Русский язык
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных
согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости,
твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного
текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме
гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия,
признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка
слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и
опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с
орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными
орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и
грамматическому значению (название предметов, действий и признаков
предметов);
составление и распространение предложений, установление связи
между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце
предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из
нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста
после его анализа.
Чтение
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми
словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами
(сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз,
с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его
анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная
оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный
план или иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Речевая практика
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и
выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по
их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесениечистоговорок, коротких стихотворений с
опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или
просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и
стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на
вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи
учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий
(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие
этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам
речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Математика:
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых
чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и
умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания
чисел в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и
их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году,
количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых
арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью
учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух
прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без
вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных
радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными
числовыми группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного
материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух
видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и
записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами
умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и
умножения;
выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания
чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,
полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в
мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение
пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание
количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых
арифметических задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных
арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий;
вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного
положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей;
нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание
прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на
нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и
круга.
Мир природы и человека
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,
фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой
группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в
природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание
необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в
повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего
мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице
в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и
обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание
замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении
учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
Изобразительное искусство (V класс)
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и
санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи
формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно»,
«цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов,
изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой
работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя;
рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля
выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование с натуры, по памяти, представлению, воображению
предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания
несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, акварельными красками с
целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного
или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях
изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет,
натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур»,
«пятно», «цвет», объем и др.;
знание правилцветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический,
комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в
материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения
аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по
воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего
отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
Музыка (V класс)
Минимальный уровень:
определение характера и содержания знакомых музыкальных
произведений, предусмотренных Программой;
представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании
(труба, баян, гитара);
пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью
педагога);
выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение
выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое
произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1;
различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
различение песни, танца, марша;
передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне,
голосом);
определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных
произведений (веселые, грустные и спокойные);
владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание
динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
представления о народных музыкальных инструментах и их звучании
(домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.);
представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно,
отрывисто, скачкообразно);
пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения,
самостоятельно;
различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей,
танцев;
владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания
музыкальной речи.
Физическая культура
Минимальный уровень:
представления о физической культуре как средстве укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством
учителя;
знание основных правил поведения на уроках физической культуры и
осознанное их применение;
выполнение несложных упражнений по словесной инструкции при
выполнении строевых команд;
представления о двигательных действиях; знание основных строевых
команд; подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
взаимодействие со сверстниками в организации и проведении
подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных играх и
эстафетах под руководством учителя;
знание правил бережного обращения с инвентарём и оборудованием,
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Достаточный уровень:
практическое освоение элементов гимнастики, легкой атлетики,
лыжной подготовки, спортивных и подвижных игр и других видов
физической культуры;
самостоятельное выполнение комплексов утренней гимнастики;
владение комплексами упражнений для формирования правильной
осанки и развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в
режиме дня (физкультминутки);
выполнение основных двигательных действий в соответствии с
заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
подача и выполнение строевых команд, ведение подсчёта при
выполнении общеразвивающих упражнений.
совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
оказание посильной помощь и поддержки сверстникам в процессе
участия в подвижных играх и соревнованиях;
знание спортивных традиций своего народа и других народов;
знание способов использования различного спортивного инвентаря в
основных видах двигательной активности и их применение в практической
деятельности;
знание правил и техники выполнения двигательных действий,
применение усвоенных правил при выполнении двигательных действий под
руководством учителя;
знание и применение правил бережного обращения с инвентарём и
оборудованием в повседневной жизни;
соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в
физкультурно-спортивных мероприятиях.
Ручной труд
Минимальный уровень:
знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно
его организовать в зависимости от характера выполняемой работы,
(рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на
рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);
знание видов трудовых работ;
знание названий и некоторых свойств поделочных материалов,
используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их
хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда,
их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из
заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние
его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
составление стандартного плана работы по пунктам;
владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки
материалов;
использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;
проволокой и металлом; древесиной; конструировать из
металлоконструктора);
выполнение несложного ремонта одежды.
Достаточный уровень:
знание правил рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
знание видов художественных ремесел;
нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей
тетради;
знание и использование правил безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических
требований при выполнении трудовых работ;
осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;
отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной
обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
экономное расходование материалов;
использование в работе с разнообразной наглядности: составление
плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и
графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем,
чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических
действий и корректировка хода практической работы;
оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми
действиями и их результатами;
выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской
после уроков трудового обучения.