Самостоятельная работа № 2
Тема «Специфика экспертирования художественных произведений детской литературы» (ОК-2), ПК-4), (К-13), (ПК-14)
Цель работы – закрепления знания о специфике детско-юношеской литературы и особенностях ее экспертирования, умения дифференцировать и оценивать художественные произведения, адресованные юным читателям, владения навыками экспертирования детской литературы, явлений современного литературного потока.
Задание и методика выполнения: на основе рекомендованной литературы произвести анализ современного произведения для детей.
Самостоятельная работа № 3
Тема «Особенности экспертирования произведений художественной литературы для детей, подростков и юношества» (ОК-2), (ПК-4), (ПК-14)
Цель работы – закрепление знания о специфике экспертирования художественной литературы для читателей разного возраста – детей, подростков и юношества, умения выявлять особенности художественных произведений для детей разного возраста и оценивать их с учетом психолого-педагогических особенностей каждого возраста, владения навыками экспертирования и оценки современных литературных явлений.
Задание и методика выполнения: познакомиться с понятием «психолого-педагогические особенности литературного произведения», уяснить особенности литературного экспертирования произведений для дошкольников, для читателей младшего школьного возраста, для подростков и для юношества.
Самостоятельная работа № 4
Тема «Экспертирование содержательных и духовных посылов произведения» (ОК-2), (ПК-4), (ПК-14)
Цель работы – закрепление знания о характере и способе анализа содержательных и духовных посылов произведения, умения экспертировать содержательную и духовную составляющую литературного произведения, владения навыками экспертной оценки и анализа содержательных и духовных посылов текста.
Задание и методика выполнения: произвести оценку актуальности тематики и проблематики детского литературного текста, его содержательной глубины, наличия развивающего потенциала; оценить, насколько он соответствует возрастным особенностям и психологическим запросам читателя, оценить воспитательный и душесозидательный потенциал книги.
Самостоятельная № 5
Тема «Анализ и оценка характеров героев» (ОК-2), (ПК-4), (ПК-14)
Цель работы – закрепление знания о способах, приемах и алгоритме анализа и оценки героев произведения, умения применять теоретические знания в ходе анализа образной системы, героев, владения навыками практического экспертирования героев и сюжета литературного произведения.
Задание и методика выполнения: рассмотреть отбор автором персонажей, их возрастное соответствие читателю, построения образной системы в целом, проанализировать приемы и средства создания характера, глубину психологизма, изучить специфику конфликта, доступности и роли в нем героев, особенности воплощения отрицательных героев, выявить позицию автора как единомышленника читателей-детей.
Самостоятельная работа № 6.
Тема «Оценка сюжетостроения произведения» (ОК-2), (ПК-4), (ПК-14)
Цель работы – закрепление знания о способах, приемах и алгоритме анализа и оценки сюжетостроения произведения, умения применять теоретические знания в ходе анализа построения сюжета, владения навыками практического экспертирования сюжетно-фабульной основы литературного произведения.
Задание и методика выполнения: произвести анализ и оценку сюжетно-композиционной структуры произведения, ее ведущих элементов, соразмерности компонентов, роли сюжетно-композиционного строения в раскрытии темы для разных возрастных групп читателей.
Самостоятельная работа № 7.
Тема « Оценка формы и художественных особенностей произведений для детей разного возраста»(ОК-2), (ПК-4), (ПК-13), (ПК-14)
Цель работы – закрепление знания об особенностях экспертирования формы и художественных особенностей произведений для детей разного возраста, умения применять теоретические познания в практике анализа и оценки формы и художественных особенностей для детей разного возраста, владения навыками экспертирования формы и художественной специфики произведений, адресованных детям разного возраста.
Задание и методика выполнения: произвести анализ и оценку литературной формы произведения, ее ведущих элементов; оценить творческую оригинальность писателя, традиционность и новизну его индивидуальной манеры.
Самостоятельная работа № 8.
Тема «Оценка языка и стиля художественных произведений для детей» ОК-2), (ПК-4), (ПК-13), (ПК-14)
Цель работы – закрепление знания об особенностях экспертирования языка и стиля произведений для детей разного возраста, умения применять теоретические познания в практике анализа и оценки языка и стиля произведения для детей разного возраста, владения навыками экспертирования языковой основы произведений, адресованных детям разного возраста.
Задание и методика выполнения: произвести анализ и оценку языка произведения (изобразительно-выразительных средств), его богатства, выразительности, доступности; определить адекватность языка жанру и возрастным особенностям читателя
Самостоятельная работа № 9.
Тема «Особенности экспертирования произведений различных литературных родов. Специфика экспертирования поэзии для детей» (ОК-2), (ПК-4), (ПК-13), (ПК-14), (ПК-22), (ПК-25)
Цель работы – закрепление знания о способах и приемах оценки художественных произведений для детей различных литературных родов, умения применять теоретические знания в ходе экспертирования языка и стиля художественных произведений для детей, владения навыками оценки и анализа языка и стиля художественных произведений для детей.
Задание и методика выполнения: усвоить различия в экспертировании произведений различных литературных родов: прозы, поэзии, драмы; произвести анализ особенностей рода произведения.
Самостоятельная работа № 10.
Тема «Специфика экспертирования прозаических произведений разных жанров» (ОК-2), (ПК-4), (ПК-13), (ПК-14), (ПК-22), (ПК-25)
Цель работы – закрепление знания о специфике прозаического (эпического) текста и особенностях его экспертирования, умения построить алгоритм и методику анализа и оценки прозаического произведения, владения навыками литературоведческого анализа и оценки прозаических произведений разных жанров.
Задание и методика выполнения: усвоить различия в экспертировании прозаических произведений различных литературных жанров: рассказа, повести, микро-новеллы; произвести анализ жанровых особенностей произведения.
Самостоятельная работа № 11.
Тема «Основные жанры литературного экспертирования Основные жанры литературного экспертирования» (ПК-22), (ПК-25)
Цель работы – закрепление знания о специфике жанров литературоведческих работ (статьи, эссе, монографии, рецензии, бук-трейлера) и их отличии между собой, умения построить алгоритм и методику подготовки литературоведческого материала, владения навыками создания произведения литературоведческого характера (рецензии, бук-трейлера).
Задание и методика выполнения: выбрать адекватный для текста алгоритм и методику анализа, составить его план и осуществить анализ. Полученные результаты оформить в письменном виде (рецензия, бук-трейлер).
Тестовые задания
(примеры из разных вариантов)
1. Укажите основные критерии оценки качества художественного произведения для детей:
1. Адекватность тематики возрасту читателя
2. Глубина содержания
3. занимательность
4. орфографическая грамотность
2. Основными жанрами экпертирования являются:
1. эссе
2. статья
3. рецензия
4. научная диссертация
5. бук-трейлер
3. В ходе экспертирования литературного текста следует учитывать:
1. его родовую принадлежность
2. его жанровую специфику
3. характер иллюстраций
4. соответствие возрастным особенностям ребенка-адресата
6. читательские отзывы
7. качество художественной формы