Доходы и расходы бюджета




Бюджетная система России имеет три уровня: федеральный бюджет (государственный бюджет), региональные бюджеты, местные бюджеты.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, перечень доходов и расходов государства. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходов. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами в виде закона. В ходе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.

Бюджет государства состоит из доходной и расходной частей.

Доходы бюджета РФ на 70 и более процентов формируются из налогов. Наибольшие поступления в бюджет дают такие налоги, как НДС (20-45%), налог на прибыль (14-20%), таможенные доходы (15-20%). Неналоговые доходы включают доходы от федерального имущества, приватизации, внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета РФ определяются нуждами обороны, необходимостью погашения внутреннего и внешнего долгов, поддержкой отраслей экономики, состоянием социальной сферы и др. Суммы, расходуемые на социальные нужды, науку, образование и здравоохранение явно недостаточны для покрытия нужд этих отраслей (табл. 25.1). Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой на первом месте по удельному весу в структуре расходов находятся расходы на социально-культурные нужды.

Государственный бюджет РФ сильно зависит от нескольких факторов. Это уровень мировых цен на нефть, темп инфляция и курс доллара. При устойчивости этих факторов в прогнозных рамках, бюджет может быть сбалансированным.

Бюджетный профицит – положительное сальдо бюджета, когда доходы правительства больше его расходов.

 

Таблица 25.1

Состав и структура государственного бюджета РФ

  2001 г. 2002 г.
  млрд. руб. % млрд. руб. %
ДОХОДЫБЮДЖЕТА 1193,5   1894,5  
Из них налоговые 1117,9 93,7 1405,8 74,2
Неналоговые 75,6 6,3 488,7 25,8
РАСХОДЫБЮДЖЕТА 1193,5   1765,6  
в том числе        
Внешний долг 239,8 20,1   19,2
Государственное управление 40,7 3,41 60,6 3,43
Судебная власть 11,3 0,95 22.2 1,26
Международная деятельность 22,1 1,86   2,44
Национальная оборона 214,7   307,2 17,4
Правоохранительная деятельность 131,6   176,6  
Наука 22,1 1,9 31,8 1,8
Промышленность, энергетика и строительство 44,6 3,7 42,3 2,4
Сельское хозяйство 20,8 1,7 17,7  
Охрана окружающей среды 4,7 0,4 8,83 0,5
Транспорт и связь 30,5 2,6 33,5 1,9
Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий 6,3 0,53 8,83 0,5
Образование 48,8 4,1 84,7 4,8
Культура 6,3 0,5 10,6 0,6
Здравоохранение 22,2 1,9 33,5 1,9
Социальная политика 111,8 9,4 187,2 10,6
Трансферты регионам 182,6 15,3 282,5  
Космос 4,5 0,4 10,6 0,6
Прочие 27,9 2,25 64,9 3,67
           

Бюджетный дефицит – превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений, т.е. расходы правительства больше его доходов. Все страны с переходной экономикой сталкиваются с проблемой бюджетной несбалансированности. Основными причинами бюджетного дефицита являются следующие: спад общественного производства, возросшие затраты на национальную оборону, рост предельных издержек общественного производства и непроизводственных расходов, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, внутренние и внешние государственные долги и др.

Приближение дефицита бюджета по ВВП к 10 % и по сумме расходов к 33 % считается крайне опасным для экономики страны и может вызвать гиперинфляцию, а устойчивый экономический рост, как показывает практика, начинается при бюджетном дефиците менее 6% к ВВП.

Способы покрытия бюджетного дефицита включают государственные займы, ужесточение налогообложения и сеньораж (доходы от эмиссии денег). Эмиссия – выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и увеличение всей массы наличных и безналичных денег в обращении.

Каждый из вышеприведенных способов покрытия бюджетного дефицита имеет негативные последствия для экономики. Так государственные займы приводят к государственному долгу. Ужесточение налогообложения ослабляет производство и способствует развитию теневой экономики. Последствием эмиссии может стать инфляция.

Как показала практика в экономики развитых стран дефицит бюджета (в процентах от ВНП) может достигать существенных размеров. В отдельные годы дефицит бюджета составлял в США – 11,6%, ФРГ – 14, Японии – 15,6, Бельгии – 25%.

Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим категориям и является неотъемлемой частью экономической системы. Однако бюджет без дефицита еще не означает «здоровья» экономики и её способности к экономическому росту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: