Поисково-исследовательская деятельность как средство познавательно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности дошкольного развития ребенка»
(Н.Н.Подьяков).
Мою группу посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата и с задержкой в психическом развитии. Нарушения у детей проявляются в двигательной сфере (плохо развита общая и мелкая моторика), наблюдается нарушение развития познавательных процессов (низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации), восприятия и сенсорного развития, а так же нарушения в речевой сфере (низкая речевая активность). В большей степени у детей развито наглядно-действенное мышление, чем наглядно-образное и тем более словесно-логическое.
Основная идея моей работы отражается в высказывании Н.Н.Подьякова «Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается». Поэтому одна из главных целей, которую я ставлю перед собой – развитие познавательных интересов и речевой активности детей c ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность.
Известно, что развитие познавательной и речевой активности через практические действия с предметами, делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
При обучении детей использую следующие принципы:
· повтор инструкций и хоровое проговаривание;
· предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
· выполнение действий взрослым по инструкции детей: «Ребята, что мне нужно сделать сначала? Взять тарелочку? Беру. Потом? Насыпаю почву, как вы сказали. А теперь?..». Перечисление последовательности действий помогает в развитии чёткости и логичности речи. Чтобы рассказы детей были более эмоциональными и творческими, используем другие приёмы:
· Игра-упражнение "На что похоже".
Облако – как комочек ваты
Лёд – как зеркало и т.д.
Это упражнение помогает сделать словарь ребёнка более богатым и разнообразным.
· обязателен вывод после окончания работы;
-Что нового ты узнал?
- Что тебе показалось самым интересным?
- О чём ты не знал раньше?
Этот приём позволяет обобщить полученные знания, вызвать эмоциональный отклик и желание поделиться полученными знаниями с другими, т. е. развивает коммуникативную функцию речи.
Следующие приемы помогают развить фразовую и связную речь:
· выполнение действий по показу и словесной инструкции взрослого;
· при выполнении коллективной работы дробление одной процедуры на несколько мелких действий;
· фиксирование детьми результатов наблюдений в виде схематичных рисунков и так же фотофиксация для последующего повторения и закрепления;
(это основывается на том, что у наших детей кратковременная память и низкая речевая активность)
· моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя - куклы.
Так как большинство детей моей группы имеют двигательные и интеллектуальные нарушения, использую как подгрупповую, так и индивидуальную формы работы. Так реализуется принцип коррекционно-компенсирующей направленности.
В своей работе использую технологию проектирования, разрабатываю недельные проекты, которые строятся на основе поисково – исследовательской деятельности. Темы проектов разные: «Секреты воздуха - Невидимки», «Почему воду волшебницей зовут?», «Кто на крыльях весну приносит?», «Службы 101, 102, 103 спешат на помощь», «Путешествие в подземное царство-государство» и др.
Основная идея экспериментальной деятельности состоит в том, что сначала идёт чувственное восприятие, действие с предметами, а уже вслед за ними идёт слово и развитие речи. И это помогает не только формированию полноценных знаний детей об окружающем мире, но и способствует развитию речи по различным направлениям: развитие лексико-грамматического строя языка, связной речи, коммуникативной функции речи.
При реализации проекта: "Секреты воздуха - Невидимки" ярким, запоминающимся для детей стал опыт по измерению объема легких «Сколько воздуха в легких?»
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами.
Проект «Путешествие в подземное царство-государство». Рассматривая песок через лупу, дети открыли для себя, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть.
Проект «Кто на крыльях весну приносит?». Прочитав рассказ Толстого «Хотела галка пить», мы с детьми провели аналогичный опыт. Гипотеза подтвердилась – чем больше камней, тем выше вода в стакане.
Развивать у детей любознательность, исследовательские и речевые навыки (диалогическую и монологическую речь) помогают мне эвристическая беседа, например «Почему некоторые виды птиц перелетные?», в основе которой лежат вопрос– проблема. Еще одним из действенных приемов являются сообщения детей, составленные совместно с родителями.
В группе совместно с родителями создан «центр науки», где имеется все необходимое для того, чтобы дети могли заглянуть в мир предметов, сделать для себя открытия и узнать новые слова.
Таким образом, в экспериментальной деятельности дети получают более осмысленные знания через восприятие, действия с предметами. И это позволяет целенаправленно влиять на развитие познавательных интересов и коммуникативных функций начинающих исследователей.
«Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность поисково – исследовательной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия, расширять и дополнять возможности в познании окружающего мира, активизировать речь, что поможет дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованной литературы
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.- М.: Мозаика – Синтез, 2012.
2. Веракса Н.Е., Галимова О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2008-2010.
4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
5. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина/ Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М., ТЦ Сфера, 2004.