В зависимости от специфики отдельных товаров и особенности спроса на низ существуют различные виды ЖЦТ, различающиеся как по продолжительности, так и по форме проявления отдельных фаз.
Кривая бум (рис. 2) описывает очень популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого времени. Примером такого товара может быть напиток "Пепси". В случае с такой кривой жизненного цикла товара фирма производит товар и получает прибыль длительное время.
Кривая увлечения (рис.3). Она описывает товар с быстрым взлетом и падением сбыта. Часто такую кривую имеет модный, популярный товар. В качестве примера такого товара можно привести некогда модные очки-лисички, которые сейчас нельзя даже встретить в продаже.
Кривая сезонности (рис. 4). Кривая такого товара, который хорошо продается в течение определенных периодов времени. Таким товаром может быть: зимняя или летняя одежда, новогодние сувениры и многое другое.
Кривая продолжительного увлечения (рис. 5). Описывает также популярный товар, однако этот товар по прежнему предпочитает часть потребителей.
Кривая нового старта или ностальгии (рис. 6). Спрос на этот товар падает, но через некоторое время возобновляется. Примером может быть возвращение к женским туфлям на платформе, которые были популярны в 70-х годах.
Кривая провала (рис. 7). Характеризует товар, который почти сразу перестает пользоваться спросом у покупателей.
Кривая новых подъемов (рис. 8). Такую кривую имеют товары, сбыт которых перестает расти, но после небольшого усовершенствования и появления дополнительных полезных свойств компании удается снова увеличить сбыт. Таким товаром являются жевательные резинки ("Орбит", "Дирол"), которые сначала "становятся средством для ухода за зубами", а потом каждый раз делают это все лучше и лучше за счет использования новых компонентов (ксилит) или отказа от применения старых (сахар).
Кривая неудачного выведения (рис. 9). Такую кривую имеют товары, выведение на рынок которых было неудачно спланировано и проведено, но при повторной попытке выведения они получили большой успех.
Жизненный цикл продукта представляет собой временной интервал, включающий в себя несколько стадий этапов, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения продукта во времени и пространстве. Следует различать следующие три понятия жизненного цикла продукции:
-полный жизненный цикл продукта
-жизненный цикл продукции в сфере производства
-жизненный цикл продукции в сфере потребления (реализации)
Жизненный цикл продукции — это временной интервал, который включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителем.
Жизненный цикл изделия — это промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.
В маркетинге принято рассматривать следующие стадии жизненного цикла изделия:
1) зарождение — разработка, конструирование, эксперименты, создание опытной партии и производственных мощностей;
2) рост или начальная стадия появления изделия на рынке, формирование спроса, окончательная доработка конструкции с учетом опыта эксплуатации;
3) зрелость — стадия серийного или массового производства, наибольших продаж;
4) насыщение рынка — темпы продаж начинают сокращаться;
5) затухание производства и продажи изделия.
На начальных стадиях жизненного цикла продукции преобладают расходы (затраты на исследования, капитальные вложения в производство, в маркетинг и т.д.), на стадиях зрелости и насыщения преобладают доходы, и в конце концов рост убытков заставляет прекращать производство (см. рисунок).
Q — объем реализации товара (утолщенная кривая), объем прибылей и убытков (пунктирная кривая); t — время; I — стадия НИОКР, создания мощностей — «зарождение»; II — стадия освоения производства («рост»); III — стация серийного (массового) производства («зрелость»); IV — насыщение рынка; V — стадия свертывания производства («упадок»); 1 — капиталовложения, затраты на НИОКР; 2 — прибыль; 3 — убытки
Образ продукта (product vision) выстраивает работу всех заинтересованных лиц в одном направлении. Он описывает, что продукт представляет собой сейчас и каким он станет впоследствии. Границы проекта (project scope) показывают, к какой области конечного долгосрочного образа продукта будет направлен текущий проект. Говоря об образе, мы подразумеваем весь продукт. Он будет изменяться относительно медленно при определении со временем стратегии продукта или развитии бизнес-целей.