КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ В КРУЖКЕ «МУРАВЬИШКА»




ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖКА «МУРАВЬИШКА»

(РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Огромны, богаты и разнообразны природные ресурсы нашей страны, поэтому невозможно дать полную характеристику всем поделочным материалам, которые предоставлены любознательному умельцу. Мало усилий составляет процесс искания местных природных материалов, надо ведь найти им полное применение в творческом процессе.

Труд с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В жёлуде, в шишке, в головке чертополоха таятся образы сказочных героев, реальное воплощение мыслей, мечты. Именно поэтому труд с природными материалами так привлекает к себе детей всех возрастов.

Дополнительные материалы

При изготовлении игрушек часто используют дополнительные материалы.

Бумага. Виды бумаги отличаются друг от друга по толщине, плотности, окраске, назначению.

Фольга. Употребляется для украшения поделок, переплетов.

Пластилин. Этот материал применяется для скрепления частей менее сложных игрушек (в работе с природным материалом в детском саду с этой целью используют чаще клей), а также для лепки некоторых деталей поделки на начальных этапах работы.

Проволока является необходимым материалом для скрепления частей игрушки.

Нитки лучше использовать толстые, цветные (№ 10).

Клей нужен разных марок: белый клей ПВА, клей БФ и др. Однако дошкольникам лучше пользоваться клеем ПВА.

Цветные лоскуты — обрезки различных тканей — также пригодятся для оформления поделок.

Инструменты

Для изготовления поделок, помимо материала, необходимо иметь простейшие инструменты.

Шило. Шило должно быть не очень толстым, но сделано из прочного материала.

Ножницы. Для работы детям нужны небольшие ножницы с тупыми концами, с кольцами, соответствующими размеру детской руки.

Нож рекомендуется маленький (но не перочинный), с тупым концом.

Иголка нужна крупная швейная, ее необходимо хранить на маленькой салфетке либо в игольнице с вдетой в нее ниткой.

Карандаш простой необходим для нанесения контура на бумаге при вырезании деталей или задуманной игрушки.

Краски необходимы для оформления отдельных деталей игрушки. Рекомендуется использовать краски гуашевые (кроющие) в специальных наборах или в отдельных флаконах. Эту густую краску перед рисованием нужно развести водой.

Кисточки (мягкая для рисования, более жесткая для клея).

Стека — инструмент, применяемый в процессе лепки из глины или пластилина (для обработки поверхности изделия).

Щипчики желательно маникюрные или со сведенной перекрученной передней частью.

ПЛОСКОГУБЦАМИ, КЛЕЩАМИ, СВЕРЛОМ, ШИЛОМ, ИГЛОЙ ПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ВОСПИТАТЕЛЬ!

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫКРУЖКА

ЦЕЛИ: Знакомить детей с различными природными материалами, учить использовать природный материал для изготовления разнообразных поделок.

ЗАДАЧИ:

Ø Познакомить детей с разновидностями природного материала.

Ø Научить детей технике работы с природным материалом.

Ø Развивать творческое самовыражение ребёнка через полученные знания и умения, умение видеть красоту природы.

Ø Способствовать развитию художественного вкуса, расширению кругозора.

Ø Пробуждать в детях устойчивый интерес и любовь к природе, к родному краю.

Ø Учить бережному отношению к природе.

Ø Формировать умение трудиться в коллективе, оказывать друг другу помощь.

Ø Воспитывать стремление к совместной деятельности.

ПРИНЦИПЫПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫКРУЖКА

Ø От простого к сложному.

Ø Связь знаний, умений, навыков с жизнью, с практикой.

Ø Научность.

Ø Доступность.

Ø Системность знаний.

Ø Воспитывающая и развивающая направленность.

Ø Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений и навыков.

Ø Активность и самостоятельность.

Ø Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ В КРУЖКЕ «МУРАВЬИШКА»

Занятия кружка «Муравьишка» по работе с природным материалом организуются во второй половине дня. В старшей группе проводится по два занятия в месяц. Кроме этого, работу можно организовать и во второй половине дня с подгруппой детей (6–7 человек) или со всеми детьми (в зависимости от вида и этапа работы) один раз в неделю. На этих занятиях можно проводить беседы о различных видах природного материала и делать заготовки для основных занятий кружка.

1-й этап. Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.

Вначале важно заинтересовать детей процессом созидания, вселить в них уверенность, что они смогут сделать задуманные игрушки, а затем учить работать с природным материалом.

Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им предлагают, во-первых, проанализировать готовую поделку. Воспитатель объясняет, как это делается. В ходе анализа рассматривают части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим.

Сначала анализируют образец-поделку, а затем, после шестого занятия, ее заменяют образцом-рисунком.

 

 

Нужно проанализировать также последовательность изготовления игрушки, т. е. дети выясняют, какую часть игрушки делают вначале, почему, каким способом соединяют ее части и детали и что с чем надо соединить, какой материал нужен для работы и, если его нет, можно ли заменить другим. При этом воспитатель показывает весь процесс создания игрушки.

2-й этап. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки, им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала. Их нужно продолжать учить анализировать будущую игрушку по ее рисунку, а затем рисунок заменяют контурным изображением поделки, так называемой моделью. С помощью модели дети выясняют характерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.

Для уточнения последовательности работы воспитанников знакомят с новым приемом — созданием схематического рисунка поэтапного изготовления поделки и использованием его в качестве плана работы над игрушкой. На этом этапе дети могут самостоятельно отобрать необходимый для игрушки материал и в ходе работы заменить один его вид другим.

3-й этап. По мере накопления у детей определенных трудовых навыков и умений воспитатель переходит к обучению их приему схематической зарисовки игрушки и созданию наглядного плана-схемы ее пооперационного изготовления.

Работа со схематической зарисовкой поделки и планом-схемой пооперационного ее изготовления может быть построена следующим образом. Составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На первом таком занятии после анализа образца детям предлагают посмотреть, как рисуют схематический рисунок выполняемой игрушки, используя геометрические формы, после чего они на бумаге повторяют чертеж, данный воспитателем.

Затем взрослый объясняет и показывает, как на доске можно изобразить поэтапное изготовление поделки. Для этого схему поделки как бы растягивают в пространстве, последовательно рисуя одну за другой каждую часть, деталь игрушки в таком порядке, в каком они затем будут соединяться. На первых порах воспитатель помогает детям делать модели с помощью готового схематического рисунка и плана-схемы последовательности ее изготовления, в дальнейшем дети смогут самостоятельно делать такие схемы.

 

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, ботанический сад, к реке и т. д.). В детском саду с этой целью можно использовать и прогулки. На таких экскурсиях воспитатель учит детей замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

Во время экскурсии в природу весной и осенью можно организовать сбор различных природных материалов.

После экскурсии желательно провести беседу. Во время таких бесед у детей развиваются смекалка, сообразительность, расширяются представления об окружающем мире, углубляются знания, обогащается речь.

Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала.

Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного материала примерно такова:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале, с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки. 3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предположений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом. 4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

 

Предложенная последовательность работы по изготовлению игрушек не является обязательной. Воспитатель может найти более удачные педагогические приемы.

Для того, чтобы заинтересовать детей, нужен какой-то занимательный элемент. Поэтому на каждое занятие кружка будет приходить наш проводник- Муравьишка, один или с друзьями. Он будет сопровождать детей в путешествиях, рассказывать много интересных и познавательных историй.

 

В добрый путь, Муравьишка!

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

  ТЕМА ЦЕЛИ
СЕНТЯБРЬ 1.Знакомство с природными материалами.   2.Пчелка. Фитодизайн.     1.Познакомить детей с различными природными материалами. 2.Учить всматриваться в окружающий мир и любоваться им. 3.Провести первые художественные игры с природным материалом. 4.Воспитывать тонкое восприятие и наблюдательность.   1.Учить детей делать поделку по образцу. 2.Формировать интерес к данному виду труда. 3.Развивать художественный вкус детей, внимание, мелкую моторику рук. 4.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.  
ОКТЯБРЬ 1.Бабочка. Фитодизайн.     2.Букет для бабочки. Фитодизайн. Коллективная работа. 1.Учить детей делать поделки по образцу. 2.Развивать творческие способности детей, эстетический вкус. 3.Учить анализировать поделку и последовательность ее выполнения. 4.Воспитывать бережное отношение к природе.   1.Учить детей делать игрушку по образцу, анализировать, из каких деталей она состоит и в какой последовательности выполняется. 2.Формировать интерес к данному виду труда. 3.Учить использовать для соединения частей пластилин. 4.Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой. 5.Воспитывать стремление к совместной деятельности.
НОЯБРЬ 1.Осеннее дерево. Фитодизайн. «крошево».   2.Аппликация в технике «крошево». Фитодизайн. 1.Познакомить детей с новым видом аппликации в технике «крошево». 2.Развивать эстетический вкус, чувство цвета, мелкую моторику рук. 3.Воспитывать внимательность к работе. 4.Формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.   1.Закреплять навыки работы в технике «крошево». 2.Совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении поделки. 3.Развивать инициативу и творчество в оформлении поделок.
ДЕКАБРЬ     1.Подводный мир. Коллективная работа. Фитодизайн.   2.Стрекоза.       1.Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. 2.Продолжать учить детей анализу процесса работы. 3. У детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание. 4.Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательные отношения.   1.Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. 2.Учить соразмерять части игрушки. 3.Побуждать к активному участию в анализе образца игрушки и последовательности ее изготовления. 4.Воспитывать интерес к работе с природным материалом.  
ЯНВАРЬ 1.Панно «луговые цветы».   2.Старичок-лесовичок.   1.Познакомить детей с семенами различных растений. 2.Познакомить с новым типом образца- рисунком поделки, учить на основе его анализа устанавливать последовательность работы. 3.Воспитывать внимательность в работе. 4.Формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.   1.Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом. 2.Закреплять умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения. 3.Развивать фантазию, инициативу и творчество в оформлении поделок. 4.Воспитывать у детей бережное отношение к природе.  
ФЕВРАЛЬ 1.Божья коровка.     2.Лебединое озеро. Коллективная работа. Фитодизайн.   1.Способствовать формированию действий пооперационного контроля. 2.Добиваться проявления самостоятельности в работе над игрушками, настойчивости и целеустремленности. 3.Воспитывать настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.   1.Формировать у детей умение трудиться сообща над одной темой, выполняя при этом конкретное задание. 2.Закреплять умение пользоваться рисунком игрушки в качестве образца. 3.Учить делать игрушку из разного природного материала. 4.Воспитывать товарищеские взаимоотношения в труде.  
МАРТ     1.Морская фантазия. Фитодизайн.     2.Чудесные картины из ракушек и семян.       1.Познакомить детей с некоторыми ракушками, показать характерные особенности их формы, цвета. 2.Совершенствовать умение детей определять последовательность действий при изготовлении задуманной игрушки. 3.Воспитывать интерес к работе с новым материалом. 4.Вызывать желание делать игрушки красивыми и аккуратными.   1.Продолжать учить детей использовать семена и ракушки для изготовления различных поделок. 2.Учить самостоятельно подбирать тему для работы, опираясь на имеющийся опыт создания поделок. 3.Развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета. 4.Воспитывать внимательность и старание в работе.  
АПРЕЛЬ 1.Поделки из желудей и каштанов.   2.Земляничная поляна. Коллективная работа. Фитодизайн.   1.Продолжать учить детей работать с природным материалом. 2.Познакомить с новым типом образца- моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы. 3.Воспитывать умение работать аккуратно. 4.Формировать эстетический вкус.   1.Продолжать знакомить детей с возможностями использования различного природного материала. 2.Закреплять умение схематично изображать последовательность изготовления поделки. 3.Воспитывать чувство удовлетворения от работы с природным материалом. 4.Способствовать проявлению взаимопомощи, доброжелательности.  
МАЙ 1.Рисование песком. (на прогулке.)     2.Изготовление поделок по замыслу детей.   1.Познакомить детей с новым способом рисования. 2.Знакомить со свойствами сухого и мокрого песка. 3.Развивать творческие способности детей, художественный вкус. 4.Продолжать учить детей работать в коллективе.   1Формировать устойчивый интерес к работе с различным природным материалом. 2.Закреплять умение контролировать каждый этап своей деятельности, соотносить его с результаты с намеченной целью. 3.Воспитывать самостоятельность, желание сделать нечто красивое своими руками.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: