Обработка полученных данных направлена на решение следующих задач:
• упорядочивание полученного материала;
• обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях;
• выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей;
• обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса;
• выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов.
Различают количественную и качественную обработку данных. Количественная обработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка представляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его не измеряемых свойств.
Качественные и количественные методы обработки результатов неразрывно связаны с количественной и качественной традицией исследования в психологии. Количественная и качественная традиции исследования в психологии различаются между собой по нескольким основаниям, которые представляют собой методологические принципы исследования или исследовательские позиции (6).
К ним относятся: объем выборки, степень формализованности, анализируемые признаки, характер плана исследования, способы обработки данных.
В таблице 1 представлен сравнительный анализ количественной и качественной традиций исследования в психологии.
Таблица 1.
Сравнительный анализ количественной и качественной традиций исследования в психологии.
Основание | Количественная традиция | Качественная традиция |
Выборка | Большая (более 30 объектов). | Небольшая (до 10-15 объектов, в отдельных случаях – 1 объект). |
Степень формализованности | Формализованные, стандартизованные методы. | Неформализованные, свободные, «мягкие» методы. |
Анализируемые признаки | Жесткий набор признаков, известный заранее, до начала исследования. | Признаки заранее неизвестны, необходимо выявить их максимально возможное число, описать их в деталях и целостности, установить связи между ними. |
План исследования | Разрабатывается до начала исследования, в процессе исследования не меняется. | Может меняться в зависимости от полученной информации. |
Способы обработки данных | Методы математической статистики и методы обработки многомерных данных (корреляционный, кластерный, факторный анализ и т. п.). | Методы качественной обработки информации (классификация, типология, анализ наиболее типичных и исключительных случаев и т. п.). |
Примеры конкретных методов | Тестирование, стандартизованное наблюдение, массовые опросы, эксперимент. | Сплошное наблюдение, индивидуальное глубокое интервью, биографический и автобиографический метод, анализ документов, групповые дискуссии. |
Полученные в эмпирическом исследовании данные обобщаются и интерпретируются,что осуществляется на основе генетического, структурного, функционального, комплексного или системного подходов. Использование того или иного метода не означает исключения другого.
Генетический подход – это способ исследования и объяснения психических феноменов, основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Чаще всего генетический подход применяется при интерпретации результатов в психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической. Любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого подхода.
Структурный подход – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.
Функциональный подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений).
Комплексный подход – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными
Системный подход – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с другой – как подсистема более сложных (крупных) систем