Израиль совершил непоправимую, катастрофическую ошибку: отверг Иисуса Христа.




Христос, несомненно, считает, что эти пророчества – о Нем, что Он и есть этот предреченный Раб Божий, Чья Смерть дарует человечеству Спасение и примирение с Богом.

Исаия не просто так, не в качестве частного комментария к современным ему историческим событиям, как понимали иудеи, привел эти слова. Исаия сказал их о Нем, об Иисусе из Назарета!

Его Кровь, «за многих изливаемая» (Мк. 14, 24), Его Плоть, приносимая в Жертву «за жизнь мира» (Ин. 6, 51), дарует Спасение всем, кто готов его при­нять.

 

Возникает вопрос: почему Иисус выбрал такой странный, шокирующий путь, ведущий к Спасению?

Только для того, чтобы умереть, а потом воскреснуть и через это доказать, что он – Спаситель-Мессия?

 

В чем самоценное значение Смерти Иисуса Христа, которую мы называем Искупительной, или даже Спасительной?

 

Авторы Нового Завета постоянно подчеркивают, что Иисус должен был умереть по Писанию (например: Христос умер за грехи наши, по Писанию. – 1 Кор. 15, 3).

 

Давайте немного вспомним, что говорит о Своей Смерти Сам Христос?

 

Христос много раз говорил о предстоящей смерти.

Приведу совершенно замечательный и единственный в своем роде фрагмент, где говорится не только о предстоящей Смерти, но и том, что она будет «за многих»:

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих (Мк. 10, 45; также Мф. 20, 28 ).

 

Здесь употреблено слово искупление (греч. литрон), которое нигде больше в Новом Завете не встречается [2].

Слово это во внебиблейских источниках означало цену, уплачиваемую за освобождение раба. Возможно, именно в таком случае оно употреблено и в Евангелии.

Конечно, Смерть Христа не была никакой платой, это выражение следует понимать метафорично (образно); оно обозначает одну важную вещь: освобождение от греха нам досталось дорогой ценой – Смертью Сына Божьего.

 

Обратим внимание и на слово, вроде бы незаметное, но очень важное – последнее слово этой цитаты: многих.

В древнееврейском «многие» означает неисчислимо большое количество.

То есть слова, что Христос отдает Себя на Смерть для искупления многих, означают, что это Спасение адресовано не только евреям, но и всему человечеству, и, возможно, здесь есть намек на многие поколения людей, которые будут жить на Земле после этих событий.

 

Как относились к Кресту Христову и Крестной Смерти первые христиане и авторы Нового Завета?

 

Для первого автора Нового Завета, Апостола Павла, Крест Христов имеет колоссальное значение. Несомненно, что это не новаторство Павла, но следование традиции, которую он принял от первых Апостолов, как он сам об этом сообщает:

Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был…(1 Кор. 15, 3-5).

 

Павел открывает для себя, что Иисус шел по пути, начертанному в странном, невероятном, неожиданном пророчестве Исайи, что Иисус и есть Тот Самый Раб Божий, Чьи страдания несут спасение людям.

Нет сомнений, что Ап. Павел много думал над этим и открывал новые измерения, новые горизонты в этой теме.

Так, он сформулировал для себя, что Крест и Смерть Иисуса были страшной, но, по-видимому, необходимой дорогой к Прославлению.

Иисус, по словам Ап. Павла, уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, зем­ных и преисподних… (Фил. 2, 7-10).

 

Так как и у авторов Нового Завета, и у авторов последующих времен нет четкого объяснения этому, кроме цитирования уже приведенного фрагмента Исаии (Ис. 52, 13 – 53, 12), можно предположить, что Иисус Христос Сам это не разъяснил.

Исходя из того, что они знали о Иисусе Христе и как понимали задачи Его Пришествия, – можно представить, что понимали под Крестом Христовым и Искупительной Смертью Христа современники происшедшего.

Кратко рассмотрим их мнения, начиная с истоков, от Ап. Павла, который писал об этом первый.

Апостол Павел

У Ап. Павла нет единого ответа на вопрос: каким образом через Крест произошло Спасение мира и людей.

Ап. Павел над этим много размышляет и предлагает нам различные конструкции.

Библеисты говорят, что Ап. Павел использует не мене десяти таких «конструкций», то есть смотрит на Смерть Христову то с одной, то с другой стороны, открывает различные грани происшедшего.

Познакомимся с основными его трактовками происшедшего:

1. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2 Кор. 5, 19 ).

Итак, Крест Христов был способом примирения людей с Богом, как пишет Ап. Павел во многих своих посланиях.

Человек грешит. Его постоянный грех есть постоянный разрыв отношений с Богом. Иисус освобождает людей от грехов Жертвенной Смертью. Соответственно, происходит примирение всех людей мира с Богом.

 

2. Следующий важный момент богословствования Ап. Павла на эту тему – отрывок из Послания к Галатам (Гал. 3, 10-14):

10. Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.

11. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

12. А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.

13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, –

14. дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.

 

Эта непостая цепочка рассуждений Павла означает следующее:

- Все, исполняющие предписания закона, прокляты, потому что…

- …для того, чтобы угодить Богу, нужно постоянно исполнять все предписания закона. Это невозможно, так как всегда и всего не исполнить.

- А раз всего не исполнить, человек все равно оказывается виноват – под проклятьем.

- На помощь приходит Христос, Который искупил нас от этого, сделавшись за нас клятвою, то есть, приняв проклятие (осуждение от Бога) на Себя.

- Через веру во Христа и принятие дарованного Им Спасения мы становимся отныне свободны от действия ветхозаветного Закона и от тех наказаний, которые должны последовать нарушителям Закона.

 

3. Следующий важный фрагмент – 3-я глава Послания к Римлянам.

 

Понять философию рассуждений Ап. Павла непросто, если смотреть на этот текст из сегодня, из нашей культуры и религиозного опыта.

Но если посмотреть глазами иудея, который размышлял: Кто такой Иисус? Что значит Его Смерть? – то все становится на свои места.

Итак:

1) Бог справедлив – это незыблемое и неоспоримое утверждение ветхозаветной веры.

 

2) Раз Бог справедлив, Он не может не наказать человека, который наглеет и попирает все нормы: и Божии, и человеческие.

Это требование справедливости на библейском языке называется гневом Божиим.

 

3) Далее, с грустью признаем, что, как пишет Апостол: все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного… Нет страха Божия перед глазами их… так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом…

Что же? Суд и казнь на всех? Нет, у Бога есть другой план!

 

4) Мы освобождаемся от вины и неминуемого грядущего наказания благодаря Смерти Иисуса Христа, Который пострадал и умер вместо нас!

Должны были быть наказаны и умереть мы, а взял на Себя наши грехи и умер за нас – Он!

Мы получаем оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ( Рим. 3, 24-25 ).

 

5) Теперь можно не исполнять дела ветхозаветного Закона, чтобы быть спасенным.

Уверуй, что Христос тебя искупил, стань Его учеником – и грехи тебе прощены.

Ну, а дальше, конечно, нужно жить исходя из своего великого христианского статуса и стараться не грешить.

 

4. Есть и еще один смысл Крестной Смерти Иисуса Христа:

 

Смерть Христова - моральный источник Спасения.

 

Ап. Павел, говорит, что Смерть Христова нам являет безграничную Божию любовь. Такую любовь, которая готова принести себя в жертву ради любимого, как, например, родители, не задумываясь, умрут за своих детей:

Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками ( Рим. 5, 8 ).

Мы понимаем логику, когда кто-то умирает за хорошего человека, за благодетеля, может быть, кто и решится умереть ( Рим. 5, 7 ). Но Христос умер за нечестивых ( Рим. 5, 6 ), за грешников ( Рим. 5, 8 ), за врагов Бога ( Рим. 5, 10 ).

 

Конечно, если мы видим такую поразительную любовь, разве можем мы не откликнуться на нее?

Апостол Павел уверен: не можем!

Значит и тут Крест несет исцеление и Спасение для человека.

 

Вот основные линии мысли Ап. Павла на тему значения Крестной Смерти Христа.

 

Теперь посмотрим, что говорят об этом Евангелисты.

Как значение и смысл видят в Крестной Смерти Христа каждый из создателей биографий Иисуса?

Они писали позже, как минимум через 20-30 лет после Ап. Павла.

Их взгляды – это не только лично их взгляды, но взгляды тех христианских общин, к которым они принадлежали.

 

 

Матфей

Евангелист Матфей выстраивает свое Евангелие вокруг осевой идеи:

Израиль совершил непоправимую, катастрофическую ошибку: отверг Иисуса Христа.

Мотив отвержения мы встречаем с самых первых строк Евангелия от Матфея:

- для рождения Иисуса не находится места в домах у евреев;

- первосвященники и законоучители знали город, где должен родиться Мессия, но совсем не собирались приветствовать Его появление на свет и тем более воздавать Ему почести;

- иудейский царь вообще устраивает розыски с целью погубить…

- Иисус желанен лишь для родителей и… магов, пришедших из далеких стран.

 

Матфей вновь и вновь акцентирует наше внимание на том, что Иисус пришел, чтобы умереть за людей.

Иисус – не безвольная жертва, пойманная мучителями.

Иисус в Евангелии от Матфея с самого начала

- знает о том, что Ему надлежит умереть,

- знает предателя, но не удаляет его от Себя,

- знает, что Отец Небесный может выручить Его, послав Ангелов.

Но, несмотря на это, Иисус не предпринимает попыток спастись, потому, что Он должен идти именно этим путем.

 

Невозможно переоценить важность слов, которые, из всех Евангелистов, приводит только Матфей:

Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих ( Мф. 20, 28 ).

 

Внимательное чтение Евангелия от Матфея позволяет нам увидеть, что в этом Евангелии вновь и вновь оживают образы пророчества Исаии о Рабе Божием, взявшем на Себя грехи мира, мучимом и убитом (Ис. 52, 13 – 53, 12).

Понимание Матфеем значения Смерти Христовой почти полностью совпадает с богословием Ап. Павла. Но у Матфея можно увидеть уникальные моменты, присущие только ему:

- Матфей разными способами подчеркивает мысль, что Смерть Иисуса явилась страшным, но, живительным источником: после Смерти Христос Воскрес, был Прославлен на Небесах, и с этого момента начинается для всех верующих новая эра.

- Если бы Христос не умер – Он бы не воскрес, а, значит, Спасение не было бы доступно людям.

Евангелист Матфей крепко связал тему Креста с темой наступления новой эры Спасения.

Приобщиться этой эре, принять Спасение может каждый, кто пожелает.

Марк

Что мы сказали о Евангелии от Матфея, то применимо и к Евангелию от Марка: Голгофский Крест здесь бросает свою тень на все служение Иисуса.

 

Обращают на себя внимание два момента, на которых Марк акцентирует внимание:

 

1. Марк все время отмечает, что Крест Христов есть исполнение Божьего Замысла. Выражение «Сын Человеческий идет» на Крестную Смерть, «как писано о Нем» (Мк. 14, 21), – встречается только у Марка, и оно означает не какие-то конкретные пророчества, а то, что путь Иисуса на Голгофу совершается по предначертанному Богом пути.

 

2. Крест Христа является примером для всех учеников Христовых, жизнь которых, к сожалению, также является скорее не шествием на гору Преображения и Славы, но путем на Голгофу.

 

Когда Ап. Петр, однажды, начал отговаривать Иисуса от Креста, Тот воспретил Петру, сказав:

отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее(Мк. 8, 33-35).

В этой речи Христос говорит о том, что Его Страдания должны быть примером для Его учеников.

Мы сказали, что Страдания Христовы касаются не только ближайших учеников Христа, но и всех Его последователей.

Это особенно очевидно, если почитать 13-ю главу Евангелия от Марка:

Будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня… Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: