Анализ безубыточности производства




Тема. Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности

1. Коммерческо-сбытовая деятельность и ее место в управленческой системе организации

2. Планирование продаж

3. Анализ безубыточности производства

 

Коммерческо-сбытовая деятельность и ее место в управленческой системе организации

Коммерческо-сбытовая деятельность – это деятельность, направленная на продажу произведенных или закупленных товаров, работ, услуг с целью извлечения прибыли.

К основным объектам коммерческо-сбытовой деятельности относятся покупатели, товары, каналы товародвижения.

Сбытовая деятельность – это не только продажа готовой продукции, но и работа на рынке по формированию спроса на продукцию и организации каналов продвижения товаров.

При организации управления коммерческо-сбытовой деятельностью необходимо учитывать:

· Масштаб и номенклатуру производства

· Количество и географию потребителей

· Число и интенсивность каналов распределения

· Характер и формы организации каналов товародвижения

· Имидж производителя

· Другие факторы.

Управление коммерческо-сбытовой деятельностью осуществляется через отдел сбыта, структура которого зависит от объема сбытовой деятельности, вида, характера продукции и др.

Система управления сбытом основана на определенной информации. Система внутренней отчетности должна содержать показатели:

- текущей отгрузки

- суммы расходов

- объема складских запасов готовой продукции

- движения денежной наличности

- данные дебиторской и кредиторской задолженности

- об ассортименте продукции, ее качестве, рентабельности и др.

Сбытовая деятельность вызывает следующие затраты:

- затраты, связанные со сбытом продукции (тара, упаковка, содержание складов, транспортные расходы

- комиссионные сборы, отчисления посредникам и другим организациям

- затраты на маркетинговые исследования (сбор информации, изучение возможностей рынка и др.)

- расходы по рекламе

- представительские расходы

- другие расходы (содержание отделы сбыта).

Планирование продаж

При планировании продаж формируется портфель заказов, который состоит из трех разделов:

1. Текущие заказы на год

2. Среднесрочные заказы на один-два года

3. Перспективные заказы на срок более двух лет.

При обосновании объемов продаж выделяют пять этапов:

1 этап – исследование конъюктуры рынка

2 этап – планирование ассортимента

3 этап – оценка конкурентоспособности

4 этап – планирование цены

5 этап – прогнозирование величины продаж.

При прогнозировании объема продаж используются экспертные оценки и экономико-статистические методы.

Экспертные оценки предполагают изучение мнения различных специалистов: своей организации и сторонних. На основе оценок этих специалистов определяют три вида прогноза продаж: оптимистический, пессимистический и вероятный.

Ожидаемый объем продаж можно определить по формуле:

Оп = (О + 4В + П): 6,

где

О – оптимистический прогноз

В – вероятный прогноз

П – пессимистический прогноз

 

Так как прогноз имеет вероятный характер, необходимо рассчитать доверительный интервал возможного объема продаж:

Д = Оп ± 2(О – П): 6,

где

(О – П): 6 – стандартное отклонение оценок продаж

 

Экономико-математические методы включают в себя следующие:

1) Метод регрессионно-корреляционного анализа

2) Расчет скользящей средней величины продаж (фактический объем продаж: продолжительность анализируемого периода)

3) Метод взвешенной скользящей средней. Отличие от предыдущего метода заключается в том, что в модель вводятся весовые коэффициенты, отражающие влияние различных факторов.

4) Метод «следящего сигнала» (сумма отклонений: среднее отклонение). Этот метод позволяет учитывать ошибку прогноза. Нормальное отклонение должно быть 3,0–7,0.

Различают два подхода к прогнозированию объема продаж: для оптовых покупателей и для конечных потребителей.

Для оптовых покупателей объем продаж рассчитывается на основе показателя конечного использования продукта с учетом развития отраслей, научно-технического прогресса и др.

Объем продаж для конечного потребителя рассчитывается по доле рынка предприятия на основе среднегодовых темпов роста емкости целевого рынка в прошлом.

В следующем месяце к исходной величине продаж прибавляют величину фактических продаж за один месяц ретросрективного периода.

Период и планируемая доля продаж предприятия в общем объеме продаж:

Оп = Ер х Ир(Д: 100),

где

Ер – емкость целевого рынка в отчетном году, ед.

Ир – среднегодовой индекс роста емкости целевого рынка за прошедший период

Д – планируемая доля предприятия на рынке, %.

 

Существует несколько подходов к формированию цены в современных экономических условиях:

- цена устанавливается для привлечения покупателей

- используется цена конкурента для определения цены на свою продукцию

- использование данных о себестоимости продукции.

Виды цен и тарифов:

- официальные – обязательные для продавцов

- регулируемые – одинаковые для всех покупателей данного продукта

- договорные – разные по каждому акту купли-продажи.

 

Анализ безубыточности производства

В целях изучения зависимости между изменениями объема производства, дохода от продаж, расходов и чистой прибыли проводят анализ безубыточности производства.

При этом используют три метода определения критической точки: уравнения, маржинального дохода, графический.

Метод уравнения:

П = ВР – Зпост – Зпер,

где

ВР – выручка предприятия за период в денежных единицах

Зпост – постоянные затраты, руб.;

Зпер – совокупные переменные затраты, руб.

Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов: если структура меняется, то объем прибыли зависит от изменения ассортимента в сторону или низкорентабельной, или высокорентабельной продукции.

При контроле общего объема продаж анализ структурных сдвигов позволяет определить отклонения фактической прибыли от запланированной.

Метод маржинального дохода:

МД = ВР – Зпер

или

МД = Зпост. + П,

где

ВР – выручка от продажи

Зпер - переменные затраты

Зпост - постоянные затраты

П - прибыль

Точка безубыточности (Qкр) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от продажи продукции (работ, услуг) позволяет покрыть все расходы и выйти на нулевой уровень прибыли (П = 0). Точка безубыточности равна:

Qкр = Зпост : МД на единицу

 

Маржинальный подход обеспечивает менеджера информацией о постоянных расходах, возмещении их общей маржой, о величине маржинального дохода каждого вида продукции для принятия управленческих решений в связи с пересмотром цен, изменением ассортимента продукции, маркетинговых операций.

Графический метод выражает зависимость дохода от продажи, расходов и прибыли от объема производства.

Рис. 1. График безубыточности

На этом графике прямая Зполные является осью абсцисс.

Ось ординат отражает величину «расхождения» между прямыми «Выручка» и Зполные, т.е. величину прибыли.

При выпуске ниже Qкр значение на оси ординат будет отрицательным (что соответствует убыткам), а выше Qкр — положительным (прибыль).

Наклон этого графика к оси абсцисс будет равен удельному маржинальному доходу, а пересечение его с осью ординат — величине Зпост, что и понятно — при нулевом выпуске убытки равны величине постоянных затрат.

Несмотря на простоту и наглядность модели безубыточности, ее применение связано со множеством ограничений и допущений: 1) Затраты можно разделить на переменные и постоянные 2) Объем выпуска меняется в релевантном диапазоне 3) Объем выпуска — единственный фактор, вызывающий изменение всех остальных 4) Структура выпуска не меняется 5) Объемы производства и реализации равны 6) Калькулирование ведется по переменным затратам

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: