Восстановление школьного образования родителей




 

Есть разные способы, как организовать учебу дома, и не обязательно все предметы преподавать самостоятельно. Можно нанимать репетиторов, отдавать ребенка на курсы, кружки, которые покроют какие-то предметы, практически, целиком. Но этот семинар – для тех, кто хочет преподавать предметы самостоятельно.

Хочу сказать пару слов о себе. Я не эксперт в области СО, могу рассказать только свой опыт. Вот мой аттестат об окончании восьми классов, после школы я училась в одном колледже, потом перешла в другой, педагогический, окончила его вполне прилично. В школе у меня была одна бесспорная пятерка, - я ею горжусь, – по алгебре. Математика – это мое, я и в школе, и в колледже, училась поэтому предмету на 5. И есть у меня в аттестате еще две пятерки, которыми я не очень горжусь – это труд и изо. Все остальное – четверки и одна тройка. Это мой аттестат за восемь классов. А вот аттестат с отличием моего сына (у меня два таких аттестата, я принесла только один), вот его золотая медаль. Т.е. я – человек, у которого достаточно скромные успехи были в школе, занималась плодотворно своим образованием, образованием своих детей. Это аттестат 11 класса. Вот у нас две золотые медальки, даже три (одному ребенку почему-то дали две, одну от города, другую от Москвы).

Поэтому все возможно. Никаких сверхъестественных педагогических и умственных способностей у меня нет, я обычный человек, который (не знаю, обрадует вас это или огорчит) приложил огромное количество усилийк образованию самой себя и своих детей. Это не было легко, это не было так, что я взяла их на СО, и все само собой получилось. Я перекапывала целую кучу литературы, целую кучу ресурсов интернета, за 10 лет сделала некоторые выводы и сегодня поделюсь ими с вами.

Есть разные ситуации, связанные с тем, когда вы забираете ребенка на СО. Самая благоприятная – когда вы родители дошкольников и планируете взять их на СО с первого класса. И у вас есть в запасе несколько лет. Вторая – когда ваши дети уже учатся в школе, 2-3 класс, вы услышали о СО, вам ребенка в сентябре уже надо оформлять. Т.е. вам ребенка надо будет обучать уже совсем скоро, либо сейчас, либо с середины года. Третья – самая стрессовая для детей и родителей, самая тяжелая по всем аспектам – когда у вас уже хорошо подросший ребенок, с 6 класса и выше. Все это время он учился в школе, вы поняли,что не будете больше его там держать и забираете. Это тяжелая ситуация, и здесь надо будет очень много работать, приложить много сил. Наконец, четвертый момент, который заслуживает отдельного семинара – это подготовка к ГИА и ЕГЭ. Скажу об этом, буквально, несколько слов, потому что это важно как конечный итог школьной программы. Когда мы преподаем такие предметы, как русский и математика, то мы понимаем, что это завершится обязательным ОГЭ в девятом классе и ЕГЭ в 11 классе. Это предметы без выбора, отказаться от них нельзя, миновать их никак. Поэтому надо знать, какие знания должны быть на выходе у ребенка в 9 и 11 классе и к ним стремиться.

Итак, ситуация первая. Вы – родители дошколят, у вас есть несколько лет. Я бы советовала эти несколько лет вложить в то, чтобы вам вспомнить программу, как минимум, начальной школы. Как минимум, первого и второго класса. Потому что вы можете иметь свою базу, а потом идти вместе с ребенком. Он растет, и вы с ним. Вы можете быть на два шага впереди него. Я советую взять адекватные учебники начальной школы 1 класса, б\у или купить новые,они пригодятся, если вы будете по ним преподавать. Семинар о выборе пособий для начальной школы я записывала, он выложен в нашей группе конференции, в обсуждениях («Семинар о пособиях для начальной школы. Оксана Агеева»)https://vk.com/topic-63044544_32297271. Там вы можете послушать все, что я советовала по разным предметам. Т.е. вы берете этот первый класс и начинаете его просто читать. Вы увидите, что в самом начале той же математики будет идти программа совершенно дошкольная, никакой китайской грамоты особой там нет. Потом вы читаете задачи, начинаете в них вникать. Что такое задачи на разностное сравнение («у Кати было пять флажков, а у Васи на три меньше»). Это совершенно простые вещи. Вы прочитываете эти задачи, просматриваете эти примеры. Вы смотрите, как дается единственная более-менее сложная для ребенка тема по математике – «Переход через десяток». Пример 5+3 решают и дошколята, а 5+8 – тут уже надо поднапрячься. Т.е. вы смотрите, как дополняетсядо десятка, остаются единицы, которые надо прибавить к этому десятку, вы смотрите эту тему.

Прочитали все учебники математики, русского языка, посмотрели чтение, окружающий мир, выбрали пособие, которое вам нравится, и вы уже будете во всеоружии. Вы уже будете знать, что вам надо делать. Если у вас за это время накопятся какие-то вопросы, вы находите человека, которому можно их задать, хоть мне в ВКонтакте. Т.е. вы находите в вашем окружении человека, который объяснит, если вам что-то непонятно. Смотрите 2-й, 3-й, 4-й классы, если что, просматриваете, куда вы идете. Потому что, если вы будете ждать, пока наступит первый класс, оформитесь в школу на четвертные аттестации, и вас уже 10 – 15 октября заранее пригласят на аттестацию: «ах, я не понимаю, как эти верхние и нижние соединения, как их вообще делать…» Т.е. не позвольте, чтобы эти аттестации вас накрыли, пришли, как снег на голову. Подготовьтесь к ним заранее.

Если вы хорошо понимаете темы сами, но не знаете, как объяснить ее ребенку, чтобы он понял. Есть сайт https://interneturok.ru/ Это уроки, записанные учителями (чаще всего первой и высшей категории), ориентированные на детей. Т.е. это не объяснение родителям, как учить детей, это не семинар для педагогов. Но не обязательно сажать смотреть это ребенка. Посмотрите, сами как они объясняют эту тему ребенку, какие используют пособия, на что показывают, как работают с учебником. Посмотрели все ваши спорные темы – вот вам, пожалуйста, открытый урок педагога. Вы на нем присутствовали, получили некоторое представление о том, как преподавать.

Что еще мне помогало. Методички. Это то, что мне помогало в самом начале. Методичка, либо поурочное планирование. Называется «Поурочные разработки», либо «Методические рекомендации». И то, и другое – это, практически, одно и то же. Здесь расписано все. В некоторых методичках вплоть до «Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста». И там, например, задается ребенку вопрос «Что такое морфема?» (русский язык, 5 класс). В скобках написано: «значимая часть слова». Т.е. вы знаете, какой ответ должен вам дать ребенок, какого ответа вы должны от него добиться. Дальше: «какие морфемы вы знаете?». В скобочках: «приставка, корень, суффикс, окончание». И так далее. Методические и поурочные разработки в обязательном порядке есть к каждому учебнику каждого автора. Т.е. это учебно-методический комплект, УМК. Когда автор пишет свой учебник, он же или кто-то другой пишет к нему поурочные разработки. Меня в началке это очень сильно выручало, потому что у нас были очные аттестации, и нам надо было на этих очных аттестациях предъявить определенным образом оформленные тетради. И началось мое знакомство с методичкой, когда я получила в школе комплект учебников для первого класса с букварем Бунеевых. Я долго вертела его в руках, потому что просто не знала, что там делать. Я открываю, и там куча каких-то квадратиков, в которых явно что-то должно быть, но что? Никаких слов до тридцатой страницы, где появляются буквы, и все буквы эти в ботинках и в шапках. И там еще это все раскрасить надо. Как раскрашивать ботинки, шапки – я ничего этого совершенно не понимала. Я в панике звоню учителю, нас же скоро будут аттестовать, ребенок сидит с этим букварем и что? И учительница говорит: «У вас нет методического пособия для учителя. Вы возьмите, там все написано». Я открываю, и точно: «В правом верхнем квадратике нарисуй день своего рождения», «в левом нарисуй (что-то еще)», «этот звук глухой или звонкий? Раскрасим колокольчик, если звук звонкий, и шляпу, если глухой». «А звук бывает мягким или твердым? Значит, у мягкого раскрась ботиночек зеленым, у твердого - синим». Все. И мы спокойно шли по этой методичке,открывали букварь, выполняли задания иотличносправлялись.

Значит, это все вам в помощь:

- ИнтернетУрок;

- методические рекомендации;

- собственное обучение наперёд.

 

Английский язык – это то, что относится ко всем этим трем категориям и начинается в начальной школе со второго класса. Какие у меня были отношения с английским языком? Я забирала одного ребенка в третьем классе со второй четверти, а другой у меня был в первом классе. И если первоклашка еще терпимо, то свою старшую девочку я забирала из языковой гимназии, нам предстояли триместровые аттестации, я забрала ее в октябре, а в конце ноября – начале декабря нам уже надо было идти сдавать аттестации, в том числе по английскому языку. Лично для меня английский язык был третьим, потому что в школе я учила немецкий (совершенно его забыла), в жизни я преподаватель и переводчик финского языка. Какие-то базовые знания английского, конечно, были. Сидишь в церкви, слушаешь иностранцев, переводчиков – и через пять-десять лет уже, вроде, и читаешь, и понимаешь, но для нормального школьного обучения этого было очень мало. У меня простой грамматики не было. Помню, как я сидела просветленная на аттестации и слушала, как поправляют моего ребенка: «артикль «a/an»ставится только перед существительным в единственном числе. Перед существительным во множественном его не ставят». Думаю: «ага! Надо запомнить!»

Т.е. вы понимаете, какой был масштаб бедствия у меня в начале обучения? Ведь это были простейшие вещи, но я их не знала.

У нас были учебники Верещагиной, были учебники Барашковой, там очень простые вещи: «я могу прыгать», «я могу бегать», «может ли он бегать?» И я сидела, думала: где бы взять учителя? Я была не уверена в себе. Сейчас смешно вспоминать.

Я пригласила сразу к двум детям репетитора, она занималась часть времени с одним ребенком, часть времени – с другим, что-то могла делать с обоими, и я присутствовала на каждом уроке. Когда вы восстанавливаете ваше школьное образование, если приглашаете репетиторов к ребенку, то сидите на уроке и слушайте. Не для того, чтобы контролировать или смущать репетитора, но потому, что вы ловите каждое слово. Либо репетитор приходит только к вам, без ребенка. Т.е. репетитор к ребенку без вас – это не для тех, кто хочет научиться и иметь представление о преподаваемом предмете. Поэтому я пригласила на дом замечательную девушку-репетитора, она приезжала к нам, и я все за ней записывала, вникала, делала все задания с детьми, искала правильные ответы и ключи к заданиям, разбиралась: «Ага, так вот оно как!»

Мы читали тексты, слушали диски, это все давалось мне достаточно трудно, а дети и не подозревали о моих трудностях, они все спокойно осваивали, они всегда получали пятерки, их спрашивали по полной программе (аудирование, чтение с переводом, лексика со словарными диктантами и грамматика – все это оценивалось). И они сдавали эти тесты очень хорошо. И я видела удивление в глазах учителей, потому что никто из их очников-одноклассников таких результатов не показывал.

А мы всего-навсего выполняли каждое задание, пытаясь честно вникнуть в каждое из них. И вот эта проделанная работа никуда не девается, она дает свой результат.

Год дети занимались с репетитором, потом она занялась своим вторым ребенком, выбыла. Другие репетиторы брали дорого, возможности нанимать их не было. Мы стали разбираться сами, слушали, вникали, читали, я покупала методички к учебникам английского языка. Они, кстати, шикарно сделаны. Все эти британские пособия, - по многим из них учатся дети, - там, в методичках для учителя, вообще везде соломка подстелена, там все ответы к классной, домашней работе, все скрипты к аудиозаписям. Т.е. текст, начитанный на аудиозаписи, будет у вас перед глазами. Естественно, нет русского перевода, т.к. методичка на английском, но вы можете все проверить, проконтролировать, прорешать этот урок вперед ребенка, а потом сесть к нему, зная уже все ответы, и подсказывать, если он в чем-то ошибается.

 

Так вот, главный совет, который я могу дать, особенно мамам или папам, у которых больше, чем один ребенок: в первую очередь, вкладываться в собственное образование по части английского, а не в образование ребенка.

 

Поэтому, когда появилась финансовая возможность, я сама записалась на курсы носителя языка и сама отзанималась у него на уровне intermediate. Мой английский до сих пор оставляет желать лучшего, но я могу писать письма, понимать английскую речь без переводчика. И этого уровня мне хватает, чтобы учить детей в 7, 8, 9 классах. Меня не пугают эти тесты дистанционные, тесты подготовки к ГИА и к ОГЭ. И я буду изучать этот язык дальше.

 

На сайте питерских родителей Littleone я обнаружила тему «Учим французский вместе с детьми». Там родители детей-очников, которые учатся во французской школе. И там говорится: «Вот, вы переживаете, что ребенок носит домой плохие отметки по французскому. Неужели вам так трудно вместе с ребенком учить этот язык, делать по одному шажку вместе с ним, чтобы помочь ему?» Я думаю: «Надо же! Если родители очников учат язык, который малоприменим в России, если они готовы пойти на это ради своих детей, то неужели мы, заменяющие им всю школу, не готовы выучить язык международного общения, английский?» Это общий совет для любого языка.

 

Когда вы учите своих детей (это относится и к началке, и к средней школе), вот, у вас уже пошел процесс – очень хорошо иметь такого репетитора, который не занимается вами раз или два в неделю. Просто некий человек, к которому вы в любой момент можете обратиться. Вот, вы месяц занимались всеми предметами, и натолкнулись на то, что вы либо не можете понять, либо не можете объяснить. Ну, никак. Звоните-пишете этому человеку, договариваетесь на одну конкретную консультацию. Может, это родители, которые разбираются в этом предмете, или ваша подруга. Т.е. хорошо бы знать людей, которые могут вас проконсультировать. Не надо вступать в регулярные договорные отношения «Вы занимаетесь с моим ребенком каждый вторник». Вы проконсультировались разово, развязали этот узел, сказали «спасибо» и пошли дальше сами. У меня такие люди есть по разным предметам. К примеру,моей математики хватает до части «В» 11 класса ЕГЭ. Часть «С» - я до сих пор не села, не выделила время, чтобы конкретно ее прорешать. Поэтому каждый раз я обращаюсь к человеку, который всегда в доступе. Пишу или звоню: «Здравствуйте! Не могли бы вы взять моего ребенка на десять недель этих курсов?» И оплачиваю эти курсы. А за разовые консультации она даже не берет с меня деньги, помогает по доброте душевной. Мне радостно, что у меня есть человек, которому я в любой момент могу обратиться.

Поэтому убедитесь, что у вас есть кто-то, чтобы вы не тонули одни. Потому что иногда ко мне обращаются люди, которые уже находятся в кризисной, тупиковой ситуации, они чуть не плачут: «Не понимаю! Я не могу дать этот русский! Мы зашились! Мы не успеваем! Мы не закончим год! У нас все плохо!» Я начинаю разбираться, помогать, консультировать бесплатно, - и человеку сразу становится яснее: «А, мне это понятно! Я тут ошибалась! Ой, зачем же мы вот это делали! Все стало на свои места! Спасибо большое!» Не тоните долго. Найдите человека, к которому вы можете быстро со своими затруднениями обратиться. Не будьте одни, начинайте кооперироваться, общаться с другими, найдите того, кто на два шага впереди вас.

 

Если вы забираете ребенка, как я, третий класс, второй класс – используйте лето. Находите пару часов, чтобы летом посмотреть все учебники, убедитесь, что они у вас есть, скачайте их, в конце концов. И начинайте планировать учебный год заранее. Посмотрите, какие темы по истории, математике, сделайте себе задел.

 

Что вам может помочь в средней школе. Есть готовые домашние задания, ГДЗ. Например, книга Атанасяна по геометрии. Вы можете, предполагая, что «мы будем разбирать вот эти три задачи, и две из них я точно не решу сама», открыть эти ГДЗ, покорпеть над ними, разобраться. И, поняв, как это решено, вы можете это объяснить ребенку. Когда что-то хорошо понял сам, то можешь дать этот ключик ребенку. Есть очень хороший сайт, там пятый и шестой класс -vsevse.ru

Андрей Андреевич Андреев записал видеоразборвсех до единого заданий к самым разным учебникам. В 5-6 классе у нас в большинстве школ преподают математику по учебнику Виленкина, он один из основных. Андреев решил всего Виленкина и выложил на сайте. Можно не просто посмотреть ответ, а послушать, как рассуждает человек, записывает, объясняет. Он решил 7 класс геометрии Атанасяна. Чем важен седьмой класс? Это первый год, когда математика делится для детей на два предмета: алгебру и геометрию. Закладываются основы знакомства с предметом, основы оформления. И все это у Андреева решено.

По русскому языку тоже очень распространенный учебник Ладыженской. Все упражнения по русскому языку на сайте сделаны и выложены. Что касается других классов, Андреев записал их темы. Например, «умножение степеней с одинаковым основанием».

И это только одна капля из множества ресурсов интернета. Физика, записанная за 10-11 класс, выложенная бесплатно; бесплатные курсы Фоксфорда.

 

Не бойтесь показать незнание каких-то тем или вещей перед своим ребенок. Вот к вам подходит ребенок с какой-то задачей, а вы не можете ее решить. Начинайте решать ее вместе с ребенком. Здесь нет никакого стыда. Это может быть позорно для репетитора, который пришел за большие деньги, не смог решить задачу и ушел домой. Но совершенно не стыдно для родителя, который учится вместе с ребенком. Это очень полезная ситуация, ребенок видит, как вы справляетесь с этим. Это я называю одним из самых эффективных способов учить ребенка учиться. Когда вы не знаете, и он видит, что вы не знаете, он начинает смотреть, как вы из этой ситуации выпутаетесь и что сделаете, чтобы этот вопрос знать. То-есть ваша реакция – не сразу при ребенке к ГДЗ, это лучше сделать отдельно. Лучше посмотреть интернет-урок, начинать копаться. Я, бывало, сложную задачу по геометрии начинала решать снова и снова. Зашла в тупик – перелистнула лист, и с нового листа начала. Мне это очень помогает – полностью заново все начать.

 

Я читала когда-то об одном интересном эксперименте. Было два учителя математики, индус и американец. Индус достиг каких-то высот, сертификата, который дал ему право преподавать. Но все-таки отношения с математикой у него были несколько напряженные. А американец был блестящим математиком, все ему давалось легко. И у каждого училась группашкольников, экспериментальная. Эксперимент продолжался несколько недель. Индус, читая с детьми текст задачи, начинал серьезно вдумываться, рассуждать, он искал ответ. Класс подключался, давал советы: «Давайте вот так попробуем или так». И индус, на самом деле, искал решение вместе с учениками. А американец, прочитав условие задачи, восклицал: «Это же элементарно!» И либо сразу выдавал решение, либо спрашивал его, и если дети не знали ответ, накидывал его сам: «Посмотрите, как это легко! Как это изящно! Математика – это супер!» Американец гораздо больше знал, мог лучше объяснить. Но когда сравнили результаты двух групп, выяснилось, что у индуса результаты гораздо выше. Потому что этот человек пускал детей в мастерскую своего разума. Он давал детям возможность проследить, как развивается его мысль. Как он работает над этой задачей. Американцу все было очевидно, ученики не видели, как он работает над задачей.

Поэтому, если вы сидите и решаете, решайте вместе, покажите, как вы это делаете, как вы мысль развиваете.Как вы читаете статьи в интернете, как работаете с учебником – пусть ребенок видит, как вы выходите из положения, как получаете знания. Этим через какое-то время вы научите его учиться. Может быть, он и не каждый раз подойдет, если что-то непонятное, потому что уже будет знать, что будет дальше. Что посмотреть, что открыть, что почитать. Однажды он справится без вас и будет приходить все реже.

 

Если вы переводите ребенка в старших классах, в срочном порядке, то у вас получается двойная проблема. Вы не знаете того, что он проходил до момента перевода, а вам уже прямо сейчас надо проходить программу дальше. Т.е. надо ликвидировать те, собственные пробелы, потом вы увидите, переведя ребенка, который в старших классах попал домой, что он вообще почти ничего

не вынес из школьной программы, вероятность этого очень высока. Т.е. вам надо ликвидировать свои пробелы, его пробелы. Тут у вас цейтнот. Тут вам на время надо выключить все остальное, сказать нет каким-то проектам, использовать ваши выходные, вечера, сидеть разбираться. И вам понадобится помощь людей, которые смогут объяснить вам какие-то темы. Вы используете лето.

И тут вы, если вы мама дошкольника и прошли первый класс, когда ему было три года, и второй класс, когда ему было три с половиной, то вы можете быть сильно впереди ребенка. А здесь вам достаточно будет быть впереди на полшага, на один параграф. Т.е. вы прочитали параграф, разобрали задачу, упражнения по русскому, вы опережаете ребенка ненамного. Вы чуть-чуть всегда впереди. При таком зазоре вы можете двигаться вперед.

 

Если ваш ребенок был на семейном обучении с первого класса, то в пятом-седьмом классе он будет делать очень многое самостоятельно. Не ждите этого сразу в начальной школе. Вложите в него очень много, сидите с ним рядом, и в пятом, шестом и дальше вы увидите, как он самостоятелен не от ваших усилий «А ну, отойди от меня, занимайся сам!», а от личного желания: «Мама, спасибо, я сам, я сам». Вы увидите, оно родилось изнутри. Он спокойно читает гуманитарные предметы, возможно. Или читает естественнонаучные предметы. Кто-то из детей спокойно разбирает математику самостоятельно. Я не люблю, чтобы мои дети разбирали ее самостоятельно, потому что не хочу потом переучивать. Я хочу видеть, что все оформляется, считается и применяется так, как надо. Этот предмет я не хочу пускать на самотек. А какие-то предметы дети изучают полностью самостоятельно.

 

Предметы, которые вы изучаете вместе с ребенком, с горящими глазами, с пособиями, доп.ресурсами, картами, глобусом по КПД будут выше. Но в сутках всего 24 часа, и есть дела помимо СО. Поэтому у меня получается так: мне приходится жертвовать какими-то предметами. Но если я буду делать со всеми детьми все предметы, в своей манере, как нам лучше всего, это будет феерия. Но спать не будет никто. Поэтому приходится что-то выбирать, а что выбирать – это каждая семья решает сама. Если ребенок самостоятельно прекрасно усваивает историю, зачем тогда я? А если трудно дается, то я сяду рядом, хотя бы вопросы по параграфу задавать, хоть как-то контролировать.

Поэтому смотрите по способностям детей, что вы отдадите им на самостоятельную проработку, а что будете плотненько делать вместе. Но если вы забираете в седьмом классе ребенка из школы, то будьте готовы к тому, что самостоятельно он не будет делать ничего. Либо будет делать так, что это будет профанация. Вы ему галочки поставили, а он в окно смотрел, карандаши точил. Он болеет школьной болезнью, отсиживанием урока. Он же знает, что урок рано или поздно кончится. И не очень понимает, что дома этот номер не пройдет. Поэтому родителю, который взял ребенка большого, с большим количеством пробелов и школьных болезней, придется засучить рукава. И то время, что вы не отсидели с ним в первых классах, отсидеть с ним сейчас, до тех пор, пока вы не увидите, что пошло просветление, что он уже читает, что он уже сам понимает. Но это уже отдельная тема, для отдельного семинара. Но вам, возможно, при хорошем исходе не придется учить все. Только те предметы, которые вы будете изучать с ребенком. Все остальное, что он учит сам, вы не трогаете.

 

Что я хотела сказать о ГИА и ОГЭ. Это важно знать уже в средней школе.Есть определенные результаты, к которым вы должны придти по тем предметам, которые вы будете, как минимум, сдавать на ОГЭ в 9 классе. И все мы можем учиться по совершенно разным учебникам, а результаты должны быть одинаковыми. Поэтому необходимо заранее знать, какие требуются результаты. Есть сайт fipi.ru. Федеральныйинститут педагогических измерений. Это сайт, на котором выкладываются демо-версии ЕГЭ и ОГЭ. Есть вкладка демо-версии.Вы скачиваете папку с демо-версией, открываете ее и находите там файл «кодификатор». Вы распечатываете кодификатор к предмету, по которому готовитесь. Как минимум, к русскому языку и математике. Это список знаний, навыков, которые будут проверяться на экзамене. Поэтому, независимо от того, какой учебник, вы смотрите вот этот список. И отрабатываете его любым интернет-ресурсом, учебником, всем, чем угодно. Звуки и буквы, фонетический анализ слова, лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы. Т.е. вы прочитали: ребенок должен знать, что такое антонимы и омонимы. Зовете его, спрашиваете, если он не может ответить, вы берете и повторяете эту тему,пока не начнет отскакивать от зубов. Что дальше? Морфемный анализ слова, умение выделять корень, приставку, суффикс. Посадили ребенка, дали такое задание, смотрите, выполнил – не выполнил.

Естественно, все это не за день до экзамена. На подготовку к ОГЭ… Т.е. мы учимся каждый год. Это не то, что мы семь лет отдыхали, в восьмом классе начали. Но такую фронтальную подготовку к ОГЭ наша семья начинает с восьмого класса. Т.е. год – это спешка и стресс. Хотя бы два года нужно для русского и математики. Мне, например, нет смысла с одним из моих детей, который будет сдавать биологию, за два года до экзамена проходить программу по этому предмету. За два года он, скорее всего, все это забудет. Некоторые предметы лучше выучить перед экзаменом, чтобы это теплилось. Ты выучил и хотя бы не расплескал. Мы, конечно, учили строение папоротников, когда оно проходилось по школьной программе. Но это не те знания, которые актуальны для этого ребенка. Для другого актуальны, он будет это годами помнить. Поэтому какие-то предметы мы перенесем на девятый класс, а подготовку по русскому и математике начинаем с восьмого. Я люблю брать желтый карандаш, и когда какая-то тема освоена так, что от зубов отскакивает, я закрашиваю желтым карандашиком ее номер в кодификаторе. Я вижу объем работы, что уже освоено, что предстоит.

 

Проработали кодификатор – и отрабатываете на тренировочных тестах. На ФИПИ есть открытый банк заданий. Считается, что часть Б любого экзамена случайным образом формируется из этого банка заданий. Соответственно, логика такая: если вы прорешали все задания из этого банка, то на экзамене вы 100% получите что-то из них. Другой вопрос, что прорешать все там возможно вряд ли, потому что по каждому экзамену не один раздел, и в каждом разделе по 72 листа с заданиями.Но для тренировки вы идете по ним и сколько-то решаете. Чем они плохи? К ним нет ответов. Но есть два сайта, которые постоянно пополняются с ФИПИ, с пробников, с тренировочных работ СтатГрада. Сдам ГИА (https://math-oge.sdamgia.ru/) и Решу ЕГЭ (https://ege.sdamgia.ru/). Это феерический сайт, где тысячи тестов, все они решены и аргументированы. И там можно задать вопрос, если что-то не понятно, и получить консультацию специалистов. Он, этот сайт Гущина, хорош тем, что там есть все до единого предметы. Там можно генерировать собственные тесты. Вот вы по кодификатору что-то отработали, зашли на сайт «Сдам ГИА» и посмотрели план: какому номеру вопроса соответствует какая тема. Вбиваете то количество упражнений на эту тему, сколько хотите прорешать, решаете. Когда прорешали, увидели, что все задания типовые, переходите к следующему. Это хорошая отработка.

Что касается математики, на этом сайте очень хорошие, легкие, доступные варианты по ОГЭ и ЕГЭ. Бывало так, что ребенок решает по ним все на пять, приходит на пробник и вдруг решает его на три или на два, пробник попался сложнее. Это касается именно математики. Я очень советую для баланса заходить на сайт Ларина (https://alexlarin.net/). Он еженедельно выкладывает варианты для 9 и для 11 класса, ответы и обсуждения к ним. И эти задания посложнее. Они будут немного посложнее, чем реальный экзамен, который попадется. Т.е. можно ориентироваться на более сложный уровень, и на экзамене ребенку будет легче.

 

Можете распечатать эти кодификаторы даже в начале средней школы, чтобы вы знали: я должен привести ребенка вот к этому.

 

А по русскому языку, помимо нарешивания на Решу ЕГЭ, есть сайт капканы-ЕГЭ (https://xn----7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/). Там могут быть различные статьи, как писать сочинения, даны сочинения, написанные на 100 баллов. Вникайте, но давайте себе всегда время, не давайте себе оказаться в цейтноте, это огромный стресс. Министерство образования тоже не дремлет. Раньше надо было сдавать только два экзамена, русский и математику. Потом в 9 классе прибавились еще два на выбор. Решение такое чиновники могут принять очень быстро, поэтому и мы должны быть быстрыми. Когда-то они зимой вдруг сказали: ВУЗы в этом году будут принимать не по тем экзаменам, к которым вы готовитесь с сентября, а по другим, мы их поменяем. Вместо обществознания вот вам английский. Люди говорят: мы уже заплатили огромные деньги за курсы, купили пособия! На это им было спокойно отвечено: «Вообще-то, вы должны знать все предметы, а не только те, на которые вы положили все силы с сентября. Если бы вы учились равномерно и хорошо, у вас бы никакого стресса не было». Тут пошел такой массовый протест, что все вернули, как было.

 

Основное я вам рассказала. Есть ли у вас какие-то вопросы?

 

В.: Насколько эффективно учить детей чтению с раннего возраста?

О.: Есть два подхода. Один дает хорошие очень результаты, я его не использовала, но видела на примере знакомых. Это чтение по Доману. Дети быстро начинают читать, у них идет колоссальное развитие. У нас на форуме есть мальчик, который читал с двух лет на двух языках, и он не потерял любви к чтению, у него не пострадала эмоциональная сфера, он любит свою семью, он в восемь лет в пятом классе, выучил несколько языков.

Обычное традиционное чтение по складам не очень легко идет у малышей. Я склоняюсь к тому, чтобы идти за ребенком и смотреть, когда у него появляется интерес. Мои дети не читали рано. Одна из девочек, ранняя, которая все делала рано, ей все легко дается, зачитала в 4 года, практически, самостоятельно. Смотрела на букварь, когда ее брату пальчиком буквы показывали. Мы ее не тормозили и не подгоняли. Младшая самая – мы ей повесили на стену говорящий плакат «Знаток». И в четыре года она могла читать слоги, звуки, «кот», «кит». Но чтение ее не интересовало. Игра с плакатом – это одно, а чтение – другое. Время от времени почитаем букварь, не идет – не надо. Специально ничего не надо. Плакат можно повесить, пусть знает, что есть буквы, звуки. Лучше привить любовь к чтению, чем научить читать. Она очень любит, когда ей читают. Но сама до сих пор читает без удовольствия. И я очень боюсь поднажать, чтобы эту любовь к чтению не испортить. Стараюсь просто не трогать. Мы читаем с ней вслух, и она читает все, что ей полагается в первом классе: все тексты букваря, литературное чтение. Ей это нравится, она с удовольствием это делает, но когда окончился урок, она не будет брать книжку почитать. Мы взяли идею стимулировать чтение, приклеивать колечко за каждую прочитанную книжку, когда станет гирлянда до пола, устроим праздник. Ну,вот три колечка у нас висит.

 

В.: Как вы разделяете роли матери и учительницы?

О.: У меня нет такого разделения. Ведь когда они родились, я учила их ходить, учила есть ложкой, здороваться с людьми, не быть букой, учила читать, когда еще и не думала о СО. Потом логично добавляется какой-то предмет, добавляется математика, физика. У нас есть время утром, когда мы занимаемся, мы можем посмеяться, у нас очень доброжелательно проходят уроки, потому что это важно - без негатива учить детей, это ключевой момент в обучении. Потом идем, обедаем. Это наша ежедневная жизнь. У нас нет специальной школы дома, я не встаю в костюме с указкой к доске. Мы можем усесться на диван, можем лечь на пол, на живот. Нам ортопед советовал поменьше сидеть, побольше лежа читать. Маленькую, когда мы начинали первый класс, я часто на коленях держала, дошколят тоже. Я всегда и всегда мама, учу их Библии, учу манерам, учу физике – я просто мама. А мама – первый учитель ребенка и мне кажется, разделение такое искусственно.

 

В.: В чем плюсы аттестаций в ЦОДИВЕ?

О.: Мне нравится, что их аттестации ненавязчивы, там только 10 вопросов в тесте один раз в год. Т.е. это минимальное вмешательство школы в нашу ежедневную жизнь. Ведь аттестация означает, что ты готовишься, натаскиваешь больше, и это очень сильно тормозит процесс обучения. Чем больше аттестаций, тем больше они оттягивают одеяло на себя.

В ЦОДИВ вы в конце года открыли электронный тест, ребенок его сдал, отправили и все, вы ушли на каникулы. Вы можете проходить два класса за год, если вам это надо. Обычно в школе это значительно проблемней, а ЦОДИВ предоставляет возможность сдавать до трех классов за год.

Они сейчас должны получить лицензию, будут забирать себе личные дела учеников (сейчас личные дела лежат в школах, к которым дети прикреплены), будут их заполнять, ставить отметку о переводе в следующий класс. Т.е. они станут школой, когда получат лицензию. Мы только заключаем договор с ними, и все.

 

В.: У вас не было проблем с тем, что ребенок неусидчивый? Сообразительный, но трудно его внимание сосредоточить на чем-то, отвлекается.

О.: У меня немного другие были проблемы. Рассеянность внимания из-за гиперактивности. Ребенок, который может без конца отвлекаться. Перерасталось, только перерасталось. Тут только пытаться, искать подход,смотреть во время урока, что лучше ему идет, делать перерывы, если переутомился. Я заметила, что у человека есть периоды возбуждения и торможения коры головного мозга. Есть всплеск активности и всплеск, когда он ушел, задумался о чем-то своем. Это норма, человек не может фокусироваться на чем-то подолгу. А у детей это еще сильнее проявлено, у них эти периоды могу сменяться гораздо чаще. Поэтому если вы видите, что ребенок отключился, лучше сделать перерыв.

Возможно, ребенку, который держит внимание коротко, нужно больше коротких уроков, физкультминутка. Есть дети, которые могут прыгать на батуте и при этом внимательно тебя слушать. У меня был ученик, который, когда я читала ему «Аккитамарг», крутился в икеевскойкачельке по всей комнате. Я ему говорю: «Ты меня не слышишь» - «Я все слышу!» И пересказывает последний абзац. Когда я убедилась, что он все слышит, я расслабилась и каждый раз, когда не было письменного задания, старалась, чтобы он не сидел, а двигался. Не могу спокойно смотреть на долго сидящих детей, это может осанке повредить.

Ищите, пробуйте, кроме вас вашего ребенка никто не знает. Смотрите, как будет эффективно. Пока дети маленькие, их незрелости, недоразвитие каких-то функций будут все стопорить. У кого-то проблемы с пропуском гласных, у кого-то со счетом, у кого-то с концентрацией. Он перерастет. Нет волшебной кнопки, чтобы вы применили, и наутро ребенок другой. Но с годами все будет лучше. У меня были самые разные трудности с детьми. И учились мы по целому дню поначалу, это было очень тяжело. Сдай аттестации очные, все вынь даположь, все тетради заполни, все контурные карты нарисуй. Сам ты свой год планировать не имеешь права, тебе, буквально через три недели надо все сдать, иначе риск возвращения за парту. А сделать все это надо. Бывало, учились все то время, что не на кружках, не едим и не гуляем, т.е. с утра до вечера. Потому что тяжело шло.

 

В.: Ребенок с удовольствием осваивает программу первого класса, любит математику, но ему шесть лет. С какого возраста можно оформить его в ЦОДИВ?

О.: Насколько я понимаю, в ЦОДИВ и в школах требование, чтобы хотя бы на момент аттестации ребенку было 6,5 лет. Некоторые школы могут поставить требование, чтобы ему на момент 1 сентября было 6,5 лет. Вы смотрите, взвесьте самые разные моменты, для чего вы хотите, чтобы он пошел раньше? Для армии или еще для чего-то. Есть вариант идти по программе вперед, а сдавать по возрасту, многие пользуются этим. Например, ребенок идет в первый класс и уже трехзначные числа складывает и вычитает, а они хотят сдава



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: