Как развить мелкую мускулатуру руки ребёнка.




· Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.

· Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

· Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

· Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках и шнурках.

· Заводить будильник, игрушки крючком.

· Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой м т.д.

· Резать ножницами.

· Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.

· Делать пальчиковую гимнастику.

· Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

· Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие)

· Успехов вам, уважаемые взрослые, в ответственном деле – подготовке ребёнка к школе.

В.Н. Кузьмина,

Психолог высшей категории

«Не хочу в школу!»

Ребёнок с удовольствием пошёл «первый раз в первый класс». А через полгода или через год категорически отказывается идти в школу. О возможных причинах – Анна Рауткина, психолог-консультант Московской службы психологической помощи населению Москвы.

Часто ребёнок просто внутренне не готов к школьному режиму. Появляется физиологическая, психологическая, эмоциональная усталость, истощение детского организма. Родителям нужно стараться каким-то образом разгрузить ребёнка. Например, отказаться от дополнительных занятий, если он их посещают.

Если же ребёнок справляется с режимом, хорошо учится, у него много энергии, которой хватает и на дополнительные занятия, а в школу он всё-таки не хочет, значит, в школе происходит что-то некомфортное для ребёнка. Может быть конфликт с учительницей. Тогда родителям надо поговорить и с ребёнком и с педагогом. Важно узнать, как выглядит ребёнок в глазах учителя.

Если у ребёнка конфликт с учителем, родителям сложно решить, чью сторону принять. Какова бы ни была реальная ситуация, надо стараться встать на сторону ребёнка и попытаться и учителя пригласить на его сторону. При этом надо работать с поведением ребёнка.

Здесь можно пойти и на маленькую хитрость: в ходе разговора с учителем подчеркнуть, что ваш ребёнок очень его уважает. А ребёнку, в свою очередь, сообщить, что учитель хорошо отзывался о нём, считает, что у него большое будущее. Тем самым мы даём некий кредит доверия и в ту и в другую сторону. И обычно (как видно из опыта консультирования) это работает.

Ещё одна причина, по которой ребёнок может не хотеть ходить в школу - когда какие-то умения, навыки ребёнка, его особенности в школе не поощряются. Например, дома, когда он много читал сказок, все его хвалили, а в школе – другие правила и сказки можно читать только на переменах или на уроках чтения по программе. Если же он начнёт читать сказки на другом уроке, его будут ругать. То есть в школе не поддерживается тот навык, который поддерживается дома. И здесь наша задача – правильно ориентировать ребёнка.

Но чтобы понять, в чём проблема, что мешает ребёнку в школе, родителям нужно много разговаривать с ним, внимательно слушать. Дети на самом деле говорят много о школьной жизни, правда, часто не напрямую. Причём родителям стоит учиться слушать, не давая оценок. Позднее, в подростковом возрасте дети редко делятся с родителями тем, что происходит в школе. Но если с раннего возраста ребёнок всегда получает поддержку и родители его слушают, то в 14 – 15 лет в трудных ситуациях он все равно обратится за помощью к родителям.

Достаточно часто ситуация, которая складывается у ребёнка в школе, отражает ситуации. В семье. Нежеланием ходить в школу ребёнок, обладающий очень чутким восприятием действительности, может реагировать на какие-то семейные коныликты.Ему, пусть подсознательно, может казаться, что, оставшись дома, внутри ситуации, он сможет на что-то повлиять, что-то проконтролировать.

И ещё: пытаясь разобраться, почему же ребёнок отказывается идти в школу, родителям стоит оглянуться на себя: что происходит сейчас между нами? Не часто ли мы ссоримся при ребёнке, пытаемся выяснить сложные вопросы, которые его не должны касаться?

Важно понимать, что семь лет – это кризисный возраст, и не только для ребёнка, но и для семьи. Границы семьи, которые были до школьного возраста достаточно закрытыми, непроницаемыми, в школьный период несколько открываются, появляются новые правила. И речь не только о готовности ребёнка принять эти правила, но и готовности семьи открывать границы.

Некоторые родители надеются: вот ребёнок пойдёт в школу – и с ним станет немного легче. Ничего подобного, ведь ребёнок попадает в сложную, кризисную для него ситуацию, с новыми правилами, ограничениями и возможностями, а значит, он будет требовать к себе повышенного внимания. Соответственно, и отношения между родителями могут быть подвержены каким-то изменениям.

Нужно помнить, что ребёнку ваша поддержка нужна всегда, особенно в такие кризисные периоды.

Февраль 2014 * ФОМА

 

Рабы клавиатуры

Над миром нависла угроза, которая долго казалась детской забавой

На 36-м Московском международном кинофестивале одной из самых интересных документальных картин оказался «Сетевой торчок» (США–Израиль). Он снят в Пекине, где существует множество игровых компьютерных центров, обожаемых подростками. Трудно поверить, но некоторые дети не выходят из них месяцами. Положение в стране объявлено критическим.

В памперсах у экрана

Китай – единственная страна в мире, где уже появилось 400 лагерей для подростков, оказавшихся на грани психического сдвига из-за сотен и сотен часов, проведённых за компьютером. Проблема гейм-зависимости (game – игра, англ.) перешагнула все мыслимые границы. Ведь дети проводят в игровых центрах не меньше 10 часов в день, уходят из дома ночами, иногда играют сутками напролёт. Отчаявшиеся родители, утратившие на них всякое влияние, минимум на три-четыре месяца сдают их в лагерь, заманивая обманом или привозя насильно. Справиться с ними точно так же, как с тяжёлыми психическими больными, сами уже не могут.

Полнометражный фильм об этом сняли молодые кинодокументалистки Шош Шлам и Хилла Медалиа. В Китае они работали под угрозой крупных неприятностей, заведомо зная, что не получат разрешения на съёмки. Тайно, в машине с затемнёнными стёклами, ежедневно проникали в Центр реабилитации при Пекинском военном госпитале – с разрешения профессора Тао Рана, разработавшего собственный метод лечения. Четыре месяца Шлам и Медалиа снимали отчаянные монологи, сумасшедшие выкрики мальчишек и мольбы вернуть их к прежней, «компьютерной» жизни, слёзы отчаявшихся беспомощных родителей, которым дети даже в клинике, при всех, в лицо кидают: «Ненавижу тебя! Я тебя сейчас убью!».

Не веришь своим глазам, глядя, как пятиклассник бьётся в конвульсиях, как будто у него отобрали самое дорогое и ведут на казнь

Некоторые рассказанные истории потрясают. Один мальчишка просидел в игровом центре за стрелялками без еды и сна, забыв о гигиене, 40 дней и ночей. «Он уже весь вонял, но не обращал на что-либо никакого внимания, – жалуется его мать таким же несчастным женщинам, – и всё играл, играл…»

Другой мальчик не мог «позволить себе» отлучаться даже в туалет, потому что ему казалось, что именно в это время он упустит на экране самое главное! И приспособился играть в памперсах.

«Моему отцу всегда что-нибудь от меня нужно в самый ответственный момент, – раздражённо визжит растрёпанный тинейджер, – как раз тогда, когда я перехожу на другой уровень игры! Он не понимает, что если бы я отошёл от компьютера, пропала бы вся моя работа!!!»

Игрушка или электронный героин?

Стоп! Какая работа?! Таким вопросом удивлённо задаётся любой мыслящий человек. Вот в этом-то и весь ужас. Подростки, страдающие гейм-зависимостью, виртуозно владеют стрелялками, но больше ничего не умеют делать и не желают учиться. Как правило, они бросают школу, прекращают общаться со сверстниками в реальной жизни, но с удовольствием заводят виртуальные знакомства. Они утверждают, что друг «на том конце провода» хорошо понимает их, он их союзник и, если что, товарищ по несчастью.

Из бесед с родителями и детьми вырисовывается главная проблема, в конце концов уводящая в виртуальный мир, а затем ведущая к полубезумию, – одиночество. Недаром один из героев фильма заявляет: «Дома мне кажется, что меня там просто не замечают, как будто меня там и нет». Все родители вкалывают на работе и если за чем и следят, то только за школьной успеваемостью.

Большой, настоящий мир кажется подростку враждебно-неподвластным. А мир виртуальный для него управляем.

Кстати, интересы интернет-зависимых девочек имеют специфическую направленность: большинство ищет себе виртуальных мужей. Родители не должны упустить момент, когда мужей становится пятьдесят: это знак того, что дочку пора сдавать на реабилитацию.

«Китай – лишь зеркало того, что происходит в мире, – подчёркивает Шлам, – компьютерные игры здесь даже называют «электронным героином».

Жизнь побоку

Китай первым классифицировал гейм-зависимость как клиническое расстройство. Хотя и в России врачи признают, что болезненное пристрастие к Интернету сродни алкогольному, никотиновому, игровому (в казино) и даже наркотическому: включаются те же малоизученные механизмы. Что мешает признать гейм-зависимость злостным недугом? В первую очередь то, что организм не даёт физиологической реакции – например, интоксикации.

Однако и в других странах неизменно отмечается одно и то же: интернет-зависимый человек теряет чувство реального времени, игнорирует близких и друзей, перестаёт регулярно есть и пить, теряет сон. Взамен он получает иллюзию близости с идеальными друзьями, чувство вседозволенности, всемогущества, неограниченной свободы. Всё, что отвлекает от Интернета, начинает мешать и раздражать. То есть – вся остальная жизнь!

Но панацея ли китайский метод? Ждут ли и нас подобные центры? Даже в том лагере, который снят в фильме, условия не сахар, полувоенные. Так, один из методов воспитания – разучивание патриотических песен: «Мы гордимся страной... мы покажем миру... китайская армия может всё...» Некоторые методы воспитания смахивают на издевательскую муштру. Один из подопечных профессора Тао дважды пытался выкинуться из окна.

Первые такие лагеря в Китае возникли в 2008 году, и с тех пор в них погибло 12 подростков. Хотя с ними усиленно работают психологи, в остальном методы применяются армейские, воспитателями приглашают бывших военных. Ведь перво-наперво надо вернуть подопечным нормальную физическую форму – они либо истощены, либо похожи на пончики. Обычно изучается курс традиционной китайской этики, преподаются бытовые навыки: уборка помещения, готовка еды. В лучшем случае их учат играть на музыкальных инструментах и танцевать боевые танцы.

Тревожные сообщения не прекращаются: в июне 2014 года в газете TheBeijingNews («Пекинские новости») мелькнуло сообщение, что в лагере BoqiangNewIdeaLife в округе Чжэнчжоу погибла 19-летняя ГуоЛинлин – от травм, полученных в ходе телесных наказаний за нарушение дисциплины. За то, что Линлин без разрешения воспользовалась ванной, инструкторы в течение двух часов заставляли её бесконечно падать лицом вниз. Причиной смерти установлена черепно-мозговая травма.

Выяснилось, что мать Линлин получала много записок от детей, содержавшихся в лагере. Они просили помочь им связаться с родителями, давали номера телефонов. Увы, родители, намучившись с отроками, зачарованными Интернетом, с юными бездельниками, давно забросившими школу и всякое учение и труд, как правило, не забирают своих чад из лагерей, пока у тех мозги не встанут на место.

Так что же делать? Европа и Америка в растерянности по-прежнему отмахиваются от проблемы: в США существует лишь одна клиника, где лечат обычными медикаментозными и терапевтическими средствами. В Европе пока не придумали ничего. В России создана Лига безопасности Интернета и некоторые организации, помогающие родителям блокировать порносайты, – это всё. И это при том, что уже около 70 процентов наших подростков предпочитают реальной жизни виртуальную.

Утопающий, помоги себе сам!

Что советуют психологи? Снизить эмоциональное напряжение в семье. Подростку ненавистен мир ссор, упрёков, в лучшем случае – равнодушия. Он должен убедиться, что в наружном мире есть хоть что-то, к чему вообще стоит возвращаться.

Если человек дозрел до решения освободиться от зависимости, надо установить для себя временные рамки работы за компьютером, выключая его буквально по будильнику

Нужно расширить круг общения с приятными людьми и ходить на какие-нибудь курсы, будь то языковые группы, аэробика в бассейне или упражнения в фитнес-клубе, уроки игры на гитаре или флейте, занятия капоэйрой или классическим танго.

Отличный способ – отправиться в путешествие, туда, где нет никаких компьютеров, зато ждут неведомые впечатления и приключения, неожиданные, пусть даже трудные радости.

Только окружающим надо учитывать, что зависимость от игр и социальных сетей сегодня так сильна, что резкий отказ от них вызывает самую настоящую ломку, длящуюся около двух месяцев.

Очень важно убедить себя, что Интернет – чудо человеческой цивилизации – дан разумным людям для поиска полезной информации. И каждый раз трезво взвешивать: помогает ли вам в чём-нибудь сайт, на котором вы надолго зависли, или же лишь коварно отвлекает вас от дел, препятствуя развитию вашей личности? Недаром один китайский подросток в фильме «Сетевой торчок» признаётся: «Я понял: Интернет – идеальное прибежище моей лени».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: