АРХИТЕКТУРА XVII - первой половины XVIII века в ГОЛЛАНДИИ И БЕЛЬГИИ




Разделение Нидерландов в конце XVI в. на северные (Голландия) и южные провинции (среди последних Фландрия - крупнейшая). Аррасская уния 1579 г., закрепившая протекторат испанской монархии над южными провинциями (Бельгией), господствующей религией в которых остался католицизм. Влияние католической церкви на развитие архитектуры Бельгии, выразившееся в пре­имущественном распространении барокко. Сочетание в бельгийском барокко национальных (главным образом готических) традиций с пристрастием к пыш­ной декорации, воспринятым от итальянского и испанского барокко.

Питер Пауль Рубенс (1577-1640) - глава фламандской художественной школы и один из крупнейших мастеров эпохи барокко. Его архитектурные произведе­ния (эскизы декоративных сооружений для Антверпена, собственный дом).

Иезуитские церкви (св. Карла Борромея в Антверпене, св. Михаила и Бегинок в Брюсселе, св. Михаила в Левене); связь их планировочных и декоративных решений с церковью Иль Джезу в Риме.

Барокко в гражданской архитектуре Бельгии конца XVII - первой половины XVIII в. Гильдейские дома на Большой пл. в Брюсселе; сохранение в их облике традиционных черт, восходящих к эпохе Возрождения и Средним векам. Здания дворцового типа, композиция фасадов которых решена под влиянием класси­цизма (дом герцогов Брабантских в Брюсселе, арх. Г. де Брейн;- королевский дворец в Антверпене, арх. Я.П.Баурсхейдт).

Архитектура Голландии, развивавшаяся, начиная с XVII в., на иной, чем в южных провинциях, социально-политической и религиозной основе. 'Образова­ние независимой Республики Соединенных (северных) провинций, подтвержденное условиями перемирия 1609 г. в войне с Испанией. Голландия как одно из первых в Европе буржуазных государств. Формирование в голландском об­ществе новой системы жизненных ценностей и взглядов, обусловленных праг­матическими интересами господствующего класса и отвечавших процессу ста­новления бюргерской культуры. Доминирующая роль протестантской церкви, отвергавшей театрализованную пышность католических обрядов и индиффе­рентно относившейся к искусству как средству воздействия на чувства верую­щих. Значительно меньшее, чем в южных провинциях, влияние барокко на гол­ландское искусство; реализм как его главное направление. Практицизм и рацио­нализм голландской архитектуры, обусловливающие соответствующую просто­ту композиционных решений в духе классицизма. Формирование и распростра­нение новых типов построек, связанных с торговлей, и судостроением (рынки, городские весы, биржи, склады, верфи, портовые сооружения и т.п.), функциям которых не могли соответствовать усложненные формы барокко. Применение в строительной практике Голландии красного кирпича стен и белого камня дета­лей; создание на базе контрастного сочетания этих материалов своеобразных декоративных эффектов.

Градостроительство Голландии XVII в. Столица страны Амстердам и ее регу­лярный план как пример реализации замысла «идеального» города в специфи­ческих природных условиях. Каналы и гавани Амстердама; зонирование его территории по функциональному признаку. Городские дома различных типов; особенности их планировки и композиции фасадов.

Влияние палладианства на голландскую архитектуру XVII в. Морицхойс (дом Морица) в Гааге - наиболее яркий пример палладианской композиции патрициан­ского городского особняка. «Дом в лесу» близ Гааги (арх.П.Пост, 1608-1669) как голландский вариант палладианской виллы. Интерпретация палладианских моти­вов в композиции ратуши Амстердама (арх. Я. Ван Кампен, 1595-1657). Ратуши в Делфте, Болсварде, Маастрихте, Энкхойзене; черты барокко и классицизма в их архитектурном решении. Примеры гражданских сооружений других типов, возво­дившихся в Голландии в XVII столетии (Мясные ряды в Харлеме, Суконная пала­та в Лейдене, Мясной рынок в Делфте, здание городских весов в Гауде. Адмирал­тейство, морской «магазин» и верфи Ост-Индской компании в Амстердаме).

Архитектура голландских протестантских церквей: преимущественное ис­пользование в них центрических планов (церкви в Виллемштадте. Ренсоуде. Миддельбурге, Лейдене, Круглая лютеранская церковь в Амстердаме). Запад­ная, Южная и Северная церкви в Амстердаме, спроектированные X. Де Кейсером (1565-1621), их градообразующая роль.

Сокращение объемов строительства в конце XVII и в XVIII в. Влияние на голландскую архитектуру французских образцов («голландский стиль Людови­ка XV»). Здание Королевской библиотеки в Гааге (арх. Д.Маро, ок. 1663-1752); черты рококо в его композиции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: