Спорные аспекты проблемы генезиса капитализма в отеч и заруб историографии.




Славянофилы – отсутствуют предпосылки для развития по западному образцу, не сл следовать этому. Особый капиталистический путь развития. Эта идея продолжена в среда народничества, они действовали после отмены кр права, считали, что кр промышленность насождается гос-вом сверху. У крс промышле нет основы, и в России капитализм это искусственный продукт. В нач 20 в последователи народников неонародников –Варанцов, Юзов, Каблиц, Даниэльсон, Чернов признают капитализм как данность, но он особый в России. Чернов впервые обоснавал идею различных видов капитализма_ на западе это поступательно развивающийся, в России – основа эк составляет мелкое кр хоз-во и земледелие и кустарь это отражение этого в капиталистическом произ-ве. Конструктивные факторы в развитии капиталистического обще-ва и производства: общ-во, рынок, кр машинное произ-во. Промышленник должен продать свою продукцию по той цене по котрой ее купит потрбитель- незлобствование = это делает зап капитализм более цивилизованным (светлый).

Монополизм, консервация, вне эк формы эксплуатации, - темные стороны. Россия относится к числу этому (стран запоздавших в развитии).

В таком положении социализм это выход. Переход к индустриализации может идти 2 путями, капит и социал. Эта альтернатива возникает т.к. капиталистические преобразования в странах ставят их на путь соц потрясений.

Марксисты. В 90е полемика велась серьезная. Ленин. Развитие капитализма в России, и в этом произведении он говорит, что Россия не иск из правил, кустарь должен вытеснять крупным фабричным производством. Рано или поздно этот кустарь станет наемным рабочим. Капитализма в России нгачинается во 2й п 17 века-новый этап развития россии: какп мануфактура, углубление рыночной и товарной специализации, формирование рынка наемной рабочей силы. Это свидетельство зачатка капитализма в России. М/у историками возникали споры, что е Ленин имел ввиду под новым этапом. Когда начинается генезис капитализма в России (50егг).

Выделяются 2 гр: сторонники идеи Ленина, Россия не отстает от Европы, мы развиваемся также. Раскол, кр/в-ны.. Новый период в истории – вступление россии на стадию капитализма. А как же соборное уложение. Генезис должен совпадать с разложением, а у нас феод отнш сильны и всеобъемлющи. А это значит, что до капитализма еще далеко.(приображенский,Индова, Кузнецов, Бовыкин, Струмилин, Покровский, Нечкина), рос кап

Др – стороннкии позднего генезиса капитализма – Яцунский В.К. нач 19 в. Кавальченко, Милов, Павленко, Рындзюнский, Федоров. Не надо выравнивать сложный путь России в истории к зап пути.

Многоукладность в экономике считается основой нашей экономики. Историки разошлись в оценке многоукладности эк в России, одни признавали это как реальный ист фак с позиции штатного евления, характерного для переходного периода. Кап-зм из уклада превращается многоукладную формацию. (Рыдзюнский, Милов, Павленко)

Др- далеко не всегда происходит вытеснение докапиталистических укладов. И капитализм на равнее с др укладами, это не господствующая формация. Идея особого некапиталистического пути развития. (Тарновский, Валабуев, Гендин, Гефтер).

Если капитализм не развивает, то он наоборот усугубляет противоречия и в итоге революция!

30\09/11

Основа экономики составляла сельское хоз-во.

РАЗЛОЖЕНИЕ ФЕОДАЛЬНО-КРЕПОСТНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫХОЗ-Вания.

Признаки:

  1. В основе – монополия хозяйской собственности на землю (дворяне),

Корпоративная собственность – гос-во, церковь.

  1. Наделение землей крестьян – они работники.
  2. Отношения м/у ними имеют внеэкономическую природу зависимости
  3. Основными методами являются внеэкономические (барщина и оброк).
  4. Натуральный характер. Это не значит, что не существовало торговли (меновой, потребительский). Отсюда нет конкуренции, не развиваются технологии.
  5. Рутинный характер производства. Нет стимула. => у нас от 9 до 19 у нас средневековье.

В нач 19 в насчитывалось 127 т дворянских семей, большая часть из них были помещиками/собственниками -109,3. Само дворянство было неоднородно:

по кол-ву земли, душ:

-мелкопоместные (владели около до 20 крепостных, их 69,1%),

- среднепоместный (от 20 до 100, 18%)

- крупнопоместные (больше 100 душ, 12,4%) -> самые крупные (свыше 1000, 3%). Галицины, Шереметьевы.

Зачем ремонтировать дом, если вдруг помрешь. Ветхость и роскошь сочеталась вместе в домах наших помещиков. Антисанитария – много болезней. Все это требовало огромного штата слуг. Кол-во слуг чаще превышало необходимое кол-во. Большая часть слуг бездельничала, не отличалась дисциплиной и вышколеностью. Слуги чувствовали себя частью барской семьи => фамильярное поведение.

Чем больше слуг, тем выше статус. Частью дворянского статуса было гостеприимство. У богатых это принимало гипертрофированные формы (Юшков, у него могли гостить неделями, месяцами. Их встречали уже на станции, за 2 нед дал 12 балов.)

2м статусным занятием была охота. Это было сезонное явление, но готовились заранее. Генера Измайлов: у него 700 т гончих собак, для каждой свой вольер, слуги, за удачную охоту своим псарям давали 10т. Это приводило к разорению. Они продавали поместье. Кому продавать? Средний не купит его, их покупали купцы и капиталистые крестьяне. Но по идее они не могут купить их. => указ, по которому крестьянам разорившихся помещиков можно было выкупаться. Земля становится товаром, она становится частью рынка при феодализме. Этот указ пробил брежь. Начинается быстрая скупка дворянских имений лицами недворянского происхождения.

Вся земля делилась на помещичью и крестьянскую. В черноземных р-ах помещики стремились себе побольше земли. В нечерноземных р-ах наоборот и там развивается рента деньгами. В черноземных губерниях надо продавать больше продукции, и тут увеличивается барщинная запашка. (Синевский) 17% ост у кр, в 1й половине 19 до 49% барская запашка => Это похоже на огораживание. Крестьян переводят в дворовые или месячину – такой порядок, который вводился лдибо в посевной период либо уборочный, на период этих работ крестьянин в течении челого месяца отрывался от своего хоз-ва и работал на помещика. Чем больше развивается капитализм, а форма внеэкономического принуждения ухудшаются – прототип рабства (крепостное).

Почемум наши помещики были против крепостного права? А кто же будет покупать эту всю продукцию?(Царицин) Томбовская, КурскаЯ, рязанская, Воронежская = хлеб.

При Ал 2 вывоз зерна ^ в 6 раз, это в период апагея крепстничествоа. Можно говорить о товарной специализации р-ов. Самый старый сыр ярославский, костромской. Лен – смоленкая. Симбирская, самарская, саратовская – зерновой. Оринбург. Прибалтика – мясомолочное направление. Т.е. можно говорить о формировании рынка селько-товарной тпродукции.

Ф.струве – опираясь на эк фактах говоил о том, что крепостное хоз-во не деградировало, ориентировалось на рынок. Поэтому ни о каком кризисе феодально-крепостнической системы.

Фил и Мелтон. подтвердил исследования Струве – производительность труда в кр хоз-ве, в 16 р выше. Наше хоз не уступала, а даже в чем-то превосходило. Успенкий –народник. Нами движет необходимость = принуждение.

7/10/11

ВНУРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ВЛАСТИ В 1Й ПОЛ XIX ВЕКА

Эпоха переходная => нужно развивать новые отнш т.к. от них зависит развитие гос-ва в целом, но феодально-крепестническая сист еще не отжила.

От сюда 2 направления: реформаторская, охранительная (консервативная). Обеспечивалось развитие новых отнш, но не затрагивалось феодельно – креп. «Тащить и не пущать». Проходят и в политике Ал 1 и Никол 1.

Ал 1 – 1801 г – вступление его на престол носило не совсем легитимн хар-к (дворц переворот). Этот переворот – дворянство объединилось.

Причины дв переворотоа:

Карамзин –Павел-дурачок.

Советская историография – чересчур централизация вл. Влияние ФР, страх пред революцией.

Почему Павел 1 начал сближаться с Францией-из-за причин вн порядка: результаты вн политики гос реформ, которые проводились при Ек 2, гл итогом стала парализация вн гос жизни(безграничные права дворянству: нет обязат гос службы(освобождение от гр обязанностей), безграничное право по отнш к крепостных крестьянам) это все подрывает идею законности вообще. Вместо закона главное воля или произвол помещика. => нет развития гр институтов. Это приводило к дворянской диктатуре на местах(капитаны исправники, члены судов избирались на дворянских началах). Власть Сената была ограничена (отнята распорядительная(законы писались имп, но на основании этих законов сенат писал указы, имеющие силу подзаконного акта) функция, ост высшая суд вл). Сенат мог эволюционаровать в парламентском направлении. Ек 2 боясь огранич своей вл. Она создала развлетвленный полицейский аппарат – вся вл центра мах была сосредаточина в руках императрицы, ее отделял от общ-ва полиц аппарат, который выполнях репрессивныю функцию. ЭТО ВСЕ вело к разрушению гос вл, аппарата.

Измайлов 12 раз избирался дворянским губурнским предводителм. («Пущевка»-сегодня). Это все ведет к раздробленности. Каждый помещик устанавливал свой символ, награждал своими наградами.

Эта опасность была понята Павлом 1. Он начинает затягивать механизмы: фактически отменяет жал грамату, дворяне снова на гос службе, вводит телесные наказания для дворян, ввел обязательную трехдневную барщину. Это и стало причиной его гибели.

Причины наполеоновских войн – борьба за первенство на мировом рынке. А наши противоречия с англией начались еще с ивана 4 (за Сибирь). Англия не любила Россиию потому что Российские границы выходили на азию, которая была геополитическим интересом Англии. Витварт финансировал заговор.

Задачи, вставшие перед Ал1:

  1. Приведение в порядок гос аппарата. Первым делом нужно было реформировать Сенат. Исполнение дорожной повинности(провоцирование на взятку). Губернатор(соучастие в поборах – артаков – склонял к участию во взятках своего починенного, тот не соглашался, и губ закрыл его в дурке). История с калужским губернатором Лапухиным. Он имел связи при дворе, считал себя неподсудным. Занял у Гончаровых 30 000, когда пришла пора отдаваь, он обвинил Гончарова в шулерстве, за закрытие дела 3 000. Вел себя еще и самым неподобающи образов – бил окна. Вершиной неприличия стало то, что он въехал в губернское управление на лошади. Подчеркивал, что он особенный. Когда слухи эти все дошли до ал 1, он отправил Державина проверить это дело, тот отказывается, что типо столько наживу врагов. Провел следствия, когда было возбуждено дело, Лапухин пользуясь поддержкой доился, что самого Державина обвинили в потасовке положений дела. Державин почувствовал, что ал 1 относится к нему с недоверием. Державин вынимает донисение Лапухина, что в его губернии все хорошо и недовольных нет. Это приперло Лапухина. Дело в Сенате длилось 3 года и его все-таки оправдали.

Первыми его мероприятиями были (привык жить на два ума – скрытость, лицемерие=умении елавировкать). Укрепить гос аппарат и не задеть интересы дворянсвтва.

  1. Начал с отмен приказов Павла 1. «Дней александровых прекрасное начало».
  2. Реформа гос аппарата. Май-июнь 1801 дает поручение неприменному комитеты (из екатериненских вельмож) разработьлть проекты реформы сената. Выявилась борьба мнений: аристократическая (воронцов, державин) за придание сенату функции законадательной власти. 2ое (негласный комитет) за приданеи тольок суд функции, 3е карамзин – против реформ. В результате этой борьбы разработан указ сент1801 г сенат получал право делать представления на законы и указы ал 1, евсли эти указы не соответствуют уже раннее принятым законам. (типо конституционного суда). Сенат так же осущ контроль за действиями исп вла – коллегии преобрпзуются в министерства.

14/10/11

8/09/02 – министерская реформа.

Сенат, его функции:

-контроль над исполнительными органами власти на местах,

-контроль за соблюдением законов

-осущ-ие судебной функции – высший суд орган

-контроль над исполнение бюджета

-производство в чины

-контроль над законодательной деятельность (в случае если указ от императора не соответствовал раннее существующим законам, сенат имел право приостановить его).

-контроль над министерствами (новыми органнами).

Это все давало понять, что реформы пойдут в русле законности.

 

Одновременно с реформой сената, происходит реформа исполнительной власти(коллегий). Проблема была во вн порядке работы, он был парализован коллегиальной системой принятия решения (пока все решиться пройдет много времени). Они так же были слабо связанны с органами упр на местах (губернствами). Значит нужно было установить такую систему, что их указания были исполнены в губерниях. На основе фр министерсв.

В отличие от коллегии:

-строились по принципу централизации(во главе министр). Имели один струкуру: депортамен, столы(столоначальники),

-первоначально их было 8:

Военно-сух, военно-мрск, МИД(первое вр 3 первых были коллегиями, сохр этот статус), мю, МВД, мин финн, мин коммерции, мин народного просвещения.

-изменялась ситс взаимоотнш мин и вл на местах: до этого губернатор подчинялся только царю. Теперь губернатор подчинялмя МВД, должен отдавать отчет. А губернское правление подчинялось сенату. Губ\правления были по структуре тождественны министерствам.

-комитеты мин – решали вопросы, выходившие за рамки компетенции министра.

 

И по идее эта система должна работать. Но в реальности все это обернулся противоположностью. Сенаторы были вдохновлены своим правом решать дела по указам императора. И вылелось это в издании указа об обязательной службе дворянства и блокировали ее из-за жалованной грамоты. Ал 1 после отказа бросил это на пол и кричал я им дал себя знать. Типо офигели, могут контролиров\ать указ царя. И он выпустил разъяснения: эта их функция касается уже существующих норм, а не могут вновь выпускаемых законов. Так что это прост офикция. В такой же сит было право сената контроливровать дело мин-в, всего два отчета в начале было заслушано всего, а потом и того меньше. Почему они не могли воспользоваться этим правом: потому что у мин было право делать очеты лично императору. После того как император одобрял их, то сенаторы не могут критиковать их.

 

Иначе было с мин-ами. Они начанают а себя перетягивать власть сената. Мин-ам разрешается рассм все вопросы, которые они считают нужным. => они должны исполнять законы, а не издавать их. Мин-ва подчинило сепбе всю сист на метах. Все даже мелкие вопросы решались в мин-ве. Это паралезовало власть на местх. Система подчинения на местах привела к тому, что сущ-ала межведомтсвенной войной.

Вместо упорядовачивания работы был образован хаус.

И 1807 г указ – губернаторы были правомочны обращаться и жаловаться императору.

Люди теперь не знаю, куда обращаьтся (раньше в сенат), а сегодня куда? Это привело к еще большему произволу.

1807 – в москве появился сатирический листок о результатах реформ – «грех скончался, парда сгорелеи ….»

Аракчеев – с 1804 г ему поручаются функции инсперктора всей артиллерии затем они расширяются, он пол право здавать указы приравненные к императорском. Он был на самом деле хорошим исполнителекм. Он знал на какие рычаги нажимать, что получит желаемое.

Он понимал сложность эк ситсемы. Он ставилд на повсетку отмену крепостного права.

1801 г – укакз который зхапрещает в газетах бубликовать объявленя о продаже крестьян.

Указ о вольных хлебопашцах. Этот указ фактически не менял ситуации (может - обязан). Это как рекомендация.

1804-5 ггг –прибалтика- реформа по результатам каоторой крестьяне этих губерний получили право наследственной передачи воего земельного надела.

Школьная реформа.

Реформа об обеспечении всеобщего образовагния – разрушение сослоных перегородок. Устанавливается ступенчатая структура:

1 – однокласскное училище

2- уездное -3хклассное. Более шировая программа.

3- гимназия – срднее образование – 6 классов

4-университет

Появляются лицеи – при ал. Это оу закрытого типа.

Вне зависимости от сословия вы можите продвигаться поэтим стькпеням.

Университеская –

Империя была подлена на 6 ун\округов=> создается 5 ун-вильнский, дерптский, харьковский, казанский, петербуржский.

Ун-т получал права уни-й автономии: все вопросы вн жизни решались советом ун-та. Он решал вопросы образованипря его округа. Вопросы образования решали не чиновники, а профессионаы.

Повышается плата за образования.

Михаил Мих Сперанский- поручает ему делать проект подготовки конституции. Это новый человек, в полном смысле этого слова. Свою фамилию получи когда учился в академии. От лат – надежда. В учебе он проявил себя блестяще.

Куракин продвегал его по службе. И тут он уже 1801 получает титул коллежского асессера и потомственного дворянина.Кочубей часто посылал егона доклад к Ал 1.

К 1809 г он представлячет трактат введенире в уложении гос\законов. Этот проект содержить проект конституции = основного закона. Его идеалом была англия, но он понимал, что разу у нас не полчится конституционна. он говорил о правильной монархии: вся полнота вл сосредоточина в руках императора (у него право вырховного судьи, назаначать во-гну и мр). Разделение властей. Все вопросы гос жизни он решает с гос\советом (законосовещательные функции). Гос\дума (высший законодательй оргвн вл – обсуждаети утверждает законопроекты, но нет законодательной инициативы. Избиралась на 3 года) волостная дума (оргна самоупр в данной обл. выборный оргна на метах). Уездная дума - губернская дума – гос дума (косвенные выборы).

21/10/11

31гр – Рудницкая Евгения Львовна – русский бланкизм: Петр Ткачев. москва 1905г. Декабрь

Гос дума избирается на основе имущественного ценза. Сперанский таким образом выступает за стерание сословных граней: не важно к какому сословию принадлежит человек. Не имели избирательного права крестьяне, крепостные и люди работающие оп найму. Дворяне и ср сословие: купечестов, зажиточ крестьяне. Но крепостные кр-не наделялись гражданскими правами: распоряжаться своим имущестовм и право переходит к другим сословиям => тем самым могут получить политические права.

Сперанский был стороннкиом постепенной трансформации крестьянского права. Теперь крестьяне судились по уголовным делам: постепенно расширяются права крестьян. А раньше все решал губернатор. Все это должно было привести к отмиранию кр/права.

Сенат – суд орган. Сенатолы назначаются пожизененно, царем. Волостные суды – окружные –губернские. Все построенныы на выборных началах. Сперанский вводил суд присяжных: тем самым суд выборны, независимы, всесословный. И она независема от исп, зак вл.

Министерство, которое объединяется под эгидой правительственного сената. Сенат делился на 2 части. И вторая это кабинет министерства –правительсво. Имел право от имени императора вносиь на обсуждение проекты закона в гос/совет.

Губернаторы подчиняются министрам,

Все эти виды власти сходятся в одном месте: гос/совет: представители сената судебного, правительственного, из гос/думы. Это орган законосовещательного типа. Председатель гос/совета – канцлер.

В итоге: с одной стороны разделение вл и выборность, на основе буржуа. Это переход к конституционной монархии. Элементы демократии.

 

Фактически реализовано создание гос/совета в 1810г. Следующим шагом было разделение сената, это в 1811 году вынесено на обсуждение гос/совету. Но он был потоплен. Этот проект вызвал волну в народе. Возникает оппозиционное движение.

Карамзин и ко увидели в этом угрозу существования рос гос-0ва. В 1809г. Подает ал 1 записку о древне и новой россии: всякая попытка ограничить вл монарха чревата распадом нашего гос-ва. Законы народа должны быть извлечены и метсными обстоятельсвами, самого народа. Сакральный характер власти – это лучщший зоолог того, что император выражает общенациональные интересы. И слеплен этот проект из наполеоновской декларации. (нажим на патриотич чувства – тильтиз, эйфрут).

Эта записка имела большой резонанс в общ-ве. И александр 1 предпочел пожертвовать сперанским (ссылка в пензенская губерния) к консолидации вокруг власти. Одновременно это завешение попыток реформ гос аппарата. 1812.

Но все эти идеи были положены в основу конституции финляндии.

Помимо этих проектов, ему было поручено оздоровление гос бюджета., а предстояла в-на. В 1809-10 гг, были повышены налоги и подати, усилленая раздача гос земель и гос крестьян, установлен налог на помещиков (они были неподатным населением) за каждую крестьянскую душу 50 копеек, повышена плата за выдачу паспортов на предринимательскую деятельноть, промысловую, гильдейский взносы повышены. ЭТО имело положите результат, сборы в казну удвоились.

На основе этого проекта была упорядочено гос/службу. Это было следствие плохого образования, дворянство в ун-ты не спешило. И теперь для того, чтоб получить титул коллежского асессора ему надо было предоставить диплом об окончании университета, либо сдачи курса. Дворянством это было воспринято как покушение на их сословные права. Для них Сперанский выскочка. Но дворяне, вышли из этого тем, что покупать диплом.

 

Проект, в результате которого придворные лишались права занимать служебные должности, можно было совмещать придворную должность и чиновника. Они использовали службу для своих личных задач. Теперь запрещалось совмещать должность придворных и чиновника. Дво-во восприняло его враждебно.

1809г указ, запрещающий помещику продавать крестьянам оптом на ярмарках. 1809г – казз, запрещающий помещикам ссылать крестьян без суда в Сибирь.

 

Послевоенный этап вн политики:

Все полны ожиданий. От Ал 1 ждали новых шагов. Особенно активны стали либерально-настроенное дворянство. Они увидели жизнь Европы. Ждали реформ для народа, который выиграл в-ну. Значит власть должна была отблагодарить народ.

1815- указ, запрещающий крестьянам разыскивать вольность: по традиции гос/крестьяне, земли которых продавали помещикам, помещики пытались превратить их в свою собственность. Гос/крестьяе(которые могли это) обращались в суды для восстановления прежнего положения. И это указан направлен против возможности аппелировать суду. Это вело к расширению сферы крепостничества.

1816 – указ о военных поселениях: особая структура армии. Рекрутский набор. 25 лет служили. А в военных повинность военная распространяется на всех крестьян, и одновременно заниматься с\х. Типо армия переведенная на самообеспечение. Гражданское поселение фактически становились военным. При этом хоз/деятельность регламентирована: работали даже в военной форме. Даже бытовая жизнь была построена на военный армейский лад. Новгородс, Петербур губ(первые). Они строились по особому плану: обычно по радиальному типу, тут были четкие улицы, дома (строился по всем требованиям архитектуры, в каждом доме по 4 семьи, они вели совместные хоз-во), весь инвентарь выдан новый, семянной фонд. Все было лучше чем у обычных крестьян. Даже семейная жизнь регламентирована. Кантонист с 7ми лет. Девочки выдавались замуж командирам, с 14 лет.

Это все вызывало недовольство крестьянка, эти военные поселения становятся очагами волнения(чугуевское военное 1819г, новгор). Обычно эта идея привязывалась к Аракчееву, но эта идея уже 1810(первое военной поселение) принадлежит Ал 1. А Аракчеев только реализовывал ее. Система аракчеевщины.

Не гуманны, но в экономическом плане были оккупированы, вскоре окупились все затраты на их создание, и дали прибыль.

Также ал 1 поручает тайно Аракчееву проект об освобождении крестьян=> ряд проектов, подающиеся на имя императора:

  • От Репнина: отмена кр/права, но освободить крестьян без земли,
  • Мордвин (сенатор): как экономист выступал против кр/права. Личная свобода.
  • Балугьянский – юрист, ун-й преподаватель,

Все это порождает думу, что он продолжает политику. Оно ждало конституции. 1815 Ал1 даровал конституцию Польше. 1818 г – открыт польский сейм. Она предполагала автономию польши, верх зак вл был двухпалатный сейм, в основе его дворянство, 1\3 гмины (местное управление), верхняя палата назначалась царем, сейм имел право обсуждения закона, но утверждение принадлежало императору, назначал высшие гос должности, назначение польского наместника (князь Константин). Это было воспринято как пощечина русскому народу (они же против нас воевали).

Почему царское правительство пошло на уступки Польше: по решению венского конгресса, поляки хотели восстановиться в прежних границах(разделы польши). Польша превращалось в яблоко раздора м/у Россией, австро-венгрией, и начался сепаратизм, подогреваемый нашими соперниками. Эта конституция стала смирением польского сепаратизма.

Это породило слухи о готовящейся конституции для России. Проект буд конституции был написан фр эмигрантом Пешалем де Шалли. (Тургенв-он (ал 1) дурачит нас). Напоменал польскую конституцию. Никаких последствий не было.

28\10\11

Указ носит антикрестьянский хар-р.

Лабзин – неосторожно пошул о избрании аракчеева.

Запись…

11\11\11

Николай 1 хотел выявить причины восстания, дабы излечить общ-ва от этого. «Что способствовало укоренению преступных мыслей в вашем уме?».

Они давали очень откровенные показания: где давалась картина экономики, сист общ-ва, сист политич устройства. Все это было выделено в особый документ, к которому он очень часть обращался в своей гос деятельности. Он не воплощал эти идеи, он видел картину настоящего положения дел. (хотя реформа суд сист состоялась).

Н1 понимает необходимость изменить эту сит. Начал с изменения сист упровления. 31.01.1826 - создание 2го отделения канцелярии его величества. Гл цель –кодификация законов. Возглавил, профессор права, Балугьянский, но реальную работу вел Сперанский. Работу начал с апреля. СМЫСЛ этой меры: не было систематизации закона, новые указы часто противоречили старым законам, это в свою очередь порождало произвол. ГЛ ПРОБЛЕМА -отсутствие четких законов. Их упорядочение, систематизация, устранение противоречий, вся эта работа возложена на Сперанского – с 1826-1833. В конце были изданы 37 томов собрания законов Рос империи. На основе этого был основан кодекс рос имп, для судопроизводства. 40 тыс статей. Н 1 принимал личное участи в редактировании законов.

Н1 стремился к кодификации законов и отмены крепостного права. Но многие исследователи говорят об этом как о беге на месте. Движение есть, а результат нет: произвол в суд системе. Она была подчинена административной власти.

Эта задача решается только через разделение властей. Это значило конституцию. Но Н1 против ее- т.к. это продажный, мошеннический спсб правления. Гражданские права, указанные в конституции ведут к разложению общества: преобладание личного права на общ марелью. Такая сист противоречит православной морали – служение христианским идеалам.

Такой взгляд философы Леонтьев, Ильин, Салоневич называли н1 истинным рыцарем монархии (последним). Соловьев – постиг высший христианский идеал, поднявшись над уровнем тогдашнего общ-ва. Кто-то нарек его Николаем Палкиным (якобы он жестокий).

Почему продажное: в парламенте руководствовались не общенациональными, а личными интересами тох, кто финансировал выборов. Это торг.

Н1 не мог согл на изменение сист правления.

 

СЛЕД шаг – создание 3го отделения канцелярии его величества июнь 1825 года. Обычно воспринимается как исключительно репрессивное учреждение, которое только карает, преследует. Но на самом деле- контроль над законностью и борьба с произволом бюрократии. Во главу назначен Бекендорф (был членом ранних демократич организаций). – «Вот этим платком ты будешь вытирать слезы всех обиженных». Для усовершенствования сист управления. А вот уже конкретные функции:

- контроль над м\вл, 8 жардамских округов, во гл каждого жардамкое отделение, его функции собрание точной информации (не из отчетов губернаторов) и контроль за проявлением злоупотребления властью.

-политический сыск за всеми – создан обширный аппарат тайных агентов, «внештатные сотрудник» жардамских отделений, которые сами были небольшие. Но это было уже внедрено ал 1.

-контроль за старообрядцами, их преследование с 1827 года: раскольники признаются врагами гос-ва. Как и все др религиозные секты.

-контроль за местами заключения, каторги, ссылки.

-борьба с фальшивомонетчиками.

-статистика. Сведения по эк-ке, народонаселению.

Создание комитета 26.12.1826 года – комитет 26 го декабря. Во гл Качубей. Его помощником стал Сперанкий. Гл – разработка норм, для упорядочивание отнш м\у органами власти. За основу взяты проекты о реформировании гос аппарата. Работал до 1832, но реальным результатом его работы стало создание губернских правлений, для контроля деятельности губ чиновников.

Контроль чиновников с помощью чиновников – с 16 тыс. до 74 300 тыс.Пресняков (историк) назвал царство н1 апогеем саможержавия. Однако, на самом деле, разве 74 достаточно для управления нашего народа, тер-рии. Чиновник не наш враг – он должен быть нашим помощником. Без него гос аппарат не работает. Они должны следовать гос-ым интересам.

 

ВТОРОЕ ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВН ПОЛИТИКИ – социальная политика.

Больше всего население беспокоилось состояние дворянством – место того чтоб быть опорой, он против гос-ва. Он лично дал распоряжение исследовать эк-ое состояние декабристов: только верхушка их была аристократией – Волконский, Трубецкой. Многие из них уже обеднели. Положение дворянства пошатнулось. Это навело н 1 на мысль (они не были связаны с поместным дворянством – рылеев – альманах, служение в компании расско-ам) что одна из причин распространения этого сословия, то что они отошли от классового интереса. Они уже интеллигенция.

Вопрос усиления дворянства, был связан с искоренением этого. В 1831 году –указ, меняющий положения о дворянских собраниях (ек 2 – все внезависимости от эк-ого состояния могли учувствовать). Теперь же это право получ тольок те, у кого было не менее 100 душ и 2000 десятин – это только 20% от дворянства.

По другому указу – они становились податным населением.

Вместе с этим расширяются права двор собр – обращение к губернаторам со своими предложениями. И усиливается над этими собраниями вл губернатора и уездных чиновников: указ 1845 о изменении порядка присвоения дворянства.(выслуга - > это чужеродный элемент во дворянстве, он поднимает планку выслуги чиновников, он думал вообще отметить табель о рангах). Личное двор – 12-8. Стало труднее служить. Т.к. он увеличивает гос аппарат и усиливает требования к чиновнической службе.

Для укрепления дворянства принимается указ о майоратах. Дробление помещичьих явлений и соотв их упадок. Теперь разрешалдось родовые именья не дробить а передавать старшему в роду. Ему принадлежало право верховной собственности. Хотя он должен был заботиться о младших. Дворянсов не оч сильно использовало это указ, в редких случаях прибегал к ним. Патерналиская система – н1 по отнш ко дворянству как отец: строгий но справедливый.

Он требовал от дворян, чтоб те так же относились к своим крестьянам, грозился передачей имущества дворянства в опеку.

Даже над личной жизнью доходил контроль. Он ограничил постоянное прибываение дворян заграницей – так разорялись поместья. Сначала 5 лет, небольше – ито либо для учебы, либо для учения. Потом и вообще до 3х. чтоб выехать за границу нужно получить загр паспорт, а стоимость была равна годовой зарплаты чиновника – с 9го класса.

Отнш к н1 было враждебное.

ГЛАВНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ ЕГО ПОЛИТИКИ

Отмена крепостного права.еще до вступления на престол был противником этого. Но тольок что делать с помещиками после роспуска. Он проводил политику постепенной подготовки.

1827 – указ, запрещающий продавать крестьян без земли.

1827 – указ, запрещающий продавать кр на заводы.

1827 – реформа удельных реформ, к-ую проводил Перовский. Это кр принадлежащие цапской фамилии. Суть и-менени системы налогообра. Подушная подать – а подать с земли – с доходности земли. (подаходный налог). Принцип буржуазной экономики.

1828 – указ, ограничивающий право дворян ссылки кестьян в сибирь за провинности

1833- указ, запрещ продавать кр-н с торгов, а также уплачивать ими свои личные долги

1833 – принят указ, запрещ переводить крестьян в дворовые(хоз-ва крестьянина переходило к помещикку).

1841- указ, запрещающий покупать крет без земли.

1841 – указ, запраещ разбивать крестьянские семьи

1844 – указ, дающий право дворянам отпука дворовых на волю.

1845 - указ, регламентирующий наказание дворн по отнш к крестьнам.

 

Если помещик нарушет эти указы, имение забирается в управление чиновникам, а дворянин получает доход. Еще в своде законов содержались статьи, которые наказывали помещика за нищенстов крестьян. Надел крестьяниным 4,5 десятин. У дворня такая вл по отнш к крест по столько по скольоку это не противоречть интересам гос-ва.

Проводится реформа гос крестьян - 1837-41.

Созается 5ое отделение конлярии. Во гл Киселев. Человек либеральных убеждений.

Два этапа

1837-39 реформирование сист управления гос деревни. Для управлдения создается мин-во гос имеуществ и вогл Киселев. Изменяется вся вертикать управления: высш – мин гос им – губ палаты гос имущее – окружные исправни – крестьянская самоуправления(сельский сход). Они решают земельные вопросы, расклатки повинностей, рекрутской повинности. Но если раньше участниками схода были главы семейс, то теперь олт 10 дворов 1 представитель. Они объединятеюся в волости, туда выделяют делигата от схода. Выбирают сельсих старовт и волостной суд – суд инстанция для крестьянсва. На основе традиционного права. Все было регламентировано.

Теперь за свою работу сульски старосты получали жалование. Они как про чиновники.

Четко определены гражданские права гос крестьян: на свободу предвижения, выбр занятия, переходить в др сословия. Право распоряжаться своей собственности, закл и разсторгать сделки, обращаться на высочайшее имя. На образование. Все это было и раньше,ю но тепер это узаконено.

1839-1841 –экономич. Деревня в долгах – увеличение фонда земель принБадлежащих казне(малоземелье). Увеличен на 2, 5 ммлн десятин. Срдушевой надел вырос в 2 раза. Вводит общественную запашку. В поле выделяется часть земли как общ запашка, и каждый крестьянин должен и засеять и т.п. а товар идет в хлебозапасный магазин. Это резер в экстренных ситуциях.

В результате гос деревня изменилась. 393 мл до 39 мл долг сокращен. При этом без гос влажений.оьт это социализм. И подобие барщины.

24\11\11

Пт – 23 дек рефераты, рецензии

Итоги вн политики:

Необходимы реформы гос устройства. А1 –симуляция реформ, восстание 14 дек активизировало правительство., Н1 – реальные преобразования. Без реформ н 1 не было бы отмены кр права в 1861 году. В царствовании н1 была заложена система управления экономикой, админ-командная система позднее.

Запись….

Литвак: для либеральных реформ в России не созрели предпосылки. Но?: почему в 60х гг наше правительство смогло провести эти реформы, на кого оно опиралось. Это тоже исходит из марксистской посылке. До сих пор нет ответа в историографии. А почему должна быть только буржуазная альтернатива? А др не может быть. И н1 чувствовал, что либ-бурж это не для россии. И появляется идея народности. Приходит к выводу, что России нужна «другая формула развития». Это объясняет то, что реформы не были проведены. А решились к отмене кр права только из-за внешнего фактора (крымская война).

Эти пути искало и общество.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ В 1Й ПОЛООВИНЕ 19 ВЕКА.

Общ-ое движение – различные формы гражд активности, направленные на изменение общ-политич строя. Исторически зарождается в эпоху перехода. Гражданское общ-во – общ-во, в котором есть граждан- <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: