ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ




ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Тема 1. Системные характеристики общества как формы организации социальных взаимодействий

 

Социология как наука: ее объект, предмет и метод. Социальность, социальные отношения.

Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики. Различные методологические подходы к интерпретации содержания и характера социальных отношений.

Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.

Модель устойчивого развития белорусского социума.

 

Тема 2. Социальная структура и стратификация:

Проблема социального неравенства

Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Э. Гидденс и др.), их основные различия.

Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой группы в развитии белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе. Маргиналы.

Процедура формирования многомерных слоев. Факторы и механизмы стратификационного деления.

 

Тема 3. Социодинамика общества и культуры:

Развитие, прогресс, кризис

Проблема интерпретации исторического процесса: модели социодинамики общественного развития. Социологические школы о развитии общества и культуры.

Понятие социального развития. Развитие и прогресс: общее и особенное. Критерии социального прогресса. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.

Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции (Р.Мертон). Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.). Преодоление кризиса.

Особенности социального управления и содержание социальной политики в Республике Беларусь. Структура и содержание социальной политики в различных сферах жизнедеятельности общества. Социальная политика в профилактике социальных патологий общества: безработицы, миграции; помощь и социальное обеспечение лиц пожилого и престарелого возрастов, молодежи, семье и детям. Социальная политика в профилактике социальных патологий и девиаций (бездомности и нищенства, алкоголизма и проституции, наркомании, суицида и т.п.).

Модель устойчивого развития белорусского общества.

 

Тема 4. Семья как социальный институт и социальная группа.

Социально-демографическая ситуация в Беларуси

 

Понятие семьи в социологии: сущность, признаки, особенности. Семья и общество: историческое разнообразие организации семей. Структура и социальные функции семьи как института и как социальной группы. Историческое разнообразие форм семьи и брака.

Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования.

Пол и гендер. Гендерные исследования в современной социологии.

Общие социально-демографические характеристики населения Земли. Социально-демографическая ситуация в Республике Беларусь и пути ее улучшения.

 

Тема 5. Религия как социокультурное явление.

Религиозная ситуация в Беларуси

 

Религия как тип мировоззрения, как социальный институт, как организационное образование (община, церковь и т.п.). Специфика социологического анализа религии.

Структура и социальные функции религии. Социодинамика религиозных систем: процессы институционализации религии, сакрализации и секуляризации. Понятие новых религиозных движений (неокультов).

Конфессиональное разнообразие современной Беларуси: история его формирования, состояние, специфика. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. Социально-политические и правовые механизмы регулирования государственно-конфессиональных отношений в Республике Беларусь.

 

Тема 6. Возможности эмпирического социологического

Исследования общества

Социологические исследование в познании общества. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Программа социологического исследования как основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части.

Методы сбора первичной социологической информации: опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки.

Значение социологической экспертизы в диагностике и прогнозировании социальных процессов и явлений. Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны и обслуживания социальной практики.

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: