того чтобы дверь было легче надеть на оси навесов, ось нижнего навеса немного укорачивается. Это позволяет сначала надеть верхний навес, а затем нижний.

Окна делаются приставными, навесными и вставными. Навесными окнами называются такие, которые навешиваются сзади проема и не опираются на планшет сцены. Этот способ, так же как и вставной, применяется в случае небольших размеров и малой ширины коробки. Навеска крупногабаритных окон приводит к потере устойчивости стенки и затрудняет ее крепление.

Оконные коробки, как и дверные, выполняются из досок или из рам. В отличие от последних, боковые стороны выпускаются за пределы проема и служат опорными «ногами» (рис. 65). Зашивка фанерой производится только внутри проема. Опорные части раскрепляются с нижней горизонталью коробки двумя раскосными брусками. Для плотного соединения коробки со стенкой в вертикальных рамах коробки прорезаются два паза, в которые входит ручник стенки. Короткие бруски, прибитые к брускам стенки, образующие проем, фиксируют точное положение коробки.

В оконных коробках с лекальным верхом горизонтальная рамка заменяется вырезанными по заданной форме деревянными полукружьями. Вертикальные плоскости коробки в верхней части могут соединяться кружалами фрамуги или пропускаться выше, соединяясь горизонтальными прямыми брусками. Последний вариант конструкции предохраняет лекала от возможных поломок.

Присоединение коробок к стенке производится закидными веревками и кобылками. Причем, как правило, кобылки устанавливаются на коробке, а закидные веревки прибиваются к стенке. Навесные и вставные оконные коробки монтируются


Рис. 66. Оконные коробки: а — навесная; 6 — вставная; 1 — коробка; 2 — рама стенки; 3 — петля; 4—наличник; 5 —уголок; 6 — брусок-толщинка

¶99

¶на расшпильных петлях с введением в конструкцию стенки опорных брусков.

Оконные рамы вяжутся из брусков толщиной 2,5 см и шириной, зависящей от рисунка окна. Угловые соединения производятся в шип, обеспечивая чистоту и прочность конструкции. Переплеты выполняются из прямоугольных или калеванных брусков, врезанных в обвязку. В случае необходимости изготовления рамы большой толщины, к переплету набиваются специальные калеванные бруски шириной от 3 до 5 см. В сечении такая рама имеет п-образный профиль и создает впечатление массивности переплета (рис. 66).

Навеска рам производится обычными театральными петлями. В отличие от бытовых, театральные окна всегда открываются наружу — в сторону кулис. Поэтому они делаются односторонними и устанавливаются в глубине коробки. Части подоконников, выступающие за пределы проема, изготавливаются отдельно и навешиваются при помощи петель или крюков.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!