1. Понятие и виды источников римского права
2. Обычное право
3. Законы
4. Сенатусконсульты
5. Конституции императоров
6. Эдикты магистратов
7. Ответы юристов
8. Кодификация римского права.
1. Источники римского права – это формы закрепления и выражения правовых норм, имеющие общеобязательное значение.
Римскому частному праву известны следующие виды источников:
Ø Обычное право
Ø Законы
Ø Сенатусконсульты
Ø Конституции императоров
Ø Эдикты магистратов
Ø Ответы юристов
По кругу субъектов, на которых распространялось действие норм, можно выделить:
• источники цивильного права;
• источники преторского права.
Цивильное право было создано для граждан Рима и действовало только в отношении них.
С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость и правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора, в частности претора перегринов, который решал вопросы взаимоотношений римлян и чужестранцев. Совокупность правил и формул, созданных претором, образовывала преторское право
К концу III в. н.э. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.
2. Обычное право — совокупность общеобязательных правил поведения, сложившихся в Древнем Риме в результате их неоднократного использования, санкционированных и защищаемых государством, однако не зафиксированных в каком-либо формальном акте.
Римские юристы так говорили об обычае:
• "Прежний укоренившийся обычай заслуженно признается как закон, и это право называется правом, установленным нравами" (Дигесты.1.3.32.1) - (далее по тексту - Д.);
• "Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного закона" (Д. 1.3.33);
• "Обычное право является самой древней формой образования и выражения римского частного права";
• "Закон есть общее для всех предписание общее обещание государства" (Д. 1.3.1).
3. Законы представляли собой решения народных собраний какого-либо вида (куриатного, трибутного, центуриатного). При издании закона магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, претор); разрабатывал проект, который затем принимался комициями целиком без обсуждения. После этого сенат одобрял этот закон.
По структуре закон можно разделить на три части: надпись (имена инициаторов закона, вид народного собрания, причины издания), собственно содержание закона и санкцию (гарантию его исполнения).
На собраниях плебеев принимались постановления (плебисциты). Сначала не имевшие общеобязательного значения, эти акты к концу предклассического периода приобрели силу закона: "Между плебисцитами и законами есть разница в способе установления, но сила их одинакова" (Д.1.2.2.8).
4. "Сенатское постановление есть то, что сенат повелевает и установляет; оно имеет силу закона, хотя это было спорно" (сочинения юриста Гая I.1.4) - далее - Гай.
Сенатусконсульты приобретают значение источника права со II в. н.э.
"Сенат начал таким образом воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенатусконсультами" (Д. 1.2.2.9).
Сенатусконсульты назывались по имени лица, которое было их инициатором, и в них часто устанавливались нормы частного права или какие-либо общие положения, позволявшие влиять на преторские эдикты.
5. "Указ императора есть то, что постановил император пли декретом, или эдиктом или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона" (Гай 1.1.5).
Декреты — это решения по судебным делам.
Эдикты — постановления общего характера.
Рескрипты содержали в себе ответы на различные вопросы.
Существовали также мандаты, в которых были зафиксированы инструкции должностным лицам по судебным делам.
Указы (конституции) появились после 27 г. до н.э., с введением принципата.
6. Эдикты магистратов - специальные акты, в которых должностное лицо излагало принципы своей деятельности или решения по каким-либо вопросам.
Эдикты могли издавать преторы, правители провинций, курульные эдилы.
Эдикты претора развились из преторских формул. Первоначально эдикты издавались на срок деятельности издавшего их магистрата, а поэтому новый магистрат мог продлить действие эдикта, а мог и отменить его. В начале II в. н.э. преторский эдикт был систематизирован и объявлен императором Адрианом вечным и неизменным.
Эдикт претора содержал в себе перечень условий (обстоятельств), при которых претор предоставлял судебную защиту. В эдикте были особенности и условия конкретных исков и типовые формулы исков.
Курульные эдилы - чиновники, призванные обеспечивать организацию торговли на рынке. В процессе своей 'деятельности они могли издавать обязательные для -торгующих распоряжения. Эдикты содержали правила торговли, условия купли-продажи.
7. В древности юристами могли быть только жрецы. Они осуществляли толкование закона, разрешали споры. Они никого не посвящали в свои тайны.
В 308 г. до н.э. Гней Флавий сделал общеизвестными исковые формулы. С этого момента появилась возможность светского развития юриспруденции.
Деятельность римских юристов выражалась в следующем:
• консультирование;
• составление и оформление письменных документов;
• руководство процессуальными действиями сторон.
Ответы юристов представляли собой мнения их по тому или иному вопросу применения права. Данными мнениями часто пользовались в судах для подкрепления своих позиций.
До времен императора Августа указанные мнения имели частный характер. Август же дал право некоторым юристам давать толкование законов по запросам, поступавшим к нему. Эти акты толкования получили силу императорских толкований и были обязательны для судей. Поскольку разные юристы давали толкование со своих позиций, их мнения могли противоречить друг другу. Поэтому родился принцип: “Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в,чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собой, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим" (Гай 1.1.7).
В итоге правотворчество юристов получило официальное при -знание и стало одним из источников римского частного права.
8. Большой объем не систематизированного законодательства выявил потребность в кодификаций римского права.
Вначале были попытки частных лиц систематизировать императорские конституции.
В первой половине V в. н.э. была предпринята попытка кодификации права императором Феодосией. Были собраны императорские конституции начиная с Константина. В результате был создан кодекс Феодосия, включавший 16 книг. '
При императоре Юстиниане была проведена новая масштабная и всеобъемлющая кодификация римского частного права.
В 528 г. н.э. была создана комиссия под руководством Трибониана, которая в 529 г. составила Кодекс в первой редакции, состоявший из императорских конституций; в 533 г. были составлены Дигесты (Пандекты), включавшие, в себя отрывки из сочинений римских юристов, касавшихся определенных вопросов. Данный сборник состоял из 50 книг, разделенных на титулы и фрагменты. В том же году был обнародован элементарный учебник по праву — Институции, который вместе с тем получил силу закона.
Параллельно с кодификационными работами Юстиниан разрешал конкретные споры. Эти решения вошли в Кодекс второго издания.
По окончании кодификационных работ Юстинианом был издан еще ряд законодательных актов, которые затем были объединены в сборник под названием "Новеллы".
В итоге, по окончании царствования Юстиниана, появилось несколько произведений, которые в совокупности образовали Corpus iuris civilis.
Вопрос 5. Рецепция римского права
1. Понятие рецепции римского права
2. Рецепция римского права в России
3. Факторы рецепции
1. Рецепция римского права — это восприятие (заимствование) его положений правовыми системами других государств более позднего периода. Рецепция выражает собой преемственность в праве. Рецепция римского частного права больше всего видна в формировании германской и французской правовых систем, заметна она и в российской правовой системе. Во Франции и Германии наблюдалась прямая рецепция, то есть заимствование правовых решений из положений римского права.
2. В России прямой рецепции не было, а воспринимались главным образом идеи римского частного права.
Однако и в России, в ГК РФ, заметна рецепция римского частного права. Вот несколько примеров. Условия ответственности и освобождения от нее (вина, случай, непреодолимая сила). Степени ограничения дееспособности имеют.три возрастные категории. Институт эмансипации (ст. 27 ГК) — освобождение от опеки родителей или попечителя. Опека над умалишенным (ст. 29) и попечительство над расточителем (ст. 30). Контроль административных органов за деятельностью опекунов и попечителей (ст. 34). Институт товарищества (статьи 66 — 86) аналогичен римскому. Деление вещей (статьи 128 — 135), ипотека, сервитуты (статьи 131, 216). Институт приобретения по давности (ст. 234), оккупация, переработка, клад (статьи 220, 221, 233). Земельные сервитуты (статьи 274 - 276). Основания возникновения обязательств (ст. 307). Обеспечение исполнения обязательств (ст. 329). Классификация и понятие договоров. Обязательства из деликтов и неосновательного обогащения (статьи 1064 — 1109)- В действующем законодательстве в основном принят юстинианов порядок признания к наследству по закону. Рецепция касается также целого ряда принципов и положений процессуального права и т. д.
3. Рецепция римского права объясняется тем, что именно в Древнем Риме были впервые сформулированы основные понятия и положения правд; разработана стройная и логически выверенная система регулирования как вещных, гак и обязательственных правоотношений; существовала высокая юридическая техника законов и эдиктов; имелась обширная юридическая практика и т. д.
Данные факторы и стали причиной, по которой римское право оказалось тем базисом, на котором веками формировались и продолжают формироваться правовые системы различных стран мира.