Технология изготовления декорационного оформления 12 глава




«Драгоценные камни» вытачиваются из кусков оргстекла толщиной 10—12 мм. Игру «камням» придает металлическая фольга, подложенная под стекло. При изготовлении зеркал обратную сторону листа продувают порошком алюминия, разведенным на нитролаке, или раму зеркала сначала затягивают черным бархатом.

Технология стеклопластики в принципе схожа с технологией папье-маше. Роль бумаги в данном случае выполняет стекло-



Рис. 113. Матрица и пуансон для ручного тиснения: 1— матрица; 2 — оргстекло; 3 — пуансон

¶ткань, а клейстером служат полиэфирные или эпоксидные смолы, клей БФ-2.

Гипсовая форма покрывается парафиновой смазкой или выстилается целлофаном. Куски стеклоткани выкладываются по форме в два, максимум три слоя. Смазка ткани клеем производится кистью. Готовые изделия обладают жесткостью и полупрозрачностью. Крупные рельефы можно лепить непосредственно из ткани, выкладывая ее по рисунку.

Для литья в формах применяются различные пластические массы. Наиболее легкие и эластичные отливки дают игелит и латекс. Пластичность игелита (поливинилхлорида) зависит от количества добавляемого наполнителя — муки, гипса, мела и пр. Порошок игелита разводится дибутилфтолатом. Игелито-вая масса, залитая в формы, подвергается нагреванию при температуре 160—180°.

Латексами называют сок каучуконосных растений и водные дисперсии синтетических каучуков. Изготовление пластичной рельефной бутафории производится двумя технологическими приемами: по модели и по форме.

Первый прием заключается в том, что модель сначала покрывают специальным фиксатором, усиливающим процесс осаждения латекса. В качестве фиксатора может быть применен хлористый кальций, растворенный в воде и смешанный затем с каолином (800 г хлористого кальция, 400 г воды и 300 г каолина). Подготовленная таким образом модель опускается в сосуд, наполненный латексом типа «ревультекс». По истечении 40—50 минут модель вынимают, споласкивают холодной водой и сушат при температуре 80° около 3 часов. Подсушенное изделие снимают с модели и сушат еще такое же время. В результате жидкий латекс превращается в тонкую резину, хорошо сохраняющую форму модели.

Второй способ — литье по форме. В гипсовую форму заливают латексное молоко, которое постепенно загустевает тонким слоем. После образования в нижнем слое пленки толщиной 1— 2 мм излишки латекса сливаются обратно. Такую же отливку можно получить путем постепенного покрытия формы слоями латекса, наносимого при помощи кисти. Для укрепления изделия иногда отливка армируется слоем ткани.

Для окраски годны сухие и анилиновые красители, порошок бронзы, разведенные на бесцветном хлорсульфированном полиэтилене.

Из латексов изготавливают маски, лепные рамы картин, барельефы и многое другое. Большинство латексов горючи, поэтому одновременное использование больших по площади и массе резиновых изделий на сцене запрещено.

Для изготовления мелкой бутафории применяются твердеющие при комнатной температуре полимеризационные массы — стиракрил, зубопротезные материалы — этакрил (АКР-15), фто-

¶ракс. Эти, материалы используются для изготовления орденов, мелких украшений, резных рельефов. Гипсовая форма предварительно покрывается обычной парафиновой смазкой. После заполнения формы верхняя ее часть закрывается целлофаном и прижимается небольшим грузом. Спустя час изделие вынимают из формы и сушат при комнатной температуре. Обработка ведется столярным и слесарным инструментом. Нужные изгибы изделию придают до полного высыхания пластической массы. Поверхностная окраска осуществляется любыми красителями.

Мастики

Мастиками называются пластические массы, приготавливаемые из клея, муки, гипса, мела, бумаги. В процессе изготовления бутафории и фактурной обработки декораций мастики заменяют папье-маше, рельефную пасту и другие отделочные и пластические материалы. Из мастики лепят и оттискивают изделия для отделки мебели, оружия, посуды; изготавливают бутафорские торты; производят рельефную обработку древесных стволов и т. д. Состав мастики зависит от характера изделия, требуемого рельефа и физических свойств покрываемой основы.

Для оттиска мелких изделий по гипсовым формам применяется мастика из отжатой бумажной массы. Рыхлые сорта бумаги развариваются в кипящей воде. Полученная масса заливается столярным клеем, замешивается просеянным мелом и небольшим количеством муки. В массу вводится также немного мучного клейстера и олифы.

Эта же мастика, обогащенная размельченной ватой или паклей, применяется для крупнорельефной обработки декораций, покрытых металлической сеткой. Вата забивает ячейки сетки и не дает мастике проваливаться сквозь них. Более жидкая мастика, составленная на основе разваренной газетной бумаги, пригодна для нанесения орнаментов при помощи фунтиков. Мастика выдавливается из клеенчатых кульков-фунтиков на рисунок, обведенный столярным клеем.

Для получения мучнисто-клеевой массы 1 кг муки замешивается на 0,3 кг разваренного столярного клея и двух столовых ложках олифы. Форма выстилается марлей, концы которой выходят за пределы внутренних полостей гипса. После плотной утрамбовки массы1 оттиск вынимается за марлевые концы, приклеивается к основе столярным клеем, а затем прибивается гвоздями.

Наиболее четкий оттиск мелкорельефных изделий — орденов, имитации резьбы по металлу и дереву — получается на мастике, составленной из мелкопросеянного мела или зубного порошка и эмульсии ПВА. Густое мастичное тесто оттискивается в смазанной гипсовой форме. Окраска производится анилиновыми красителями в массе или путем поверхностной росписи гуаше-выми красками. На дерево, пенопласт, ткань и другие материалы мастичные изделия приклеиваются эмульсией ПВА.

¶Осветительная бутафория

В большинстве случаев все части освети-тительной арматуры и их обработка производятся силами художников-бутафоров. Только изготовление крупных металлических каркасов и электрическая зарядка бутафории поручаются другим специалистам.

В производстве осветительной бутафории применяются лепные, токарные, сварочные, чеканные работы, металлопластика, обработка мастикой, папье-маше, поталировка, бронзировка, патинирование и множество других приемов художественной обработки. Широк « перечень используемых материалов: металлы, пластмассы, синтетика, ткани, мастики, краски, клеи. Одни и те же предметы, как и прочие элементы декорационного оформления, могут быть исполнены самыми различными приемами. Исходные материалы, приемы обработки, конструкции определяются не только размерами осветительной арматуры, но и ее стилевыми особенностями, художественными задачами, которые ставит художник.

Каркасная арматура выполняется из стальной проволоки и тонкостенных стальных труб. Как было сказано выше, каркасы абажуров собираются обычным путем — из верхнего и нижнего колец и продольных проволочных тяг. Готовый каркас обматывается марлей- Обтяжка производится шелком, бумагой, синтетическими пленками и специально обработанными тканями.

Бумажные абажуры выклеиваются из парафинированной или промасленной чертежной бумаги. Окрашенная анилином с одной стороны, бумага раскраивается по нужной форме, и на раскроенные части кистью наносится рисунок. Приготовленные таким образом заготовки пропитываются растительным маслом, посыпаются размельченным парафином и проглаживаются горячим утюгом. Сборка выкроек производится путем сшивания вручную или на машине. Поверх бумаги иногда наклеивают цветную ткань, обогащая ее дополнительной росписью или аппликацией. В этом случае бумага не окрашивается. Из числа синтетических материалов чаще всего применяется оргстекло, винипроз и винипласт. Оргстекло и винипроз имитируют стекло, а винипласт под воздействием источника света светлеет и становится полупрозрачным.

Шарообразные абажуры из матового стекла чаще всего имитируются прессованным молочным оргстеклом и тонкими тканями—марлей, тюлем, батистом, газом, обработанными эмульсией ПВА или желатином. Смоченная в пищевом желатине марля выклеивается несколькими слоями по готовой модели или гипсовой форме. Марлевый оттиск абажуров, имеющих половину объема, монтируется на фанерный диск, к которому прикреплен электропатрон- Для облегчения замены лампы в фанере прорезается отверстие. Оно закрывается откидной крышкой или куском плотной ткани.

¶161

¶Имитация матового стекла для абажуров может быть осуществлена из тюля, тонкого батиста, обработанных эмульсией ПВА. Тюль или ткань накладывается на чистый лист оргстекла и покрывается эмульсией, немного разбавленной водой, начиная от центра к краям. Введение цвета и роспись возможны только при нанесении второго слоя эмульсии. Первый слой должен быть чистым. Последующее наслоение эмульсии делается по сухой поверхности.

Люстры разных типов для сцены делаются в полном или частичном объеме, а иногда и совершенно плоскостными (рис. 114). Каркас объемных люстр сваривается из стальных тонкостенных труб и проволоки. Плоские металлические части и украшения выгибаются из латуни, жести и других листовых материалов. На ободы наносятся декоративные рельефы из металлоплас-тика, мастики и пр- Основной стержень декорируется лепкой из папье-маше или деревянной точеной балясиной. Хрустальные подвески вырезаются из жести или оргстекла. Заряженные люстры, как и все осветительные приборы, запрещается подвешивать за питающий электрокабель. Поэтому к верхнему концу центрального стержня приваривается дужка или кольцо, за которое закрепляется стальной трос. Кабель пропускается внутри полого стержня и выводится на все кронштейны со свечами. Розетки выдавливаются из оргстекла.

Люстры полного объема занимают много места при хранении, поэтому там, где это возможно, их делают овальными или совсем плоскими. Сокращение объема практикуется при расположении люстр на дальних планах, за тюлевыми занавесами и т. д. Плоские люстры изготавливаются как с фоном, так и без него. В качестве фона, оттеняющего металлические и хрусталь-


Рис. 114. Люстра:

а — объемная люстра; б — плоская люстра; в — хрусталики

из жести

¶162

¶ные части и подчеркивающего объем, используется черный бархат. Такие люстры находят применение главным образом в темных сценах или на фоне темных декораций.

К центральной трубе плоской люстры привариваются ответвления, повторяющие рисунок колец-ободов и свечных кронштейнов. Кольца вырезаются из листового металла. К ним прикрепляются либо кронштейны, либо свечи.

Каркас для натяжки фона сваривается из тонкостенных труб. На эту плоскую раму, облицованную черным бархатом, накладываются гирлянды хрусталиков, металлические чеканные ободы и прочие детали и украшения люстры. В обоих случаях свечи делаются полуобъемными или круглыми с пальчиковыми электролампами. Для того чтобы плоские люстры небольших размеров не вращались вокруг своей оси, с обеих сторон к ним прикрепляются капроновые нити-растяжки, идущие к штанкету подъема.

Свечи, факелы, светильники относятся к приборам открытого пламени. Свечи выклеиваются из белой бумаги по деревянной болванке. Склейка бумаги производится только в первом и последнем слое. Верхний слой бумажного цилиндра стачивается шкуркой, для того чтобы он был более прозрачным и слегка светился при включении лампочки. Свеча пропитывается парафином или окрашивается масляной краской. Потеки воска имитируются масляной или эмульсионной мастикой. Для имитации свечей лучше всего использовать обрезки белых полиэтиленовых трубок подходящего диаметра.

Лампочка свечи окрашивается в светло-желтый цвет и оклеивается тонким слоем ваты или лигнина по форме пламени. Колеблющееся пламя изображается тонким оргстеклом, вини-прозом и другим прозрачным материалом. Окрашенное «пламя» закрепляется на тонкой пружинке, за счет чего происходит его вибрирование. Батареи питания помещаются либо в подсвечнике, либо в самой свече. Специальные электролампы, имитирующие колеблющееся пламя, имеют красный оттенок огня, и поэтому не всегда применимы на сцене. В тонких свечках применяются сверхминиатюрные лампочки, используемые в медицине. Мерцание «пламени» достигается введением в схему электрического мультивибратора.

Имитация пламени в крупных светильниках и факелах осуществляется главным образом колебаниями узких полосок легчайшей ткани, преимущественно искусственного шелка — эксель-сиора. Вырезанные по форме пламени кусочки шелка прикрепляются к проволочной сетке, помещенной внутри светильника. Под сеткой помещаются электролампочки и маленький вентилятор (например, сделанный на основе микромоторов, применяемых в движущихся моделях). Вентилятор и лампочки могут быть присоединены к осветительной сети или получать энергию от батареек. Для получения более естественной окраски

¶пламени шелк должен быть чисто белого цвета, и только концы его слегка прописываются серым анилином.

Таким же образом имитируется пламя костров и каминов. В этом случае шелк рекомендуется не резать на отдельные языки, а брать цельным полотнищем. Отдельные языки шелка создают довольно монотонное и невыразительное колебание «пламени», а цельный кусок хорошо передает неповторимую игру огня. Большую роль в выполнении этого эффекта играет правильная расстановка ламп и подбор светофильтров. Поддуваемый вентилятором шелк освещается с двух сторон. С одной стороны находятся лампы с красно-оранжевыми светофильтрами, а с другой с желто-оранжевыми. Боковое освещение бросает на шелк динамичные тени, оживляющие картину огня. Как и в устройстве факелов, здесь необходима аэродинамическая решетка, без которой образованная вентилятором струя воздуха будет закручивать шелк спиралью (рис. 115).

Бутафорские поленья изготавливаются на каркасах, облицованных картоном или выполненных способом папье-маше. Обугленные поленья апплицируются черным бархатом или кусками мятой блестящей фольги, обращенной вогнутой стороной к зрительному залу. Горящие угли хорошо получаются при подсветке кусков толстого стекла, местами покрытого черным лаком. Куски стекла (обычно это битые прожекторные линзы) обматываются тонкой вязальной проволокой и привязываются к раме затянутой сеткой. Под рамку подводится прибор, дающий красный свет- Тлеющие поленья или бревна можно получить внутренним освещением изделий из стеклопластика.

Театральные фактуры и имитации

Фактурная обработка декораций занимает одно из ведущих мест в производстве оформления для сцены. Художественное качество исполняемых декораций находится в прямой зависимости от правильно выбранного способа обработки, технологии изготовления фактур. Под театральной фактурой понимается искусственное создание внешних структурных особенностей какого-либо материала или предмета. Во многих случаях имитация заменяется подлинными фактурами: деревом, металлом, пластиками. Однако далеко не


Рис. 115. Имитация колеблющегося пламени:

1 - вентилятор; 2— электролампа; 3 — аэродинамическая

решетка; 4 — шелк

¶164

¶всегда театр ставит перед собой такую задачу и далеко не все фактуры могут быть представлены на сцене в подлинном виде.

Оклейка холстом является самым простым видом фактурной обработки. Холст или любая другая ткань не только изменяет фактуру предмета, но и скрывает места стыков обшивки, щели и другие погрешности. А главное, придает изделию большую прочность.

Оклейка производится отдельными, не сшитыми полосами ткани, кромки которых накладываются друг на друга. При оклейке сшитым холстом швы резко выделяются на гладкой поверхности. В качестве клеящего состава применяют мучной клейстер с добавлением столярного клея и эмульсии ПВА. Клеем промазывается оклеиваемая поверхность и одна сторона ткани. Наложенный после этого холст протирают тряпкой, начиная от середины к краям. Оставленные кромки подворачиваются на обратную сторону изделия и прибиваются мелкими гвоздями.

Оклейка декораций тонкими тканями светлого тона, а также химически окрашенными производится при помощи эмульсии ПВА или столярного клея. Для того чтобы клей не проступил на поверхность ткани, им покрывается только изделие и подвергается непродолжительной сушке «на отлип».

В зависимости от характера декорации оклейка производится хлопчатобумажными, льняными и шелковыми тканями: холстом, тиком, бязью, марлей, бархатом и многими другими.

Поверхности с шероховатой структурой получают при помощи присыпок по клеевому составу. Фактурными присыпками служат опилки, стружки, размельченный пенопласт, нарубленные концы распущенного бумажного и сизальского каната и т. п.

Имитация кирпичных и каменных кладок достигается различными способами: фактурными присыпками, выкладкой масс из мастики, оттисками папье-маше, отформованными листами винипласта, жеванкой и прокладкой плетеных шнуров.

Технология нанесения присыпок довольно проста. На смазанную клеем поверхность густо насыпается подготовленная фактура, и затем, пока клей не высох, палочкой прорезаются бороздки, имитирующие швы между плитами. После полного высыхания излишки присыпки удаляются встряхиванием.

Более точная фактура получается при нанесении на холст бумажно-гипсовой мастики. Гипс замешивается на клеевой воде, содержащей не менее 5% клея, и в полученный раствор вводится бумажная масса (15 частей гипсового раствора и 5 частей бумажной массы). Мастика выкладывается по форме камней или кирпичей на смазанную клеящим составом поверхность. Куски обвалившейся штукатурки также имитируются мастикой, которая у кирпичей кладется толстым валиком, а затем постепенно сводится на нет. Этим создается впечатление толщины штукатурного слоя без излишнего утяжеления декора-

¶ции. Остальные участки штукатурного покрытия расписываются клеевыми красками.

Оттиски кирпичей и камней из папье-маше производятся по моделям, изготовленным из фанерных прямоугольников, набитых на сплошные щиты в виде кладки. Гладкая кладка воспроизводится наклейкой кирпичей, вырезанных из картона и оклеенных для прочности холстом. Другой способ заключается в том, что на расписанную под кирпич стенку натягиваются белые хлопчатобумажные шнуры по линиям строительного раствора.

Штукатуренные, бетонные стены, помимо указанных способов, фактурятся кусками марли и тарной ткани, собранными в легкую складку. Складки закладываются только в середине фактурных пятен, а края плотно приклеиваются к холсту. Более грубые фактуры составляются из листов папье-маше, оттиснутых по глиняным моделям. Просушенные листы приклеиваются к каркасу стенки. Стыки заделываются бумажной массой и заклеиваются полосками ткани.

Имитация мрамора производится на бумаге и ткани. Нанесение на основу «мраморного» рисунка осуществляется при помощи масляных красок и керосина. В ванну или глубокий противень наливается холодная вода, по поверхности которой разбрызгивается масляная краска, жидко разведенная на керосине. Поскольку керосин легче воды, краска, растекаясь мраморными разводами, некоторое время плавает по поверхности. На плавающую краску накладывают лист бумаги (лучше меловых сортов) и сразу же отрывают от воды. Масляная краска отпечатывается на бумаге причудливыми разводами, имитируя, в зависимости от разведенного цвета, рисунок мрамора или малахита. В случае неудовлетворительного отпечатка операцию можно повторить.

Таким же образом «мраморный» рисунок отпечатывается и на ткани. Для этого лучше всего брать плотные, мелкозернистые ткани, типа отбельной бязи, шифона, мадаполама. Чтобы получить четкий рисунок, ткань погружают под плавающую краску.

Глянцевание «мраморной» поверхности осуществляется по готовому изделию прозрачными нитролаками, а по заготовкам — способом накатки. Технология глянцевания заключается в накатке материала, покрытого раствором, содержащим эмульсию ПВА, на гладкую нейтральную поверхность. После высыхания материала на его внутренней поверхности образуется глянцевая пленка. Этот процесс весьма сходен с глянцеванием фотоотпечатков.

Раствор приготавливается из следующих компонентов: 2 части эмульсии ПВА, 1 часть растворенного желатина и 1 часть воды. В полученную смесь для сохранения эластичности и действия огнезащитной пропитки вводятся на каждый литр раствора 2 г сернокислых квасцов и 3 г глицерина. Все составные части перемешиваются на медленном огне до получения одно-

¶родной массы. Подкладкой служит листовое оргстекло, жесть, линолеум, слоистый пластик, толстый винипласт. Перед накаткой подкладка очищается от грязи и покрывается тонким слоем парафина.

Высохшие заготовки смазывают с лицевой стороны раствором и накладывают этой стороной на подкладку. Затем сверху материал этим же раствором покрывается еще раз и тщательно притирается к поверхности, так, чтобы между материалом и подкладкой не оставалось воздушных пузырьков, а эмульсия легла ровным слоем. Раствор подкрашивается основным тоном, присущим данной имитации. После пяти-шестичасовой сушки материал легко снимается и готов к дальнейшей работе. Оклейка «мраморной» бумагой или тканью производится мучным клейстером со столярным клеем. Применение в данном случае эмульсии ПВА нежелательно, так как она может растворить накатанную пленку.

Указанный способ довольно точно воспроизводит рисунок мрамора в естественном виде. Процесс растекания краски случаен, его трудно регулировать. Поэтому для получения укрупненного, подчеркнутого рисунка пользуются чисто живописным приемом, расписывая подкладку эмульсионными растворами анилина. Перед началом живописных работ подкладка грунтуется разбавленной водой эмульсией. Нужный рисунок наносится кистью на высохший грунт, и затем вторым слоем разбрызгивается разведенная на эмульсии гуашь, а для получения ярких, контрастных пятен — тушь. Ткань накладывается на высохший рисунок и протирается обычным порядком, покрашенным в основной тон раствором. Накатка производится влажной тканью, которую предварительно обильно смачивают водой и подсушивают без выжимания.

Стекло на сцене имитируется многими способами. Застекление окон, дверей, мебели производится тюлем, оргстеклом, металлической сеткой. Каждый из этих материалов применим только в определенных условиях и должен быть выбран в соответствии с художественно-технологическими приемами исполнения всей декорации. Так, например, тюлевая имитация в окружении декораций, выполненных из натуральных фактур, в белом освещении будет выглядеть так же нелепо, как и оргстекло в чисто живописном павильоне.

Оргстекло представляет собой самую натуральную имитацию. Остекленные им окна или дверцы буфетов и книжных шкафов ничем не отличаются от бытовых. Применение оргстекла влечет за собой определенные неудобства и имеет свои ограничения. Во-первых, оно горюче и в больших массах его на сцене применять нельзя. Во-вторых, оргстекло имеет значительный удельный вес и относительно высокую стоимость. В-третьих, размеры выпускаемых промышленностью листов не позволяют перекрывать большие неразделенные пространства.

¶И, наконец, застекленные им окна затрудняют установку света, так как выносные приборы отражаются в стекле. Ощущение остекленной поверхности можно получить компромиссным способом — окантовывая рамы узкими полосками органического стекла. Поблескивая под лучами прожекторов, они создают вполне убедительную иллюзию.

Самым распространенным способом имитации стекла является затяжка проемов театральным тюлем. В одних случаях тюль тонируют в нужный цвет, в других оставляют некрашенным. Для того чтобы передать игру света и тени, сделать «стекло» более живописным, тюль прописывается анилиновыми красками. В двойных оконных рамах тюлем затягивается только передняя рама, обращенная к зрительному залу. Трещины имитируются ниткой или тонкой проволокой.

Многослойная аппликация тюля кусочками марли, лигнина и тюля создает впечатление замерзшего стекла. Ближе к середине окна наклеивается один слой тюля, а по краям рамы несколько слоев, вырезанных по неровному контуру. На эту аппликацию сверху накладываются кусочки жатой марли, лигнина, целлофана, крошки пенопласта. Свободные от аппликации участки основного толя прописываются голубовато-серым анилином. Наклейка аппликаций производится прозрачными, не дающими темных пятен клеящими составами: эмульсией ПВА, желатином, крахмалом.

Тюль, имитирующий стекло, как правило, набивается на заднюю часть рамы мелкими гвоздями через фанерные или картонные полоски. В больших не открывающихся окнах тюль лучше всего делать съемным. Для этого он раскраивается по размерам окна, с учетом натяжки. Верхняя и нижняя кромки набиваются на рейки, а к боковым пришиваются вязки. При помощи крючков или иным способом рейки крепятся к верхнему и нижнему обрезу рамы или коробки, боковые стороны привязываются к кольцам, привинченным к декорации. Снятый тюль хранится намотанным на рейки.

Иногда тюль заменяют мелкой стальной сеткой. Однако сетка в процессе эксплуатации вытягивается и покрывается ржавчиной. Кроме того, такое «стекло» придает фону известную черноту. Окраска еще больше уменьшает прозрачность сетки.

Витражи и цветные стекла изготавливаются на основе тонких тканей (тюля, шелка, полотняной кальки) и синтетических материалов — негорючего перфоля, целлофановой и ацетатной пленки.

Тюлевая основа подготавливается следующим образом. На натянутый на раму тюль накладывают целлофан и приклеивают его столярным клеем к рамочным брускам. Затем целлофан смачивается водой и ставится на просушку. После этого со стороны тюля наносится ровный слой прозрачного нитролака, ко-

¶торый, заполняя тюлевые ячейки, одновременно приклеивает целлофан.

Технология росписи целлофана, перфолевой и ацетатной пленок заключается в обводке контура свинцовых перемычек масляными красками и проработке цветного рисунка анилинами, разведенными на спирте, а затем на нитролаке (цапонлаке). Для обводки перемычек масляные краски коричневых и синих тонов (их сочетание дает наиболее точную имитацию свинца) смешиваются с порошком алюминия и разводятся на масляном лаке с добавлением скипидара. Краска наносится толстым, рельефно выделяющимся слоем и после непродолжительной сушки продувается алюминиевым порошком, смешанным с небольшим количеством бронзы. Поскольку нитролак растворяет масло, рисунок перемычек делается с обратной стороны. При росписи применяют наплывы, лессировки и другие приемы, наилучшим образом выявляющие особенности цветного стекла.

Блестящая полупрозрачная основа для витражей может быть получена при накате тонких тканей с помощью поливинилаце-татной эмульсии. Накатка производится на подкладке из оргстекла, линолеума и других материалов, покрытых предварительно парафиновой смазкой. Положенная на подкладку ткань покрывается разведенной в воде эмульсией (примерно 1 часть эмульсии на 3 части воды, в зависимости от густоты неразбавленной эмульсии), которая приклеивает ткань и при росписи не дает ей собираться в складки. Роспись ведется анилиновыми красителями, разведенными на желатиново-эмульсионном растворе (см. стр. 166). Контуры отдельных частей витража сначала обводятся гуашью на эмульсии, а затем, по окончании работ, усиливаются масляной краской.

Готовые витражные стекла на пленках и ткани набиваются по секциям на рамки и укрепляются деревянными рейками или фанерными полосками. Синтетические пленки плохо переносят резкие перепады температур и требуют бережного обращения. Порванные места заклеиваются клейкими лентами.

Фактура соломенных, черепичных и драночных крыш закрепляется на декорационных рамах, затянутых холстом. Для того чтобы холст выдержал тяжесть фактуры, под него подводится проволока, натянутая вдоль и поперек рамы в виде крупной сетки. В некоторых случаях рамы обтягиваются тонкой металлической сеткой .

Для получения «соломы» на холст нашиваются пучки мочала, просяные веники, распущенные пряди сизальского каната.

Черепицы оттискивают из папье-маше по гипсовым формам или собирают из картонных выклеек, армированных по внешнему краю хлопчатобумажным шнуром. Черепичное покрытие может быть выполнено из отформованных листов винипласта.

Старая дранка имитируется прямоугольными кусочками картона, оклеенного серым тюлем.

Глава 4





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!