Оценка экономической безопасности




 

Основные угрозы экономической безопасности Республики Беларусь на 2019-2020 гг. представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Основные угрозы экономической безопасности на 2019-2020 гг.

Наименование Угрозы экономической безопасности
   
Политика - активизация оппозиционных движений; - снижение уровня доверия к работе государственных органов власти; - коррупция; - неэффективная система взаимодействия общества и политической власти.
Экономика - развитие теневых экономических отношений; - низкие темпы экономического роста, падение реальных доходов населения; - проблемы в финансово-банковском секторе (валютные кризисы, высокая ставка рефинансирования, рост проблемной кредитной задолженности и т.д.).
Наука - низкий уровень наукоемкости продукции ВВП (0,5 -0,7 %); - снижение числа инновационных производств; - отсутствие необходимого количества высококвалифицированных сотрудников; - нехватка финансирования НИОКР; - превышение импорта технологий над экспортом.

 

Продолжение таблицы 2.3

   
Социум - незаконная миграция; - проблема идентичности общества в контексте национальной безопасности; - рост уровня безработицы; - культурно-духовная деградация.
Демография - устойчивое превышение смертности над рождаемостью; - «старение нации» (доля пенсионеров составляет более 7% от общей численности); - миграция белорусского населения за рубеж.
Оборона - военные действия в Украине; - терроризм; - рост наркотического трафика через границу Республику Беларусь; - усиление националистических и анархических движений.

 

В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:

1. Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства.

2. Несогласованность отношений собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий для субъектов хозяйствования с различными формами собственности.

3. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.

4. Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.

5. Снижение качества товаров и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.

6. Снижение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках. Принятие зарубежными государствами мер, ставящих в невыгодные условия белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и условий по осуществлению экспортно-импортных операций.

7. Отток наиболее квалифицированных специалистов за рубеж.

8. Отсутствие стабильных условий хозяйственной деятельности. Несовершенство правового регулирования экономических отношений.

В сфере обеспечения национальной безопасности, следует отдельно остановиться на оценке текущей ситуации в стране. Так, постоянно растущее противостояние между Российской Федерацией и странами Запада, агрессивная демонстрация военного потенциала вызывает напряженность и национальной безопасности Республики Беларусь.

Источники угроз связаны с дестабилизацией отдельных стран региона, увеличением числа беженцев и лиц, ищущих убежища, возможная торговля оружием массового уничтожения, радикализация общества этих стран и нарастающие угрозы терроризма. Решение этой проблемы лежит в налаживания межгосударственного сотрудничества [8].

По мнению западных политологов, действия Российской Федерации существенно ухудшили безопасность внутри Республики Беларусь. При этом Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко подтверждает стремление белорусской стороны максимально способствовать мирным процессам в регионе. «Беларусь сделает все, что от нее зависит, чтобы восстановить мир и согласие между славянами. Это нелегко, но даже если сохранится малейший шанс, своих попыток мы не оставим. Мы будем стремиться к тому, чтобы у нас здесь, на территории основных славянских государств, был мир.

Высокий уровень внешней задолженности ставит под сомнение наличие у республики возможности проводить вполне самостоятельную внешнюю, в частности внешнеэкономическую, политику с учетом собственных национальных интересов, поскольку сейчас страна вынуждена постоянно оглядываться на ведущие страны-кредиторы. Для облегчения проблемы задолженности нужно предпринять шаги, которые позволили бы не только уменьшить сумму самой задолженности, но также реально ограничить получение новых займов и кредитов.

В сфере энергетической безопасности Беларусь является страной, практически лишенной внутренних запасов энергоносителей. Единственное ископаемое топливо, не находящееся в состоянии упадка – это торф, топливо, которое, теоретически являясь возобновляемым ресурсом, имеет минимальный потенциал для пополнения в кратко- или среднесрочной перспективе. Механизм обеспечения энергетической безопасности состоит в планировании решения проблемы. Таким образом, были предприняты меры: обращение к зарубежным поставщикам энергии в страну и поиск новых источником топлива. Поставляемый Россией природный газ является основным видом топлива при низкой доле нефти, биомассы и тепла от технологических процессов, которые также используются в качестве источников энергии. В настоящее время, в связи с пандемией COVID-19, у Беларуси появились проблемы с поставками нефти в страну, падением курса рубля в результате снижения цен на нефть. Следом идут более весомые сложности: нарушение цепочек поставок, ограничения грузоперевозок, закрытие границ. Беларусь ждет непростое энергетическое будущее. Вся сложность ситуации состоит в том, что страна лишена природных запасов энергоресурсов. Несмотря на изобилие торфа и леса, они не могут быстро восполняться и заменить нефть [9].

С 2010 года по настоящее время продовольственная безопасность Республики Беларусь обеспечивается в полной мере. Более того, по таким продуктам как яйца, мясо, молоко уровень в 1,3–2,3 раза превышает потребность [10].

В декабре 2017 г. Правительство утвердило Доктрину национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года. Аграрным сектором создается около 4% валового внутреннего продукта. Производство пищевых продуктов формирует еще 5% ВВП Беларуси. Имеющийся машинно-тракторный парк обеспечивает проведение полевых работ по современным интенсивным технологиям. Ежегодно проходят испытания новые образцы самоходной и прицепной отечественной техники. Ежегодно утверждаются национальные программы мониторинга качества и безопасности производимых и импортируемых продовольственного сырья и пищевой продукции. Мониторинговые исследования ведутся по биологическим, химическим, физическим показателям безопасности и по показателям качества (всего более 200 наименований показателей) в 8 аккредитованных лабораториях, являющихся структурными подразделениями Минсельхозпрода и Национальной академии наук Беларуси. Республика Беларусь, занимая 25-е место в мировых производства молока и молокопродуктов, вышла на 8-е место в экспорте. Наиболее высокий рейтинг наша страна имеет по производству и экспорту льноволокна – 2-е и 3-е места соответственно. Также Беларусь входит в двадцатку стран-экспортеров мяса, сахара и масла рапсового. Наметилась Российской Федерации в общем объеме экспорта сельхозпродукции и продуктов питания [11].

В сфере финансовой безопасности основной целью денежно-кредитной политики является снижение к концу 2020 года уровня инфляции до 5 процентов [12].

В рамках этих изменений Нацбанк планирует осуществить переход к плавающему курсу рубля и повысить свою институциональную независимость [9].

Это станет важнейшим условием для роста доверия к белорусскому рублю и удешевления кредитов для субъектов хозяйствования и населения. Формирование полноценного финансового рынка – обязательное условие финансовой стабильности и устойчивого экономического роста. Ключевые задачи – обеспечение гарантий сохранности вкладов населения, поддержание положительной в реальном выражении доходности сбережений, устойчивости банковской системы страны, привлечение инвестиций и новейших технологий в финансовый сектор, усиление защиты прав потребителей финансовых услуг [12].

Сдержанная монетарная политика властей продолжает приносить плоды: на фоне сохраняющейся макроэкономической стабильности были зафиксированы два исторических достижения – золотовалютные резервы по итогам 2019 года достигли максимального размера (почти USD 9,2, а ставка рефинансирования в очередной раз пробивает исторический минимум (ее размер с 20 ноября составит 9%)) [13, 14].

Демографическая безопасность Беларуси находится под угрозой, так как основная проблема в этой сфере – снижение рождаемости. Суммарные коэффициенты рождаемости и в городской, и в сельской местности пошли вниз. Снижается рождаемость в молодых возрастах, средний возраст женщины при рождении первого ребенка взлетел уже до 26,7 года. Увеличивается количество рождения детей третьей очередности, но резко снижается рождение первых детей. В общем фоне выбивается поддержка многодетных семей, в то время как с точки зрения повышения рождаемости пора сместить акцент на рождение первых и вторых детей. Материальные стимулы интереснее для села, так как зарплаты у женщин там ниже, возможность присмотра за детьми лучше. Для города материального стимула недостаточно, поскольку меняется социальный статус женщин: они не планируют покидать рынок труда. Сразу же появляются инфраструктурные проблемы, например, обслуживания детей в поликлиниках, обеспечения местами в дошкольных учреждениях. Институт экономики предлагает разные варианты – субсидирование государством услуг частных детских садов, услуг няни и др. По обеспечению демографической безопасности предложены следующие решения: обеспечение баланса занятости и ухода за детьми для женщин, увеличение пособий в первые два года, контроль смертности, внедрение профилактических мер для поддержания здорового образа жизни [15].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате практической работы раскрыты угрозы экономической безопасности Республики Беларусь и ее оценка на основных уровнях. Также описаны различные механизмы обеспечения экономической безопасности страны.

Подводя итог, можно считать, что основными направлениями обеспечения экономической безопасности являются топливно-энергетическая, продовольственная, финансовая и демографическая безопасность. Обеспечение экономической безопасности по основным направлениям – это гарантия суверенитета Беларуси и ее безопасности.

Таким образом, в настоящее время прогнозы по обеспечению экономической безопасности Республики Беларусь неутешительны. Темпы экономического роста в стране будут весьма низкими. Оценка экономической безопасности Беларуси на основных уровнях различная – продовольственная безопасность находится в высокой степени, в то время как остальные уровни имеют ряды угроз.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Беларусь [Электронный ресурс] // Страны, государства, материки планеты Земля: [сайт]. [2019]. URL: https://country.in.ua/europe/belarus.html (дата обращения 03.05.2020).

2 «Беларусь факты» – информационный портал: [сайт]. URL: https://belarusfacts.by/ru/

3 Официальный Интернет портал Республики Беларусь: [сайт]. URL: https://www.belarus.by/

4 Национальный правовой портал Республики Беларусь: [сайт]. URL: https://www.pravo.by/

5 Официальный Интернет портал Президента Республики Беларусь: [сайт]. URL: https://www.president.gov.by/

6 Национальный статистический комитет Республики Беларусь: [сайт]. URL: https://www.belstat.gov.by/

7 Беларусь в цифрах [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь: [сайт]. [2020]. URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_16711/ (дата обращения 05.05.2020).

8 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс] // Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь: [сайт]. [2020]. URL: https://mchs.gov.by/kontseptsiya-natsionalnoy-bezopasnosti-respubliki-belarus/ (дата обращения 29.04.2020).

9 «Маневр закончился досрочно» [Электронный ресурс] // Белорусский портал «Tut.by»: [сайт]. [2020]. URL: https://news-tut-by.turbopages.org/s/news.tut.by/economics/676770.html (дата обращения 03.05.2020).

10 Совет Министров Республики Беларусь: [сайт]. URL: https://www.government.by/ru/

11 Продовольственная безопасность [Электронный ресурс] // Продовольственная безопасность Беларуси: [сайт]. [2020]. URL: https://produkt.by/tegi/prodovolstvennaya-bezopasnost (дата обращения 04.05.2020).

12 Министерство экономики Республики Беларусь: [сайт]. URL: https://www.economy.gov.by/

13 Ставка рефинансирования [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь: [сайт]. [2019]. URL: https://www.nbrb.by/press/9548 (дата обращения 02.05.2020).

14 Золотовалютные резервы Беларуси [Электронный ресурс] // Национальный банк Республики Беларусь: [сайт]. [2019]. URL: https://www.nbrb.by/press/9545 (дата обращения 02.05.2020).

15 Новости Беларусь|БелТА: [сайт]. URL: https://www.belta.by/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: