О чем это упражнение?
Обязательный минимум этого цвета:
Учет и планирование времени. Искусство успевать.
Максимум этого цвета:
Эффективный человек. Приоритеты и цели. Что ты хочешь сделать в своей жизни? Что полезного ты можешь сделать в своей жизни?
В каком порядке работать над этим цветом?
- Учет.
- Анализ.
- Оценка продуктивности
- Оценка эффективности
- Расстановка приоритетов
v Цитата:
Живи с внутренними часами и, что бы с тобой ни происходило, веди письменный подробный учет времени с регистрацией сухого остатка. Потрачено — получено. Надо было позвонить по делу и она потянулась рукой к телефону, но тут ее взгляд остановился на кофточке, которую надо было срочно повесить в шкаф.........Через час она задавала себе вопрос: "Почему я так и не позвонила? Где я была? Что я делала?" Разбиралась с одеждой, решала, что делать с юбкой, переложила белье в другое отделение, в старой газете прочитала заметку... Она была в Потоке, все происходило, но ее, сознающей жизнь и управляющей своей жизнью — не было. "8:06 - автобусная остановка; 8:12 - автобус; 8:22 - ст. м. "Медведково" — это не про то. Что мир тебе давал? Что ты делал, что ты из мира брал? Что получено? Чем подробнее будет учет, тем лучше. К примеру, вот запись: "15 минут — трудный разговор". Хорошо, но что было у вас в эти 15 минут? Более подробная (и правильная) запись будет, возможно, такой: "1-я минута — ритуальные фразы, взаимная настройка. 5 минут — он наезжал, я собирал информацию. 3 минуты — я перехватил инициативу и дал отпор. 1 минута — он пыхтел, я смягчал ситуацию. 2 минуты — мои предложения. 1 минута — торговля. 1 минута — вроде договорились, я поторопился расстаться". Еще раз: не просто учет потраченного времени, но и — его результат! Итог! А это значит, что к учету действий добавляется фиксация результата. Например, так: "1-я минута — ритуальные фразы, взаимная настройка. (Есть! Контакт почувствовал!) 5 минут — он наезжал, я собирал информацию. (Наезд я отбил, но мотивы наезда так толком и не понял), 3 минуты — я перехватил инициативу и дал отпор. (Он остановился, но теперь пыхтит) 1 минута — он пыхтел, я смягчал ситуацию. (Не получилось). 2 минуты — мои предложения. (сформулировал, он услышал) 1 минута — торговля. (думаем...) 1 минута — вроде договорились, я поторопился расстаться" (Разговор состоялся. Что это значит? как я его использую? Что мне теперь нужно в связи с ним сделать?).
Н.И. Козлов,
автор Дистанции
Задачи:
1. Научиться не теряться в потоке времени, т.е. во многом начать жить "здесь и сейчас", а не в прошлом или будущем, как мы живем обычно.
2. Подбить "сухой остаток", т.е. посчитать, сколько времени потрачено на дело, а сколько на ерунду, а то и просто выброшено. Исходить при этом из собственных приоритетов.
3. Составить план действий на неделю, основываясь на информации, полученной в результате учета времени.
4. Отслеживать свои мысли, ощущения и чувств. Бери короткий отрезок времени (минут пять) и наблюдай все, что ты думаешь, ощущаешь и переживаешь. Научись делать это всегда, когда тебе нужно.
Вопросы:
5. «Цель - это мечта, которая должна осуществиться в точно определенном объеме точно к определенному сроку». Пропиши 10 своих самых любимых мечтаний и сделай из них цели.
6. Дай свое определение потока (не столько важно само определение, а сколько то, сможешь ли ты четко и ясно определить для себя, в потоке ты сейчас или нет).
7. Что такое для тебя сухой остаток? Дай определение (не формальное, а то, которое позволит тебе четко определять в у.е. сухой остаток от определенного куска жизни).
8. Прикинь, как бы ты хотел использовать оставшееся у тебя время жизни:
· 30% - сон (8 ч)
· 25% - заработок денег (6 ч)
· 4% - еда (1 ч)
· 10% - телевизор (2,5 ч)
· ...
9. Ты директор своего предприятия (своей жизни) или мелкий клерк, которые выполняет спущенное ему сверху расписание? Ты действительно свободно планируешь то, что считаешь по-настоящему разумным, или пассивно констатируешь — это от меня ожидается, это на меня сваливается, вот я это и планирую?
Ошибки:
1. Приступать к планированию минуя учет или подменяя учет планированием (говорим "учет", а на деле получается - планирование). Планировать надо основываясь на результатах учета. Если ты посчитаешь, что на все тратишь с умом - так и планируй, но сначала обязательно надо собрать данные.
2. Устанавливать для письменной фиксации слишком маленькие или слишком большие временные отрезки. Фиксировать каждые пять минут - задача для нормального человека непосильная, а отрезок в два часа - слишком большой: не сможешь восстановить в памяти все что ты делал в это время; что-нибудь да упустишь. Сначала найди свою "золотую середину" (обычно это 20-40 минут), т.е. такой отрезок, чтобы учет времени не занимал слишком много этого самого времени, но чтобы и подробность учета при этом не страдала.
3. Браться за планирование, не разобравшись с учетом. Сначала разберись с тем на что и как ты время уже тратишь. Для планирования эта информация необходима. Иначе твои планы обречены остаться просто благими пожеланиями.
Дополнительные упражнения:
1. Вспомогательная техника "Стоп!" (медитация, придуманная Ошо). В течение дня несколько раз говорить себе: "Стоп!", и осознать текущий момент также на всех уровнях.
А теперь приступайте к выполнению упражнения:
Учет времени – с чего начать?
Любые большие изменения осмысленно начинать с анализа текущего состояния. Поэтому, если Вы решили создать собственную эффективно работающую систему организации времени, начните с исследования того, как и на что Вы расходуете время сейчас.
Попробуйте прямо сейчас воспроизвести в памяти вчерашний день. Во сколько Вы встали, что Вы делали в течение дня – хотя бы с пятнадцатиминутной точностью? Сколько времени Вы провели в транспорте, сколько потратили на разговоры, сколько – на еду? Только вспомните честно, как это было, а не «как бы Вам хотелось, чтобы это было».
Большинство людей затрудняются это сделать. А между тем, если повести параллель между Вами и организацией, например, под названием «Компания Иванов И.И.», такая способность отражает Вашу информированность о процессах в организации, степень Вашего владения ситуацией и, в конечном итоге, то, на что Вы можете влиять. Как говорится, о чем не знаем, тем не можем управлять.
Именно поэтому начать стоит с хронометража - письменной фиксации своих действий в течение дня. Существует два способа записи: в первом вы выбираете определенный интервал, например, 15 минут, и каждые 15 минут записываете свои действия, например, в вот такую табличку:
Таблица 1 «Учет времени – способ 1»
Время дня | Деятельность |
Чтобы сократить расходы времени на запись, рекомендуем разработать систему условных обозначений. Например, такую:
Т – телефонный разговор
Тà - исходящий звонок
Tß - входящий звонок
å- еда
- треп
- занятия спортом
- прогулка
s- «нахождение в потоке»
J - отдых
@ - работа по дому
Q - транспорт
8 - работа за компьютером
* - почта, чтение корреспонденции, ответы
$ - чтение
Еще были 3 значка, позволяющие отслеживать законченность работы.
ü - работа завершена
q - работа выполняется
û - работа отменена
Удобство символов в том, что они значительно экономят время на запись и облегчают последующий анализ, так как табличка становится более наглядной и не перегружается лишними деталями. Кроме того, символы удобно комбинировать при выполнении нескольких дел одновременно. Например, вместо того, чтобы писать «ехала в метро, читала книгу», можно сделать такую запись:
Время дня | Деятельность |
8:45 – 9:00 | Q$ Р.Бах |
Кстати, использование символов сильно уменьшает размер таблички, и ее удобнее всегда носить с собой.
Еще одна рекомендация – написать временные интервалы заранее. Во-первых, это опять же уменьшает время на записи в течение дня, а во-вторых, так заметнее «пропуски» интервалов, «выпадение» из упражнения.
Такой способ учета времени во многом удобен, и, при грамотном использовании, занимает от 7 до 16 минут в день (в среднем 7-15 секунд на запись в течение 16 часов).
Однако многие, начав вести такую табличку, спрашивают: «А что делать, если в течение 15 минут я успеваю сделать несколько дел? Например: утренняя зарядка – 10 мин., заправить постель – 1,5 мин., почистить зубы – 3 мин., одеться – 1,5 мин. Как их фиксировать?»
Можно, конечно, разбить день на более мелкие интервалы, например, 10, или даже 5 минут. Но, во-первых, письменная фиксация каждые 10 минут займет уже около получаса в день, а во-вторых, многим столь частые отвлечения от работы, хотя и помогают лучше помнить об упражнении, сильно мешают сосредоточиться на работе – человек постоянно смотрит на часы, чтобы не пропустить очередные 10 минут.
С другой стороны, что делать с крупными делами – теми, которые занимают не 15 минут, а час или более? Или, например, как записать, что Вы разговаривали по телефону 17 минут?
Решением для всех этих вопросов может оказаться второй способ учета времени: записывать каждое переключение внимания. При этом не важно, сколько времени Вы занимаетесь одним делом, Вы делаете запись в табличке в тот момент, когда переходите к чему-то другому. Многим дистантникам при таком подходе становится легче помнить об упражнении, так как очень быстро нарабатывается стереотип: «закончил что-то делать – возьми табличку, отметь». Плюс, так легче отмечать отвлечения внимания, помехи в работе. Табличка для этого способа будет выглядеть уже немного по-другому:
Таблица 2 «Учет времени – способ 2»
Время | Действие | Длительность |
Пример заполнения:
Время | Действие | Длительность |
9:00 | Тà | 6 мин. |
9:06 | *ü | 37 мин. |
9:43 | 8 отчет | 1,5 часа |
11:13 | å | 20 мин. |
… |
Больше всего времени уходит, как правило, на подсчет продолжительности того или иного действия, поэтому удобнее в течение дня просто заполнять первые две колонки, а вечером, или в конце недели, при анализе результатов, подсчитать продолжительность.