Эти два способа удобны на начальном этапе, когда важно понять, что Вы делаете в течение дня, куда уходит Ваше время. Вести табличку достаточно 5-7 дней, в зависимости от того, насколько разнообразен Ваш график.
Потом полученную информацию нужно обработать и проанализировать.
Вы берете заполненные таблички и выписываете на отдельный лист все, что делали в эти дни. Напротив каждой записи ставите расход времени. Какие-то действия неизбежно будут повторяться, тогда вы просто плюсуете время к соответствующей записи.
Рисунок 1 «Начало анализа: список действий и расход времени»
Если для учета вы пользовались символами, то начальная классификация у Вас уже есть. Если же Вы просто текстом достаточно подробно записывали все, что делаете, то при составлении списка Вы группируете однородные дела. Например, чтение книги Р.Баха и, например, Л.Толстого, объединяете в строку «Художественная литература», а чтение Н.Козлова – например, в строку «Литература по психологии». У Вас получится длинный список с грубой первоначальной группировкой.
Действия из списка имеет смысл объединить в направления деятельности, причем желательно, чтобы направлений было не более 7 ± 2. Например: «Домашние дела» (уборка, гоовка, стирка и т.д.), «Отдых, развлечения» (сон, прогулки, игры, телевизор, чтение просто так, для отдыха и т.д.), «Полезное чтение»T, «Работа» и т.д. Можно такое объединение провести прямо на предыдущем списке, просто выделяя разные направления цветом, а можно сделать новый.
Некоторые делят все дела на три группы:
«Полезное время» - то, что работает на мои цели, способствует достижению нужных результатов. Это время с положительным «сухим остатком».
«Техническое время» - время, которое расходуется на поддержание и восстановление организма и окружения (сон, еда, готовка, уборка и т.д.) Это время с нулевым «сухим остатком», хотя все действия в этом списке нужные. Только в отличие от дел в первой группе, они работают не на создание нового, а на поддержание текущего состояния.
«Бесполезное время», «Поглотитель» - пустые развлечения, бесполезный треп – тоже время с «нулевым» сухим остатком.
В зависимости от результатов перегруппировки изменится внешний вид Вашей таблички Учета времени.
Учет времени – второй этап
На этом этапе удобно вести примерно вот такую табличку:
Таблица 3 «Учет времени – хронокарта»
Действие | 9:00 | 9:30 | 10:00 | 10:30 | 11:00 | 11:30 | 12:00 | 12:30 | 13:00 | 13:30 | … | Итого |
Полезная деятельность | ||||||||||||
· Чтение | ||||||||||||
· Работа | ||||||||||||
· … | ||||||||||||
Текущая деятельность | ||||||||||||
… | ||||||||||||
Помехи |
В первую колонку Вы заносите перегруппированный список действий, остальную таблицу разбиваете на выбранные интервалы времени (в нашем примере – 30 минут). Последний столбец – «Итого» - заполняется в конце дня.
В течение дня вы заполняете табличку при каждом переключении внимания, удобнее всего закрашивать интервал времени, занятый той или иной деятельностью. Например, Ваша табличка может выглядеть вот так:
Таблица 4 «Пример заполнения хронокарты»
Действие | 9:00 | 9:30 | 10:00 | 10:30 | 11:00 | 11:30 | 12:00 | 12:30 | 13:00 | 13:30 | … | Итого |
Полезная деятельность | 4 часа | |||||||||||
· Чтение | 30 мин. | |||||||||||
· Работа | 1 час | |||||||||||
· … | 2,5 часа | |||||||||||
Текущая деятельность | 1,5 часа | |||||||||||
… | ||||||||||||
Помехи | Tß 9:15,3 |
Важно, что в каждом столбце должна быть закрашена как минимум одна клеточка, показывающая, что Вы делали в этот период времени. Вы можете использовать символы с предыдущего этапа, например, ими очень удобно обозначать мелкие отвлечения от основного дела. В нашем примере в последней строке «Помехи» отмечен входящий телефонный звонок в 9:15, ответ на который занял 3 минуты.
Табличка удобна своей наглядностью и быстротой использования, так как Вы не тратите время на запись действия.
Вечером можно заполнять еще такую сводную табличку:
Действие | Пн, 1 | Вт, 2 | Ср., 3 | Чт, 4 | Пт.,5 | … | Итого | |
Полезная деятельность | ||||||||
· Чтение | ||||||||
· Работа | ||||||||
· … | ||||||||
Текущая деятельность | ||||||||
… | ||||||||
Помехи | ||||||||
… |