по курсу «Экономика природопользования»




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Курсовая работа

по курсу «Экономика природопользования»

Тема:

«Экономический механизм недропользования».

 

Выполнила:

Студентка группы ЮНД 222 Курбанова Эльмира Наильевна

 

Проверил:

Доцент, Кандидат геолого-минералогических наук

Ларичев Лев Николаевич

 

 

Москва 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение........................................................................................................ 3

 

1. Значение данного природного ресурса………………………………...3

2. Современное состояние ресурсной базы в России …………………...4

3. Внутренняя классификация недропользования……………………….4

4. Современная нормативно-правовая база использования ресурса …..7

5. Современная система учета назначенного ресурса, сведения о современной структуре органов управления и контроля за использованием ресурса………………………………………………..7

6. Формы собственности…………………………………………………8

7. Виды прав пользования………………………………………………..8

8. Временные рамки……………………………………………………...12

9. Система платежей налогов и сборов сопровождающие использование ресурса……………………………………………………………….....13

10. Особенности экономической оценкиресурса……………………......21

11. Система ответственности за нарушение норм и правил использования…………………………………………………………23

12. Заключение …………………………………………………………..24

13. Использованная литература …………………………………………25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Недра – это верхняя часть земной коры, в которой при современном уровне развития техники добываются полезные ископаемые. Иногда в природоохранной литературе используют термин «геологическая среда», что почти совпадает с понятием «недра». Под геологической средой понимают часть земной коры, включающую горные породы, циркулирующие в них растворы, газы, расплавы и связанные с ними геологические процессы. Естественно, что они оказывают влияние на состав и функционирование биоценозов. Недра Земли издавна используются человеком. Названия длительных исторических периодов человеческой истории: каменный, бронзовый, железный века- характеризуют степень использования земных недр человеком. До сих пор полезные ископаемые служат основой, обеспечивающей научно-технический прогресс общества. Извлеченные из недр природные ресурсы и продукты переработки являются основными источниками, они составляют 90% продукции тяжелой индустрии около одной пятой от всех предметов потребления.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

 

ЗНАЧЕНИЕ ДАННОГО ПРИРОДНОГО РЕСУРСА

Значение недр для человека определяются их полезностью для человека (общества) и состоит в том, что они являются источником материального сырья, ископаемого топлива и других материалов. Недра удовлетворяют также научные потребности. Они используются для устройства подземных сооружений и коммуникаций - таких, как склады, хранилища, линии метро, трубопроводы и многое другое. Все эти свойства недр принимаются во внимание при разработке системы мер их правовой охраны. Таким образом, обращаем внимание на то, что юридическое понятие "недра" не отождествляется с содержащимися в недрах полезными ископаемыми. Недра - более широкое понятие, чем полезные ископаемые.

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫНЕДР РОССИИ

Отличительной чертой минерально-сырьевой базы России является ее комплексность - она включает в себя практически все виды полезных ископаемых:

- Топливно-энергетические ресурсы (нефть, природный газ, уголь, уран);

- Черные металлы (железные, марганцевые, хромовые руды);

- Цветные и редкие металлы (медь, свинец, цинк, никель, алюминиевое сырье, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, титан, цирконий, ниобий, тантал, иттрий, рений, скандий, стронций и др.);

- Благородные металлы и алмазы (золото, серебро, платиноиды);

- Неметаллические полезные ископаемые (апатиты, фосфориты, калийные и поваренная соли, плавиковый шпат, слюда-мусковит, тальк, магний, графит, барит, пьезооптическое сырье, драгоценные и поделочные камни и др.).

Из недр России ежегодно извлекается: 8-12% нефти, 27-30% газа, 5-8% угля, 8-10% товарных железных руд, 22-25% никеля и кобальта, значительная часть других цветных и редких металлов, золота, серебра, платиноидов и платины, алмазов, до 60% апатитов, 12% калийных солей от всего объема полезных ископаемых, добываемых мировым сообществом.

 

ВНУТРЕННЯЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

Классификационный признак Разновидности признака группировки
Условия образования Природные   Техногенные
Расположение относительно земной поверхности Поверхностные   Заглубленные   Подземные   Нагорные   Подводные
Взаимное расположение Пространственно обособленные   Перемежающиеся   Взаимосвязанные   Взаимопроникающие
Территориальное распространение Общераспространенные   Неравномерно   Крайне неравномерно   Единичное
Агрегатное состояние Почвенно-растительные   Твердые (монолитные)   Рыхлые (россыпные)   Вечно мерзлые   Сезонно мерзлые   Озерно-болотные   Жидкие   Газообразные   Виртуальные
Функционально-отраслевое   назначение Одностороннее   Двойное   Многообразное (многоотраслевое)
Степень исчерпаемости   1. Неисчерпаемые   2. Ограниченные   2.1. Возобновляемые   2.2. Невозобновляемые
Направление использования Сырьевое   Топливное   Энергетическое   Водоснабженческое   Агро-био-техническое   Инженерно-строительное   Производственно-техническое   Научно-исследовательское   Образовательное   Транспортно-коммуникационное   Медицинское   Культурно-рекреационное   Торгово-сервисное   Военно – (гражданско-) оборонное   Противотеррористическое   Резервационное   Захоронительно – изоляци-онное   Экологическое

 

СОВРЕМЕННАЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСА

Федеральное законодательство о недрах представлено основными законами:

- "О недрах" от 21.02.1992 № 2395-1;

- "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 30.11.1995 № 187-ФЗ;

- "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 № 155-ФЗ;

- "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17.12.1998 № 191-ФЗ.

 

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА НАЗНАЧЕННОГО РЕСУРСА

Статья 28. Государственный учет и государственная регистрация

Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами.

Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.

- Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (МПРиЭ РФ);

- Федеральным агентством по недропользованию Российской Федерации (РОСНЕДРА).

 

ФОРМЫСОБСТВЕННОСТИ

Статья 1.2. Собственность на недра

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

 

ВИДЫПРАВ ПОЛЬЗОВАНИЯ

Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования недр, права и обязанности недропользователей Теплов О.М. Основания предоставления прав пользования недрам. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участка недр в пользование.

Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в пользование.

В соответствии со ст. 6 Закона о недрах виды пользования недрами предоставляются для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.

Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющиеся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его зарегистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на государственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»)

Недропользование осуществляется по разрешительной системе. Это означает, что недра предоставляются в пользование на основе лицензий, т.е. документов, удостоверяющих право их владельцев на пользование участками недр в определенных границах и в соответствии с указанными целями в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных требований и условий. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка в соответствии с земельным законодательством. Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких, например, как песок, гравий), которая производиться собственниками и владельцами земельных участков свободно.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды.

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.07.2010) «О недрах»

Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Конкретный набор таких прав и обязанностей зависит от вида пользования недрами.

Наиболее общие права и обязанности недропользователей закреплены Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 22 пользователь недр имеет право:

- использовать предоставленный ему участок недр в соответствии с целями, обозначенными в лицензии;

- самостоятельно выбирать формы своей деятельности;

- использовать результаты своей деятельности (в соответствии с лицензией);

- использовать отходы своего горнодобывающего и другого производства, если иное не установлено в лицензии;

- ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;

- проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода;

- обращаться в компетентные органы по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении новых обстоятельств.

Вместе с тем пользователь несет обязанности по:

- соблюдению законодательства о недрах;

- соблюдению требований технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых;

- ведению геологической и иной документации и представлению достоверной геологической информации в компетентные государственные органы;

- безопасному ведению работ, связанных с недропользованием;

- соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием;

- приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования;

- обеспечению сохранности или ликвидации горных выработок и буровых скважин в соответствующих случаях;

- выполнению условий лицензии;

- своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.

Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

 

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ

Сроки пользования участками недр

(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для:

геологического изучения - на срок до 5 лет или на срок до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 295-ФЗ)

добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр;

добычи подземных вод - на срок до 25 лет;

добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1 настоящего Закона - на срок до 1 года.

Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, а также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей.

Срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.

(часть третья в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением.

Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

 

СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ НАЛОГОВ И СБОРОВ СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСА

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:

1. разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

2. регулярные платежи за пользование недрами;

3. сбор за участие в конкурсе (аукционе);

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания соглашения.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях.

Статья 40. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии

Пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее в настоящей статье - разовые платежи за пользование недрами).

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем десять процентов величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. В случае проведения конкурса или аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством Российской Федерации принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с частью пятой статьи 2.1 настоящего Закона, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых. Методика расчета минимального (стартового) размера разового платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

 

Статья 42. Сбор за участие в конкурсе (аукционе)

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

1. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

В целях настоящей статьи к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь лицензионного участка, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

 

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Полезное ископаемое Минимальная ставка Максимальная ставка
Углеводородное сырье    
Углеводородное сырье на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях,находящихся под юрисдикцией РФ    
Драгоценные металлы    
Металлические полезные ископаемые    
Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов    
Неметаллические полезные ископаемые, уголь, горючие сланцы и торф    
Прочие твердые полезные ископаемые    
Подземные воды    

 

 

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

разведки полезных ископаемых

Полезное ископаемое Минимальная ставка Максимальная ставка
Углеводородное сырье    
Углеводородное сырье на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, атакже за пределами РФ на территориях,находящихся под юрисдикцией РФ    
Драгоценные металлы    
Металлические полезные ископаемые    
Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов    
Неметаллические полезные ископаемые    
Прочие твердые полезные ископаемые    
Подземные воды    

 

 

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата (рублей за 1 тонну) 3,5  
Хранение природного газа и гелия (рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

 

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

3. Размеры регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются соглашениями о разделе продукции в пределах, установленных настоящей статьей.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты регулярных платежей, установленные указанными соглашениями.

При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных после вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и до вступления в силу настоящей статьи, уплата регулярных платежей за пользование недрами, условия и порядок их взимания устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на дату подписания каждого такого соглашения.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

4. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Порядок и условия взимания регулярных платежей за пользование недрами с пользователей недр, осуществляющих поиск и разведку месторождений на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а суммы указанных платежей направляются в федеральный бюджет.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

5. Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

 

ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ РЕСУРСА

Формирование эффективной системы недропользования как на государственном уровне, так и на уровне субъекта Федерации, невозможно без четко проработанной методической базы, предусматривающей определение экономических параметров на всех стадиях освоения запасов и ресурсов углеводородного сырья. Одним из составляющих такой системы является блок экономической (стоимостной) оценки, к которым могут быть отнесены объекты, создаваемые именно в рассматриваемой отрасли функционирования предприятий.

В настоящее время рынок оценочных услуг на территории РФ достаточно развит, однако несмотря на это, оценка таких специфических активов, как горное имущество, вызывает ряд проблем у субъектов оценочной деятельности. Основной причиной сложившейся ситуации, на взгляд автора, является, во-первых, отсутствие четко проработанной методической базы оценки нефтегазовых активов, во-вторых, недостаток информационных ресурсов, необходимых для оказания качественных оценочных услуг.

Лицензирование оценочной деятельности на территории нашей страны, как известно, отменено, в настоящее время на рынке консалтинговых услуг функционируют саморегулируемые организации оценщиков (СРО), имеющие собственные экспертные советы и страхующие гражданскую ответственность оценщиков. Отраслевые направления деятельности их членов весьма разнообразны. С одной стороны, этот факт свидетельствует о серьезной диверсификации оценочных услуг по сферам применения. С другой – нельзя не видеть проблему, т.к. не существует ни одного экспертного совета в рамках СРО, который мог бы квалифицированно дать заключение на отчет об оценке стоимости нефтегазовых активов.

Как правило, универсальность подходов, которые потенциально должен применить любой оценщик (затратный, доходный и сравнительный), позволяет оценивать все виды имущества, но активы в сфере нефтегазодобычи настолько специфичны, что без специальных знаний в данной области качество отчета будет оставлять желать лучшего. Выходом из этой ситуации могло бы стать привлечение на субподрядной основе квалифицированных специалистов. К сожалению, на практике это не происходит вследствие значительной дороговизны подобных услуг по сравнению с самой стоимостью договора на оценку. Поэтому широкоп<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: