I. Нормативно-правовые акты.




План. Правовое положение иностранной собственности в международном частном праве

Вопрос 1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве:

а) международно-правовое регулирование отношений собственности с иностранным элементом;

б) правовое регулирование отношений собственности с иностранным элементом в законодательстве Российской Федерации.

Вопрос 2. Коллизионные вопросы права собственности:

а) проблема квалификации юридических понятий;

б) закон места нахождения вещи (lex rei sitae) и случаи ограничения применения.

Вопрос 3. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц в области отношений собственности в Российской Федерации. Право собственности российских граждан за рубежом. Режим государственной собственности на имущество, находящееся за границей. Иммунитет собственности иностранного государства.

Вопрос 4. Правовые основы национализации иностранной собственности. Вопросы компенсации. Экстерриториальное действие законов о национализации.

Вопрос 5. Защита культурных ценностей и права собственности на них в российском законодательстве и международно-правовых актах.

Задача 1.

Задача 2
Список использованной литературы

 

Вопрос 1. Особенности правового регулирования отношений собственности в международном частном праве.

а) международно-правовое регулирование отношений собственности с иностранным элементом;

б) правовое регулирование отношений собственности с иностранным элементом в законодательстве Российской Федерации.

Институт права собственности является базовым институтом любой правовой системы. Какую бы отрасль права мы ни рассматривали, вопрос о собственности занимает в ней одно из центральных мест. Это, прежде всего, относится к гражданскому праву. Однако нормы этого института в той или иной степени оказывают влияние на семейное, трудовое право и др.

Право собственности можно рассматривать как в объективном смысле, так и в субъективном. В объективном смысле право собственности представляет собой систему правовых норм, определяющих границы возможных действий лиц по присвоению, владению, пользованию и распоряжению вещами, не исключенными из гражданского оборота. В субъективном же смысле право собственности представляет собой юридическую возможность для лица владеть, пользоваться, распоряжаться присвоенным имуществом по своему усмотрению и в рамках, установленных законодательством. Проблемы собственности в современных международных отношениях многообразны. Они не могут сводиться исключительно к изложению коллизионных вопросов, а должны включать вопросы национализации, вопросы участия иностранного капитала в разработке естественных ресурсов, вопросы режима иностранных инвестиций.

Таким образом, право собственности является центральным институтом правовой системы любого государства и его международного частного права.

Возникновение и прекращение права собственности связывается с различными юридическими фактами, которые по закону влекут возникновение или прекращение таких прав у конкретных лиц, например, договор купли-продажи.

Определение объекта вещных прав является основополагающим для решения коллизионных вопросов вещных правоотношений, осложненных иностранным элементом. С учетом особенностей имущества различают вещное право на движимость и недвижимость. Такая классификация предмета вещного права имеет своими корнями римское частное право и воспринята многими правовыми системами.

Правовые системы всех государств признают существование вещных прав, среди которых на первом месте стоит право собственности, однако по-разному подходят к их правовому регулированию. Бывают случаи, когда право на движимую собственность рассматривается конкретной правовой системой как право на недвижимость.

Так, например, ключ от дома или документы, подтверждающие правовой титул на землю, являются отдельными принадлежностями недвижимости. Но их собственник английским законодательством рассматривается как имеющий интерес в недвижимости. Какое же право должно быть решающим, если имущество рассматривается одной системой права как движимость, а другой - как недвижимость? Или, например, переход права собственности. В одних государствах момент перехода права собственности - это подписание соответствующего договора (контракта) независимо от того, состоялась ли фактическая передача вещи, а в других - момент перехода права собственности совпадает с фактической передачей вещи. Таким образом на практике одинаковые ситуации могут иметь различное решение. Отсюда возникает вопрос: право, какого государства применять в данной ситуации, нормы какой правовой системы призваны урегулировать возникшее правоотношение?

Преимущественным способом правового регулирования отношений собственности в международном частном праве является колизионно - правовой, ибо при всем многообразии существующих конвенций, содержащих унифицированные материально-правовые нормы.

В Российской Федерации колизионно - правовое регулирование отношений собственности осуществляется на основе положений, содержащихся в разд. VI «Международное частное право» части третьей ГК[1] РФ, в частности в ст. 1205, 1206,1207. В Польше колизионно - правовое регулирование предусмотрено в Законе о международном частном праве 1065 г., в Венгрии - Законе о международном частном праве 1979 г., во Вьетнаме - в Гражданском кодексе 1995 г. и в аналогичных законах других стран. Здесь речь идет о национальных коллизионных нормах, которые применяются и толкуются в соответствии с принципами правовой системы данного государства и являются органическим элементом этой системы.

Кроме национально-правового регулирования вещно-правовых отношений в международно-правовом регулировании. Имеется в виду правовое регулирование отношений собственности договорными коллизионными нормами, т.е. нормами, закрепленными в международных договорах. Примером таких международных коллизионных норм являются нормы, закрепленные в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (ст. 38), в двусторонних договорах о правовой помощи.

И национальные коллизионные нормы, и договорные коллизионные нормы, регулирующие вещно-правовые отношения, отношения собственности, руководствуются одним классическим законом, одним исходным принципом - законом места нахождения вещи.

Закон места нахождения вещи - lex rei sitae - признан исходным коллизионным началом для разрешения вопросов права собственности. По закону местонахождения вещи обычно решается вопрос, может ли данная вещь быть предметом права собственности или иного вещного права: по этому закону определяется и объем вещных прав, порядок их возникновения, перехода и прекращения.

На протяжении длительного периода времени сфера применения закона места нахождения вещи по отношению к праву собственности подверглась весьма существенным изменениям.

Еще в эпоху феодализма в итальянской доктрине был разработан коллизионный принцип lex rei sitae, согласно которому право собственности на недвижимость или другие вещные права в отношении недвижимости подчиняться праву место нахождения недвижимости. Впоследствии этот принцип стал общим для всех европейских государств. В его обоснование обычно указывалось, что недвижимость составляет часть государственной территории, распространяется и на ее части.

Однако из всех правил бывают исключения. В СССР частная собственность на землю была отменена, но это положение не распространялось на право частной собственности советских граждан на землю в других государствах. Как следует из принципа lex rei sitae, если советский гражданин приобрел недвижимость за границей, то он имеет право владеть и распоряжаться этим имуществом в полном объеме в соответствии с законодательством этого государства. Однако суды и административные органы некоторых государств пытались отрицать право советских граждан владеть недвижимостью на их территории, ссылаясь на то, по их личному закону - советскому праву- право частной собственности на землю отменено. Таким образом, аргументация состояла в том, по личному закону гражданина, т.е по советскому закону, соответствующие права не признаются.

Как справедливо подчеркивает Л. А. Лунц, по существу это означало извращение коллизионных принципов - попытка применить личный закон советского гражданина для таких случаев, когда вообще (по общепринятым в международной практике обычаям, а также в соответствии с практикой данной страны) следует применять закон местонахождения вещи. Замена одного коллизионного принципа другим, по сути, означала дискриминацию советских граждан, а также отказ в применении к ним национального режима.

В отношении прав собственности на движимое имущество возникают два основных коллизионных вопроса: а) какой закон регулирует переход права собственности, если собственность приобретается не в том государстве, где вещь находится, и б) каким законом определяется объем прав собственника, если вещь приобретена за границей или принадлежит иностранцу. Долгое время в Европе права на движимые вещи (право требования, ценные бумаги, личные вещи, транспортные средства, и др.) определялись по личному закону собственника.

