Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений




В этом разделе будут рассмотрены внутригрупповые комму­никативные процессы и отношения, включающие отношения членов группы друг с другом и с психотерапевтом.

Условия групповой арт-терапии существенно отличаются от условий

индивидуальной арт-терапии, прежде всего потому, что арт-терапевтическая группа представляет собой совершенно иную систему,где члены группы взаимодейству­ют не только с психотерапевтом, но и друг с другом. Кроме того, они взаимодействуют не только с собственной изобрази­тельной продукцией, но и с изобразительной продукцией дру­гих членов группы.

Разные формы арт-терапевтических групп характеризуют­ся разной степенью и характером взаимодействия их членов друг с другом и с психотерапевтом. Так, при использовании студийного подхода взаимодействие членов группы друг с дру­гом имеет относительно меньшее значение, чем при исполь­зовании динамического или тематического подходов. Кроме того, представители разных направлений групповой психоте­рапии по-разному оценивают значение психотерапевтических отношений и межличностной коммуникации в группе. Как известно, в современной групповой психотерапии существуют три основных подхода к рассмотрению роли межличностных, в том числе психотерапевтических, отношений:

1) внутриличностный, связанный с преимущественной фоку­сировкой внимания психотерапевта на отдельных членах группы и использованием тех процедур, которые применя­ются в индивидуальной психотерапии;

2) межличностный (транзактный), связанный с фокусиров­кой внимания психотерапевта на диадических и триадических отношениях между членами группы, а также между членами группы и самим психотерапевтом;

3) интегративный, связанный с фокусировкой внимания пси­хотерапевта на групповых процессах.

Представители внутриличностного подхода считают группо­вую сплоченность препятствием для индивидуального анали­за, поскольку чем больше, индивид включается в группу, тем меньше степень его автономности и ответствен­ности за свои поступки и возможность для проявления своих индивидуальных чувств и потребностей. Славсон отмечает, что «необходимо препятствовать "групповому сцеплению", с тем чтобы участники группы смог­ли выразить свои проблемы и работать с ними. Это требует свободы и сохранения позиций "Я" и «сверх-Я». Этот процесс индивидуализации противоположен синергии и влияет на групповую динамику».

В настоящее время признается, что разные виды арт-терапевтических групп позволяют удовлетворять различные по­требности их членов. Выбор тех или иных форм и методов групповой арт-терапии и ее ориентация на решение тех или иных задач существенно влияют на формы поведения членов группы и характер их отношений друг с другом и с психотера­певтом Чем выше степень структурированности арт-терапевтических сессий и чем конкретнее формулируются задачи ра­боты, тем более поверхностный уровень психического опыта членов группы при этом затрагивается и тем в большей степе­ни отношения членов группы друг с другом и с психотерапев­том будут протекать в рамках определенных социальных ро­лей В этих условиях большое значение также будут иметь меж­личностные границы членов группы, что будет проявляться и в изобразительной деятельности Художественная экспрессия членов группы в этом случае будет служить инструментом формирования и укрепления личных границ и механизмов психологической защиты, а также исследования тех проблем, потребностей и переживаний, которые связаны с актуальным для членов группы социальным и культурным опытом.

Чем меньше структурированность сессий и чем больше свобода поведения и менее конкретно формулируются задачи арт-терапевтической работы (как, на­пример, при использовании динамического подхода), тем бо­лее глубокие слои их психического опыта могут быть при этом затронуты и тем менее социальные роли будут сковывать от­ношения членов группы друг с другом и с психотерапевтом. Таким образом, члены группы будут меньше зависеть от «на­правляющей руки» психотерапевта. В этом случае высока ве­роятность выхода за пределы личных границ, что будет прояв­ляться в более активном и свободном вторжении членов груп­пы в «личное пространство» друг друга и их более тесном взаимодействии в процессе художественной экспрессии.

Изо­бразительная деятельность членов группы в этом случае будет служить инструментом расширения личных границ и получе­ния новых видов опыта, а также исследования тех потребно­стей, чувств и переживаний, которые выходят за рамки акту­ального для членов группы повседневного опыта социальных отношений.

В том и в другом случае психотерапевт будет использовать во многом различные стратегии и тактики поведения, причем их использование может быть обосновано с системных пози­ций. Системный подход, в частности, позволяет рассматривать группу в качестве открытой системы, обладающей как внеш­ними, так и внутренними границами, множеством петель обратной связи, со­единяющих членов группы не только друг с другом и с психо­терапевтом.

Использование системного подхода в групповой арт-тера­пии обеспечивает целостный взгляд на группу и позволяет пси­хотерапевту действовать наиболее гибко, с учетом характера и состава группы, задач и условий работы, переводя фокус свое­го внимания с одного уровня психического опыта членов груп­пы на другой и используя при этом разные интервенции.

Краткое описа­ние динамики взаимодействия членов группы на разных стадиях создания коллективной композиции.

Первая стадия: «формирование границ». Обособленная работа участников группы над созданием индивидуальных рисунков на общем пространстве листа. Высокая степень кон­троля над изобразительным процессом. Индивидуальные ри­сунки отражают конвенциональные, связанные с темой пред­ставления и актуальный для членов группы опыт социальных отношений. Ориентация на внутриличностные процессы и вы­сокие эстетические качества изображения. Проективно- знаковый способ коммуни­кации. «Дипломатичная» и несколько скучная атмосфера в группе.

Вторая стадия: «преодоление границ». Попытки выхода за границы индивидуальных рисунков, «вторжения» в рисунки друг друга и более тесного взаимодействия. Снижение степе­ни контроля ситуации и изобразительной деятельности. Рабо­та приобретает менее предсказуемый характер. Рост эмоцио­нальной вовлеченности членов группы в процесс художествен­ной экспрессии, проявление любопытства, досады, обиды, раздражения, гнева, симпатии и т. д. Художественные образы от­ражают более широкую гамму переживаний и ассоциаций с темой, а также семейный опыт, отношения с отцом, матерью, сиблингами. Коммуникация имеет не только внутриличностную, но и межличностную, а в отдельных слу­чаях — и общегрупповую направленность. Использование бо­лее широкой гаммы материалов, в том числе объемных. Использование не только проективно-символического и вербального, но и сенсомоторного (движение, го­лосовая экспрессия) и драматически-ролевого способов ком­муникации. Более активное применение воды или иных «свя­зывающих» или «растворяющих» агентов (как в прямом, так и в переносном смыслах).

Третья стадия: «хаос». Наиболее тесное взаимодействие членов группы в процессе художественной экспрессии, в то же время отдельные члены группы всеми силами пытаются защи­тить личные границы или выходят из процесса. «Размывание» или «растворение» границ индивидуальных образов. Нараста­ние спонтанности реакций и поведения участников. Утрата контроля над процессом. Во многих случаях также утрата упорядоченности работы и появление ощу­щения ее «хаотичности», «перенасыщенности» и «полифоничности». Образы отражают не только опыт социальных отноше­ний, но и переносов аллопсихических, соматопсихических и аутопсихических проекций, а также примордиальный опыт. Преимущественно общегрупповая и межличностная направ­ленность коммуникации. Максимально широкий диапазон различных способов. Выражение сильных чувств, в том числе тревоги, гнева, агрессии, радости, переживание экстаза. Попытки де­струкции, в одних случаях имеющие открытый и наиболее дра­матический характер, в других случаях — имеющие более «мяг­кий», «символический» характер. Ритуальный характер дей­ствий, в том числе исполнение ритуала «жертвоприношения»; проявление феноменов идентификации с «жертвой». Использование огня (в виде изображения, зажигания свечи, поджигания отдельных элементов коллективной работы). Связь работы с окружающим пространством и ее восприятие в качестве мик­рокосмоса. Попытки изменения уровня освещенности в поме­щении. Сакрализация процесса и созданной членами группы коллективной композиции.

Четвертая стадия: «упорядочение хаоса». Снижение дра­матического и экстатического характера переживаний участ­ников и возникновение состояния созерцательности с попыт­ками обнаружения скрытого порядка работы. Более или менее длительный процесс постепенной интеграции связанных с ра­ботой разнообразных чувств, мыслей и ассоциаций. Проработ­ки собственных проблем. Встраивание работы в мифопоэтический контекст путем использования художественных описа­ний, привлечения разнообразных текстов и образов — мифо­логических, религиозных и т. д. Осознание смыс­ла работы, ее связи с внутриличностными, межличностными и общегрупповыми процессами. Интернализация опыта созда­ния коллективной композиции с последующим дистанцирова­нием от работы.

Для оценки внутригрупповых коммуникативных процес­сов и отношений большую ценность может иметь использова­ние тех или иных моделей и систем их описания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: