Бюджетная система России имеет три уровня: федеральный бюджет (государственный бюджет), региональные бюджеты, местные бюджеты.
Государственный бюджет – это финансовый план государства, перечень доходов и расходов государства. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходов. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами в виде закона. В ходе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.
Бюджет государства состоит из доходной и расходной частей.
Доходы бюджета РФ на 70 и более процентов формируются из налогов. Наибольшие поступления в бюджет дают такие налоги, как НДС (20-45%), налог на прибыль (14-20%), таможенные доходы (15-20%). Неналоговые доходы включают доходы от федерального имущества, приватизации, внешнеэкономической деятельности.
Расходы бюджета РФ определяются нуждами обороны, необходимостью погашения внутреннего и внешнего долгов, поддержкой отраслей экономики, состоянием социальной сферы и др. Суммы, расходуемые на социальные нужды, науку, образование и здравоохранение явно недостаточны для покрытия нужд этих отраслей (табл. 25.1). Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой на первом месте по удельному весу в структуре расходов находятся расходы на социально-культурные нужды.
Государственный бюджет РФ сильно зависит от нескольких факторов. Это уровень мировых цен на нефть, темп инфляция и курс доллара. При устойчивости этих факторов в прогнозных рамках, бюджет может быть сбалансированным.
Бюджетный профицит – положительное сальдо бюджета, когда доходы правительства больше его расходов.
Таблица 25.1
Состав и структура государственного бюджета РФ
2001 г. | 2002 г. | ||||
млрд. руб. | % | млрд. руб. | % | ||
ДОХОДЫБЮДЖЕТА | 1193,5 | 1894,5 | |||
Из них налоговые | 1117,9 | 93,7 | 1405,8 | 74,2 | |
Неналоговые | 75,6 | 6,3 | 488,7 | 25,8 | |
РАСХОДЫБЮДЖЕТА | 1193,5 | 1765,6 | |||
в том числе | |||||
Внешний долг | 239,8 | 20,1 | 19,2 | ||
Государственное управление | 40,7 | 3,41 | 60,6 | 3,43 | |
Судебная власть | 11,3 | 0,95 | 22.2 | 1,26 | |
Международная деятельность | 22,1 | 1,86 | 2,44 | ||
Национальная оборона | 214,7 | 307,2 | 17,4 | ||
Правоохранительная деятельность | 131,6 | 176,6 | |||
Наука | 22,1 | 1,9 | 31,8 | 1,8 | |
Промышленность, энергетика и строительство | 44,6 | 3,7 | 42,3 | 2,4 | |
Сельское хозяйство | 20,8 | 1,7 | 17,7 | ||
Охрана окружающей среды | 4,7 | 0,4 | 8,83 | 0,5 | |
Транспорт и связь | 30,5 | 2,6 | 33,5 | 1,9 | |
Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий | 6,3 | 0,53 | 8,83 | 0,5 | |
Образование | 48,8 | 4,1 | 84,7 | 4,8 | |
Культура | 6,3 | 0,5 | 10,6 | 0,6 | |
Здравоохранение | 22,2 | 1,9 | 33,5 | 1,9 | |
Социальная политика | 111,8 | 9,4 | 187,2 | 10,6 | |
Трансферты регионам | 182,6 | 15,3 | 282,5 | ||
Космос | 4,5 | 0,4 | 10,6 | 0,6 | |
Прочие | 27,9 | 2,25 | 64,9 | 3,67 | |
Бюджетный дефицит – превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений, т.е. расходы правительства больше его доходов. Все страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой бюджетной несбалансированности. Основными причинами бюджетного дефицита являются следующие: спад общественного производства, возросшие затраты на национальную оборону, рост предельных издержек общественного производства и непроизводственных расходов, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, внутренние и внешние государственные долги и др.
Приближение дефицита бюджета по ВВП к 10 % и по сумме расходов к 33 % считается крайне опасным для экономики страны и может вызвать гиперинфляцию, а устойчивый экономический рост, как показывает практика, начинается при бюджетном дефиците менее 6% к ВВП.
Способы покрытия бюджетного дефицита включают государственные займы, ужесточение налогообложения и сеньораж (доходы от эмиссии денег). Эмиссия – выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.
Каждый из вышеприведенных способов покрытия бюджетного дефицита имеет негативные последствия для экономики. Так государственные займы приводят к государственному долгу. Ужесточение налогообложения ослабляет производство и способствует развитию теневой экономики. Последствием эмиссии может стать инфляция.
Как показала практика в экономики развитых стран дефицит бюджета (в процентах от ВНП) может достигать существенных размеров. В отдельные годы дефицит бюджета составлял в США – 11,6%, ФРГ – 14, Японии – 15,6, Бельгии – 25%.
Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям и является неотъемлемой частью экономической системы. Однако бюджет без дефицита еще не означает «здоровья» экономики и её способности к экономическому росту.