Законы формальной логики. Логические основы аргументации




1. Вопросы

1. Понятие формально-логического закона

2. Законы логики и нормативные правила мышления.

3. Сущность и способы доказательства

4. Опровержение и его разновидности

5. Ошибки в доказательстве и опровержении

6. Понятие о паралогизмах, софизмах и логических парадоксах

 

2. Основные термины

Взаимосвязь. Закон. Формально-логический закон. Неосновные законы. Основные законы. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключённого третьего. Закон достаточного основания. Подмена понятия. Подмена тезиса.

Тезис. Антитезис. Аргумент. Абсурд. Демонстрация. Довод к человеку. Прямое доказательство. Довод к публике. Косвенное доказательство. Паралогизм. Генетическое доказательство. Софизм. Опровержение. Парадокс.

3. Опорная информация

Законы мышления сложились в сознании людей в результате наблюдения миллиарды раз наиболее обычных, часто встречающихся, устойчивых связей окружающего мира. Законы мышления одинаковы для всех людей, независимо от их классовой принадлежности. Представители различных социальных групп, разных общностей людей могут иметь свои понятия и особые представления о предметах и явлениях. Но законы связи мыслей, рассуждений одинаковы у всех людей. Тот или иной человек иногда может, конечно, сознательно или бессознательно связывать свои мысли в рассуждении так, что требования логических законов не будут выполнены. Но в таком случае его не поймут другие люди. Более того, он сам не уяснит своей мысли и не придёт ни к какому верному выводу.

Что же такое законы мышления?

Формально-логические законы - это необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между мыслями, которые сохраняются в любых рассуждениях безотносительно к их конкретному содержанию.

Культурное мышление - это мышление по законам логики. Они представляют собой, образно говоря, тот каркас, на котором держится последовательное, непротиворечивое, обоснованное рассуждение и без которого наша рассудочная деятельность превращается в хаотическую, бессвязную речь.

Рассмотрим содержание основных законов классической логики.

1. Закон тождества гласит: всякая мысль, которая встречается в данном рассуждении, при повторении должна оставаться той же самой, то есть должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Или другими словами: всякая мысль о предмете должна оставаться тождественной, равной самой себе, неизменной в течение всего рассуждения об этом предмете.

Формула закона:

А есть А, или А®А, или Не - А есть Не - А, или АºА.

Требования закона тождества очевидны, однако нередки случаи, когда они нарушаются.

Каковы причины несоблюдения данного закона? Мы укажем, по крайней мере, на три из них.

Во-первых, отступление от закона тождества обусловлено особенностью языкового выражения мысли.

Во-вторых, к нарушению закона тождества приводит применение синонимов и омонимов.

В-третьих, нарушение закона тождества обусловлено нередко влиянием жизненного и профессионального опыта на тот смысл, который вкладывают в слова.

Нарушение закона тождества приводит к ошибкам, наиболее типичными из которых являются подмена понятия и подмена тезиса.

Подмена понятия означает, что вместо данного понятия и под видом данного понятия употребляют другое понятие.

Подмена понятий означает подмену предмета рассуждения. Рассуждение в этом случае будет относиться к разным предметам, хотя они и будут ошибочно приниматься за один предмет.

Подмена тезиса возникает в доказательстве или опровержении, когда доказывается или опровергается не выдвинутое положение /тезис/, а другое положение, которое принимается за выдвинутое. Например, недобросовестный оппонент, когда у него не хватает аргументов, чтобы оспорить выдвинутое положение, иногда переходит на личность или стремится увести разговор в сторону от основной темы.

Во-первых, нормативное требование закона сводится к тому, чтобы понятия и высказывания, употребляемые в рассуждении, изначально были чёткими, ясными, не содержащими в себе внутренних противоречий

Во-вторых, запрещается негласная подмена предмета мысли

В-третьих, если в ходе беседы встретилось слово или выражение, смысл которых неясен, то необходимо сразу же уточнить их содержание.

2. Закон непротиворечия гласит, что не могут быть одновременно истинными два суждения, из которых одно утверждает что-то о предмете, а другое отрицает то же самое об этом предмете, взятом в том же самом отношении и в то же самое время. Закон распространяется на противоположные /A,E/ и противоречащие /A,O и E,I/ суждения.

Формула закона, выраженная в естественном языке, гласит: «Неверно, что А и не-А одновременно истинны.»

Формула закона в символах математической логики может быть представлена следующим образом: A∧ùAºF. (F от латинского «фальситас», что означает - ложь).

Но в жизни нередко приходится встречаться с таким явлением, когда применяются вроде бы противоположные или даже противоречивые высказывания и при этом никакого нарушения закона не происходит. В связи с этим важно учитывать обстоятельства, при которых допустимо применение противоположных и противоречащих по форме суждений.

Противоположные и даже противоречащие по форме суждения могут быть истинными в следующих случаях.

а) Если речь идёт о разных признаках одного предмета. Так, иногда юристы говорят, что отсутствие следа на месте преступления уже есть след.

б) Если речь идёт о разных предметах, обладающих одним признаком.

в) Если речь идёт об одном предмете, но рассматриваемом в разное время.

г) Если речь идёт об одном предмете, но рассматриваемом в разных отношениях.

3. Закон исключённого третьего говорит о том, что два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными: одно из них необходимо истинно, третье суждение исключено. Данный закон представляет собой дальнейшее развитие закона непротиворечия. Он распространяется только на противоречащие суждения.

Формула закона в естественном языке гласит: истинно или а или не-а; и в символах математической логики:

AÚùA=V, где V- первая буква латинского слова «веритас», что означает «истина».

Важно знать и учитывать область применения закона. Он применяется там и тогда, где и когда познание имеет дело с жёсткой ситуацией /истина - ложь/, то есть мышление осуществляется по законам классической двузначной логики. Но в природе и в обществе наряду с определённостью, стабильностью имеются неопределённые, переходные ситуации и состояния, непредсказуемые случайные события. В таких случаях мышление осуществляется по законам трёхзначной логики, в которой суждения принимают три значения: истинно, ложно, неопределённо. Поэтому относительно неопределённых событий утверждать истинность одного из двух противоречащих суждений можно лишь с некоторой степенью вероятности /правдоподобия/.

Из закона исключённого третьего следует ряд важных требований к нашим рассуждениям.

Во-первых, закон исключённого третьего требует не уклоняться от признания истинности одного из двух противоречащих друг другу высказываний и не искать нечто третье между ними. Если одно из них признано истинным, то другое надо признать ложным и не искать третьего суждения

Во-вторых, закон требует ясных, определённых ответов, указывая на невозможность решать один и тот же вопрос в одном и том же смысле и «да» и «нет». Он чётко ориентирует наше мышление на устранение и недопущение познавательной неопределённости в рассуждениях.

В-третьих, соблюдение требований закона приближает нас к истине.

В-четвертых, во всех наших рассуждениях по поводу любых житейских, сугубо профессиональных, научных дел следует помнить, что этот закон не распространяется на противоположные суждения.

4. Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана.

Формула закона в естественном языке читается так:

Если есть В, то есть его основание - А.

Что же играет роль достаточного основания в рассуждениях?

Достаточным основанием являются прежде всего факты. Факт - это нечто непосредственно данное, не имеющее теоретических, идеологических, политических и иных примесей, искажений; исходный пункт познания. И.П. Павлов говорил, что учёный должен шляпу снимать перед господином фактом и тем более, когда факт необычный.

Достаточным основанием в рассуждениях могут служить результаты практики, общественно-исторического опыта; законы, аксиомы, постулаты, и принципы науки; показания приборов, свидетелей и очевидцев.

Каковы нормативные требования мышления, которые вытекают из закона достаточного основания?

Во-первых, закон требует, чтобы наши мысли в любом рассуждении были внутренне связаны друг с другом, следовали одна из другой, обосновывали одна другую.

Во-вторых, учитывать, что самым сильным аргументом является факт.

В-третьих, опора на закон достаточного основания придаёт нашим мыслям силу убедительности, подлинно научный характер.

Выполнение нормативных требований основных формально-логических законов делает наше мышление определённым, непротиворечивым, последовательным, обоснованным, повышает культуру рассудочной деятельности.

 

Важнейшим средством утверждения истинных взглядов и правильных положений является доказательство.

 

Доказательство - это совокупность логических приёмов, обосновывающих истинность какого-либо суждения с помощью других истинных суждений.

Независимо от содержания рассуждения структура любого доказательства включает с себя три элемента: тезис, аргументы (доводы, основания) и демонстрацию (аргументацию, обоснование).

Тезис представляет собой исходное суждение, истинность которого надо обосновать.

Аргументы (доводы, основания) - это суждения, с помощью которых обосновывается тезис, его истинность и правильность.

Демонстрация (аргументация, обоснование) - это способ доказательства, форма логической связи между тезисом и аргументами.

Доказательство - это многогранный процесс. Поэтому важно также знать его разновидности. Дадим их краткую характеристику по различным критериям.

1) По характеру доказательства бывают внешние и внутренние. Внешние - это свидетели, документы, вещи, признания и т.д. Внутренние - это собственно логические рассуждения. Именно они составляют основу любых диалогов (споров, дискуссий, дебатов, полемики).

2) По способу, которым ведётся аргументация, доказательства бывают прямые, непрямые (косвенные), генетические.

Прямое доказательство - идёт от рассмотрения аргументов к обоснованию тезиса, то есть истинность выдвинутого положения непосредственно обосновывается аргументами. Этим способом проводятся доказательства в судебной практике, науке, полемике, при изложении материала, в ответах на экзаменах и т.д.

Косвенное доказательство - такое, в ходе которого истинность выдвинутого положения обосновывается опосредованно, опираясь на логические формы и законы мышления. Оно подразделяется на подвиды: апагогическое (от противного), разделительное (методом исключения), путём введения импликации, путём преобразования суждений на основе эквивалентности.

Апагогическое (от противного) - это доказательство, в котором истинность доказываемого тезиса обосновывается путём опровержения антитезиса. К такому доказательству нередко прибегают в математике. Например, как доказывается теорема о том, что два перпендикуляра, опущенные на одну прямую, не могут пересечься, сколько бы их ни продолжали.

В геометрии обычно для доказательства выдвигают антитезис: предположим, что два перпендикуляра, опущенные на одну и ту же прямую, пересеклись, то есть с помощью антитезиса мы как бы оставляем рассматриваемый тезис в стороне. Выдвинув антитезис начинаем выводить следствия. Что означает наше допущение о возможном пересечении перпендикуляров? Оно означает, что из одной точки на прямую можно опустить два перпендикуляра. Но это противоречит аксиоме, согласно которой из одной точки на данную прямую можно опустить только один перпендикуляр. Следовательно, антитезис ложен. Но если антитезис ложен, то согласно закону исключённого третьего тезис истинен.

Разделительное доказательство - это установление истинности доказываемого тезиса путём последовательного исключения всех элементов разделительного суждения, кроме одного, являющегося достаточным аргументом.

Формула разделительного доказательства:

А есть или В, или С или D

А не есть В

А не есть С

 

Следовательно, А есть D

Здесь применяется отрицающее утверждающий модус разделительно-категорического силлогизма.

Доказательство путём введения импликации осуществляется в предположительном смысле по принципу: «Если поступать таким образом, то что при этом может произойти?» Или «Если события будут развиваться по данной схеме, то чего следует ожидать?» Предполагаемые следствия, в конечном итоге, могут привести к выводу: следует поступать таким образом или необходимо изменить тактику и стратегию поведения; нужно ли пассивно ждать определённого развития событий или надо решительно изменить их ход?..

Доказательство на основе эквивалентного преобразования может рассматриваться в качестве частного случая аргументации, когда не явно выраженному тезису придаётся более чёткий и определённый вид за счёт изменения его формы. Для этого могут проделываться операции превращения, обращения, противопоставления субъекту или предикату, а также применяться другие приёмы. Например, в суждении «Все автомобили – машины» субъект распределён, а предикат не распределён. Этот тезис может быть воспринят как неочевидный. В таком случае надо поменять местами субъект и предикат: «Все машины – автомобили». Теперь нераспределённость термина «машины» стал явной, правильность тезиса очевидной.

Генетическое доказательство (от греческого слова «генезис» - происхождение, возникновение). Этот вид аргументации занимает особое место в логике суждений, в научных исследованиях и общественно-исторической практике. Его суть заключается в обосновании надёжности источников информации. Оно применяется, главным образом, в исторических науках, в которых привлекаются в качестве аргументов документы, свидетельства, мемуары и т.д.

Нормативные требования успешного доказательства сводятся к следующим положениям:

- тезис и аргументы должны быть истинными, иначе никакими способами нельзя обосновать правильность выдвинутого положения;

- самым сильным и неопровержимым аргументом является факт, имеющий отношение к тезису;

- тезис и аргументы должны быть непротиворечивыми, определёнными, чёткими, ясными, не содержащими в себе двусмысленности;

- способы доказательства должны соответствовать законам логики, не допуская негласного изменения тезиса, противоречивость суждений;

- чтобы избежать ошибок, надо, по возможности, сочетать методы прямого и косвенного доказательства;

- каким бы трудными ни оказался процесс доказательства, необходимо сохранять хладнокровие, спокойствие, ибо при прочих равных условиях в более предпочтительном положении оказывается тот оппонент, который соблюдает выдержку.

Кроме доказательства, мы часто вынуждены прибегать к опровержению.

Опровержение - это логический приём, обосновывающий ложность выдвинутого положения. Он направлен на разрушение доказательства путём установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса, аргументов, а также применённого способа аргументации.

Как и доказательство структура опровержения имеет три элемента: тезис опровержения, аргументы опровержения и демонстрацию.

Тезис опровержения - это суждение, которое требуется опровергнуть. Аргументы опровержения - это суждения, при помощи которых опровергают тезис. Демонстрация - это логическая форма построения опровержения.

Опровержение, подобно доказательству может быть прямым или косвенным. Соответственно, прямое или косвенное опровержения могут осуществляться по отношению к тезису (критика тезиса), по отношению к аргументам (критика аргументов), по отношению к демонстрации (критика демонстрации). Охарактеризуем их более подробно.

Критика тезиса направлена на показ ложности или сомнительности ранее выдвинутого исходного положения. Осуществляется тремя способами, а именно путём опровержения фактами, сведения к абсурду, через доказательство антитезиса.

Опровержение фактами /лишение основания/ - наиболее распространённый способ опровержения, когда тезис непосредственно подвергается критике с помощью фактов, событий, имевших место в действительности. Например, в юридической практике алиби представляет собой факт (или факты), прямо опровергающие версии о виновности подозреваемого лица.

Сведение к абсурду - это установление ложности /противоречивости/ следствий, вытекающих из тезиса.

Формула такого опровержения:

Если А есть В, то С есть D

Но С не есть D

______________________________

Следовательно, А не есть В

Например, сведём к абсурду суждение, иногда звучащее из уст ортодоксально мыслящих людей: ”Принципы - неизменны”. Для начала напомним содержание понятия принципа. Он представляет собой совокупность правил познавательной и практической деятельности, которые формулируются на основе познанных закономерностей развития той или иной области действительности. Но при этом надо учитывать, что, во-первых, отражение закономерностей развития не однозначно, оно может быть более или менее глубоким, многосторонним или односторонним. Во-вторых, уровень познавательной и практической деятельности меняется со временем, а вместе с ним меняются взгляды, которые наполняют новым содержанием и сами принципы. В-третьих, принципы по своему характеру могут быть всеобщими или частными, они могут обладать достоинством абсолютной или относительной истины. Вполне понятно, что у частных принципов всегда есть перспектива возвысится до общих, а у общих - до всеобщих. Кроме того, относительная истина - это такое состояние наших знаний, которое непрерывно корректируется, уточняется в ходе общественно-исторической практики. Поэтому утверждать, что принципы неизменны, значит остановить движение мысли, заморозить, омертвить живую ткань познавательного процесса и остановить прогресс цивилизации. Таким образом, в процессе опровержения мы развили ложный по своему содержанию тезис до тех пор, пока его несостоятельность, абсурдность не стали очевидными.

Доказательство антитезиса /опровержение от противного/ - это такой способ, когда самостоятельно обосновывается новый антитезис, который является суждением, противоречащим опровергаемому тезису. Если в процессе рассмотрения антитезиса установили, что он верен, то по закону исключённого третьего делаем вывод, что тезис ложен.

Несоблюдение нормативных правил доказательства или опровержения неизбежно приводит к ошибкам.

Каковы же наиболее распространённые ошибки по отношению к тезису?

1. Преднамеренная или непреднамеренная, полная или частичная потеря тезиса. Суть ошибки заключается в том, что доказывается или опровергается не ранее выдвинутое положение, а совсем другое.

2. Нечёткость, неясность, неопределённость тезиса.

Эти черты исходного положения заранее предопределяют двусмысленность рассуждений, мешают обосновать выдвинутое положение, затрудняют его доказательство или опровержение.

3. Логическое противоречие в тезисе. Оно приводит к тому, что порождает противоречивое доказательство, позволяет вкладывать в высказывание принципиально иной смысл.

4. Довод к человеку. Это ошибка, которая доказательство или опровержение тезиса подменяет положительной или отрицательной оценкой лица.

5. Довод к публике - это разновидность ошибки «довод к человеку». Она состоит в том, что вместо обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса пытаются повлиять на чувства людей с таким расчётом, чтобы те поверили в его истинность или ложность без доказательства по существу.

6. Переход к другому роду. Ошибка основана на том, что вместо данного тезиса пытаются обосновать другой, более сильный или более слабый тезис. Усиление тезиса осуществляется путём неправомерных обобщений.

Ошибки по отношению к аргументам.

1. Ложное основание (основное заблуждение). Суть ошибки в том, что тезис пытаются обосновать ложными аргументами.

2. Порочный круг (тавтология). Ошибка состоит в том, что тезис пытаются обосновать с помощью аргумента, а аргумент - с помощью тезиса.

3. Предвосхищение основания - ошибка, которая заключается в том, что в качестве аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис, берутся положения, нуждающиеся в собственном доказательстве. Это происходит тогда, когда оперируют недостаточно проверенными фактами, показаниями свидетелей, заключениями экспертов; когда факты располагаются произвольно не как они проявили себя в действительности, а в соответствии с гипотезой исследования, версией следственных органов.

Ошибки по отношению к демонстрации

1. Мнимое следование (не следует, не вытекает). Суть этой ошибки состоит в том, что тезис, который требуется доказать, не следует /не вытекает/ из оснований, приведённых в его подтверждение. Доводы должны быть истинными, опирающимися на факты и обязательно отражающими сущность доказываемого тезиса. В противном случае даже истинные сами по себе доводы не служат доказательством тезиса.

 

2. От сказанного с условием к сказанному безусловно. Эта ошибка возникает тогда, когда в качестве аргумента берётся суждение, которое является истинным лишь для определённых условий. Но в данном доказательстве оно рассматривается как истинное для всех условий. При этом забывается или сознательно игнорируется положение о том, что истинное в одних условиях является ложным в других, полезное в одних условиях является вредным в других.

3. Учетверённые терминов - это ошибка, связанная с нарушением правил терминов в простом категорическом силлогизме. О сущности этой ошибки говорилось в теме по дедуктивной логике.

4. Подмена причинной связи внешним порядком. В основе этой ошибки лежит ложная установка: после этого, следовательно, по причине этого.

 

Контрольные вопросы и упражнения

1. Проверьте прочность усвоения материала.

а) Что такое логический закон?

б) Приведите примеры неосновных законов формальной логики.

в) Назовите основные формально-логические законы и имена тех, кто впервые их сформулировал.

г) В чем суть закона тождества? Выразите его в символической форме.

д) Каковы основные предпосылки нарушения закона тождества?

е) Назовите наиболее распространённые ошибки, допускаемые при нарушении закона тождества. Проиллюстрируйте примерами.

ж) В чем суть закона непротиворечия? Выразите его в символической форме.

з) Что может быть источником логических противоречий?

и) На какие виды суждений распространяется действие закона непротиворечия?

к) В каких случаях допустимы противоречивые по форме высказывания без нарушения закона непротиворечия?

л) В чем суть закона исключённого третьего?

м) На какой вид суждений распространяется действие закона исключённого третьего?

н) В каких условиях закон исключённого третьего неприменим?

о) Охарактеризуйте содержание закона достаточного основания.

п) Что является достаточным основанием в рассуждениях?

р) В чем Вы видите роль формально-логических законов для развития культуры мышления?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Сохранят ли тождество суждения, если выделенное в данном суждении понятие заменить понятием, заключённым в скобках?

а) После почти 200-летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным).

б) Государство возникло в результате раскола общества на классы как орудие проведения политики в интересах господствующего класса (страна, держава).

в) Н.Г. Чернышевский говорил, что сущность брака состоит в искренней привязанности, все остальное - дело второстепенное (супружества, семейного союза).

г) Нужно быть непримиримым ко всякого рода лжи (неправде, обману).

д) В подтверждение выдвинутых положений оппонент привёл убедительные аргументы (точку зрения, взгляды).

е) Лица, совершившие преступление на территории России, подлежат ответственности по Уголовному кодексу РФ (правонарушение, проступок).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными обе пары суждений?

а) Во всех этажах дома окна были ярко освещены. Окна были ярко освещены во многих этажах дома.

б) Большая часть машин не находилась в парке. В парке не было ни одной машины.

в) Не всякие данные могут быть судебными доказательствами. Некоторые данные могут быть судебными доказательствами.

г) N был на месте совершенного преступления. N не был на месте совершенного преступления.

д) Некоторые органы государственной власти имеют право издавать законы. Некоторые органы государственной власти не имеют права издавать законы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опираясь на закон исключённого третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными оба суждения?

а) Некоторые студенты первого курса сдали зачёт по иностранному языку досрочно. Ни один студент первого курса не сдавал досрочно зачёт по иностранному языку.

б) Всякая наука имеет свой предмет исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования.

в) Всякое правонарушение является общественно опасным. Ни одно правонарушение не является общественно опасным.

г) Каждая область общественных отношений регулируется определёнными нормами права. Некоторые области общественных отношений нормами права не регулируются.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания.

а) Как Солнце встаёт, так и утро настаёт.

б) Правый глаз чешется - радоваться, левый - плакать.

в) Оттого телега запела, что давно дёгтю не ела.

г) Это суждение не является простым, значит, оно относится к сложным.

д) Перчатку потерять - к несчастью. Зеркало разбить - к худу.

е) Студенту Н. следует поставить зачёт, так как он уезжает в командировку.

ж) Примите меня, пожалуйста, в ваше профтехучилище, потому что я не хочу учиться (из заявления восьмиклассника) // Библиотечка “Крокодила”. 1981. № 16. (885).

з) Петров изучает иностранный язык, так как он студент, а все студенты изучают иностранный язык.

и) Все студенты изучают иностранный язык. Семенов изучает иностранный язык, значит он студент.

 

6. Проверьте себя, насколько глубоко Вы поняли учебный материал?

а) Что такое доказательство и какова его структура?

б) Дайте характеристику прямого доказательства. Покажите на примере.

в) Что такое непрямое (косвенное) доказательство и какими способами оно осуществляется?

г) Охарактеризуйте генетическое доказательство и его роль в познавательной деятельности.

д) Сформулируйте нормативные требования успешного доказательства.

е) Что такое опровержение и какова его структура?

ж) В чем суть способа опровержения путём приведения к абсурду?

з) Приведите пример прямого опровержения фактами.

и) Проиллюстрируйте на примере способ косвенного опровержения через антитезис.

к) Покажите на примере опровержение путём критики аргументов.

л) Проиллюстрируйте опровержение методом критики демонстрации.

м) Сформулируйте в обобщённом виде нормативные правила опровержения.

н) Назовите наиболее распространённые ошибки в процессе доказательства (опровержения).

о) Что Вы знаете о паралогизмах и софизмах?

п) Охарактеризуйте парадокс, в чем его суть и каковы разновидности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. В приведённых текстах найдите тезис, аргументы и определите способ доказательства.

а) «Ты спросишь, Граттий, меня, почему же так сильно я восхищаюсь этим поэтом? Потому, что даёт он моей душе отдохнуть от судебного шума, успокоить мой слух, утомлённый злословием споров на Форуме. Неужели ты думаешь, что может хватить у меня материала, когда ежедневно мне приходится здесь говорить по делам столь различным, если бы свой дух не воспитывал я на поэзии? Может ли выдержать ум столь напряжённый труд, если бы он не нашёл облегчения в занятиях этой наукой? Я, по крайней мере, открыто скажу про себя, что этим занятиям я искренне предан.»

б) “Власть имеет сама в себе много привлекательного. Она даёт облечённому ею сознание своей силы, она выделяет его из среды безвалютных людей, она создаёт ему положение, с которым надо считаться. Для самолюбия заманчива возможность приказывать, решать, приводить в исполнение свою волю и, хотя бы в очень узкой сфере, карать и миловать; для судебного самомнения отраден вид сдержанной тревоги, плохо скрытого опасения, искательных и недоумевающих взоров... Поэтому люди, относящиеся серьёзно к идее о власти, получая эту власть в свои руки, обращаются с ней осторожно, а вызванные на проявление её в благородном смущении призывают себе на память не только свои права, но также свои обязанности и нравственные задачи.

в) “... Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране и, главным образом, о гуманитарной, человеческой её части. Я внимательно изучал предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова “культура”. На самом съезде слово “культура” было проходным образом произнесено только на третий день...

Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты “строек века” и так далее.

Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: