РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ ПИСЬМА
Сведения из теории
ПИСЬМО – обобщенное название различных по содержанию документов, служащих средством общения между учреждениями в процессе осуществления их деятельности.
Бланк письма в зависимости от учредительных документов организации включает в себя реквизиты: Государственный герб Российской Федерации (герб субъекта Российской Федерации или эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)); код организации; основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица; идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП); наименование организации; справочные данные об организации,
А также ограничительные отметки для реквизитов: дата документа; регистрационный номер документа; ссылка на регистрационный номер и дату документа. И, при необходимости, ограничительные отметки для верхних границ зон расположения реквизитов – адресат; заголовок к тексту; отметка о контроле; текст документа.
Бланк письма может изготавливаться на основе продольного или углового расположения реквизитов.
Наиболее удобным для обработки и экономичным с точки зрения использования площади листа является угловой бланк. В этом случае правая сторона верхней части листа может быть использована для размещения реквизитов «Адресат», «Резолюция».
Использование продольного бланка письма целесообразно в случаях, когда наименование организации содержит большое количество печатных знаков, например, может быть в случае, когда реквизиты бланка даются на двух и более языках. При этом слева следует печатать реквизиты на русском языке, а справа – на национальном, на одном уровне. Если количество используемых национальных языков более одного, сверху следует указывать реквизиты на русском, а ниже – на национальном языке, продлевая строку до границы правого поля.
Бланк письма может изготавливаться для организации, структурного подразделения и должностного лица.
Письмо целесообразно готовить по одному вопросу. Если необходимо обратиться в организацию по нескольким разнородным вопросам, целесообразно составлять отдельное письмо по каждому из них. Письмо может касаться нескольких вопросов, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в одном структурном подразделении.
Оптимальный объем текста - 1-2 страницы формата А4. При объеме текста более одной страницы рекомендуется использовать второй лист, а не оборотную сторону первого листа. Текст печатается на А4, 1,5-2 интервала.
Адресат размещают в правой верхней части первого листа документа над текстом письма. В качестве адресата могут выступать организации, их структурные подразделения, должностные или физические лица.
При адресовании документа должностному лицу инициалы указываются перед фамилией. Наименование организации и ее структурного подразделения указывают в именительном падеже. Должность и фамилию лица, которому адресован документ, указывают в дательном падеже. Предлоги «для» и «от» не пишутся.
При рассылке документа нескольким адресатам прямое обращение к определенному лицу перед текстом следует опустить.
«Заголовок к тексту» включает в себя краткое содержание письма и отвечает на вопрос «О чем? О ком?». Например «Об оказании научно-технической помощи»
Во вступлении дается обоснование вопроса: причина возникновения вопроса или его короткая история.
В основной части излагается существо вопроса, приводятся доказательства или опровержения. Основная часть должна быть убедительной, не вызывать сомнений в правильности предлагаемых решений.
В заключении формулируется основная цель письма.
Если письмо имеет приложение, не названное в тексте, то указывают его наименование, число листов и число экз., а при наличии нескольких приложений их нумеруют.
Основными чертами официально-делового стиля считаются:
- нейтральный тон изложения;
- лаконичность и краткость текста;
- точность, ясность выражения мысли.
Часто в деловых письмах используют типовые фразы (таблица 1).
Письма по финансовым вопросам подписывает руководитель и главный бухгалтер фирмы. Гарантийные письма, имеющие финансовые и юридические последствия, заверяются печатью.
Большая часть коммерческой переписки хранится 3 года и передаче в архив не подлежит. Важная переписка с инофирмами, касающаяся экспорта, импорта, гарантий, хранится 10 лет.
Если письмо отправляется нескольким адресатам, то сначала указывают адрес основного получателя, а затем адреса других. Если количество адресатов более четырех, то составляют список рассылки и на каждом экземпляре указывают только один адрес.
Если письмо отправляют в дополнение к ранее посланному, то в нем указывают номер и дату ранее посланного письма.
Таблица 1
Тема | Типовые фразы |
Обращение | • Уважаемый Господин Фамилия • Уважаемый г-н Фамилия • Уважаемые господа! |
Благодарности | • Мы рады были получить Ваше письмо… • Большое спасибо за факс от Дата • Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма… |
Начало вводной части | • В связи с … • Согласно контракту от … №… • В соответствии с … • В порядке обмена… |
Отправка груза, документа | • Отправляем Вам.. • Направляем Вам на рассмотрение… • Высылаем вам.. |
Подтверждение | • Подтверждаем, что… • Фирма…подтверждает получение… |
Напоминание | • Напоминаем Вам, что… • Считаем необходимым обратить Ваше внимание… • Напоминаем о сроках… |
Извещение | • Сообщаем Вам, что… • Ставим вас в известность… • Извещаем Вас, что… • Сообщаем о… |
Просьба | • Пожалуйста, сообщите… • Просим оплатить в течение… банковских дней • Мы будем благодарны, если вы… |
Гарантия | • Оплату гарантируем… • Качество… наша фирма гарантирует… |
Предложение | • Мы рады предложить Вам… • Предлагаем Вам… • Мы можем рекомендовать… |
Отказ | • К сожалению, ваша просьба не может быть удовлетворена по следующим причинам… • К сожалению, мы не можем… • Фирма не предполагает… • Предприятие не может обеспечить… • Организации не требуется… |
Согласие | • АО не возражает… • Предприятие считает возможным… |
Предупреждение | • Фирма оставляет за собой право обратиться…, если Вы … не может привести к …. …, поэтому мы вынуждены…. • В случае Вашего отказа… |
Приглашение | • Просим принять участие… • Приглашаем Вас… • Мы рады пригласить Вас… |
Окончание письма | • Надеемся, что наша просьба не будет для вас затруднительной... • Мы рассчитываем на успешное продолжение сотрудничества • Мы надеемся на Вашу заинтересованность... • С уважением... |
РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ ДОКЛАДНОЙ,