Тема 9.2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС (РСЧС) И ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (ГО)
На территории РФ сохраняются высокий уровень рисков возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также тенденции к утяжелению их социально-экономических последствий.
Одновременно с этим возрастают угрозы возникновения военных конфликтов и террористических актов и, как следствие, – угрозы ЧС военного характера.
В этой сложной политической и социально-экономической обстановке государством уделялось и уделяется серьезное внимание решению проблем защиты населения и территорий при ЧС природного, техногенного и военного характера.
В этих целях создана и достаточно эффективно осуществляет свою деятельность единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Отработаны концептуальные и правовые основы гражданской обороны (ГО) с учетом изменившихся взглядов на возможный характер и масштабы военных конфликтов на современном этапе.
Государственное регулирование деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций играет исключительно важную роль.
В основе законодательства в данной области лежат Конституция Российской Федерации, федеральные законы “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21 декабря 1994 г., “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя” от 14 июля 1995 г., “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21 июля 1997 г., Постановление Правительства Российской Федерации “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” от 30 декабря 2003 г. № 794
Для предупреждения возникновения и развития ЧС, снижения размеров ущерба и потерь от них, ликвидации последствий ЧС в соответствии с Федеральным Законом «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» (от 11 ноября 1994 года) постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.95 года создана «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)» структура и функционирование которой уточняет Постановление Правительства РФ № 794 от 2003 г.
РСЧС состоит из:
территориальных (в областях, краях, республиках);
функциональных (в министерствах и ведомствах) подсистем.
РСЧС имеет 5 уровней:
1-федеральный; 2-региональный; 3-территориальный; 4-местный;
5-организаций (объект экономики), и объединяет органы управления, силы и средства организации.
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования ядром системы обеспечения безопасности, защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций должны быть экономические механизмы (страхование, возмещение ущерба, налоги, льготы и т.д.). В настоящее время эти вопросы законодательно разрабатываются.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочии которых входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является:
– разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов специального назначения в чрезвычайных ситуаций;
– обеспечение готовности и действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
– прогнозируемая оценка последствий чрезвычайных ситуаций;
– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций;
– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведения гуманитарных акций;
– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.