Данный принцип применялся до середины XIX в. Затем сфера его применения сузилась и была ограничена в случаями правопреемства вследствие смерти собственника в отношении движимости и режима супружеского имущества. Почему так произошло? Место жительство лица может меняться и не всегда является известным контрагенту, заключающему с ним сделку. Кроме того, контрагент может не знать законодательство государства, где проживает лицо. И, наконец, последнее: может иметь место жительство не в одном, а в нескольких государствах. Все это создает определенные трудности для разрешения имущественных споров и затрудняет торговый оборот.

Настоящее время практически во всех странах Европы в отношении движимой собственности действует принцип lex rei sitae. Таким образом, современная международная практика отвечает на поставленные выше коллизионные вопросы так:

а) вещь, правомерно приобретенная в собственность лицом, сохраняется за ее собственником при изменении место нахождении вещи (тем самым признается право собственности на вещи приобретенную за границей);

б) объем право собственника определяется законом место нахождения вещи.

При перемещении вещи из одного государства в другое соответственно изменяется содержание собственности, изменяется содержание собственности в смысле объема прав собственника. Здесь не имеет значения то обстоятельство, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство.

Возможны определенные исключения из общего правила. Если речь идет об авторском праве, праве на фирму, товарный знак и пр., то более приемлемым становится применение личного закона собственника. Это распространяется также и на случаи ликвидации иностранных юридических лиц. Право собственности на имущество филиала иностранного юридического лица определяется не законом места нахождения этого имущества, а личным законом юридического лица.

Статья 1193 закрепляет принцип lex rei sitae: «Право собственности и другие вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится, если иное не предусмотрено законом. Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяется по праву страны, где это имущество находится».

В ч. 1 ст. 1194 содержится положения, согласно, которому возникновение и прекращение вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения вещных прав, если иное не предусмотрено законами Кыргызской Республики.

Часть 2 ст. 1194 ГК предусматривает, что «возникновение и прекращение вещных прав на имущество, являющееся предметом сделки, определяются по праву страны, которому подчинена данная сделка, если иное не установлено соглашением сторон».

Статья 1995 ГК предусматривает, что «Вещные права на транспортные средства и иное имущество, подлежащие внесению в государственные реестры, определяются по праву страны, где эти транспортные средства или имущество зарегистрированы.

Иностранные инвестиции - это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.

Одно из оснований, по которому можно провести классификацию инвестиций, - имущественный или неимущественный их характер. Под неимущественными инвестициями следует понимать права на литературные и художественные произведения, в том числе звукозаписи; права на изобретения, промышленные образцы, топологии интегральных схем; а также специфические технологические сведения (ноу-хау), секреты производства, конфиденциальную коммерческую информацию, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, т.е. все, что входит в понятие интеллектуальной собственности. Все остальные категории инвестиции относятся к имущественным инвестициям. Их характерным признаком является материальное выражение: финансы, материальные ценности.

Другим основанием классификации инвестиций можно считать участие или неучастие инвестора в управлении объектом инвестирования. По этому основанию инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные) инвестиции. Прямые инвестиции осуществляются в виде создания совместных предприятий и предприятий на 100 процентов принадлежащих иностранному инвестору. При такой форме инвестирования иностранные инвесторы «прямо и непосредственно» участвуют в управлении предприятием (компанией). Косвенные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении предприятием (компанией) а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги, т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия в денежной форме.

Как показывает практика, наиболее значительные прямые инвестиции осуществляются в экономику ведущих развитых стран, что связано прежде всего с хорошо отлаженным механизмом правовых гарантий иностранным инвестициям. Но эти страны характеризуются высоким уровнем конкуренции, поэтому более высокий потенциал получения прибыли у стран с развивающейся экономикой потенциал получения прибыли у стран с развивающейся экономикой, хотя там выше риск для иностранного инвестора.

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня:

1) международно-правовой, формирующийся путем заключения международных договоров;

2) внутригосударственный, основу которого составляет национальное законодательство принимающего государства.

Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений осуществляется, как уже было сказано путем заключения государствами и другими субъектами международного права международных договоров. По кругу участников такие международные договоры можно разделить на три группы: многосторонние международные договоры, основной целью которых являются защита иностранных инвестиций на межгосударственном уровне (например, Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г.; Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.); региональные международные договоры (например, соглашения стран СНГ) и двусторонние соглашения (здесь можно говорить как о соглашениях между государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях меду государствами по вопросам защиты иностранных инвестиций, устранению двойного налогообложения, так и соглашениях между государствами и международными организациями - МБРР, ЕБРР, ЕС).

Конвенция о порядке размещения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами была подписана в Вашингтоне 18 марта 1965 г. и выступала в силу 14 октября 1966 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. В соответствии с Конвенцией при МБРР был создан Международный центр по разрешению инвестиционных споров между государствами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, выступающими в качестве иностранных инвесторов - с другой. Инвестиционные споры разрешаются путем проведения примирительной процедуры, либо путем рассмотрения данного спора в судебном порядке.

Развитие новых форм экономического сотрудничество привело к созданию более действенного механизма защиты иностранных инвестиций - страхованию. В сентябре 1985 г. в Сеуле была подписана Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (вступила в силу 12 апреля 1988 г.). Основная идея Конвенция - предоставить иностранным инвесторам финансовые гарантии от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Цель всех видов страхования - стимулирование потока капитала в менее развитые страны путем снижения риска для определенного круга инвесторов в связи с финансированием ими отдельных проектов в развивающихся странах. Агентство в этом случае выступает гарантом того, что обязательства перед инвестором будут соблюдаться.

В настоящее время в ООН зафиксированы более тридцати различных наименований свободных экономических зон, представляющих собой обособленную территорию государства, на которой для решения конкретных экономических задач путем совместного предпринимательства с иностранными инвесторами созданы особые условия хозяйствования.

Понятие «свободная экономическая зона» является собирательным и охватывает в зависимости от целевой, отраслевой направленности такой зоны и от государства, в котором она создается, разные названия. Это могут быть свободные таможенные зоны (Болгария, Югославия), свободные беспошлинные зоны (Болгария), специальные экономические зоны (Китай), свободные промышленные зоны (страны Азии и Африки), экспортно-производственные зоны (страны Азии и Латинской Америки), зоны свободного предпринимательства (США), свободные порты (Германия), технополисы (США).

Все вышеперечисленные СЭЗ можно условно разделить на 3 вида: свободные промышленные зоны; внешнеторговые (свободные таможенные зоны и порты, включая зоны экспортного производства, транзитные зоны); функциональные или отраслевые (технопарки, технополисы, туристические, страховые, банковские зоны и др.).

Свободные промышленные зоны преимущественно создаются в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют собой территории, в пределах которых действует льготный правовой режим в области торгового, валютного, налогового и таможенного регулирования для расположенных в них предприятия.

Внешнеторговые зоны предназначены в основном для обеспечения дополнительных валютных поступлений за счет создания консигнационных складов, сдачи в аренду помещений для выставок, перевалки транзитных грузов и т.п. и имеются практически Вов всех странах. Наиболее распространения они получили в Западной Европе, в частности ФРГ, на территории которой находятся шесть городов -портов, являющихся свободными (Бремен, Бремерхавен, Кукехафин, Эмден, Киль, Гамбург). В этих портах можно производить погрузку, разгрузку, перегрузку, хранение, сортировку товаров, заниматься выставочной деятельностью. Там же осуществляется продажа товаров, организуются торги, представляются банковские, страховые услуги. Основной характеристикой торговых портов ФРГ является невзимание торговых пошлин, а также налога на добавленную стоимость товара в результате улучшения его потребительских свойств.

Технологические парки и технополисы способствует ускорению научно-технического прогресса на основе активизации международного сотрудничество в области внедрения результатов фундаментальной науки с целью разработки новых наукоемких технологии и готовой продукции и расширения их экспорта.

В зависимости от целей деятельности СЭЗ можно разделить на два типа: замкнутый (анклавный), полностью ориентированный на экспорт с целью получения прибыли в свободно конвертируемой валюте (например, СЭЗ Китая), и интеграционный, тесно связанный не только с внешним рынком, но и с национальной экономикой.

Среди наиболее важных задач, стоящих перед СЭЗ, необходимо выделить задачу привлечения в экономику страны, где создается свободная экономическая зона, иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта, т.е. всего того, что традиционно входит в понятие «иностранные инвестиции». Как показывает законодательная практика, именно в СЭЗ для иностранных инвестиций создаются наиболее благоприятные условия.

В ряде стран были приняты специальные законы, определяющие единые для всей страны условия создания и функционирования СЭЗ. Такие законы существуют в США (1934 г. с последующими изменениями), Мексике (1946 г.), Южной Корее (1970 г.), Румынии (1978 г.), Венгрии (1982 г.), Великобритании (1984 г.), Колумбии (1985 г.), Болгарии (1978/79 гг.) и в ряде других стран.

В области создания СЭЗ наиболее привлекателен опыт КНР. Решение о создании СЭЗ было принято в Китае в 1980 г., и на сегодняшний день существует три разновидности свободных экономических зон - специальные экономические зоны (Шень - чжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сяминь в провинции Фуньцян и остравная провинция Хайнань), открытые приморские города (Шанхай, Далянь, Тяньцзинь, Гуанчжоу) и районы экономического развития.

Собственность Кыргызской Республики можно подразделить на различные категории: имущество государство, имущество государственных органов, вклады Национального Банка, воздушные судна и др.

Особым институтом в рамках рассматриваемого вопроса является национализация. Под термином «национализация» понимается огосударствление, то есть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства.

Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится. Социалистическая национализация означала, что право частной собственности на национализированное имущество было уничтожено и возникло новое, принципиально иное по содержанию право социалистической собственности. Позднее национализация стала важным средством в борьбе освободившихся от колониальной зависимости молодых государств за достижение ими экономической независимости. В зависимости от конкретных условий процесс создания государственного сектора путем национализации протекал в этих странах по-разному: в одних национализировалась только собственность, которая принадлежит иностранному капиталу, в других затрагивался и местный частный капитал.

Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, вытекает из общепризнанного принципа международного права -- суверенитета государства. Осуществление национализации -- это одна из форм проявления государственного суверенитета.

Право государства на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН.

Так, 21 декабря 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН на своей VII сессии приняла резолюцию № 626 «О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов». В ней говорится, что «право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать является их неотъемлемым суверенным правом и соответствует целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций».

Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, то есть должны признаваться и за пределами государства, их принявшего.

«Судьба зарубежного имущества национализированных предприятий может определяться лишь законом той страны, к которой данное предприятие принадлежало в момент национализации».

Что касается государственной собственности за рубежом, то она находится в особом положении: она пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности тесно связан с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид иммунитета.

Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности и сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится.

Собственность государства пользуется неприкосновенностью. Это означает, что она не может без согласия государства-собственника быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов или частных лиц.

К ней не могут применяться и административные меры, она не может быть объектом взыскания по всякого рода внесудебным требованиям.

Органы другого государства не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли собственность иностранному государству, когда она находится в его владении, если иностранное государство заявляет, что имущество принадлежит ему.

Необходимо отметить, что если имущество государства пользуется иммунитетом, то из этого не следует, будто это правило должно применяться во всех случаях, поскольку пользование иммунитетом является правом, а не обязанностью государства. Государство не всегда может претендовать на такой иммунитет, а в ряде случаев может не ссылаться на иммунитет принадлежащей ему собственности. Каждое государство само определяет режим государственной собственности.

Вопрос 2. Коллизионные вопросы права собственности:

а) проблема квалификации юридических понятий;

б) закон места нахождения вещи (lex rei sitae) и случаи ограничения применения.

Подобно тому, как личный закон физического лица определяет правовое положение физических лиц, их гражданско-правовой статус, так и закон национальности юридического лица определяет гражданско-правовой статус юридических лиц.

Как известно, юридические лица, с одной стороны, имеют свою внутреннюю организацию, т. е. свой правовой статуе, а с другой - вступают в правоотношения с другими лицами.

В зависимости от видов правоотношений, в которые вступают юридические лица (например, заключение различных договоров), действуют различные коллизионные привязки. Что же касается вопросов статуса, то здесь юридическое лицо подчиняется всегда одному законодательству, т. е. имеет общий личный статус.

Это положение основано на сложившемся международном обычае. Причем тот факт, что личный статус юридического лица имеет экстерриториальное действие, т.е. подлежит признанию за рубежом считается в доктрине международного частного права общепризнанным.

Другими словами, общепризнанно, что вопросы образования юридического лица и его прекращения, объема правоспособности и пр. имеют всегда общую коллизионную привязку, согласно которой, эти вопросы подчиняются законодательству "национальности" юридического лица. На этом, тем не менее, общепризнанность и заканчивается, поскольку далее в доктрине различных стран понятие "национальности" юридического лица трактуется по-разному.

Когда речь идет о праве собственности на вещь или о других вещных правах на нее, коллизионное право многих государств использует формулу прикрепления, согласно которой к этим правоотношениям применяется материальный гражданско-правовой закон страны места нахождения этой вещи.

В настоящее время этот принцип коллизионного права является наиболее распространенным при разрешении вопросов права собственности и других вещных прав. В то же время далеко не все правоотношения удобно регулировать с использованием данного принципа, и законодательства многих стран содержат ряд исключений:

1) если вопрос касается дееспособности лица, даже при совершении им сделок с движимым имуществом, то эти вопросы, как правило, регулируются личным законом;

2) как было продемонстрировано в предыдущем изложении, если имущество принадлежит иностранному юридическому лицу, то его судьба решается не по закону места нахождения вещи, а применяется материальное право страны, где находится это юридическое лицо;

3) приобретение права собственности в порядке наследования регулируется по личному закону наследодателя, а не по закону места нахождения наследственной массы;

4) не может регулироваться законом места нахождения вещи право собственности на груз, находящийся в пути, поскольку такая привязка на практике могла бы привести к тому, что материальное право менялось бы каждый раз с пересечением границы;

5) рассматриваемая привязка не может применяться к имуществу иностранного государства в силу его иммунитета. В этом случае должен применяться закон государства, которому принадлежит это имущество;

6) известным исключением является и внеторговая купля-продажа товара. Казалось бы, что в вопросе риска случайно гибели вещи основным должен быть вопрос перехода права собственности на нее, который, по идее, должен решаться на основе закона места нахождения вещи. В то же время, согласно практике и законодательству большинства стран этот вопрос решается на основе обязательного статута, в результате чего считается, что риск случайно гибели- это вопрос не вещного, а обязательного права. Поэтому, если товар утрачен в пути, продавец, при определенных условиях, может передать товарно-распорядительные документы и потребовать оплаты. Вопрос же перехода права собственности не будет иметь в этом случае никакого значения.

Несмотря на указанные исключения закон места нахождения вещи является основным коллизионным началом для разрешения вопросов права собственности, признанным в подавляющем большинстве государств и международной практике.

4. Закон, избранный лицом, совершившим сделку (lex voluntatis) Этот коллизионный принцип означает применение к правоотношениям того правопорядка, который был избран сторонами - участниками данного гражданского правоотношения.

Следует сразу оговориться, что этот коллизионный принцип касается лишь вопросов отношений сторон по внешней торговле, т. е. обязательственного статута внешнеторговой сделки. Он не может применяться и не определяет вопросы праводееспособности сторон, формы сделки, ее вещно-правовых последствий. Другими словами, этот принцип относится только к обязательственному статуту (lex causae).

Вопрос 3. Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц в области отношений собственности в Российской Федерации. Право собственности российских граждан за рубежом. Режим государственной собственности на имущество, находящееся за границей. Иммунитет собственности иностранного государства.

В соответствии с договоренностями между бывшими союзными республиками, РФ как государство - продолжатель СССР принимает на себя все права на движимую и недвижимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств по погашению государственного долга СССР. Такое положение было закреплено Указом Президента РФ от 8 февраля 1993 г. N 201 "О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом". МИД Украины оспорило данное решение со ссылкой на то, что оно противоречит нормам международного права. Напомню, что вопрос о зарубежной собственности СССР был предметом соглашения глав государств содружества независимых государств (Заключено в г. Минске 30.12.1991). В ст. 1. соглашения указано, что государства - участники Содружества взаимно признают, что каждое из них имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом и будут способствовать реализации этого права. Исходя из сложившейся ситуации, Россия предложила так называемый нулевой вариант, по которому государства - республики бывшего СССР передают, а Российская Федерация принимает на себя обязательства по выплате доли этих государств во внешнем долге бывшего СССР по состоянию на 1 декабря 1991 г. в обмен на долю этих государств-республик в активах по состоянию на 1 декабря 1991 г. Позиция Российской Федерации состояла в том, что платежи по внешнему долгу и вступление в права собственности на имущество бывшего СССР за рубежом находятся в одной логической цепи. Отсюда ставились задачи: в кратчайшие сроки разработать нормативную базу правопреемства и управления зарубежными активами, оформить права Российской Федерации на зарубежную собственность бывшего СССР и начать сбалансированно обслуживать внешний долг.

Однако вопрос оформления прав России на имущество бывшего СССР до сих пор до конца не решен. Было заключено всего 8 отдельных Соглашений с государствами - бывшими союзными республиками, регламентирующих отношения по поводу владения загрансобственностью и погашения внешних долгов. В результате сложилась своеобразная ситуация: в 16 странах недвижимость по-прежнему числится за Советским Союзом со всеми вытекающими из этого факта последствиями. Особую позицию занимает Украина, которая хотя и подписала соответствующее Соглашение о нулевом варианте, однако до сих пор его не ратифицировала. В этой связи объекты недвижимости в таких странах, как Австрия, Болгария, Индия, Польша, Франция, ФРГ, Чехия, и других остались не перерегистрированными. В результате, как отмечают исследователи, сохраняется опасность инициирования этими странами процедуры лишения дипломатического иммунитета в отношении ряда объектов российской собственности и, как следствие, обращения на него исков и утраты имущества.

Ситуация парадоксальна: Россия не вступила во владение всей зарубежной собственностью бывшего СССР, но вместе с тем обслуживает весь внешний долг бывшего СССР, в том числе в части, приходящейся на Украину и другие государства - бывшие союзные республики, с которыми у России не урегулированы вопросы собственности и внешнего долга.

Правовое положение федеральной собственности, находящейся за рубежом, определяется как российским законодательством, так и законодательством страны места нахождения имущества, а также международными договорами РФ.

В отношении находящейся за рубежом российской государственной собственности следует различать собственность Российской Федерации (федеральную собственность) и собственность субъектов Федерации, а также имущество муниципальных объединений.

Правовой статус собственности государства обладает существенными особенностями. Собственность государства пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности тесно связан с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид иммунитета.

Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности - суверенного государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей, сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым:

1) предъявление исков непосредственно к такой собственности (исков in rem в англо-американском праве);

2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к иностранному государству иска, связанного или не связанного с такой собственностью;

3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении такой собственности иностранного государства.

Таким образом, на собственность иностранного государства не распространяется действие рассмотре



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: