Как научить ребёнка читать?




Заблуждения о школе.

(Как ошибаются родители?)

(выдержки)

Ничего, лишь бы не болтался.

Родители, которые ничего не ожидают от школы, - это вовсе не мечта учителя. Это, наверное, худший вариант отношения к школе – когда она оказывается только камерой хранения для детей, чтобы на улице не болтались, пока родители на работе. Этого варианта часто придерживаются папы: так надо, и всё, пусть ходит в школу, я тоже ходил, - а какие варианты? Балду пинать? Ну да, я тоже плохо учился, но меня отец выдрал пару раз, я за ум взялся…

 

Ничего, лишь бы меня не мучили.

Мамы, которые ничего не ожидают от школы, обычно не ожидают от нее ничего хорошего. Они очень стараются и вкладывают в учебу ребёнка много времени и нервов – но уже отчаялись дать детям нормальное образование, им кажется, что и ребёнок ничего не делает, и учителя учат не тому, и сил ни на что нет, и достала эта школа со своими глупостями, почему я должна за это все отвечать? Почему я должна сидеть и в полночь рисовать с ребёнком план своей улицы и тратить свое воскресенье на поиски полутора метров однотонной ткани к уроку домоводства?

Эти мамы делают с детьми уроки со скандалами и воплями, рыдают из-за детских двоек и только что не падают в обморок на родительском собрании, услышав про очередные долги и двойки. Им кажется, что старания их абсолютно бесплодны – сколько ни вкладывай, результат нулевой. И надо нанимать репетиторов и искать подготовительные курсы, и всё равно из этого ничего не выйдет, кроме нервного срыва. Это очень ответственные, тревожные мамы-перфекционистки, которые искренне стараются дать своим детям хорошее образование – но уже изнемогают в неравной схватке с системным кризисом отечественной школы и очень боятся учителей, которые при каждом удобном случае рассказывают им, что они плохие матери и неправильно воспитывают своих детей.. Надо заметить, кстати, что именно у таких ответственных мам произрастают дети, точно уверенные в том, что их образование – мамина ответственность.

Иногда родители до такой степени не ждут от школы ничего хорошего, что вообще от неё отказываются, и тогда из них получаются анскулеры – приверженцы семейного обучения.

 

Точная копия.

Многие родители опираются на свой школьный опыт. Школа должна научить их детей тому, чему они сами научились в своё время. Мы ходили на лыжах – почему дети не ходят на лыжах? У нас на химии были опыты – почему вы не делаете опыты? Почему у вас дети не учат стихи наизусть? Образование должно быть традиционным – таким, как оно было в советской школе, лучшим в мире, таким, какое получили сами родители.

 

Улучшенная копия.

Чаще, правда, родители понимают, что они, возможно, получили не лучшее в мире образование, и видят в нем дыры и проблемы. Поэтому они знают, что уж их-то ребёнок должен получить все то же самое, только гораздо лучше. Историю искусств, например, и риторику, и философию, и английский семь раз в неделю, и второй иностранный язык…Запросы таких родителей создали страшное давление на систему образования в девяностые годы. Отчасти именно эти запросы со стороны общества и привела к тому, что едва ли не каждая уважающая себя школа объявила себя школой с углублённым изучением чего-нибудь, программа обучения бешено разбухла, а дети оказались страшно перегружены, и все это выросло до масштаба государственной проблемы – ибо нельзя объять необъятное, а рабочий день у ребёнка не может длится 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

 

Особые запросы.

Родители, которые подходят к образованию серьёзно, обычно точно знают, чего именно они хотят от системы образования. Скажем, есть родители, убеждённые в том, что математика – основа всего, а значит, в школе должно быть много сильной математики. Есть родители, точно знающие, что их ребёнку не нужна литература (только отбивать интерес к учению), нужно столько-то часов углублённой химии и такая-то программа по биологии. Эти родители выкрутят руки любому завучу, требуя предоставить рабочие программы по всем предметам, и вымотают нервы любому учителю, вопрошая, почему теме конгруэнтности фигур отводится так мало времени и зачем дети читают давно устаревшего Некрасова. Часто такие родители сами что-то когда-то преподавали, но сменили работу.

 

Всего и побольше.

Родители, желающие от школы всего и побольше, обычно отталкиваются от какой-то существующей в их воображении модели идеальной школы. Вот как богословие бывает апофатическим, а бывает катафатическое – одно пытается определить Бога через качества, которыми Он не обладает, а другое – через качества, которыми Он обладает, - так и родители подходят к вопросу о школе катафатически или апофатически. Родители с апофатическим подходом – это такие скептики, пессимисты, которые не ждут от школы ни крепких знаний, ни эрудиции, ни развития творческого мышления – им главное, чтобы в школе ребёнку по возможности не отбили желания что-то узнавать, не не привили отвращения к поэзии, чтобы его не били одноклассники, чтобы его не терзали еженедельными генуборками, не унижали, не…не…не… всё остальное мы сами ему дадим, доберём дополнительными занятиями и умными разговорами…

А вот родители с катафатическим подходом – это родители, которые знают, что идеальная школа должна…выполнить список из сотни пунктов. Здесь найдётся место социализации, построению отношений в коллективе, тим-билдингу; здесь найдётся место развитию креативности; здесь будет уделено внимание глубоким межпредметным связям и научным проектам; здесь будут говорить о выявлении талантов и сильных сторон, о профориентации и профильном обучении; здесь задумаются об индивидуальном внимании и индивидуальных образовательных траекториях…Интересно, что из таких родителей может получиться что угодно. Они могут стать основателями интереснейших школ (лучшие школы, появившиеся в эпоху педагогических исканий девяностых, часто возникали из попыток построить свою идеальную школу). Они могут стать воплощенным кошмаром учителей и школьной администрации. А могут стать анскулерами, потому что никакая школа все равно никогда не будет соответствовать идеалу.

Дисциплина.

Здесь тоже есть целый спектр разных ожиданий – от «в школе должен быть порядок» до «в школе должна быть свобода самовыражения». Одни родители верят в поднятые руки и школьную форму, другие – в свободу дискуссий и одежды. Если учитель в пылу обсуждения важного вопроса сядет на стол, одни сочтут это форменным безобразием, а другие – естественным поведением. Одни подходят к учителю сказать «если наш будет борзеть, вы дайте ему по ушам», а другие пишут жалобу директору, если учитель спросит у ребёнка, разозлившись – «ты что – дурак?».

Собственно, это уже другой вопрос – вопрос о достоинстве ребёнка и родителя. Многие родители так привыкли бояться школы в детстве, что до сих пор каждое родительское собрание воспринимают как поход к стоматологу – гадко, страшно, больно… Им трудно научиться видеть в учителях соратников и сотрудников в деле воспитания ребёнка – учителя для них скорее начальники, и начальники противные, злые и неумные (пусть даже учителя иногда и дают повод так думать). Самое жуткое, что, когда ребёнку в школе плохо – обижает учитель, травят дети, не даётся какой-то предмет, - такие родители не защищают его и всегда становятся на сторону школы. Ребёнок сам виноват, да ещё из-за него у родителей неприятности.

Немногим лучше и матери-волчицы, готовые всех порвать за своё чадо: вы просто не умеете его учить. Вы учитель – вот вы и учите, вам за это деньги платят, что вы на меня свою работу переваливаете?

На другом полюсе – родители и учителя, которые френдят друг друга в соцсетях и обсуждают новые сумочки; необходимая дистанция испаряется. Истина, как обычно, где-то посередине…..

 

 

Родительский контроль

Некоторым родителям очень важно держать руку на пульсе ежеминутно. У них на рабочем компьютере открыт электронный журнал, и они используют его для обратной связи. Другим родителям достаточно раз в месяц получать сводку об успеваемости – они вообще считают, что за этим должен следить сам ребёнок, а оценка вообще ничего не обозначает, кроме того, что этот конкретный учитель зачел или не зачел эту конкретную работу.

В большинстве школ нет ответа, до какой степени родители могут вмешиваться в такие зоны ответственности школы, как логика курса, изучаемые темы, рабочие программы учителей, обоснованность и объём задаваемых заданий. Родители не понимают, за что школа отвечает и гарантирует ли она хоть что-то на выходе, учителя обижаются и вопрошают, как можно хоть что-то гарантировать, если родители постоянно вмешиваются в вопросы, которые находятся в сфере компетенции учителя.

 

Ответственность.

Самый больной вопрос – кто отвечает за обучение детей? Согласно закону об образовании, ответственность за получение ребёнком среднего образования несут его родители. А за что несёт ответственность школа? А ребёнок? А если ребёнок за десять лет учёбы в школе ничему не научился и получил двойку не ЕГЭ – это чья ответственность?

Школа склонна считать, что образование детей – ответственность их родителей. Родители должны делать с ребёнком уроки. Родители должны обеспечить, чтобы ребёнок прочитал весь список обязательной литературы. Родители должны ликвидировать отставание по предметам и обеспечить успеваемость.

При этом оказывается, что у ребёнка нет времени прочитать весь список, что родители понятия не имеют, что ребёнок не понял какие-то две темы по математике и теперь безнадёжно отстал, что родители приходят с работы еле живые поздно вечером и вообще не в состоянии заниматься уроками. «Делать уроки с ребёнком – ваше главное дело»,- объяснила учительница одной моей знакомой, маме первоклассницы. Всё бы ничего, да только мама эта – врач «скорой помощи», и главное дело у неё – спасать людей.

Одна из главных претензий родителей к школе – школа переваливает на нас свою ответственность.

У школы другая претензия к родителям: родители сдали ребёнка в школу и думают, что школа сама всё сделает и всему научит. Но всем известно, что лошадь можно привести к ручью, но нельзя заставить пить; заставить учиться ребёнка, который учиться не хочет, практически невозможно. «А вы должны заинтересовать», - «А вы сами пытались его заинтересовать окружающим миром? Вы до школы учили его тому, что узнавать новое – интересно? Или сажали его к телевизору, компьютеру, совали ему в руки планшет – чтобы он к вам не приставал? Мы учителя, а не волшебники, мы не можем сделать немотивированного ребёнка мотивированным, это ваша задача, а не наша». Учитель, у которого в классе тридцать человек, далеко не всегда в состоянии уследить, кто пропустил или не усвоил конкретную тему. Учитель перегружен работой и отчётностью. Он профессионал, но не маг.

 

Самое печальное, что правильных ответов на эти вопросы о том, что должна и не должна, может или не может школа, нет.

 

Перед нынешней школой стоит задача впихнуть детям в головы как можно больше предметных сведений за как можно меньшее время и меньшие деньги. Следовательно – много домашней и самостоятельной работы. Поэтому нужно очень много помощи от родителей, а иногда и дополнительной помощи,….

В этой системе всем очень трудно – и учителям, и детям, и родителям. При этом ставки очень высоки (провал на ЕГЭ – потерянный год; непоступление на бюджет – удар по родительскому кошельку), …Всем очень трудно.

 

Чуть легче – если учителя, ученики и родители могут разговаривать друг с другом.

Чуть легче, если родители, дети и учителя осознают, что они равноправные участники одного и того же процесса……………………………

Ирина Лукьянова.

«Не хочу в школу!»

Ребёнок с удовольствием пошёл «первый раз в первый класс». А через полгода или через год категорически отказывается идти в школу. О возможных причинах – Анна Рауткина, психолог-консультант Московской службы психологической помощи населению Москвы.

Часто ребёнок просто внутренне не готов к школьному режиму. Появляется физиологическая, психологическая, эмоциональная усталость, истощение детского организма. Родителям нужно стараться каким-то образом разгрузить ребёнка. Например, отказаться от дополнительных занятий, если он их посещают.

Если же ребёнок справляется с режимом, хорошо учится, у него много энергии, которой хватает и на дополнительные занятия, а в школу он всё-таки не хочет, значит, в школе происходит что-то некомфортное для ребёнка. Может быть конфликт с учительницей. Тогда родителям надо поговорить и с ребёнком и с педагогом. Важно узнать, как выглядит ребёнок в глазах учителя.

Если у ребёнка конфликт с учителем, родителям сложно решить, чью сторону принять. Какова бы ни была реальная ситуация, надо стараться встать на сторону ребёнка и попытаться и учителя пригласить на его сторону. При этом надо работать с поведением ребёнка.

Здесь можно пойти и на маленькую хитрость: в ходе разговора с учителем подчеркнуть, что ваш ребёнок очень его уважает. А ребёнку, в свою очередь, сообщить, что учитель хорошо отзывался о нём, считает, что у него большое будущее. Тем самым мы даём некий кредит доверия и в ту и в другую сторону. И обычно (как видно из опыта консультирования) это работает.

Ещё одна причина, по которой ребёнок может не хотеть ходить в школу - когда какие-то умения, навыки ребёнка, его особенности в школе не поощряются. Например, дома, когда он много читал сказок, все его хвалили, а в школе – другие правила и сказки можно читать только на переменах или на уроках чтения по программе. Если же он начнёт читать сказки на другом уроке, его будут ругать. То есть в школе не поддерживается тот навык, который поддерживается дома. И здесь наша задача – правильно ориентировать ребёнка.

Но чтобы понять, в чём проблема, что мешает ребёнку в школе, родителям нужно много разговаривать с ним, внимательно слушать. Дети на самом деле говорят много о школьной жизни, правда, часто не напрямую. Причём родителям стоит учиться слушать, не давая оценок. Позднее, в подростковом возрасте дети редко делятся с родителями тем, что происходит в школе. Но если с раннего возраста ребёнок всегда получает поддержку и родители его слушают, то в 14 – 15 лет в трудных ситуациях он все равно обратится за помощью к родителям.

Достаточно часто ситуация, которая складывается у ребёнка в школе, отражает ситуации. В семье. Нежеланием ходить в школу ребёнок, обладающий очень чутким восприятием действительности, может реагировать на какие-то семейные коныликты.Ему, пусть подсознательно, может казаться, что, оставшись дома, внутри ситуации, он сможет на что-то повлиять, что-то проконтролировать.

И ещё: пытаясь разобраться, почему же ребёнок отказывается идти в школу, родителям стоит оглянуться на себя: что происходит сейчас между нами? Не часто ли мы ссоримся при ребёнке, пытаемся выяснить сложные вопросы, которые его не должны касаться?

Важно понимать, что семь лет – это кризисный возраст, и не только для ребёнка, но и для семьи. Границы семьи, которые были до школьного возраста достаточно закрытыми, непроницаемыми, в школьный период несколько открываются, появляются новые правила. И речь не только о готовности ребёнка принять эти правила, но и готовности семьи открывать границы.

Некоторые родители надеются: вот ребёнок пойдёт в школу – и с ним станет немного легче. Ничего подобного, ведь ребёнок попадает в сложную, кризисную для него ситуацию, с новыми правилами, ограничениями и возможностями, а значит, он будет требовать к себе повышенного внимания. Соответственно, и отношения между родителями могут быть подвержены каким-то изменениям.

Нужно помнить, что ребёнку ваша поддержка нужна всегда, особенно в такие кризисные периоды.

Февраль 2014 * ФОМА

 

«Меня в школе никто не любит!»

Ситуацию комментирует психолог Е. Андреева, старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства.

В такой ситуации проблемы у ребёнка могут корениться в отношениях со сверстниками или с педагогами. С педагогами сложности могут возникнуть в начальной школе, например, если ребёнок не ходил в детский сад. Хотя даже если опыт посещения детского сада был, это не гарантия, что у ребёнка не появятся проблемы в отношениях с учителем.Некоторые учителя не способны одинаково относиться ко всем ученикам и могут транслировать своё отношение. А для младшего школьника очень важен взрослый человек, который был бы для всех авторитетом, и если этот педагог его не замечает, ребёнка это может очень расстраивать. Ему может и просто казаться, что учитель к нему недостаточно внимателен.

Хорошо было бы объяснить ребёнку, что задача учителя – учить. Любить – дело родителей, близких. Не следует ждать от учителя тех же чувств, которые проявляют папа и мама.

Нужно выяснить, почему ребёнок решил, что педагог к нему не очень хорошо относится. Если эта «нелюбовь» выражается в конкретных поступках, например, учитель обращается к ребёнку неуважительно, то родителям нужно попытаться исправить ситуацию. Например, пойти и поговорить с учителем, попытаться аккуратно наладить контакт между ребёнком и педагогом. Не стоит «утешать» ребёнка: «Ничего, ничего, не переживай».

Если есть проблемы в отношениях со сверстниками, то здесь тоже нужно разбираться. Кое – что может напрямую зависеть от самого ребёнка. Например, другие дети не хотят с ним играть, а он навязывается, поскольку у него ещё нет опыта оценки отношений, он не может замечать тонкостей, в итоге – получает негативное отношение.

Родители уже могут знать про какую-то черту поведения своего ребёнка, которая не нравится другим детям, он может проявлять её дома, в гостях. Обязательно нужно объяснять ребёнку, почему те или иные черты могут быть неприятны другим детям и вызывать негативную реакцию. Только говорить нужно не в назидательной манере «сам виноват», а попробовать предложить способы взаимодействия. «Когда ты хочешь поиграть с другими, что делать?» «А если с тобой хотят играть, что ты делаешь?». То есть разобрать конкретные ситуации, порой – разыграть их. И в ходе игры подсказать какие-то способы взаимодействия с другими детьми.

Бывают и более серьёзные случаи, когда дети, не вписываясь ни в какие «группы по интересам» в классе, оказываются в оппозиции ко всем. Здесь можно заручиться поддержкой педагога, возможно, обратиться к школьному психологу и совместными усилиями попытаться урегулировать взаимоотношения детей в классе. С такой ситуацией, когда против него – какая-то группа детей, в одиночку справиться, особенно в младшей школе, ребёнку просто не по силам.

Эти рекомендации подходят и к детям среднего школьного возраста. Но здесь нужно больше разговаривать с ребёнком, проговаривать ситуации. Если ребёнок приходит из школы и говорит, что его там никто не любит, нужно расспросить, почему он так решил. Попытаться вместе понять, почему другие дети повели себя именно таким образом, как он сам среагировал. То есть если это единичный случай, важно просто тщательно, детально вместе с ребёнком разобраться в случившемся, может быть, достаточно его просто эмоционально поддержать. Ведь дети могут и преувеличивать серьёзность проблемы, внутренне «раздувать» её. Произошло на самом деле что-то незначительное, а ему кажется, что всё плохо. И здесь ему важно почувствовать поддержку взрослого. Не пренебрежительное «ничего страшного», а «я понимаю, что тебя расстроило». Иначе у ребёнка может сложиться впечатление, что и его самого, и его проблемы всерьёз не принимают.

Если ребёнок утверждает, что его никто в школе не любит, порой это значит, что отношения с учителем или со сверстниками не складываются уже какое-то время. Например, ребёнок уже учится в среднй школе, а у него до сих пор в классе нет друзей. Если одиночество ребёнка ярко выражено, он все время один в классе, может быть, стоит сходить с ним на консультацию к психологу.

Февраль 2013 *ФОМА*

 

Гений в памперсе.

Кому нужно, чтобы ребёнок умел в три года читать и писать?

Наталья Лебедева.

Соседский двухлетний карапуз, по словам мамы, уже читает по слогам и считает до 20, а мой только учится произносить первые слова и до 10 вряд ли досчитает. Сколько раз мы давали себе слово не сравнивать своего малыша с другими? Сколько раз зарекались не верить в сверхгениальные способности детей друзей и знакомых. Но в очередной раз, сверяясь с таблицей развития ребёнка, мы почему-то сначала выискиваем то, в чем, на наш взгляд, малыш безвозвратно отстал, и лишь потом радуемся его успехам.

Все мои знакомые мамы говорят одно: с ребёнком нужно заниматься, правда, делают это по-разному. Кто-то закупается книжками, тетрадками, альбомами, пальчиковыми красками, и т.п. Другие поступают проще и ведут своё чадо в детский развивающий центр, где тем же самым с детишками занимаются профессиональные или не очень педагоги. Третьи уверены, что природа своё возьмёт, и позволяют ребёнку познавать мир самостоятельно, привлекая его к домашним делам и таская всюду за собой….

В ожидании первенца я тоже изучала методики разного развития и готовилась начать обучать его сразу по приезде из роддома. На деле вышло, конечно, иначе. Но у нас появились «правильные» погремушки и мобили, которые должны были развлекать малыша и развивать мозг сочетанием чёрно-белых цветов и мелкую моторику всякими шуршаще-ребристыми поверхностями. Был у нас и развивающий коврик, куда же без него. На деле выяснилось, что пустые баночки и тюбики интересовали ребёнка куда больше, потому что с них можно было насыпать фасолинки и греметь. Был закуплен внушительный запас развивающих книг, тетрадок для занятий и игрушек Монтессори. Мы рассматривали картинки, клеили наклейки, лепили, раскрашивали и читали сказки. А ещё много разговаривали, вернее, я отвечала на вопросы: почему снег хрустит, почему лужа мокрая, а луна вкусная?

Потом я решила, что ребёнку не хватает общения со сверстниками, и мы пошли на развивающие занятия. Ване тогда было год и восемь месяцев, и первое время он крепко цеплялся за меня и насторожённо наблюдал, как я вместо него стучала в барабан, раскрашивала мячик или сортировала кубики по цвету. Постепенно он втянулся и даже стал получать удовольствие от занятий, особенно когда его громко хвалили перед всеми. Мне кажется, что эти занятия помогли нам быстрее привыкнуть к саду. Сад, кстати, у нас обычный, государственный, нотам есть обязательные и дополнительные занятия за небольшую плату. Ваня выбрал рисование и бассейн.

Мой младший сын, как ни стыдно в этом признаться, развивается сам по себе. Ему скоро два, но он не соберёт правильно пирамидку, потому что ему это просто неинтересно. Куда интереснее построить футуристическую «биби» из «Лего», устроить с братом военное сражение на радиоуправляемых танках или проложить по всей комнате рельсы и гонять по ним паровозики. В последнее время мы часто играем в игру «Кто быстрее?»: кто быстрее соберёт игрушки, оденется на прогулку, съест суп. И младший всё чаще начинает выигрывать…

Если со старшим ребёнком мы месяцами учили, где у Вани глазки, а где ротик, то Кирилл незаметно выучил сам. Мы были на плановом осмотре у врача, и пока я, потупив взгляд, объясняла, что мы этого не знаем, мой ребёнок радостно показывал доктору, где у него лоб, а где пятка. В тот момент я поняла, что надо верить в своих детей.

Сейчас мы со старшим Ваней начали ходить на подготовку к школе. Делаем домашние задания, а младший с безразличным видом играет рядом. Что-то мне подсказывает, что скоро он удивит нас знаниями алфавита и основ математики.

 

 

Мнение эксперта:

Наталья Киселёв – детский психолог.

В первые полтора года жизни маленькому ребёнку особенно нужна мама. Он учится у неё всему: её мироощущению, восприятию, реакциям. Важно всё: психологическая атмосфера в семье, цвет стен, тёплая комната, звучащая музыка… Малыш потихоньку осваивает пространство: кроватка, комната, улица. Он ползает, ест, трогает ручками, наблюдает…

Это и есть раннее развитие. Но рядом мама, которая беспокоится, особенно если ребёнок первый, а правильно ли он развивается. К тому же мама устаёт от ежедневной рутины и начинает искать новые впечатления и общение. И тут возникают детские центры.

Ходить или не ходить? Дети – интроверты, самодостаточны и могут сами играть и занимать себя. Им достаточно занятий с мамой: читают книжки, рассматривают картинки, лепят, рисуют… Но есть очень живые дети, которым постоянно что-то нужно. Таких детей ближе к трём годам можно начать водить в группы раннего развития или спортивные секции.

При выборе занятий для малыша обратите внимание на то, что они должны быть не продолжительными и построены в виде игры.

Понаблюдайте за ребёнком: с каким настроением он идёт на занятия, нравится ли ему, не происходит ли психологических сбоев и слёз.

Если ребёнок ходит в детский сад, его жизнь и так наполнена новыми впечатлениями и знаниями. Тем более что большинство садов предлагают хорошо укомплектованную программу, в которой сочетаются игры, прогулки, общение и занятия. Если очень хочется, года в 4 можно начать водить ребёнка на дополнительные занятия: танцы, рисование, хоккей, бассейн. Но не надо реализовывать за счёт ребёнка свои комплексы и несбывшиеся мечты, а тем более действовать по принципу: «Моя корова, что хочу, то и делаю». Конечно, хочется всё попробовать, ничего не упустить, и вот мы начинаем водить ребёнка туда-сюда. Устают родители, устаёт ребёнок, и не остаётся сил на главное – гармоничный микроклимат в семье.

Отдельная тема – подготовка к школе. Детей, привязанных к дому и к маме, стоит поводить на подготовительные занятия непосредственно в школу. Если таких проблем нет, подойдёт любая группа по подготовке к школе. Не менее важна и психологическая готовность к первому классу.

Каждый ребёнок индивидуален: один быстро напишет крючки и кружочки, другой потратит на это полчаса. Это не значит, что кто-то из них умнее.

У каждого ребёнка свой скоростной оборот, и это надо учитывать. Главное, в погоне за знаниями – не забыть о самом ребёнке. Отдали в сад, стали водить на занятия, а ребёнок вдруг стал часто болеть. Это сигнал: «Мама, обрати на меня внимание»

Возможно, стоит на время снизить темп и от чего-то отказаться, потому что детский организм начал сопротивляться.

Как правило, к пятому классу нагрузка возрастает, лишние занятия отфильтровываются и остаётся что-то одно. Это неплохо, потому что учит ребёнка концентрироваться.

 

Маленькие левшата.

 

«Ваш ребёнок – левша? Поздравляем и … не волнуйтесь! Помимо бурного проявления эмоций, частой смены настроения и затянувшегося периода упрямства «левшата» отличаются редкой одарённостью. А значит, вам выпал шанс взглянуть на мир глазами смелого художника, талантливого музыканта и неуёмного фантазёра!»

Примерно так психологи отзываются о левшах – этих особенных детках, которые уже в 2 – 3 года вполне способны перевернуть с ног на голову весь мир праворукого взрослого.

Природа ведущей руки определяется особенностями строения головного мозга человека и закладывается на генном уровне. Как известно, правое полушарие руководит левой частью тела, а левое – правой. Если доминирует левое полушарие, ребёнок рождается правшой, при главенстве правого – левшой.

Левая половинка мозга отвечает за логическое, абстрактное и аналитическое мышление. Правая – это эмоциональная доминанта, которая «в ответе» за зрительно-пространственные функции и образное мышление.

Неверно думать, что отличие левшей только в ведущей руке. Всё гораздо сложнее. Их главная отличительная черта – иное восприятие информации. Ведущее правое полушарие обрабатывает новые сведения мгновенно, воспринимая их целиком, образно. На анализ ситуации этим людям требуется дополнительное время. Иное восприятие вызывает у левшей и иную эмоциональную реакцию.

Тут мнения специалистов расходятся. Одни утверждают, что её можно заметить уже в 2-3 месячном возрасте. Другие считают, что главенство руки полностью формируется лишь к 4 – 5 годам. В 2 – 3 года большинство детишек одинаково хорошо «распоряжаются» обеими ручками. До 4 лет предпочтение рук может меняться, но если к этому возрасту ребёнок устойчиво предпочитает действовать левой рукой, можно утверждать, что вы воспитываете левшу.

Часто особенности психики доставляют маленьким левшам и их родителям большие трудности. Эти дети более непосредственны и доверчивы, легче попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений, чем их ровесники-правши. По этой же причине они бывают более плаксивыми и капризными. Кроме того, они весьма устойчивы в осуществлении своих желаний.

Иногда таким деткам свойственна некоторая задержка речи и затруднительность произношения отдельных звуков. Некоторым «левшатам» с трудом даются чтение, письмо и математика, что связано с феноменом зеркальности. По статистике, до 85% детей-«леворучек» в раннем возрасте читают, пишут, складывают и вычитают цифры справа налево, а иногда и сверху вниз. К 10 годам зеркальность постепенно уходит.

Конечно же, не все особенности «левшат» - со знаком «минус» На обратной стороне медали – хорошо развитая интуиция и незаурядные творческие способности. Уже с трёх лет они намного лучше, чем другие малыши, рисуют и лепят из глины или пластилина. Часто «левшатам» присущи хорошие музыкальные способности и абсолютный слух. Они тонко чувствуют окружающий мир, умеют видеть детали, сопереживать чужому горю.

Что кроется за безобидной на первый взгляд попыткой родителей переложить ложку из левой руки ребёнка в правую? Сегодня мнение всех специалистов однозначно: поступать так нельзя! Тем самым мы лишь попытаемся обмануть природу – это будет означать попытку перестроить и изменить работу головного мозга ребёнка. Переучивание грозит левшам неуспеваемостью в школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи. Дети становятся нервозными, раздражительными. У переученных «леворучек» нарушаются сон и аппетит, возможно недержани е мочи (энурез), заикание и проблемы с пищеварительной системой.

Совершенно очевидно, что некоторые особенности леворуких детей нужно учитывать при их обучении и воспитании. Вот что советуют психологи:

 

· 2 -Преобладание у левшей образного мышления нужно использовать при обучении: выстраивать зрительные ассоциации, использовать картинки и другие наглядные пособия.

· 3 - Чересчур эмоционального «леворучку» бывает трудно приучить к аккуратности, но наказывать его за это ни в коем случае нельзя! Здесь пригодятся ваши терпение и настойчивость.

· 4 - Фантазия левшей безгранична. И больше родителей – смеяться над небылицами, которые взахлёб рассказывает малыш. Лучше пофантазируйте вместе!

· 5 - Как можно раньше научите ребёнка правильно держать ручку – так, как это необходимо левше. (Кстати, для леворуких деток существуют специальные прописи)

· 6 - Хвалите малыша за малейшие успехи, но не стремитесь вырастить вундеркинда. К таким деткам не стоит предъявлять завышенные требования, не нужно противопоставлять их другим малышам, тем более праворуким.

· 7 - Левше-школьнику создайте определённые условия в школе: попросите учителя выделить ему место за партой с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа.

· 8 - Свет из окна или от настольной лампы должен падать на рабочее место левши с правой стороны.

· Итак, если малыш родился левшой, родители просто обязаны учитывать при воспитании его психологические и другие особенности, быть внимательными и доброжелательными, стараться помочь «леворучке» адаптироваться к жизни в непростом мире «правшей» А наградой за это будут безграничная любовь и чуткость маленького человечка.

 

А как быть, если у родителей у самих проблемы с внятной и грамотной речью? Может им сперва свою собственную речевую культуру улучшить, и только тогда уже заниматься с детьми?

 

Это заблуждение! Да, родители бывают разными, но главное не в том, насколько у них развита речь! Главное в том, насколько активно они обращаются к детям с нежностью и любовью, побуждая их разговаривать Пускай на том языке, какой им свойственен, пускай даже косноязычно. Главное – создать у ребёнка стремление говорить. Тогда уже школа будет «причёсывать» эту стихийную детскую речь, окультуривать её. …

…Беда родителей вдругом – чтобы прокормить семью, им приходится очень много работать, очень много крутиться, и потому им уже не до высоких материй, круг их интересов сужается, у них всё меньше остаётся тем для разговоров - …..

 

Как научить ребёнка читать?

Научить ребёнка читать и сложно и легко одновременно. Всё зависит от родителей, ребёнка, а главное – от желания обеих сторон достичь результата.

Что значит «читать»? Есть ошибочное мнение, что если ребёнок знает буквы, это значит, что он умеет читать. Не совсем так. В процессе обучения важно научить не только озвучивать отдельные буквы, но и донести правила составления слогов и правильного их чтения. Необходимо сделать так, чтобы ребёнок воспринимал буквы как часть слова. Иными словами, суть в том, чтобы научить осмысленно усваивать текст, состоящий из слов, которые состоят из букв, и, самое главное, понимать его. Когда начинать?

Мама 4-летнего ребёнка может заволноваться, услышав восторженные рассказы соседки о том, как её сын читает стихи в два с половиной года….

На самом деле правило «чем раньше, тем лучше» при освоении чтения может навредить. По мнению невропатологов, если родители хотят научить ребёнка читать как можно раньше, они, сами того не понимая, делают хуже. Всё дело в том, что если мозг ребёнка ещё не готов к чтению, насильное обучение может вызвать различные психологические проблемы.

Готов ли ребёнок читать? Ребёнок готов читать, если:

Его речь полностью сформирована (он говорит предложениями и может составить из них какой-либо связный рассказ).

• Фонематический слух ребёнка хорошо развит (он умеет распознавать звук в разных частях слова.

• У малыша отсутствуют проблемы логопедического характера.

• Пространственная ориентация развита достаточно (не путает похожие понятия).

Какую методику предпочесть? Выбор есть. Можно учить читать целыми словами (методика ГленаДомана, или глобальное чтение), слогами (методика Николая Зайцева), сложением букв. Одна из самых популярных методик – звуко-буквенное обучение, когда ребёнок воспринимает звуки и сразу же учится соотносить их с буквами. Звуко-буквенный метод имеет ряд преимуществ по сравнению с другими вышеперечисленными методиками: он позволяет ребёнку анализировать, понимать текст и читать сложные слова.

Выбор методик зависит как от ребёнка, так и от родителей. Важно заинтересовать ребёнка: расскажите ему о том, как вы учились читать, объясните, почему важно освоить чтение, что будет, когда он научится это

 

Совместное чтение.

Чтобы дети были успешны в жизни и хорошо учились в школе, родители готовы вкладывать большие деньги в их образование. Но лучшее средство помочь ребёнку стать умным и успешным – у них в руках. И оно не требует ни знания методик, ни больших капиталовложений, ни дорогих гаджетов. Только времени и желания. Это, прежде всего, книги.

Чтобы обеспечить здоровому ребёнку хорошее развитие речи и интеллекта, с ним надо много разговаривать, много ему читать и много с ним играть. Причём главное, конечно, читать. …

Мы привыкли считать, что образование – дело дорогое. Что у детей из состоятельных семей и у детей высокообразованных родителей есть большая фора на самом старте и куда больше образовательных возможностей. Но оказывается, что для хорошей учёбы в школе не так важно, из бедной семьи ребёнок или из богатой, высшее у его род



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: