Какие предварительные упражнения способствуют развитию мускулов и пальцев кисти руки?




Обучению написанию букв должны предшествовать специальные упражнения. Эти упражнения помогают развить у ребенка мелкие мышцы кисти, точность и гибкость движения руки, развивает чувство координации руки и глаза, внимательность, аккуратность, способствуя и развитию личности ребенка в целом. Мария Монтессори писала об этом так: "Необходимо подготовить движения, выработать механизм путем часто повторяющихся упражнений, упражнения эти должны подготовить к работе... Неумение провести линию происходит гораздо чаще от неподготовленности ума и невнимательности глаза, чем от неподготовленности руки..." /Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. - М.,1920. С.142-148/.

Эти упражнения лучше всего проводить с детьми в начале занятия или тогда, когда дети устанут.

Для развития кисти и пальцев руки детей, координации руки и глаза используются разнообразные упражнения, многие из которых сначала могут у детей получаться с трудом. Но занимательный характер этих упражнений, возможность их включения в игру могут сделать их интересными для детей. Лучше, если взрослые будут выполнять эти упражнения вместе с детьми.

1. Ручку или карандаш катать между ладонями сначала произвольно, затем оставляя неподвижной левую руку и совершая движения только правой, после этого активной становится левая рука при неподвижной правой.

2. Большим, указательным и средним пальцем взять карандаш, ручку или линейку (это самый лучший вариант, так как линейка не только длиннее, но и более плоская, т.е. действовать с ней труднее) за нижний конец и, держа ее вертикально, постараться переместить пальцы к верхнему концу. Затем надо совершить обратное движение - от верхней части предмета к нижней. Именно это движение будет вызывать большие затруднения у детей, поэтому вначале не обязательно требовать, чтобы оно было выполнено до конца.

3. Набор петель на спицы. Для этого возьмите и толстые спицы (вначале нитки набираются только на одну спицу), и толстые нитки. Если нитка будет не очень длинная (50-80 см), то дети всегда будут видеть результат: всё, нитка закончилась, я молодец! Постепенно можно усложнять задание: набирать петли на спицу не только сидя, но и стоя; набирать не только на одну, но одновременно на две спицы; научить детей не только набирать петли на спицы, но и вязать.

4. Руки положить вниз ладонями, крепко прижав их к поверхности стола. Поднимать по одному пальцу, начиная с большого, сначала правой руки, затем левой. Когда дети будут справляться с этим упражнением, повторить его, начиная с мизинца левой руки.

5. Выполнять предыдущее упражнение, но каждый пальчик поднимать по три раза под счет: "раз-два-три, раз-два-три".

6. Положить руки на стол ладонями вниз. Поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

7. "Лапки-царапки". Положить руки на стол или на колени ладонями вверх. Сгибать каждый пальчик, начиная с большого, прижимая его к подушечке, сначала на одной, а потом на другой руке. При этом повторяется загадка о кошке: "Мягкие лапки, а в лапках - царапки".

8. Массаж пальчиков и руки. Большим и указательным пальцами одной руки массажировать каждый пальчик другой руки, а затем всю ладонь. При этом можно приговаривать: "Мы перчатки надеваем, каждый пальчик называем: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец" или загадку: "Пять пальчиков, пять братцев в одном домике ютятся".

9. "Шаги". Зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать этими пальцами маленькие "шаги" по поверхности стола. Можно "шагать", произнося стихотворение А.Л.Барто "Бычок": "Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: "Ой, доска кончается, сейчас я упаду".

10. "Собери карандаши". Взрослый или сам ребенок выкладывает на стол несколько цветных карандашей, фломастеров, ручек (от пяти до пятнадцати). Одной рукой (не помогая другой) надо собрать в кулак карандаши, беря их по одному. Желательно успеть это сделать пока звучит загадка: "Я красный, черный, желтый, синий, с начинкой твердой в древесине, зеленый, белый, серебристый, коричневый и золотистый". Можно использовать это упражнение и для изучения цветов радуги, собирая карандаши в определенной последовательности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) под слова: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".

11. "Мячик". Между ладонями дети перекатывают небольшой мячик, например теннисный. Затем это упражнение идет без мячика, только на основе воображения. Дети делают движения, соответствующие перекатыванию маленького, среднего, большого мячика.

- Упражнения со спирографом (О.К.Таликина).

- Проведение карандашом тонких больших дуг от одного края тетради до другого.

- Проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а также овалов и восьмерок (расположенных вертикально и горизонтально).

 

? Какие подготовительные упражнения можно проводить при обучении детей письму?

- Рисование бордюров и орнаментов, состоящих из углов, квадратов,

кружков, полуовалов, петель и др. Такие упражнения не очень сложны по исполнению, но в то же время доставляет ребенку эстетическое удовольствие, помогают развивать чувство ритма и соразмерности, умение вести безотрывно линию. Орнамент - это узор, состоящий из сочетания ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. Это может быть узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Бордюр - полоска, кайма, кромка, орнаментальное украшение вдоль прямой линии. Рисование орнаментов и бордюров лучше сразу проводить в тетрадях для первоклассников. Это поможет детям ориентироваться в тетради, распознавать так называемые рабочую и нерабочую строку. При этом необходимо чередовать орнаменты, состоящие из углов, квадратов, прямоугольников, с рисованием плавных, округлых линий (петель, полуовалов, кружков и др.).

- Рисование предметов, очертания которых напоминают элементы письменных букв, например, прямые линии - заборчик или шпалы; прямая линия с закруглением внизу или вверху - крючок; прямая линия с петлей внизу - удочка; овал - баранка, яйцо или дыня; полуовал - молодой месяц, половинка баранки и т.д. Рисование лучше проводить карандашом на листочках или в тетрадях без всякой разлиновки или разграфленных в клеточку.

- Штриховка, закрашивание предметов.

 

Какие методы и приемы можно использовать для обучения написанию букв?

В системе обучения детей письму существует множество различных методов и приемов, которые вошли в методику в различное время и пользовались в тот или иной период различной популярностью.

 

Копировальный (стигмографический) метод.

Именно копировальный метод был первым в истории обучения письму у всех народов, предполагая обведение имеющихся готовых образцов. Если этот метод использовать как основной, то это не приведет к осознанному освоению детьми процесса письма: дети не вполне понимают, из каких элементов состоит та или иная буква, не всегда соблюдают правильную последовательность начертания, особенно при написании заглавных букв. Однако если данный метод использовать вместе с другими и в специальных целях, опираться на анализ буквы, то ограниченно он может применяться не только в период становления у детей графического навыка - для усвоения направления движения и верного начертания букв, правильного наклона, но и для закрепления приобретенных навыков, для коррекции почерка.

Данный метод может иметь несколько вариантов.

1. Обведение детьми образцов, написанных учителем. Первоначально, когда для обучения детей письму использовалась нелинованная бумага и перья, учителя специально готовили бумагу: разлиновывали листы тетради, наносили еле заметными линиями элементы букв, буквы, слоги и слова. Дети обводили пером уже готовые образцы письма. Иногда этот вариант используется учителями и сегодня, например, для помощи детям с плохо развитым глазомером. В этом случае учитель пишет в тетради один и тот же элемент или букву разного размера: в четыре раза больше обычного размера, в два раза больше и, наконец, обычного размера.

2. Письмо с помощью взрослого. Учитель или другой обучающий ребенка взрослый берет руку ребенка в свою и вместе с ним обводит сначала готовые образцы, а затем пишет без них. После этого ребенок повторяет то, что было написано, самостоятельно.

3. Обведение ручкой образца, напечатанного в прописи с помощью точек или бледных чернил. Желательно при этом, чтобы, как это сделано во многих современных прописях, были указаны начало и конец движения (например, точками другого цвета), а также его направление (с помощью стрелок).

4. Написание образца (буквы, слога, слова, предложения) через кальку. Этот прием часто используется как учителями, так и при домашнем обучении детей. Этот прием может стать также надежным способом самоконтроля в том случае, если ребенок кальку с обведенным образцом накладывает на написанную самостоятельно букву и сравнивает их. Вот как пишет об этом учительница Н.И.Капырина: "Ученик накладывает кальку на слово (или предложение), написанное в прописи, и обводит его. При этом он обращает внимание на размеры букв, старается не допустить ошибок в соединениях. Со своей стороны, я контролирую выполнение работы. Это ее первый этап.

Затем кальку со скопированным словом (или предложением) ученик откладывает в сторону и пишет то же самое в прописи на свободной строке (лучше, конечно же, писать под оригиналом). Ученик пишет и сравнивает свое письмо с тем, что написано в прописи.

Закончив писать, ученик берет полоску кальки со скопированным словом (или предложением) и накладывает ее на свое письмо. Ошибки, разумеется, сразу видны. Я анализирую их вместе с учеником. И часто никакими словами не заменить того, что понял и увидел ребенок, подвергнув свое письмо такому сравнению" /Капырина Н.И. Чистописанию - повседневное внимание // Начальная школа. 1983. № 5/.

А учительница из.Арзамаса С.В.Акинина вводит целые тетради из кальки, которыми дети пользуются в течение всего периода обучения грамоте.

5. Этот вариант копировального метода содержит элемент тайны, неожиданности, а потому всегда интересен детям. Возьмите копировальную бумагу, при этом можно использовать не только черную, но и - по возможности - цветную. Помогите ребенку очень аккуратно, с помощью скрепок, соединить три листа: чистый белый лист, копировальную бумагу и лист, на котором написан образец буквы. Ручкой с непишущим (пустым) стержнем или острой палочкой ребенок обводит образец буквы (конечно, соблюдая правильное направление движения, начало и конец начертания буквы), затем открывает чистый лист и видит написанную им букву! Обычно буква написана близко к образцу, что вызывает у ребенка положительные эмоции и желание писать.

6. Вместо кальки можно взять полиэтиленовую пленку. Учительница А.В.Золотова предлагает, например, накладывать кусочки пленки размером примерно 10х15 см на образцы прописи и обводить несколько раз под счет начертание букв, соединений и слов /Золотова А.В. Как я провожу уроки письма // начальная школа. 1989. № 5/.

На наш взгляд, лучше всего в этом случае использовать половинку обложки для тетради, так как есть возможность, чтобы не произошло смещения, просто надеть эту половинку на тот лист прописи, который будет копировать ребенок. С другой стороны листы скрепляются скрепкой. Писать на полиэтиленовой пленке можно как шариковой ручкой, так и тонким фломастером. Такое средство служит достаточно долго, достаточно только стереть написанное перед новым употреблением.

7. Написание образца с помощью специальных трафаретов букв. Трафареты могут быть изготовлены из плотной бумаги, картона, пластмассы, тонкого оргстекла, толстой прозрачной пленки и др. На плотной бумаге, картоне и пленке прорези могут быть сделаны с помощью скальпеля. Размеры букв на трафаретах могут соответствовать размеру букв в прописях или быть несколько больше. В методике московской учительницы Е.Н.Потаповой трафареты изготавливались из медной пластинки, на которой буквы писались пером с помощью кислоты, после чего на пластинке оставались прорези. Письмо букв по трафаретам предшествовало самостоятельному письму букв и способствовало многократному повторению нужных для письма движений и механическому запоминанию детьми этих движений. /Потапова Е.Н. Радость познания. - М.: Просвещение, 1990.

Рассматривание и анализ образца буквы.

Письменная буква соотносится со звуками, которые она обозначает, сравниваются письменные и печатные, заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы. Особое внимание уделяется выделению в письменной букве отдельных элементов.

Возможны игровые, занимательные варианты этого метода.

1. "Угадайте, что за буква". Через вертикальную прорезь в бумаге взрослый показывает первый элемент буквы и просит детей догадаться, какая буква играет с ними сегодня в прятки. Дети могут вспомнить все изученные ими буквы, начинающиеся с этого элемента. Например, взрослый показывает первый элемент строчной буквы п - прямую линию. Но с этого же элемента начинаются буквы к, т, н, уже известные детям, а в дальнейшем они познакомятся и с буквой ю. Следующий элемент открывается только после того, как названы все буквы, в том числе и загаданная, которые начинаются с показанного элемента. Интересно угадывать спрятавшуюся букву и по ее последнему элементу.

2. "Полубуковка". Взрослый закрывает нижнюю или верхнюю (это сложнее) часть буквы, а дети ее угадывают.

3. "Буква заблудилась". На рисунке часть буквы написана четко, а часть - еле намеченным контуром. Взрослый объясняет: "Буква заблудилась в лесу и только немного видна из-за дерева". Буква может также заблудиться среди высоких цветов в саду, среди домов, в зоопарке, на полке с посудой, на столе среди учебных принадлежностей, в морозном узоре на стекле и т.д.

4. "Волшебный мешочек". Дети на ощупь определяют букву, вырезанную из картона или фанеры и находящуюся в "волшебном мешочке".

Показ написания образца букв.

Показ правильного начертания букв и слов взрослым желательно проводить с детальным комментированием. В этом случае данный прием помогает ребенку понять, откуда начинать написание буквы, где менять направление, где заканчивать или соединять с другими буквами.

Например: рассмотрите букву в образце и назовите элементы, из которых она состоит (прямая линия, прямая линия с закруглением вверху и внизу). От верхней линии рабочей строки пишем прямую к нижней линии рабочей строки и, не отрывая ручки от бумаги, ведем линию вверх и пишем второй элемент - прямую линию с закруглением вверху и внизу, заканчивая ее в середине строки (строчная буква п).

В дальнейшем такой комментарий может стать своеобразным
графическим диктантом для детей. Если ребенок правильно выполняет все указания взрослого, то результатом станет написание задуманной буквы. Подобный комментарий может давать и ребенок, а другие дети или взрослый отгадывают.

 

Сопоставление буквы с другими.

Письменная буква сопоставляется с другими, имеющими сходные элементы. Дети выясняют, что общего и чем отличаются те или иные буквы. Например, при сопоставлении строчных букв а и и дети выделяют общий элемент - прямую линию с закруглением внизу - и отличия: в букве а первый элемент - это овал, в букве и - прямая линия с закруглением внизу. Строчные буквы д и в имеют практически одинаковые элементы, однако прямая линия с петлей расположены по-разному.

Как вариант этого приема можно использовать игру "Буквы играют в прятки". Дети должны найти в той или иной рукописной букве другие. Например, в заглавной букве Т спрятаны П и Г; в м - л и и; в строчной щ - и, ш, ц и т.д.

Игра "Буква ищет друзей" поможет назвать буквы со сходными элементами или на этой основе разделить написанные буквы на несколько групп.

Свободное написание буквы.

Письменная буква пишется на нелинованной бумаге и той величины, которая в наибольшей степени соответствует индивидуальным возможностям ребенка на тот или иной момент. Этот прием позволяет формировать прежде всего умение соблюдать направление письма слева направо, непрерывность, слитность написания как отдельных букв, так и слогов и слов.

? Списывание с рукописного шрифта.


Линейный метод.

Для этого метода необходима вспомогательная графическая или так называемая модульная сетка, которая помогает детям соблюдать наклон при письме, одинаковую высоту и ширину букв и отдельных элементов. В разное время эта графическая сетка выглядела по-разному: от чистой, неразлинованной бумаги до разлиновки в три линии с густой наклонной сеткой. В настоящее время этот метод предполагает, что в первом классе используются тетради с разлиновкой в две линии и редкой наклонной линией (или без нее). В следующих классах используются тетради в одну линию.

До сих пор вокруг использования этого метода ведется много споров, он имеет как своих противников, так и сторонников. Сторонники утверждают, что этот метод несомненно облегчал письмо букв, правильность их начертания, одинаковую высоту, одинаковое расстояние между буквами и отдельными их элементами. По мнению же других исследователей, он стеснял свободу движения руки, частая косая разлиновка могла оказать вредное влияние на зрение и не способствовала развитию самоконтроля. Однако, несмотря на все эти споры, данный метод и сегодня используется для обучения детей, особенно если взрослые учитывают их индивидуальные особенности.

Сетка может расчерчиваться на тушью на плотном (альбомном или ватманском) листе размером с тетрадный и затем подкладываться под тетрадный лист. Эта работа может сопровождаться следующей установкой для детей: каждому элементу буквы надо отвести свой "домик", то есть одну "клеточку" сетки. При такой работе письмо сначала ставится более медленным, однако более правильным. Особенно эффективен такой метод для детей с плохо развитым глазомером.

 

Тактический метод.

Этот метод также называется ритмическим или письмом под счет. Этот метод нацелен на развитие правильного ритма, четкости и плавности движений. Дети прописывают каждый элемент буквы под определенный счет (раз и, два и). При этом в том случае, если движение руки идет сверху вниз, счет идет на раз, два, три; движения снизу вверх - на "и". Письмо под счет занимает небольшую часть урока и используется, как правило, при выполнении несложных упражнений, например, при написании букв или слов, состоящих из хорошо знакомых детям элементов.

Если этот метод используется при работе в классе, то все учащиеся должны писать в одинаковом темпе, что имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относится развитие плавности движений руки, выработка необходимой скорости письма. К числу отрицательных - невозможность учитывать индивидуальную скорость письма у разных детей, что ведет к напряжению как тех детей, которые пишут медленнее, так и тех, которые пишут быстрее.

Некоторые исследователи /С.П.Руссков/ предлагают для получения оптимального эффекта от этого метода применить метроном., что "повысит интерес детей к восприятию ритма и использование заданного ритма при письме" /С.61/.

Иногда вместо письма под счет используется письмо под музыку - ритмичную, но негромко звучащую.

Счет при письме может вести не только учитель, но и сами дети - как хором, так и индивидуально.

 

Письмо в воздухе.

При проведении этого приема необходимо соблюдать ряд условий. Взрослый должен показывать образец для написания буквы в воздухе так, чтобы дети не писали в зеркальном отражении. Для этого взрослый встает к детям не спиной, а вполоборота, чтобы и своих воспитанников видеть, и в то же время показать движения руки, чтобы дети могли повторить, не искажая начертания буквы. И взрослым, и детям необходимо писать не всей рукой, а только кистью, которая будет совершать вращательные движения. Для этого рука должна стоять на локте на крышке парты или стола. Обводят букву в воздухе также одним указательным пальцем, ручкой, карандашом, указкой.

Дети могут упражняться в написании буквы в воздухе с открытыми и закрытыми глазами, обратной стороной ручки над образцами рукописного шрифта (в прописи, например). С удовольствием дети прописывают букву не в воздухе, а пальчиком или тупой палочкой (обратной стороной ручки) на своей собственной ладошке.

Очень полезно вместо письма в воздухе писать влажной кисточкой на доске. Для этого учитель (если дело происходит в классе) ставит около стола баночку с небольшим количеством воды и помещает туда несколько кисточек. Одновременно от каждого ряда или варианта вызываются к доске дети. Влажный след от написанных букв сохраняется недолго, но достаточно для того, чтобы остальные дети моли оценить соответствие написанных одноклассниками букв образцу. Вскоре доска вновь чиста, и можно вызывать новых учеников.

Как игровое упражнение этот прием выступает в том случае, если ребенок самостоятельно рисует букву в воздухе, а другие дети или взрослый угадывают ее.

 

Генетический метод.

При данном способе письма буквы изучаются в порядке от более простых по начертанию букв к более сложным. В соответствии с элементами, из которых состоят буквы, все они делятся на несколько групп. Вначале это буквы, состоящие из прямых линий и линий с закруглением. В конце изучаются заглавные буквы, имеющие верхние элементы. Обучение письму здесь "строится на основе генезиса, т.е. образование каждой следующей буквы путем присоединения нового элемента к предшествующей букве, предварительно усвоенного элемента, лежащего в основе новой группы букв, затем слога и слов" /Руссков С.П. Каллиграфия для учителя. - Чебоксары, 1994. С.61/. Этот метод лучше всего использовать или в том случае, когда ребенок уже знает все печатные буквы и умеет читать, или для коррекции навыка письма. Дети упражняются в письме элементов и отдельных букв, расположенных в такой последовательности, чтобы более легкие по начертанию буквы предшествовали более трудным.

 

Конструирование буквы.

Этот метод предполагает выделение во всех русских письменных буквах определенного количества сходных элементов и составление из них букв.

Впервые совокупность письменных букв русского алфавита была структурирована в виде графической системы Н.Г.Агарковой. Основу этой системы, по ее мнению, "составляют восемь постоянных структурных единиц, отличающихся по относительно законченной форме: прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом, плавная линия, овал и полуовал. Форма каждого из названных элементов является постоянной, а размер, пространственная ориентация и количество элементов - переменными свойствами графической системы письменных букв" /Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. (система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). - М., 2001. С.8/.

До написания новой буквы ребенок воссоздает ее форму ее с помощью элементов-шаблонов. Это позволяет ему овладеть формой каждой буквы, ее поэлементным составом и пространственно-количественными соотношениями элементов. Такая работа является своеобразной подготовкой детей к безотрывному письму и в дальнейшем к формированию индивидуального почерка каждого ребенка. Буквы могут быть вырезаны из плотной бумаги или картона. Конструирование и переконструирование букв дети осуществляют на парте, на бархатной бумаге, на фланелеграфе, на магнитной доске. Если сделать элементы из плотной бумаги или специальной клеенки для уроков труда, то их можно легко приклеить на доске с помощью воды. В дальнейшем элементы выделяются в уже написанных буквах и на основе их анализа дети как бы сами открывают спосбы их написания, конструируя письменный знак в процессе самого письма.

Изображение буквы с помощью различных материалов.

Выкладывая или изображая букву из различных подсобных материалов, дети могут не только зрительно запомнить ее форму, но и освоить направление движения, его начало и конец.

Дети могут лепить букву из пластилина или изображать ее с помощью пластилина на бумажной основе. Буква может быть выложена из толстых цветных ниток на бархатной бумаге или фланелеграфе, сделана из мягкой проволоки. Ее вырезают из бумаги, выжигают на дощечках. Особенно хорошо у детей получается изображение буквы из какой-либо уже не нужной маме цепочки, так как звенья цепочки не скручиваются, как нитки, легко укладываются в нужном направлении с помощью даже одного указательного пальчика.

 

Ощупывание буквы.

Этот прием направлен на развитие тактильной памяти детей, существует в методике обучения письму давно и имеет множество вариантов.

Еще Мария Монтессори предлагала детям узнавать на ощупь буквы, сделанные из фанеры

Прием ощупывания буквы из шероховатого материала (наждачной или бархатной бумаги) использовала Е.Н.Потапова.

Многие педагоги предлагают изготавливать буквы для ощупывания из самых различных материалов:

- буквы для ощупывания могут быть сделаны из плотной тесьмы и пришиты на бумагу;

- одним из вариантов, наиболее простым в изготовлении, будет и выкалывание буквы шилом или толстой иглой с обратной стороны плотной бумаги по заранее сделанному контуру;

- буква выкладывается из толченого карандаша по контуру, смазанному клеем ПВА;

- контур буквы создается с помощью арбузных семечек, молотой яичной скорлупы, кофейной гущи, шариков из гофрированной бумаги, наклеенных на картон или плотную бумагу.

Выбор материала зависит от ваших возможностей и фантазии. Однако необходимо знать очень важные правила: во-первых, нельзя изготавливать буквы из продуктов, которые еще могут быть использованы в качестве пищи; во вторых, буква должна быть достаточно шероховатой, чтобы отличить ее от фона и в то же время не должна травмировать нежные пальчики ребенка.

Этот прием может быть использован по-разному. При первоначальном знакомстве с буквой ощупывание сопровождается зрительным восприятием: ребенок одновременно смотрит на букву и обводит ее пальчиком, соблюдая правильное направление движения. В дальнейшем для проведения этого приема ребенку завязывают глаза (или он их закрывает сам) и он не глядя определяет, какая буква здесь изображена. Можно положить на столе несколько карточек с буквами, а ребенок или определяет все, или находит какую-либо одну, указанную взрослым. Глаза можно и не завязывать, но тогда буква будет спрятана в "волшебный мешочек".

Своеобразный вариант этого приема состоит в том, что взрослый обратной стороной ручки пишет букву на ладони ребенка так, чтобы тот этого не видел. На основе своих осязательных ощущений ребенок угадывает букву.

 

Сказки о письменных буквах

 

Буква А а

 

Жил на свете бесстрашный альпинист по имени Антон. Однажды в альпинистском лагере получили известие о том, что в горах заблудились туристы. Антон сразу поспешил им на выручку. Сначала он спустился из лагеря к подножию высокой горы. Затем поднялся на ее вершину и увидел крутой обрыв. Что делать? Подумал Антон и спустился вниз по отвесной скале на веревке. Очутился он в ущелье, из которого вокруг горы вела узенькая тропинка. По ней Антон осторожно обошел гору и нашел туристов. Молодец, Антон!

Повторим еще раз путь альпиниста Антона: спускаемся из лагеря к подножию горы, поднимаемся на ее вершину, спускаемся вниз по веревке, по тропинке обходим вокруг горы. Нашли туристов!

А теперь придумаем предложения об альпинисте Антоне, например: Альпинист Антон спас туристов. Как напишем первое слово в предложении? А еще какое слово в предложении пишется с заглавной буквы? Почему? Напишите это слово - Антон - в тетради.

Антон нашел туристов около абрикосовых деревьев. Съел и Антон свои любимые абрикосы: ровненькие, овальные, к загибающейся веточке прикрепленные:.

Нарисуем путь Антона, а затем - абрикос.

Скоро вечер. Антон по очереди дает свою руку туристам, помогает им идти по горной тропинке. Напишите соединения буквы А а с другими буквами.

Получилось? Если буквы написаны не совсем точно, обведите их сначала пальчиком в воздухе, а уже потом - в тетради. Теперь справились? Молодцы!

Послушайте и определите, в каких словах (в начале, в середине, в конце) встречается звук [a].

Буква Б б

У мальчика Бори жил барашек по имени Бяша. Один рог у Бяши был острый, вверх торчал, а другой, как у всех баранов, загнутый. Из-за этого острого рога барашек был очень бодливым. Боря долго думал, как бы отучить Бяшу безобразничать. Однажды бабушка подарила Боре большой белый берет. Боря взял и надел его барашку на острый рог. От радости закричал Бяша: "Бе-е!" и перестал бодаться.

Как-то раз пас Боря барашка на поляне в лесу. Увидел Бяшу бельчонок, испугался: такой большой зверь, да еще в берете! От страха бельчонок в клубок свернулся, вот так:, только хвостик вверх торчит, да еще и вправо загибается:.

Заблеял барашек: "Бельчонок, не бойся!" Но бельчонок сидел как клубочек с хвостиком до тех пор, пока не прискакала мама-белка и не объяснила, что барашков бояться не надо.

Нарисуйте Бяшу и рядом бельчонка:. А теперь вспомните, какие слова в этом рассказе начинаются со звуков [б] и [б']. Определите, в каких случаях пишется строчная, а в каких - заглавная буква Б б.

 

Буква В в

 

Валюшка и Валерик решили стать поварами и варить обед. Валерик стряпал вареники с вишней, а Валюшка - ватрушки с творогом. Вкусные получились у Валерика вареники, но, когда варились, соединились по две штуки вместе и стали похожи на строчную букву в:. А на что стали похожи затейливые Валюшкины ватрушки? На заглавную букву В.

Кто сумеет прочитать скороговорку, напечатанную на доске?

Съел Валерик вареник,

А Валюшка - ватрушку.

В каких словах в этой скороговорке встречаются звуки [в] и [в' ]? В каких случаях пишется строчная в, а в каких - заглавная буква В?

Произнесем хором эту скороговорку так, словно мы просто сообщаем о том, кто и что съел. А теперь - как будто мы спрашиваем об этом. А сейчас - мы радуемся, какой замечательный аппетит у Валюшки и Валерика или восхищаемся тем, какие вкусные были вареник и ватрушка. Что надо поставить в конце предложения в первом случае? (Точку). А во втором? (Вопросительный знак). А в третьем? (Восклицательный знак).

А теперь напишем букву В, так похожую на ватрушку, и букву в, напоминающую два лежащих рядом вареника.

 

Буква Г г

 

Ползет голодная гусеница по тропинке, изгибается, вот так: закругление вверху, закругление внизу. Вползла на горку и видит:

Гриб растет среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.

Нарисуем тонкую ножку с закруглением влево. Нарисуем шляпку. Сравним эти два элемента. Похожи они? Молодцы, если увидели, что они похожи (прямая линия с закруглением в одну сторону), только на строчке расположены по-разному. А в целом из этих двух элементов получится вот такой гриб:.

Только задумала гусеница обглодать этот гриб, как пришли в лес с корзинами Галя и Гена, сорвали гриб и унесли с собой. Еле гусеница успела спрятаться. Погоревала, да решила: "Главное - у самой голова цела. А гриб я и другой найду. Груздь называется".

Нарисуйте гриб и рядом с ним гусеницу. Определите, в каких словах встречаются звуки [г] и [г'], где пишется строчная, а где заглавная буква Г г?

 

Буква Д д

 

Дятел Данила был известным лесным строителем. Однажды он решил построить себе новый дом. А где живут дятлы? Правильно, в дупле. Прежде чем долбить себе дупло, Данила сделал его чертеж: ствол дерева, сучок

, само дупло.

Вскоре к дятлу прилетел дрозд Денис с просьбой построить дом и ему. Данила вновь нарисовал чертеж: - само гнездо, - ствол дерева и отходящую от него веточку.

Медвежонок Дима увидел эти чертежи и сказал: "Данила, твои чертежи похожи на заглавную и строчную букву Д д. Эта буква поможет написать наши имена и многие другие слова".

Какие слова в нашем рассказе начинаются со звуков [д] или [д']? А есть ли в слове медвежонок эти звуки и где? В каких словах напишем строчную, а в каких - заглавную букву Д д? Почему?

Придумаем предложение о наших героях. Например: "Дятел Данила, дрозд Денис и медвежонок Дима - добрые друзья". Сколько заглавных и строчных букв Д д мы напишем в этом предложении, в каких словах?

 

Буква Е е

 

Помните сказку про Емелю "По щучьему веленью"?

Ходил ежедневно Емеля за водой. Однажды на улице был сильный мороз. Емеля подпоясался потуже, голову так в воротник спрятал, что и не видно ее, вот так -. Идет Емеля, тулупом длинным землю подметает.

Зачерпнул он воды из реки - еле-еле ведро вытащил: ерши из ведра выпрыгнули, а щука не успела. Смотрит Емеля на щуку, а она едва дышит, хвост загнула, вот так -, тесно ей в ведре.

"Эге! - говорит Емеля. - Вместе с водой и еда ко мне приплыла!"

А щука шепчет: "Не губи меня, Емелюшка, отпусти! Я единственная щука в реке осталась. Если меня не будет, то плохо станет и ершам, и ельцам, и подлещикам. Еще обленятся! И твои желания исполню".

Пожалел Емеля щуку, отпустил, для начала умным быть пожелал. И научился сразу Емеля грамоте, а первая буква, которую он написал, была, естественно, буква Е заглавная, похожая на него самого, укутанного с головой в тулуп и подпоясанного -, и строчная е, похожая на щуку с загнутым хвостом.

Попробуем и мы написать эти две буквы. Вспомним, в начале каких слов они нам встретились.

 

Буква Ё ё

 

По вечерам лягушонок и ёжик ходили к бобрёнку в гости. А на улице туман - ничего не видно. Идут лягушонок и ёжик между ёлками. Лягушонок закалённый, никакой сырости не боится. А ёжик замёрз, съёжился, совсем маленьким кажется. А чтобы согреться, шарф вокруг шеи обмотал. А бобрёнок ждёт - не дождётся, зовёт: "Лягушонок! Ёжик!" Смотрит - приближаются в тумане к нему две странные фигуры: та, что повыше, похожа на два больших полукруга (это у лягушонка голова и туловище так видны), а вверху глаза светятся:. А у фигуры, что поменьше, вокруг полукруга шарф обмотан, а вверху два круглых предмета виднеются:. "Да это лягушонок и ёжик с яблоками!" - обрадовался бобрёнок. Пригласил их в дом пить чай с вишнёвым вареньем, а сам нарисовал своим друзьям, как они выглядели в тумане: лягушонка как два больших полуовала с глазами-точками наверху, а ёжика - как наклонную петельку с яблочками-точками наверху. И сами гости так себя нарисовали и сказали, что теперь будут подписываться этими буквами: Ё и ё.

Попробуйте и вы нарисовать лягушонка и ёжика в тумане. Какие слова с этой буквой встречаются в рассказе?

 

Буква Ж ж

Где жила прекрасная Жар-птица, не знал никто. Но каждое утро она поднималась над зелеными лесами, желтеющими полями, синими реками, гордо выпрямляла свою спинку и расправляла большие, полукруглые, жаром горящие крылья, сначала одно:, потом второе:.

Маленький неприметный жаворонок с нетерпением ждал этой минуты. Он так желал стать похожим на сказочную золотую Жар-птицу, так жаждал познакомиться с ней! Он тоже гордо выпрямлял свою спинку и распрямлял маленькие крылышки и поднимался высоко-высоко в небо. Он был совсем незаметен с земли и петь он тогда еще не умел. Но он был в том же самом небе, что и Жар-птица, и это было прекрасно И однажды его желание сбылось: Жар-птица заметила и пожалела маленькую птичку, и хотя не смогла сделать его та



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: