Воспитание компетенций студентов посредством методов повышающих трудовой менталитет




В статье анализируются проблемы теории и практики воспитания в аспекте освоения основных компетенций посредством методов повышающих трудовой менталитет. Обосновывается возможность использования зарубежного, и опыта советского периода для повышения ментального уровня студентов, направленного на созидательные процессы в промышленности страны.

Ключевые слова: воспитание, интеграция обучения и воспитания, компетен­ция, менталитет, культура производства, промышленность.

 

Статью хочется начать с небольшого анализа связанного с историей нашей страны. В 80х годах ХХ века, Горбачёв М.С. начал реформы в стране, которые были главным образом направлены на улучшение качества жизни населения. Для этого необходимо было провести техническое перевооружение предприятий в том числе, повысить трудовую дисциплину, промышленность большими шагами шла к полной автоматизации производств. Но к сожалению, в связи с появившимся дефицитом, у населения начал складываться специфический менталитет, направленный на получение товара посредством бартерных сделок. Для этого нужны были товары, изделия. На производстве развивалось мнение: «То, что выдали на работе – это моё», поэтому обычным делом было расхищение объектов и средств труда. Новое технологическое оборудование работало с неисправностями либо не полностью загруженным, банально не хватало запчастей для ремонта. В 90х годах ХХ века, большая часть предприятий не только не могла провести модернизацию своих мощностей, но и сохранить своё производство, выпускать конкурентоспособную продукцию оказалось не под силу.

Наступил XXI век, промышленные предприятия приступили к активной модернизации и реконструкции производств. Высокотехнологичное оборудование поставляется из за рубежа, оснащаются производственные линии, но продукция по-прежнему имеет низкую конкурентоспособность на рынке. Почему? Ответ прост: «Кадры предприятия».

Проблема образования – нехватка воспитания и агитации будущей специальности, как это было в СССР. А ведь слово «образование» – от «образ», образ создаётся знаниями плюс воспитание плюс навыки плюс большое желание работать по получаемой специальности.

Ни одно высокотехнологичное производство не будет давать достаточно высокий экономический эффект, пока специалисты не будут правильно эксплуатировать оборудование, а одних знаний недостаточно. Студентам необходимо прививать пунктуальность. Если в советские времена был лозунг: «Береги рабочую минуту!», то в XXI веке необходимо беречь секунды, это в первую очередь связанно с возросшей на порядок, скорости протекания технологических и производственных процессов. Необходимо в педагогических технологиях направленных на воспитание, наглядным примером показывать важность коротких промежутков времени, к примеру тестирование на время, так называемые «быстрые тесты», которые могут применяются, при необходимости повысить, закрепить, запомнить особо важную информацию по дисциплине, значительно повышают знания и скорость мыслительных процессов, принятие решений в экстренных ситуациях.

Особое внимание необходимо уделять опозданиям, по отработанной технологии советского периода, когда опоздавших стыдили на стенгазетах «Молния». В XXI веке можно применять информационные технологии для возрождения уже «Видео Молнии». Демонстрировать фильмы высокотехнологичных зарубежных производств, где технологические процессы расписаны по секундам, например заводы Германии, Японии, где благодаря рациональному использованию трудового времени и пунктуальности работников, качество изделий значительно повышается и товар занимает лидирующие позиции в своём сегменте рынка.

Будущий специалист закладывая в свой характер стремление к самообразованию и пунктуальность, значительно повышает свои шансы успешно реализоваться и как специалист и как гражданин, но для достижения более высоких результатов в профессиональной деятельности, необходимо и упорядочение своих действий и окружающей обстановки. Одна из концепций чистого и современного производства – японская система «5S: Упорядочение», которая предусматривает наведение порядка на рабочем месте, удаление всех не используемых в технологическом процессе средств труда и др. действий направленных на улучшение качества и условий труда, регламентирует порядок действий сотрудников. Но вот, проблема, менталитет «дефицитного периода» мешает очистить тумбочки и рабочие места от ненужного. Будущий специалист должен чётко осознавать, что средства труда принадлежат предприятию, и нет смысла накапливать инструменты и заготовки на рабочем месте. Оборудование не будет работать на должном уровне, если не производить техническое обслуживание по графику.

Успешность будущего специалиста зависит, не только от его знаний и умений, но и от поведения, способа общения с коллегами, для этого необходимо вести кропотливую работу по воспитанию основных черт характера показывающее отношение к труду – трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность. Трудовой менталитет прививается годами, но в конечном итоге влияет не только на трудовую деятельность, но и на поведение человека в целом.

Р.В. Николаев Преподаватель спец.дисциплин БОУ ЧР СПО ЧЭМК

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: