Приемка товара по договору поставки. Как обезопасить себя от убытков с помощью договора.




Наибольшее число споров между покупателями и поставщиками возникает в процессе приемки товара по договору. Одной из причин разногласий может быть то, что стороны при согласовании договора недостаточно изучили специфику товара или не установили подробный порядок приемки.

v Если в договоре не согласован порядок приемки, но при этом товар принят, возражений по его количеству или качеству нет, то покупатель обязан оплатить товар (п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.97 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки»).

v К случаям, когда возражения могут возникнуть, лучше подготовиться заранее, и расписать в договоре порядок действий обеих сторон. Для этого важно определить, каким способом будет проверяться качество и количество товара.

v Проверять полученный товар можно, руководствуясь законами, нормативными актами, собственным или смешанным порядком.

 

Рассмотрим в таблице способы проверок с примерами и прокомментируем каждый из них.

Способ 1: Проверка в соответствии с законодательством. Такая проверка установлена для отдельных видов товаров (п. 3 ст. 454 ГК РФ). Товар проверяется на основании технических регламентов и государственных (национальных) стандартов, а также нормативных актов федеральных органов государственной власти. Как пример, для лома и отходов черных металлов (Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.01 № 369), нефтепродуктов (Инструкция по контролю и обеспечению <…>, утв. приказом Министерства энергетики РФ от 19.06.03 № 231).
Таблица 1. О чем забывают стороны, которые указывают в договоре, что приемка товара регулируется Инструкциями П-6 и П-7.
О чем написано в инструкциях О чем необходимо помнить
Полномочия представителя должны быть подтверждены особым образом (п. 21 Инструкции П-6, п. 23 Инструкции П-7) · В разовом удостоверении на право участия в приемке продукции по количеству должно быть указано: - дата выдачи удостоверения и его номер; - Ф.И.О, - место работы и должность лица, которому выдано удостоверение; - в приемке какой продукции уполномочен участвовать представитель.
Товар по своим техническим характеристикам может не пройти процедуру в соответствии с инструкциями. · Например, товары иностранного производства, такие как болты или гайки. · Отечественные обязательные стандарты могут предъявлять иные требования к качеству товаров. · Значительные различия имеются в плоских шайбах для комплектации болтов и гаек. В РФ применяется ГОСТ 11371, а в европейских странах — DIN 125.
Товары проверяются на соответствие стандартам и техническим условиям (п. 3 Инструкции П-6, п. 14 Инструкции П-7) · Если поставляется товар, который производится за рубежом, то иностранные нормы о качестве товара могут отличаться от российских стандартов.
Товар должен приниматься в точном соответствии с инструкциями (п. 3 Инструкции П-6). · У сторон могут отсутствовать работники с опытом приемки товаров по Инструкциям П-6 и П-7.
Получатель не может доказать несоответствие качества товара заявленному и отказаться от оплаты. · Стороне необходимо доказать наличие недостатков иными способами, кроме документов, которые подтверждают приемку (п. 14 Инструкции П-7).

 

Способ 2: Проверка в соответствии с нормативными актами, которые применяются сторонами добровольно. § Наиболее распространены Инструкция № П-6, утвержденная постановлением Госарбитража СССР от 15.06.65 № П-6 (приемка по количеству), далее — Инструкция П-6, и Инструкция П-7, утвержденная постановлением Госарбитража СССР от 25.04.66 № П-7 (приемка по качеству, комплектности), далее — Инструкция П-7. § Часто стороны включают в договор пункты о применении этих инструкций и не принимают во внимание их риски. Например, п.18 Инструкции П-6 устанавливает, что при неявке представителя отправителя покупатель в процессе приемки должен привлечь представителя общественности. Так, в одном деле суд решил, что ответчиком не соблюдены требования Инструкций П-6 и П-7, поскольку при приемке не был обеспечен вызов представителя общества, который бы принял участие в приемке товара (постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.08.16 по делу № А53-18021/2015). § Если стороны в договоре прямо не указали, что буду применять Инструкции П-6, П-7, то в случае спора они не имеют права ссылаться на эти документы (п. 14 постановления № 18). Это подтверждает и судебная практика. ü Так, суд применил нормы Инструкций П-6 и П-7, так как стороны указали в договоре, что рекламация должна быть подтверждена документами, составленными в соответствии с Инструкциями П-6, П-7 (постановление АС Центрального округа от 12.12.16 по делу № А62-7661/2015). ü А другой суд отклонил ссылку на нарушение покупателем Инструкции П-7, так как такой порядок приемки условиями договора не предусмотрен (постановление АС Северо-Кавказского округа от 05.12.14 по делу № А53-7235/2013).
Способ 3: Проверка в соответствии с условиями договора. § Контрагенты могут согласовать собственный порядок приемки товаров в силу статей 474, 484, 468, 513, 515 ГК РФ. Особенно нужно уделить внимание условиям приемки, если поставляются технически сложные товары. Для них не подойдут правила Инструкций П-6 и П-7, если в момент поставки нужно установить качество товара. Внимание! Чтобы избежать злоупотреблений со стороны покупателя при незначительной недопоставке товара, можно ограничить в договоре право на отказ от приемки в подобных ситуациях. § Чтобы не возникло проблем в будущем, в договоре должны быть указаны: 1. Лица, которые будут участвовать в приемке со стороны обоих контрагентов. В приемке могут участвовать как единоличный исполнительный орган компании, так и другие лица по доверенности. Также в договоре можно согласовать конкретный перечень лиц, которые будут участвовать в приемке с указанием фамилий, имен и отчеств, а также реквизитов их доверенностей. Иногда в договорах упоминаются эксперты, которые будут проверять качество поставляемой продукции; 2. Сроки приемки. Если в договоре срока нет, то товары должны быть осмотрены в сроки, которые определяется законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Если обязательство не предусматривает срок, и нет условий его определить, то оно должно быть исполнено в течение семи дней (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Однако для некоторых видов товаров семь дней — длительный срок. За это время покупатель до подписания актов приема-передачи может успеть повредить имущество. Поэтому в договорах рекомендуется устанавливать однодневный срок на приемку; 3. Действия до приемки товара. Например, покупатель обязуется подготовить помещения, нанять разгрузочную технику, установить измерительные приборы; 4. Действия во время приемки товара. Если нарушить порядок приемки, суд может счесть факт поставки некачественного товара недоказанным (постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.09.16 по делу № А53-30603/2015). При приемке могут проверять работоспособность товара, проводить осмотр или экспертизу. Если в договоре установлен только один способ, в случае обнаружения недостатков покупатель имеет право ссылаться и на результаты других способов (постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.08.07 по делу № А53-17899/2006-С3-12); 5. Действия сторон, если будут поставлены не все товары или в товарах обнаружат незначительные недостатки, которые позволяют эксплуатировать товар. § Кроме того, можно указать в договоре срок, в течение которого поставщик забирает товар, если покупатель его не принимает. И если поставщик не заберет его в этот срок, покупатель будет отвечать за утрату товара только при умысле или грубой неосторожности (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 11.03.16 по делу № А19-4625/2015). § Если товар поставлен в ненадлежащем качестве или неполном объеме, обеим сторонам выгодно, чтобы претензия была доставлена срочно. Для этого нужно указать в договоре электронную почту для направления юридически значимых сообщений. Можно направить претензию курьером. § Укажите в договоре срок рассмотрения и направления претензии. Если покупатель направляет претензию позже заявленного срока или вообще не направляет ее, он нарушает порядок приемки и может утратить право ссылаться на ненадлежащее качество товара (постановление АС Поволжского округа от 01.08.16 по делу № А06-9510/2015). § Чтобы избежать убытков в случае недопоставки, стороны могут установить срок на допоставку с обязанностью принять товар, который поставили ранее. Можно указать, что покупатель примет товар на ответственное хранение, пока продавец будет устранять недостатки. Покупатель должен незамедлительно уведомить поставщика об этом. В ином случае, суды могут посчитать товар принятым без возражений (постановление АС Уральского округа от 29.12.14 по делу № А50-23824/2013).

Таблица 2. Основные вопросы приемки товара.

Действия Последствия
Чем регулируется приемка?
1. Стороны не согласовывают условия приемки. Применяются нормы ГК РФ.
2. Приемка регулируется ведомственными НПА и техническими регламентами. Императивное регулирование, строгие требования, невозможно отменить договором.
3. Стороны согласовывают применение Инструкций П-6, П-7. Применение норм Инструкций П-6, П-7, строгие требования, приемка не всех товаров может происходить таким образом. Присутствует риск неправильной приемки, которая лишает права заявлять о недостатках товара.
4. Собственный порядок приемки. Описание порядка приемки в договоре. В случае если что-то в договоре не согласовано, стороны применяют нормы ГК РФ
Кто участвует в приемке?
1. Укажите в договоре, какими полномочиями обладают лица, участвующие в приемке. Если согласован перечень лиц, участвующих в приемке и перед приемкой, а затем перечень потребуется изменить, то измените условия договора путем заключения дополнительного соглашения. Если дополнительное соглашение не заключено и в приемке участвуют иные лица, есть риск приемки неуполномоченными лицами.
2. Укажите точный перечень лиц (если известны на момент заключения договора). Если указаны полномочия, которыми должны обладать лица, участвующие в приемке, то нужна тщательная проверка доверенностей, чтобы снять риск приемки неуполномоченными лицами.
В какие сроки происходит приемка?
Рекомендуется установить сокращенные сроки на приемку, чтобы снизить риски недобросовестного поведения контрагента. Если сторонами не согласован срок, то в «разумный срок».
Какие действия осуществляются до приемки товара?
Важно оценить перечень действий, необходимых для осуществления приемки: подготовлено ли помещение, температура воздуха в нем, место для парковки транспорта. Если сторонами не согласован перечень действий перед приемкой товара, есть риск невозможности передачи товара.
Кто несет расходы по разгрузке товара?
Определите в договоре, кто несет расходы по разгрузке (перенос этого бремени выгоден покупателю). Если сторонами не согласовано, кто несет бремя расходов по разгрузке товаров, то по правилам ГК РФ расходы должен нести покупатель.
Какие действия осуществляются до приемки товара?
Сторонам нужно согласовать перечень действий, необходимых для точного определения качества товара: например, визуальный осмотр или экспертиза. В случае если правила о приемке будут нарушены, суд может признать факт поставки некачественного товара недоказанным.
Что происходит в случае недопоставки товара?
1. Согласуйте в договоре порядок вызова представителя поставщика (направление претензии, сроки ответа, срок направления представителя). Покупатель имеет право отказаться от товара, поставщик обязан вывезти товар и осуществить поставку еще раз в случае отсутствия в договоре согласованных положений о действиях при недопоставке товара.
2. Согласуйте приемку товара на ответственное хранение в случае недопоставки.
3. Ограничьте право на отказ от приемки товара до истечения срока на устранение недостатков товара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: